Lanika

Lanika

На Пикабу
Дата рождения: 25 февраля
в топе авторов на 141 месте
4260 рейтинг 6 подписчиков 5 подписок 13 постов 6 в горячем
Награды:
За киноманство Финансовый гений За контакт с инопланетным разумом 5 лет на Пикабу
384

Советский пластилин, который делали наполовину вручную

Пластилин в советские времена был вещью многофункциональной. В детских садах и начальной школе его использовали для творческих занятий, хорошо влияющих на мелкую моторику рук, дети постарше, увлеченные военными играми, лепили из него целые диорамы, где потом разыгрывались эффектные баталии, у скульпторов пластилин выступал в роли формовочного материала, а ответственные лица использовали его вместо сургуча для опечатывания помещений или сейфов.

Когда придумали пластилин?

Но каким бы широким ни было применение советского пластилина, материал этот появился на свет задолго до XX столетия. Первые упоминания о нем относятся к XVI веку: один из архитекторов того времени описывает способы изготовления «лепного воска», который и считается предком пластилина.

Дело в том, что глина, которая с древних времен применялась в скульптуре, была неудобной по той простой причине, что слишком быстро высыхала, особенно если дело касалось мелких тонких деталей. Поэтому мастерам очень не хватало пластичного, не высыхающего, но плотного материала, которым и стал лепной воск. Его делали из смеси воска, черной смолы и сала, к которым добавляли скипидар. Если же нужна была цветная масса, то к составу примешивали киноварь (получался красный цвет), сурик (желтый цвет) или окись меди (зеленый цвет).

Со временем рецептур такого пластилина стало очень много: каждый скульптор предпочитал делать собственную смесь. Но все их объединяло наличие трех основных компонентов: наполнитель, связующее вещество и пигмент. Любопытно то, что рецепты этих составов дожили и XX столетия: в середине 1960-х гг. издательство «Советский художник» выпустило книгу, где подробно рассказывалось, как своими руками приготовить пластилин под конкретный вид скульптурных работ.

Как делали советский пластилин

Тот классический пластилин, памятный по детским играм, в СССР выпускало более 30 предприятий. Делали его еще по средневековой схеме: наполнитель + связующее вещество + пигмент. Так, например, для изготовления пластилина белого цвета брали каолин, смесь парафина с нефтяным маслом, нефтяной парафин, сосновую канифоль, цинковые белила. Ну а чтобы получить иные цвета, достаточно было вместо белил взять другие пигменты.

Производство пластилина представляло собой несложный, но по-своему трудоемкий процесс. В подогреваемый котел загружали расплавленную смесь парафина с нефтяным маслом, парафин и канифоль и все это перемешивали. Затем потихоньку подсыпали глину и пигмент, продолжая перемешивать и подогревать смесь.

В таком жидком виде будущий пластилин поступал в охладитель, где вращался барабан, наматывающий на себя всю эту массу в виде непрерывной ленты. Охлаждаясь, пластилин моментально застывал и автоматические ножи срезали его с барабана. Получившиеся ленты пропускали через прессы, откуда появлялись уже брусочки с рельефной поверхностью — теми самыми полосками, которые всегда присутствовали на советском пластилине. Эти, еще теплые, брусочки вручную подхватывали стоящие у конвейера работники и раскладывали по деревянным лоткам.

Почему советский пластилин был таким бледным

После того, как готовые бруски остывали, их также вручную раскладывали по картонным коробкам. Вот эта монотонная, неавтоматизированная работа и придавала всему процессу ту трудоемкость, о которой упоминалось выше. Попытки автоматизировать производство, конечно же, предпринимались, но теплые пластилиновые бруски оказывались слишком нежными для механических манипуляторов, поэтому работать приходилось по старинке, вручную.

Готовый пластилин обязательно проходил через ОТК (отдел технического контроля). Там проверяли — хорошо ли он размягчается, не сильно ли липнет к рукам, не окрашивает ли горячую воду, не рвется ли при моделировании и т.д. И если качество пластилина потребителя, как правило, устраивало, то к его бледноватому, невыразительному цвету нередко возникали нарекания — многие хотели бы видеть более яркую и насыщенную палитру.

