ДСТ-Урал представили свою первую модель с/х-трактора – модель FT80, которая будет оснащаться двигателями ЯМЗ до 412 л/с и гидростатической трансмиссией:
При этом, как сообщают в Росспецмаш, отгрузки на внутренний рынок в денежном выражении сократились еще больше – почти на 18% к 2023 году.
Если учесть инфляцию и рост цен, то статистика производства в «штучном» выражении выглядит еще менее обнадеживающе: к примеру, тракторы упали на 26 %, плуги – также на 26%, а зерноуборочные комбайны – на 17%.
При этом если посмотреть, к примеру, на отгрузки тех же тракторов с разделением по классу мощности, то общее по рынку падение отгрузок тракторов от 100 до 300 л/с составляет уже более 50% к 2023 году.
Как отмечают в Росспецмаш, причины спада – высокая ключевая ставка, низкая рентабельность сельхозсектора, проблемы с финансированием и рост затрат на производство техники.
Проект NEXAT разрабатывается с 2017 года и представляет собой универсальную самоходную платформу с рабочей шириной 14 м, двумя двигателями Liebherr по 550 л/c, гусеничным ходом на электротяге и системой сменных модулей для разных видов работ.
Один их таких модулей – «комбайновый» агрегат NexCo с двумя поперечными роторами по 5,8 м каждый, общей производительностью 130-200 т/ч, бункером на 32 000 л и выгрузкой на 600 л/с.
Для справки – это более чем в полтора раза превосходит по производительности флагманские комбайны классической компановки: презентованные год назад модели от CaseIH / NewHolland мощностью 775 л/с и ранее в 2019 году Lexion 8900 на 790 л/с от Claas.
Кроме «комбайнового» модуля, к проекту универсального трактора NEXAT со своими решениями уже присоединились Vaderstad, Amazone, Dammann, Einböck, Güttler и многие другие производители прицепной техники со своими модулями опрыскивателей, дисковых лущильников, сеялок и разбрасывателей удобрений.
Таким образом в будущем NEXAT сможем стать первым в мире по-настоящему универсальным энергосредством, способным выполнять весь цикл полевых работ без использования других самоходных машин.
Как дополнительное преимущество такого подхода – работа по единой технологической колее (CTF), когда все орудия унифицированы по ширине и каждый проход трактора не наносит вреда как самой культуре, так и состоянию почвы под этой культурой.
На сегодня NEXAT проходит полевые испытания и готовится выйти в серию. Когда новинка станет доступна для широкого круга покупателей – в компании пока не раскрывают.
В этот раз затронули не самую горячую, но точно одну из самых прикладных тем – зубовые бороны, чем они отличаются от пружинных, из-за чего растет спрос на шлейфовые и почему практически ни одно хозяйство не обходится без этих борон.
Компанию нам составил Александр Романов – менеджер по продукту компании «Алмаз», одного из крупнейших в России производителей зубовых борон и другой почвообрабатывающей и посевной техники.
Можно высказаться простому колхознику? Постараюсь без мата...
Даже без введения утильсбора только за последний год закупки новой сельхозтехники по официальным данным просели на 16 процентов, а за три года примерно на 30-40. Почему? Цены на сельхозпродукцию на внутреннем рынке прижали пошлинами, плюс погодные условия 2024 года, плюс курс валюты и издержки параллельного импорта... По факту сейчас сельское хозяйство держится на том запасе, который производители успели накопить в "тучные годы" до начала СВО.
Мало закупки техники снизились? Что же делать? Давайте процентную ставку по кредитам повысим и льготные кредиты урежем. Все равно покупают? Вот сволочи!!! Что же еще нам сделать? Во, утильсбор повысим! Машинку на фото видите?
