Не так. Китайцы не прошли свой путь, китайцы его заимствовали. В Китае туева хуча готовых заводов, которые делают всё. Помимо своих китайских автозаводов, в Китае заводы Хонда, Тойота, ВАГ, Мерседес. Фактически, в Китае ты легко можешь создать свой автомобиль, тебе нужна только инженерная группа, дизайнер и работяги на сборочном конвейере.. Для своего авто все детали ты можешь купить в Китае. Ты можешь купить ВАГовский мотор с турбиной (а в большинстве китайских автомобилей стоят не китайские двигатели, а европейские и японские движки разработки 90-х и 2000-х годов, производители моторов пошли по простому пути, к проверенным атмосферникам начали прикручивать турбины, да это ухудшает ресурс двигателя, но позволяет выжать из него больше лошадей), АБС бош, Макферсон подвеску, всю электрику на авто, рули, сиденья, датчики вообще все. Все узлы, запчасти, детали для своего авто ты купишь в Китае, их там херачат миллионными тиражами по очень вкусной цене. Твоя задача, чтобы дизайнер нарисовал авто, инженеры разбили кузов на составные части штамповок, заказал матрицу и штампуй кузов вместе с пластиковым обвесом, выбрал колёсную платформу, нженеры раскидали агрегаты и собирай свой автомобиль. Внутри Китая, с льготами и субсидиями. Вот так работал и частично работает китайский автопром. Лего-конструктор, у тебя под рукой целая страна с запчастями, лицензионными, проверенными. Почему китайцы к авто относятся как смартфонам и у них каждый год рестайлинг, доходит до того, что ты запчасти на 5-леьнего китайца хуй найдешь? Потому что инженерная группа все время решает вопрос с оптимизацией, чтобы сделать авто дешевле, урезал электропроводку на 20 см, более оптимально проложил, у тебя в тираже экономия миллионная. Реальные случаи, запчасть из каталога, к той же модели, но она не подходит, сцуко, они изменили точки крепления. Огромный рынок сбыта, но и коррупции до хрена, гуглите кладбища новых авто, субсидии съедены, авто нахер никому оказались не нужны. Не зашло покупателям.
Первый иностранный автопроизводитель, который пришел в Китай был Фольксваген, в 1986 году, они там начали производить древнючий Фольксваген Сантана. Я был в 99 году в Китае видел этот авто, новый, он стоил космических денег, около 25 тысяч долларов, за эти деньги можно было тогда купить приличную новую современную европейскую машину, но у Фольксвагена был огромный рынок сбыта и Сантана продавалась и покупалась. Китайский внутренний рынок был защищен заградительными пошлинами. Выгоднее было купить Сантана, чем нового европейца за космический ценник.Китайцы покупали Сантану, на фоне родного китайского говна, Сантана была проверенным надёжным авто, хоть и морально и технически устаревшим. Фольксваген начал зарабатывать огромные деньжищи. На опыте Фольксвагена в Китай потянулись все остальные автопроизводители. Мерс, Тойота,Хонда, все хотели заработать, Мерседес в 200-е вваливал по 2 млрд инвестиций ежегодно в свои заводы в Китае. По сути европейцы и создали китайский автопром. Но этого мало, ключевой момент, это опытные инженеры и работяги, которые работали на иностранных заводах и в Китае и в Европе, китайцы получили огромный опыт. ИТР имеет решающее значение.
ВАЗ с приходом Рено-ниссан начал работать по тому же принципу, что не умеем делать, все купим и поставим в свой автомобиль. ИТР деградировал, основная задача, вкорячить импортную деталь в "отечественный" автомобиль. У ВАЗа итак с передовыми разработками было не густо, от СССР нам не досталось чего-то продвинутого, там Жигули ебашили без особых изменений с момента запуска завода. А стало ещё хуже. Пошло замещение, то что могли производить у себя, стали замещать импортным. Да, авто дешевле на выходе получался, дешевле хоть и не сильно, чем у конкурентов. Рено-ниссан было похрен на российский автопром, им нет смысла его развивать, им главное сборка, сбыт и прибыль. Многие перспективные модели просто не производили, чтобы не делать конкуренцию своим же авто типа Рено Сандеро. Спрос был, потому что простой авто, дёшевые обслуживание и эксплуатация. Потом пришел 2022 и пиздец. Собирать конструктор Лего стало сильно сложно и сильно дорого. Пришли к тому, что есть. Что оказывается свое разрабатывать и производить это пиздец как дорого. Все эти вопли про субсидии АвтоВАЗу не отражают реальной картины, субсидии в зависимости от локализации распространяются на все автомобили производимые в РФ. На тех же китайцев тоже,дилеры рассказывают о скидках по госпрограмме и льготных кредитах по госпрограмме, все это компенсируется из бюджета, за счёт тех денег, которые собираются в виде пошлин, утильсбора, налогов.
Рядовому потребителю похрену на проблемы АвтоВАЗа, ему нужно дорого и богато, но нужно очень дёшево. Есть такое выражение, купить на грош пятаков. Ему похрену в глобальном смысле вообще на российские заводы, ИТР и российскую промышленность. Ему нужно условно за миллион красивое и надёжное, чтобы все видели, что вот он, едет король дороги. В чем-то рядовой потребитель прав, конкретно в своих хотелках со свистоперделками. Это его жизнь и он хочет прожить ее красиво и комфортно. И вот эти хотелки со свистоперделками про красиво и комфортно, оказывают влияние на всё. не только продажи АвтоВАЗа, но и рождаемость и все остальное. Которое обстебали давно.
"Мы знаем, есть еще семейки,
На заграничные наклейки...
Выхода из сложившейся ситуации хорошего нет. Конкурировать с Китаем невозможно. Европейцы не могут конкурировать с Китаем. Те же самые немцы, которые создали в Китае китайский автопром, частично закрывают заводы у себя, сокращают персонал, но они их не закроют, потому что это стратегически важные объекты промышленности. Они их будут поддерживать всеми возможными средствами. В Китае европейцы и я концы тоже не закроют заводы, потому что это потеря прибылей, хоть они и отбили давно свои инвестиции, заводы в Китае не закроются. Даже если представить, что одномоментно из Китая ушли все ключевые производители, Китаю станет херово, они будут делать куда более говенные авто, но у них есть ИТР, и за 3-4 года они смогут заместить ушедших производителей. Как сделать хорошо в России с наименьшими потерями, я не знаю. Только на патриотизме долго ехать невозможно. Нытье Соколова имеет основу. У нас умирает автопром. Точнее Китай его забивает тапками. Как то так.