Оказывается, все дело было не в красителях, которые, кстати, сами по себе были неплохи, хотя из соображений безопасности и использовался очень ограниченный круг веществ. Серый фон, который поглощал яркость красителей, придавал пластилину темный петролатум (смесь парафина с нефтяным маслом). Такой цвет ему обеспечивали примеси, избавляться от которых было и долго, и дорого — в магазины пластилин поступал по очень низкой цене, практически по себестоимости, и если бы в технологию его изготовления включили бы процесс очистки петролатума, то далеко не каждый покупатель смог бы позволить себе такую покупку…

Сотни килограммов пластилина для памятника

Совсем иное дело обстояло с другим видом пластилина — тем, который затвердевал после термической обработки. В 70-е годы ВНИИ «Химпроект» разработал пластилин, который отличался довольно яркой окраской за счет отсутствия в составе петролатума и парафина, а заодно и мог затвердевать, если изделие окунали на несколько минут в горячую воду или помещали в сушильный шкаф.

Его единственным недостатком была, пожалуй, повышенная плотность — разминать такой пластилин было еще сложнее, чем «классический» вариант. Детям, увлеченным мелким моделированием или просто изготовлением различных поделок (девочки, например, часто делали кукольную посуду), такой пластилин очень нравился. А вот серьезным скульпторам этот материал не подходил, для них делали специальный пластилин — этим занимался Ленинградский завод красок и Подольский комбинат Художественного фонда.

Кстати говоря, именно на этом комбинате в начале 70-х по просьбе скульпторов был разработан специальный вид очень плотного пластилина. В его состав входило намного больше каолина и канифоли, чем в «детские» варианты, а окрас этого пластилина всегда был серовато-зеленым: считалось, что яркие тона отвлекают внимание от формы, что скульптору совершенно ни к чему. Интересно то, что именно из такого пластилина были сделаны эскизы памятника в честь победы на Курской дуге — у скульптора Е. В. Вучетича ушло несколько сот килограммов этого материала.

В общем, если забавные мультики вроде «Падал прошлогодний снег», «Брэк» или «Пластилиновая ворона» относятся к вашим любимым, то теперь вы знаете, как и из чего был сделан основной материал, использованный в этой анимации. Кстати говоря, на одну только «Пластилиновую ворону» у художников ушло около 800 кг пластилина…

"Жизнь в СССР" - Телеграм-канал

Показать полностью 6
12

От "Детского" до "Дяди Миши" - советское мыло 1960-х гг

Советское мыло — это не просто гигиеническое средство, а интереснейший пласт бытовой истории. Его узнаваемый запах, интересное оформление и многофункциональность до сих пор живы в воспоминаниях многих людей, заставших советские времена. Но тема это очень обширная, поэтому сегодня остановимся на периоде 1960-х гг. - там были интересные сорта, часть из которых жива до сих пор, а часть - уже давно забыты.

Как зарождалось мыловарение

Интересно то, что на научную основу производство мыла было поставлено только в XIX столетии, до этого времени мыловарение осуществлялось кустарными методами. Мыловары объединялись в гильдии и каждая из них делала мыло по своей рецептуре, которую держали в тайне. Дело приняло совсем иной оборот, когда французский химик Шеврель опытным путем выяснил, что в основе любого мыла лежат жиры.

Ему же принадлежит и открытие таких кислот, как олеиновая, капроновая, масляная, стеариновая. Очень скоро хранимые в тайне рецептуры стали всеобщим достоянием, и производство было поставлено на поток. Технология изготовления советского мыла мало чем отличалось от того, как его делали в XIX веке. Это были все те же натриевые или калиевые соли упомянутых выше кислот, разве что использовались более современные ароматические или смягчающие добавки.

Где применяли советское мыло: от косметики до нефтедобычи

А вот что касается практического применения мыла, тут его сфера деятельности оказалась намного шире, чем в прошлые века. Если раньше мыло использовали лишь в гигиенических целях и иногда — для отбеливания и окрашивания некоторых видов тканей, то в советские времена оно нашло применение сразу во многих областях промышленности.