На момент начала переговоров о покупке стоила 62-65 млн. руб, на скачке курса евро подорожала на 8 млн. (и каков будет курс и цена на момент поставки и окончательного рассчета?), плюс 13,8 млн. руб ожидается за счет утильсбора... Замещена ли данная машина. Формально, по производимым моделям - да, есть Барс и Туман (новинка, пока без опыта эксплуатации в хозяйствах). По факту и объемам производства - нет
Желтенький Туман-4 еще не поставлялся в хозяйства в промышленных обьемах
И самое главное - данные машины отличаются "примитивной" штангой, без систем активной стабилизации и развитого управления форсунками, обеспечивающей стабильность контроля нормы расхода на высоких скоростях.
Утильсбор не будет работать без льготных инвестиций во внутреннее производство. Причем по принципу: инвестиции сегодня, утильсбор через три года. А то, как они сейчас работают - это гвоздь в крышку гроба отечественного сельского хозяйства.
Утилизационный сбор на иностранную сельхозтехнику, производство аналогов которой уже освоено в России и Беларуси, собираются повысить в пять раз. Минпромторгом России подготовлен проект постановления, в рамках которого до 2030 года станет обязательной и ежегодная индексация ставки утильсбора на 15 %.
Ежегодная индексация ставки утильсбора на 15 % будет зависеть от профиля техники.
Единственным исключением в следующем году могут стать тракторы мощностью до 340 лошадиных сил. На них утильсбор повышать не будут.
Часть российской сельхозтехники под эту градацию не подпадает. Например, вся линейка гусеничных тракторов Волгоградского завода, завода Петра-ЗСТ, Камского тракторного завода, часть тракторов Кировского завода и ГК «Балтиец». На единственном в линейке мощном тракторе серии 2000 от Ростсельмаша стоит мотор от 405 лошадиных сил, часть модификаций модели Кировского завода также имеет мощность выше этого параметра. То есть утильсбор на технику такого типа повысят.
С зерноуборочными и кормоуборочными комбайнами другая ситуация. В номенклатуре таких заводов, как Ростсельмаш, как минимум половина моделей обладает большей мощностью, есть две таких модели и у Брянсксельмаша.
В Минпромторге уточнили, что машины, «которые серийно не выпускаются российскими и белорусскими предприятиями (как, например, свекло- и картофелеуборочные самоходные комбайны), в принципе не облагаются утилизационным сбором».
По данным Росспецмаша, в 2023 году в число основных импортеров сельхозтехники в Россию входили Германия, Голландия, США
Главный вопрос: как повышение утильсбора повлияет на продовольственные цены?
Вероятность их роста, по мнению экспертов, невелика. С одной стороны, рост ставки сбора приведет к тому, что его доля в стоимости импортируемой на территорию Союзного государства техники способна вырасти с 10 до 40 %. Влияние на конечную продукцию оценивается в несколько процентов. Если же в какой-то товарной группе наметится рост стоимости, государство будет принимать меры по его нивелированию. Скажем, с помощью роста импорта.
Импорт сельхозтехники в Россию до сих пор осуществляется в серьезных объемах. Информации за 2024 год пока нет. В первом полугодии 2023-го, по данным Росспецмаша, по доле импорта лидировали Германия (32,2 %), Китай (20,7 %) и Голландия (5,8 %). Тракторов больше всего за период с января по июль прошлого года поставил Китай (65,7 %), на втором месте — Германия (10,3 %), на третьем — США (6,8 %). В комбайнах безусловный лидер — Германия (80,7 %), на втором месте — Бельгия (9,3 %), замыкает тройку Китай (4,7 %).
От недружественного импорта придется активно защищаться ради развития отечественного производства. Тут чрезвычайно важен баланс интересов между производителями техники и аграриями.
Своей техники у нас пока недостаточно, и качество ее не всегда соответствует запросам, считает Петр Чекмарев, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию АПК:
— Сейчас необходимо работать не только над тем, чтобы увеличить производство техники на наших заводах. Нужно дать возможность производителям закупать ее с помощью льготных кредитов или субсидирования в районе от 50 до 90 %. Без повышения энерговооруженности сельского хозяйства Союзному государству не обеспечить необходимый уровень продовольственной безопасности.
