"Ведьмак" здорового человека и "Ведьмак" курильщика
Очень много дискуссий по поводу 2-го сезона "Ведьмака" от Netflix. Каждый раз чешутся руки вступить в словесные баталии в комментариях и с пеной у рта отстаивать свою точку зрения.
Лучше напишу пост и закрою этот гештальт.
ТЕКСТ СОДЕРЖИТ КНИЖНЫЕ И ИГРОВЫЕ СПОЙЛЕРЫ!!!
В 2015 году выходит игра “Ведьмак 3: Дикая Охота” которая запускает малоизвестную, польскую студию CD Projekt RED не просто в стратосферу, а сразу в дальний космос и делает её одной из самых известных и значимых в гейм индустрии (в конце 2015 года пройдёт ежегодная церемония Global Game Awards, на которой CD Projekt RED займёт первое место в номинации «Лучшая студия-разработчик» — это равнозначно “Оскару” или “Нобелевской премии” в мире игр, просто чтобы вы понимали масштаб). Ну и если бы вы купили 1 000 акций этой компании на старте продаж в 2011 (вам бы это обошлось примерно в 1470$), то к 2020 вы бы были миллионером 🙂
От себя я крайне рекомендую прочесть книги и потом последовательно сыграть во все 3 части. Более полного и детального погружения в мир “Ведьмака” сложно придумать.
Итого.
В одном из нескольких сотен квестов (заданий, которые нужно выполнить в течении игры, чтобы достичь финала повествования) нам предстоит поучаствовать в театральном представлении и для этого необходимо собрать свою труппу (по-моему, так, деталей уже не помню). По рекомендации Лютика мы отправляемся в таверну где будет выступать одна из его знакомых — бард Присцилла, выступающая под именем "Цираночка" или "Уточка-Циранка".
В общем-то стандартное задание из серии: пойди туда, встреть НПС (Non-Player Character), получи от него информацию и двигайся дальше по сюжету.
Ты как ни в чём не бывало заходишь в таверну, спрашиваешь у трактирщика где можно найти Присциллу, он просит тебя занять место за столом и обождать, потому что она вот-вот начнёт своё выступление, после которого ты сможешь с ней поговорить...
Ну, окей...
Ты абсолютно спокойно садишься на стул и… вот тут-то из-под тебя вышибают планету.
Я не знаю кому именно и по каким тарифам продали свои души сценаристы игры “Ведьмак”, но то, что они это сделали — инфа сотка.
Потому что Присцилла, выйдя на подмостки начинает петь о тебе. О ведьмаке. О Геральте из Ривии. И о ней. О волшебнице. О Йеннифэр из Венгерберга.
Я помню себя в тот момент. Я застыл перед монитором и у меня по щекам катились слёзы. Потому что это было настолько филигранно срежиссировано и настолько точно вставлено в историю и настолько прекрасно сыграно (ДАЖЕ КОМПЬЮТЕРНЫЙ КОД УМЕЕТ ИГРАТЬ, СУКА, А ГЕНРИ КАВИЛЛ — НЕТ) что у тебя просто не было вариантов других эмоций.
У тебя вообще ничего не было.
Ни воздуха в сжатом горле, ни желания двигаться или что-то предпринимать. Ни. Че. Го. На почти 4 минуты игрового времени ты растворялся в саге и персонажах. В том ублюдочном гении сценария, который взял подловил тебя и поимел так, что ты, ползая на коленях, умолял его повторить это.
Потому что, нельзя прочитав книги и наиграв 400 или 500 часов во все три части франшизы не впустить в себя историю из рассказа “Последнее желание”. Историю, которая намертво связывает Геральта и Йеннифэр — потому что третье и последнее желание которое произносит Геральт, это чтобы его судьба была связана с судьбой Йеннифэр.
И первое что я сделал, когда кат. сцена закончилась — это загрузил сохранение, добежал до таверны и сделал квиксейв, чтобы не тратить время. Я загружался и переслушивал эту песню раз 5 или 6 точно. При том, что в связи с особенностями движка игры, песня шла, как-бы, немного с заиканиями (игровой клип был разбит на несколько видеороликов которые загружались друг за другом и не было “плавного” воспроизведения).
На данный момент у “исправленного” без “заиканий” видео с песней Присциллы почти 2,1 млн. просмотров. Не у трека модного исполнителя с рекламой и пиаром во всех соц. сетях. Не у интервью Дудя. Не у вирусного видео какой-нибудь знаменитости.
2,1 миллиона просмотров у куска игрового кода длинной в 3 минуты 42 секунды.
На этом, в принципе, можно остановиться.
Но гений людей, которые это делали выходит за рамки этой Вселенной. Дело в том, что Лютик — практически единственный бард, который упоминается в течении всей саги. Я говорю “практически” потому что есть и другой — это бард-девушка.
Эсси Давен по прозвищу Глазок (ориг. Essi Daven) — бард, поэтесса, друг знаменитого барда Лютика, а с некоторых пор друг и близкий человек Геральта.
Вот как её описывает Сапковский в рассказе “Немного жертвенности”: «На хорошеньком, но ничем особым не выделяющемся личике горел огромный, прекрасный, блестящий темно–голубой глаз, от которого невозможно было оторваться. Второй глаз Эсси Давен был большую часть времени прикрыт и заслонен золотистой прядкой, падающей на щеку. Эсси то и дело откидывала прядку движением головы либо подув на неё, и тогда становилось видно, что второй глазок Глазка ни в чем не уступает первому».
Дальше всё очень грустно.