Так, например, мыло использовали при изготовлении туши для ресниц, чернил и чертежной туши; смачивающая и эмульгирующая способность мыла оказалась полезной в производстве лекарств, строительных материалов, тканей, синтетических каучуков и пластмасс; мыльные растворы были частью составов, которые с самолетов распыляли на поля для борьбы с вредителями; специальные защитные виды мыла разрабатывали для нанесения на наружную обшивку кораблей — чтобы она не обрастала ракушками; мыльные растворы помогали извлекать остатки нефти из истощенных скважин, а также — отделять полезные минералы от пустой породы на горно-обогатительных комбинатах.

Та самая советская тушь-"плевательница", в состав которой входило мыло

Та самая советская тушь-"плевательница", в состав которой входило мыло

Самые популярные в 60-е годы сорта советского туалетного мыла

В послевоенное время массовое производство различных сортов мыла восстановилось примерно к середине 50-х гг. А уже ближе к началу 60-х ассортимент туалетного мыла состоял из нескольких десятков видов, среди которых потребитель выделил несколько «фаворитов» — т.е. те сорта, которые пользовались наибольшей популярностью.

Бесспорно, лидером среди производителей оказалась фабрика «Свобода» — ее продукцию покупали наиболее охотно, и на первом месте стояло знаменитое «Детское» мыло. В его состав входил ланолин и борная кислота, поэтому его с удовольствием покупали не только для купания детей, но и те взрослые, чья кожа отличалась повышенной чувствительностью к традиционным видам мыла. Еще одна характерная особенность «Детского» — это полное отсутствие отдушек: ни синтетических душистых веществ, ни смеси натуральных эфирных масел это мыло не содержало.

«Косметическое» и «Любимое» тоже содержали ланолин, но помимо этого вещества в состав входили еще косточковые масла и спермацет. Оба вида мыла отличались довольно тонким ароматом и давали нежную обильную пену. Производитель рекомендовал его для сухой и чувствительной кожи, чтобы избежать неприятного чувства стянутости после умывания.

«Спермацетовое» мыло также предназначалось для людей с сухой кожей. В его составе, как это понятно из названия, имелся спермацет — воскообразное вещество, получаемое путем многократной перекристаллизации массы, выделенной из голов кашалотов. Помимо мыла, это вещество широко применяли и в парфюмерной промышленности, а также — для изготовления некоторых лечебных мазей.

«Мир» и «Дядя Миша» — два сорта мыла, которые если и появлялись в продаже, то довольно быстро раскупались. Покупателям очень нравился и приятный нежный аромат, и способность хорошо пениться. Но особенно радовала экономичность обоих видов мыла — оно расходовалось почти в два раза медленнее, чем остальные сорта. Кстати говоря, забавное название «Дядя Миша» появилось не просто так: мыло назвали в честь знаменитого мастера фабрики «Свобода» Михаила Васильевича Киселева.

Лечебное и косметическое мыло СССР: «Гаянэ», «Сульсеновое», «Гигиена»

Иногда в продаже встречалось замечательное мыло «Гаянэ», которому женщины тоже не давали залеживаться на прилавках. Оно предназначалось исключительно для ухода за волосами и содержало хну. После мытья головы этим мылом пропадала перхоть, а волосы приобретали здоровый блеск.

«Сульсеновое» мыло относилось к категории лечебных, хотя это нисколько не влияло на его популярность. Сульсен (твердый раствор серы в селене), которого в составе имелось 2,5%, использовался и при выпадении волос, и для устранения сухой/жирной себореи, и для избавления от перхоти.

Когда в конце 90-х гг. появилось антибактериальное мыло, многие восприняли его как невиданную ранее диковинку. На самом деле, среди сортов советского мыла нечто подобное встречалось еще в 50-е годы, а в начале 60-х предприятия общественного питания и лечебных заведений стали массово покупать у фабрики «Свобода» дезинфицирующее мыло «Гигиена«. В его состав входил гексахлофен, обладающий выраженным антибактериальным эффектом.