Как в Беларуси
ИЗМЕНЕНИЕ ставок утилизационного сбора в отношении сельхозтехники в Беларуси в настоящее время не планируется. При этом Минтранс предлагает освободить от утильсбора другие категории транспортных средств: новые седельные тягачи и моторные транспортные средства класса «Евро-5» и выше, прицепы и полуприцепы при их помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, а также при их ввозе с территории государств — членов ЕАЭС. Как заявил в сентябре заместитель начальника управления автомобильного транспорта ведомства Антон Александров, цель данной инициативы — ускорение темпов обновления подвижного состава. Проект соответствующего указа прошел первый круг согласования.
В этом году в Беларуси уже пересматривали размеры ставок утильсбора и на легковую технику. Если ранее они определялись для трех категорий транспортных средств (до 3 лет, от 3 до 7 лет, от 7 лет и более), то с 31 марта градации две: авто в возрасте до 3 лет и старше. Повысились ставки утильсбора для юрлиц, импортирующих ТС с двигателями объемом от 1 до 2 литров — они выросли почти вдвое. А вот физлицам, которые приобретают за рубежом и ввозят в страну легковые автомобили старше 7 лет для личного пользования, новые правила даже сыграли на руку, поскольку категория «более 7 лет» канула в Лету. Что касается ввоза легковушек не старше 3 лет, то для них ничего не изменилось. Не изменились и ставки утильсбора для машин, ввозимых в Беларусь из стран ЕАЭС.
С 1 июля изменилась ставка утилизационного сбора, подлежащего уплате в отношении транспортных средств, ввозимых с территории ЕАЭС, если с даты выпуска машины таможенным органом государства — члена ЕАЭС прошло менее года. Критерием при определении ставки в отношении таких транспортных средств является заключение о независимой оценке. Такая оценка должна производиться исходя из рыночной стоимости аналогичных товаров в стране приобретения в целях их ввоза на территорию ЕАЭС, по которой эти товары продаются или предлагаются для продажи на рынке. Исключение с конца ноября будет сделано лишь для техники, в отношении которой плательщиком является дилер или дистрибьютор. А также если транспортные средства были зарегистрированы в государстве — члене ЕАЭС не менее одного года в любой период до дня представления документа об исчислении и уплате утильсбора.
Осеннее изменение ставок утильсбора на легковушки в РФ также волнует белорусов. Председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Варивода через прессу заблаговременно успокоил заинтересованных: далеко не всегда увеличение налогов и сборов быстро сказывается на конечной цене товара.
Из-за российских новаций может увеличиться цена техники, ввозимой в страну через Россию, отмечает эксперт. Вырастет их себестоимость, и если белорусский дилер, российский импортер и, скажем, китайский производитель не поступятся своими коммерческими интересами, то ценники будут переписаны. Впрочем, доминирующий на местном рынке белорусский автопроизводитель «БЕЛДЖИ» ограничен в изменении отпускных цен — так есть ли смысл конкурентам идти наперекор ценовой политике главного игрока?
А вот опосредованное влияние роста утильсбора в России на белорусский авторынок может оказаться более существенным, считает председатель правления БАА. Сергей Варивода предположил, что в рамках ЕАЭС Беларусь, вероятно, примет соответствующее решение об изменении ставок утилизационного сбора в сторону их повышения. Это решение коснется куда большего количества представителей рынка, поскольку оно затронет и тех, кто поставляет автомобили напрямую из-за пределов ТС.
— Среди членов БАА их доля составляет 25 %, — пояснил он.
Впрочем, рано или поздно любое увеличение затрат импортера или производителя будет оплачено потребителем в составе конечной цены автомобиля.
В этот раз разбирались зачем вообще нужны сеялки точного высева, чем они отличаются от зерновых комплексов, для чего в сеялках используются конвейерные ленты и как не промахнуться с выбором сеялки для кукурузы или подсолнечника.
Компанию нам составил Артем Гришуненков – основатель и идейный вдохновитель компании Agroeco | Сельхозтехника и запчасти , с которым в конце выпуска мы наградили авторов самых интересных вопросов фирменными подарками.