Встреча Эсси Давен с Геральтом в Бремервоорде привела к мимолётному, хоть и весьма трагичному, роману, на память о котором у Эсси осталась найденная Геральтом и Лютиком голубая жемчужина, подаренная поэтом и ведьмаком на её день рождения. Жемчужину Эсси оформила в серебряный кулон и хранила до самой смерти. Во многом помогала Геральту — зашила его рану, полученную во время схватки с рыболюдьми на Ступенях, и оказывала моральную поддержку.
Эсси умирает во время эпидемии оспы, бушевавшей в столице Темерии Вызиме. Лютик пронёс её тело на руках через весь город, а затем похоронил Эсси в лесу далеко от города вместе с её лютней и голубой жемчужиной, подаренной Геральтом. Геральту об этом он так никогда и не смог рассказать. Поэтическое наследие Эсси Давен после её смерти было издано под названием «Голубая жемчужина» (эта книга упоминается в числе прочитанных Цири во время обучения в храме Мелитэле).
(Пишу это и… короче… *шмыгает носом*🥺🥺🥺).
Вы понимаете?
Присцилла — единственная девушка-бард которая встречается нам в игре — это дань уважения сценаристов персонажу Эсси Давен — единственной девушки-барду которая встречается нам в саге. Они даже внешне очень похожи друг на друга.
Насколько нужно быть поцелованными Богом, чтобы подумать, вспомнить, заморочиться, органично вписать персонажа в историю мира и при этом чётко дать понять, что это дань уважения автору и оммаж в его сторону?
Не переписывать сценарий как тебе хочется, в угоду разным уёбкам, на корню перечёркивая весь канон и водя черным, трнсгендерным хуищем по лицам фанатов, а сделать так, что даже спустя 7-мь лет (!!!) после выхода игры, люди до сих пор пишут комментарии под видео и благодарят создателей игры.
В принципе на этом тоже можно было бы остановиться. Но потрачу ещё немного вашего времени.
О внутренней драматургии кадра.
На 1:46 за окнами таверны проходит человек. Он уходит за пределы окон, затем возвращается, останавливается и начинает слушать барда. Он будет стоять там до 3:30, а потом хмыкнет и уйдёт. Всё бы ничего — случайный прохожий услышал барда и остановился послушать понравившуюся ему песню.
Да вот только это не “случайный прохожий”.
Это Сигизмунд Дийкстра — бывший шеф реданской разведки, а после смерти короля Визимира II, фактически король Редании. Дийкстра — это абсолютный человек материи, а не духа. Бесконечно безжалостный, циничный и беспощадный. Предпочитающий убив человека — заодно убить всех его близких родственников до 'надцатого колена, просто во избежание различных недоразумений в будущем. И вот такой человек, останавливается у окна таверны и слушает как поёт бард. Поёт о любви. Не шевелясь стоит и слушает выступление до самого конца. Это говорит нам — зрителю — насколько охуенно то, что происходит в сцене. Маленькая деталь для своих, для тех кто “в теме” — и абсолютный драматургический шедевр с точки зрения раскрытия персонажей.
На 2:22 Геральт бросает мимолётный взгляд на сидящего рядом краснолюда. Это Золтан Хивай. Друг Геральта и Лютика. Любитель выпивки, баб, драк и азартных игр. Человек (гм-хм…) который без ядреного словца не проживёт и минуты. И что мы видим? Этот персонаж, прикрыв глаза и помогая себе руками тихонько подпевает барду… Это как вообще???...
Ну и финалочка. На 2:49 звучит фраза: “Когда в желанье я облёк влечение, не полюбила ль ты во вред себе?” — прямая отсылка к тому, что сделал Геральт. В этот момент Геральт тяжело выдыхает, опирается на колени и задумавшись смотрит в пол. Возможно, впервые в жизни думая о том, не совершил ли он тогда ошибку?.. Он выпадает из реальности погружаясь в прошлое настолько сильно, что (ролик обрезан, к сожалению, и это не попало на видео, но я-то помню его наизусть 😅) когда выступление закончится и весь зал стоя будет аплодировать Присцилле, Золтану придётся стукнуть Геральта кулаком в плечо, чтобы тот вернулся из мира воспоминаний, в которые погрузила его песня, в реальный мир.
Три минуты сорок две секунды.
Кусок программного кода из компьютерной игры.
Написанный и срежиссированный людьми единственная заслуга которых — это умение абсолютно погружаться и жить в мире той истории, продолжение которой они пишут.
Кусок программного кода длинной в три минуты сорок две секунды за который можно не раздумывая давать “Оскар” за лучший адаптированный сценарий.
А не 8 серий ёбанного убожества, где "дядюшка Весемир" тыкает ножом в Цири, а Цири режет глотки ведьмакам (ТРИЖДЫБЛЯДСКАЯ ЯРОСТЬ!!!), убожества после которого, единственное, что хочется выдать сценаристам и режиссёрам — это мыло, верёвку и крепкий гвоздь.
Да, серия игр "Ведьмак" не является каноном. В том смысле, что в её создании Сапковский не принимал ровным счётом никакого участия. Но положа руку на сердце — для меня этот игровой триптих являются логичным и завершённым продолжением истории. Расширяющим и дополняющим мир Геральта из Ривии. Бесконечно любя и уважая то, что было создано паном Сапковским.
Сказать тоже самое о сериале я не смогу даже под пытками.
UPD: Как совершенно правильно подсказали в комментариях за окном не Дийкстра, а Франциск Бедлам «Король Нищих». Тоже весьма неоднозначный персонаж: «Меня не интересуют почести, дворцы, дорогие ткани. Я хочу власти. Абсолютной. Только и всего» — описание Короля Нищих в «Гвинте».