Неожиданные факты из истории мыла

Бесспорно, советское туалетное мыло — это очень интересная и познавательная страница в истории страны, которой больше нет, и небольшой обзор сортов, популярных в 60-е годы — всего лишь небольшая строчка в этой летописи. Поэтому в будущем имеет смысл еще неоднократно вернуться к этой теме, ну а пока — несколько любопытных фактов о мыле.

  • В одной из медицинских рукописей XVI века мыло упоминается исключительно как лекарственный препарат. Также известно, что в VII столетии врачи заставляли пациентов, страдающих слоновьей болезнью, глотать солидные порции мыла.

  • Существует предание, согласно которому король Генрих IV учредил орден Бани. Самой главной привилегией входящих в этот орден, было умывание с мылом.

  • Первое упоминание о мыле встречается в «Естественной истории» Плиния Старшего. Автор пишет, что мыло, состоявшее из древесной золы и козьего сала, изобрели галлы — для того, чтобы окрашивать им волосы.

Телеграм-канал Life in USSR

Показать полностью 8
3332

Зачем на советской эмалированной посуде делали черный ободок

Эмалированная посуда в советское время — это тот предмет быта, который имелся в каждой семье. Временами, конечно, мог вспыхнуть некоторый ажиотаж, если в хозяйственный магазин внезапно завозили какую-нибудь импортную эмалированную красоту (как в эпизоде из фильма «Любимая женщина механика Гаврилова», когда героиня Людмилы Гурченко мимоходом попала в стихийно образовавшуюся очередь за японскими эмалированными тазиками), но в общем и целом, этот вид товара дефицитом не был.

И это неудивительно: к началу 80-х гг. в СССР эмалированная посуда выпускалась на 285 предприятиях, а на прилавки магазинов ежегодно поступало около 250 млн штук различных кастрюль, бидонов, чайников, кружек, мисок, ведер и прочей хозяйственной утвари. В 1979 году кто-то из любознательных статистиков подсчитал, что если, допустим, под Новый год все советские хозяйки выбросят свою старую эмалированную посуду, как это делают в Италии, то уже через год промышленность каждую такую семью обеспечит новым набором посуды из 4-5 предметов.

Как делали эмалированную посуду

Заготовку, т.е. остов будущего кухонного предмета вырубали из стального листа толщиной около 0,7 мм — получался такой прочный металлический диск. Его отправляли под пресс, который диск превращал в цилиндр, которому специальные автоматы немного закатывали края. Если эта заготовка планировала превратиться в кастрюлю, то основная работа была завершена. А вот если ей предстояло стать, например, чайником, то внутрь цилиндра вкладывали мощную резиновую грушу и с ее помощью «раздували» заготовку до нужной формы, остальное — сужение горловины, например, доделывали специальные автоматы.

Затем все эти будущие кастрюли, бидоны и чайники отправлялись в печь, чтобы при помощи высокой температуры снять напряжение в металле, возникшее после процедур штампования. Ну а после печи заготовки, покрытые окалиной, окунали в ванны с серной кислотой, или же пропускали их через агрегаты, обрабатывающие металл соляной кислотой. После таких процедур «расслабления» металла его поверхность становилась шероховатой, пригодной для нанесения эмали.

Но сначала будущим кастрюлям к корпусу приваривали ручки или же основания, к котором потом будут крепиться ручки из пластмассы. Напоследок заготовку промывали уже обычной водой, подсушивали и отправляли на грунтовку.

Тонкости нанесения эмали

Практически вся советская эмалированная посуда (не без исключений, конечно) имеет черный ободок по верхней кромке — кроме тех предметов, у которых на этом месте «поясок» из нержавеющей стали. Долгое время выпускали также чайники и кастрюли, у которых черными были еще и ручки, вне зависимости от основного цвета посуды. В чем секрет такого «цветового разногласия»?

Оказывается, лучше всего с металлом сцепляется та эмаль, в состав которой входят окислы никеля, кобальта и марганца — именно они и придают эмали черный цвет. Такой эмалью — грунтовой, покрывали те места посуды, где покрытию сложнее всего удержаться на поверхности из-за формы/изгибов этих деталей.

