Типы велосипедов на примере автомобилей
С приближением весны, все больше людей хотят приобрести велосипед. И все чаще я слышу от знакомых, что стало много разных великов, у них куча передач и разные колёса. В чём принципиальная разница? Для себя я давно придумал такую аналогию: все знают чем отличаются разные виды автомобилей, так вот с велосипедами также, это тоже транспорт с теми же задачами.
Ситибайк
Сейчас так принято называть тот тип, который раньше у нас называли дорожным. Собственно он, по форме рамы и руля, был самым первым, и до сих пор похож на костотрясы столетней давности. Главные особенности: простота конструкции, а значит надежность, колёса (в классическом варианте) диаметром 28 дюймов, широкое седло и вертикальная посадка. Из последних вытекает важный факт, ситибайки довольно комфортны.
Их редко делают дорогими, рама и колёса сделанны, чаще всего, из стали, а значит такие велики довольно тяжёлые. Обычно у них от одной до восьми передач: кто много ездит по городу знает, мало когда нужно больше трех. Часто на городские велосипеды сразу устаноленны длинные крылья, хорошо защищающие от грязи, багажники, корзинки, фары, звонки и прочие полезные мелочи. Кроме всего прочего, такие велосипеды за счет своего ретро-вида смотрятся очень стильно: хром, узоры на раме, разнообразные цвета — можно подобрать и под деловой костюм и под цветастую юбку.
В итоге, ситибайк, может быть не самый быстрый, но комфортный и практичный велосипед. По-моему лучшее сравнение — бюджетный малолитражный седан. Да, есть машины быстрее, да, есть проходимее, есть более необычные. Тем не менее, когда вы берете автомобиль, чтобы каждый день ездить на работу, вы возьмёте, что-то простое, недорогое и неприхотливое.
Горный велосипед (MTB)
Прогресс и специализация не стоят на месте и в конце ХХ-го века появились велосипеды, которые должны были лучше ехать по грязи, камням и пересечённому рельефу.
Короткие рамы и колёса меньшего диаметра в 26 дюймов с широкими покрышками, чтобы не тонуть в песке. Много передач, чтобы легко вылезать из грязи или взбираться в крутой подъем. Широкий, прямой руль, который проще удержать на камнях и ямах. Когда на них появились амортизаторы, на переднем колесе, а вскоре и на заднем, преодолевать неровности стало намного проще.
Изначально, созданные только для гор, они стали самым распространенным типом велосипедов — его величество MTB.
Ну, не будем долго размусоливать, сравнение напрашивается само собой — конечно, внедорожники. Большие, не самые быстрые, зато не боятся колдобин, поребриков и грязи.
Гибриды
Городские велосипеды хороши в городе, но тонут в грязи, горные — не слишком быстры на асфальте. Что же делать, если хочется и на работу, и в парке покататься, а потом отвезти велик на дачу и съездить на озеро по лесной тропинке? Такие мысли лезли в голову создателям гибридных велосипедов.
В результате получился дорожный велосипед на 28-дюймовых колесах, но с амортизационной вилкой, зубастой внедорожной резиной и прямым рулем. У них много передач, как и у горных, но более длинные дорожные рамы. В общем, сочетание неплохой скорости на дороге, и приемлемой проходимости. Чувствуете к чему клоню?
Ага, это кроссоверы мира велосипедов. Правда, в отличие от своих автомобильных собратьев, гибриды до сих пор остаются экзотикой. Их преимущества над ситибайками и MTB не так велики, да и запчасти для них, поначалу, найти было довольно трудно.
Складные велосипеды
Тысячи их! С одной передачей и с двадцатью четырьмя (скажем спасибо маркетингу). Сладывающиеся пополам, или упаковываемые в сумку. Самых фантастических форм и конструкций. Всё ради компактности — вот их девиз!
Общее для всех складников: маленькие колеса (меньше 24 дюймов) и короткие рамы. Отсюда и их свойства — небольшая скорость, и не самая комфортная посадка, зато они легко влезут в щель за шкафом или проскользнут между пешеходами.
Прямо как маленький городской хэтчбек, а некоторые особенно компактные можно сравнить даже с миниатюрным Смартом. Удобство их использования в городе на небольших расстояниях с лихвой компенсирует недостаток скорости и комфорта.
Круизер
Загадочный и редкий а наших краях тип велосипедов. Главное в них — комфорт и красота. Небольшие (24 - 26 дюймов) колёса с широкими покрышками, изящные изгибы, чаще всего, низкой рамы. Очень широкое седло, предназначенное для удобной вертикальной посадки.
На круизерах бывают даже седла со спинками, для абсолютно расслабленного вращения педалей. В итоге: медленно, удобно, красиво, максимально круто! Вот как-то так мне видятся их автомобильные собратья:
Шикарные кабриолеты, на которых ездят для того, чтобы из хозяевам завидовали. Да, они созданы только для воскресных прогулок в солнечную погоду, но зато как приятно на них расслабленно прокатиться.
Фикс
Не так давно пришедший в наши края, но быстро нашедший своих почитателей вид велосипеда.
У него интересная история. По сути, это трековый велосипед (о них в следующем посте), то есть узкие 28-дюймовые колёса, лёгкая, короткая рама, для низкой аэродинамичной посадки. Самое главное — фиксированная (отсюда название) передача, то есть втулка заднего колеса сделана так, что педали крутятся всегда, когда крутится колесо, даже назад, если оно крутится назад. Зачем? Чтобы велик был легче. Так вот, когда-то их вытащили на городские улицы Нью-Йоркские велокурьеры.
Правда они брали старые, дешевые трековые велосипеды и это стало частью стиля. Поэтому на фиксах можно встретить ставшие уже экзотикой рамы из хром-молибденовой стали или титана. По сути, вокруг них выросла своеобразная велосипедная субкультура, со своими собственными фишками.
Короче, фикс это две главных вещи: стиль и скорость. Я долго искал аналог, и, наконец, понял. Да, это же стритрейс! Помните тачки из Need for speed underground!? Вот это они, быстрые, яркие и максимально крутые — разноцветные колеса, кислотные цвета. И даже наклейки с названиями именитых производителей имеются.
Очень извиняюсь за долгое отсутствие на любимом нами Пикабу. Нехватка времени и энтузиазма вынудили надолго прекратить освещение велотематики, но сезон приближается — руки начинают чесаться и тянуться к клавиатуре.
Буду писать, как получится, но в ближайшее время будет следующий пост. В нем обсудим спортивные велосипеды, их видов тоже немало, а предназначения и история не менее экзотичны.