Конечно же, грунтовой эмалью покрывали не только ручки и верхние ободки, а все внутренние и внешние поверхности посуды, просто на остальных частях поверх грунтовой еще присутствовала и покровная эмаль. Чаще всего покровная эмаль была белой, но встречалась, разумеется, и цветная — были бы только на предприятии в наличии нужные пигменты. Кстати, без грунтового слоя тоже можно было обойтись, но только в том случае, если посуду делали не из стали, а из чугуна, к которому эмаль и так хорошо прилипала, без грунта.

Немного отсталый процесс эмалирования советской посуды

Загрунтованные изделия отправляли в печь, разогретую до 800-900 градусов. После обжига посуда приобретали черный цвет — тот самый, который можно увидеть, когда верхняя белая эмаль начинала облезать от долгой эксплуатации.

Остывшую после обжига посуду погружали в покровную эмаль, которая затвердевала и приобретала глянцевый нарядный вид. Затем всё это отправлялось на участки отделки, где наносили последние штрихи — украшали деколью или напыляли орнамент с помощью трафаретов. Поверх декоративной отделки наносили еще один слой эмали — уже прозрачный, после чего прикрепляли пластмассовые ручки и ободки из нержавейки, если того требовала модель.

Что же касается самой техники эмалирования — к началу 80-х гг. большинство европейских производств делали это с помощью роботизированных линий, распыляющих эмаль пульверизаторами. Это было и быстрее, и эстетичнее, поскольку эмаль всегда ложилась ровно, без потеков. В СССР такой техникой владели лишь два завода, да и те специализировались на обработке только плоских поверхностей: стенок газовых плит и холодильников.

Впрочем, даже несколько отсталая технология эмалирования не мешала выпускать вполне симпатичную и качественную посуду, которая и по сей день еще встречается в некоторых домах.

Life in the USSR - телеграм-канал

Показать полностью 8
19

Как в СССР делали влажные и "сухие" влажные салфетки

18.08.2025

В 70-е годы советская легкая промышленность существенно расширила ассортимент производимой бытовой химии. Каждые несколько месяцев в продаже появлялись новые моющие, чистящие, полирующие средства, которые время от времени меняли свой формат. На смену жестяным банкам пришли картонные коробки, затем — упаковка из полиэтилена и полистирола, чуть позже — аэрозоли. Влажные салфетки, которые сегодня встречаются на каждом шагу, в те далекие времена были призваны стать вершиной этой «упаковочной пирамиды» для бытовой химии.

Оказалось, что с приходом на рынок огромного количества новых моющих и чистящих препаратов, остро встала проблема утилизации тары из-под них. Все эти флаконы, банки, пузырьки и аэрозольные баллоны загромождали мусорные свалки, а порой и становились предметом для небезопасных детских игр (все же, наверное, помнят, как страшно и одновременно интересно было наблюдать за тем, что происходит с пустым аэрозольным баллоном, брошенным в костер где-нибудь подальше от бдительного ока родителей?)

Подсчеты советских экономистов оказались неутешительными: создавать специальные приемные пункты, организовывать перевозку пустой тары, ее сортировку, мойку и переработку оказалось совершенно невыгодно. Дешевле сделать новый пластмассовый флакон, нежели переработать старый. Но выход был найден: одним из решений стали влажные салфетки. Сделанные из ткани, бумаги или какого-нибудь полимера, и пропитанные специальными составами, они могли более успешно решить проблему и материальных/сырьевых затрат, и последующей утилизации.

Влажные салфетки и их достоинства

Преимущество салфеток очевидны: их производство не требует большого количества сырья, на упаковку идет в 15-20 раз меньше материала, чем для других средств бытовой химии, их удобно и хранить на складах, и транспортировать до торговых точек, да и самим хозяйкам гораздо быстрее и проще, например, пройтись по мебели влажной салфеткой с полирующим препаратом, нежели наносить специальные средства на поверхность, ждать, когда оно высохнет, а потом уже до блеска полировать все это мягкой тряпкой.

Помимо быта, влажные салфетки могли также пригодиться в туристических походах и в геологических экспедициях. Так, например, в конце 70-х была выпущена экспериментальная партия репеллентных салфеток «Репидэт», а для гигиенических целей производили салфетки, пропитанные освежающим составом. Кстати говоря, те освежающие салфетки были мало похожи на фирменную продукцию «Аэрофлота», который предпочитал добавлять столько парфюмированной отдушки, что после использования такой салфетки у многих начиналась головная боль.

Два основных вида советских влажных салфеток

Сухие влажные салфетки — звучит несколько парадоксально, но именно на эти две категории и подразделялась вся продукция такого плана: салфетки сухие и салфетки влажные. Влажные относились к одноразовым изделиям: освежающие, дезинфицирующие, репеллентные, пятновыводящие. Их делали следующим образом: в герметичный пакет из полиэтилена, дублированного фольгой, вкладывали либо листок специальной бумаги, либо небольшой лоскут ткани. Затем в упаковку впрыскивали пропитывающий состав и заваривали ее края.

Для каждого вида салфетки использовали свой раствор:

  • освежающая салфетка: этиловый спирт (45%), глицерин (3,6%), ментол (0,5%), остальное — вода;

  • салфетка для протирки оптики: глицерин (3,5%), алкилсульфат натрия (3,5%), остальное — изопропиловый спирт;

  • салфетка-пятновыводитель: бензин (32%), метиленхлорид и метилхлороформ — соответственно 28% и 40%;

  • салфетка для ухода за обувью: сложная композиция из полимерных латексов.

Сухие влажные салфетки

Эта категория салфеток была многоразового использования — пылесвязывающие, полировочные, антистатические, чистящие. Их делали, пропитывая бумагу или ткань специальными растворами, эмульсиями или суспензиями. Основное производство сухих салфеток было сосредоточено на Куйбышевском заводе бытовой химии. Там технология была такой: горячий состав (парафин, церезин, медицинский вазелин и вазелиновое масло) наливали в большую подогреваемую емкость, куда погружали полотно. Затем ткань охлаждали и отправляли на автоматы, которые нарезали ее на кусочки и упаковывали в полиэтиленовые пакеты.

Как правило, пропитывающие составы делали на основе масел и водных эмульсий восков. Например, для полирующих салфеток эмульгировали пчелиный воск и нефтяное масло. Салфетки для ухода за линолеумом и паркетом пропитывали смесью церезина и буроугольных восков. В составы для ухода за мебелью могли добавлять мелкий абразив — например, белую сажу, которая шлифовала мелкие царапины и потертости, что улучшало внешний вид поверхности. Пропиточный состав для автомобильных салфеток состоял из водной эмульсии твердых восков.

Какие влажные салфетки планировалось выпускать в СССР

В СССР первые влажные салфетки появились ближе к началу 70-х гг. и спустя 8-10 лет их ассортимент насчитывал около 15 наименований. К слову сказать, за рубежом в это же время выпускалось более 50 наименований салфеток, и их ежегодные тиражи насчитывали около 450 млн шт. В Советском Союзе салфеток производили чуть менее 5 млн шт. в год — возможно, этим и объясняется то, что в продаже подобный товар встречался не так часто, как хотелось бы.

Однако специалисты в отрасли разработки новинок бытовой химии не довольствовались существующим ассортиментом. Так, например, Ужгородский завод бытовой химии планировал выпуск абразивных влажных салфеток для чистки кухонной посуды из алюминия и стали. Это же предприятие разработало махровые влажные салфетки для чистки овощей: ткань пропитывали техническими смолами в смеси с абразивом.

Также в конце 70-х были разработаны салфетки для очистки рук от сильных загрязнений (горючее, масла, смазочные материалы и т.д.), салфетки для очистки подошвы утюгов и влажные салфетки для чистки изделий из драгоценных металлов.

Несмотря на ограниченные тиражи и скромный ассортимент, влажные салфетки в СССР стали любопытной вехой в развитии бытовой химии. Они решали не только практические, но и экологические задачи — задолго до того, как это стало мировым трендом. Советские разработчики стремились создать средство, которое было бы удобным в использовании, дешевым в производстве и минимально вредным для окружающей среды.

Да, масштабы были несопоставимы с зарубежными, но сама идея оказалась довольно прогрессивной. Более того, в тех салфетках угадываются черты современных: от антибактериальных до полирующих. Влажные салфетки могли бы стать настоящим хитом на полках советских магазинов, но даже при небольших тиражах они показали, что бытовая химия может быть компактной, практичной и технологичной.

Показать полностью 6
67

Зачем в советские фломастеры "Этюд" вставляли сигаретный фильтр

В середине 1960-х весь мир охватила настоящая «фломастерная лихорадка». Яркие, удобные и необычные для того времени пишущие принадлежности быстро завоевали популярность среди художников, оформителей и непрофессиональных любителей изобразительного искусства. Япония первой наладила их массовое производство, за ней последовали Австрия, Италия и Швеция.

Первые советские фломастеры появились в самом конце 1960-х — один из стартовых вариантов выпускался под названием «оформительский карандаш Этюд». История их создания показывает, как изобретательно в те годы подходили к решению производственных задач, особенно когда под рукой не оказывалось нужных материалов.

Рождение «Этюда» на станкостроительном заводе

В 1967 году Совет Министров СССР принял постановление, требующее «расширить выпуск товаров в цехах ширпотреба на предприятиях всех отраслей промышленности, обратив внимание на увеличение производства изделий, пользующихся повышенным спросом» (из Собрания постановлений Совмина СССР, № 1-25, 1967 г.)

На Ленинградском станкостроительном заводе имени Ильича решили подойти к этой задаче творчески, с учетом модных веяний того времени, и начали производство востребованной новинки — фломастеров. Такому решению способствовало и то, что на предприятии имелись цеха пластмассовых и резиновых деталей, которые вполне можно было приспособить под выпуск подобной продукции.

Первые советские фломастеры были копией японских — заводские художники ознакомились с тем, как выглядят самые популярные в мире фломастеры и сделали эскизы, внеся в них некоторые коррективы, учитывающие специфику завода. По этим эскизам сделали пресс-формы, с помощью которых и начали производство того, что в магазины поступало под названием «оформительский карандаш Этюд».

Устройство «Этюда» было очень простым: пластмассовый корпус, внутри которого расположены сигаретные фильтры, насыщаемые чернилами. От фильтров чернила поступали к фетровому стержню.

Советские фломастеры и табачная промышленность

У оригинальных японских фломастеров внутри корпуса находилась волокнистая набивка — отходы нейлонового производства. Набивка пропитывалась чернилами, которые подавались к стержню, который тоже делали из прессованных волокон нейлона.

Станкостроительный завод такими материалами не располагал, поэтому поначалу фломастеры набивали трубочками из папиросной бумаги, каждую из которых сворачивали вручную. Так продолжалось до тех пор, пока кому-то не пришло в голову, что сигаретные фильтры могут отлично заменить эти трубочки.

Руководство предприятия договорилось с табачной фабрикой имени Клары Цеткин о поставке обрезков фильтров, которые раньше списывали, как отходы. Теперь же эти отходы нарезали и вставляли в корпус фломастеров — они работали намного лучше, чем бумажные трубочки.

Пишущие стержни наловчились делать из фетра, который наклеивают на молоточки музыкальных инструментов — для изготовления фломастеров тоже понадобились лишь отходы этого материала. Фетр пропитывали смолой, сушили, нарезали на полоски и превращали в стержни.

Первые трудности с отечественными фломастерами

Самые ранние «Этюды» были далеки от совершенства. Они получались громоздкими и неуклюжими, вдобавок чернила постоянно подтекали, и рисовать было крайне неудобно. Поэтому конструкцию пришлось переделывать: фломастеры стали тоньше и изящнее.

Но оставалась еще одна проблема — чернила. Их рецептуру разрабатывали в НИИ органических полупродуктов и красителей, а делали на химическом заводе им. Фрунзе. И недостатком этих чернил, компоненты которых растворяли в спирте, было то, что они быстро высыхали и образовывали осадок, забивавший капилляры фетра. Японцы применяли растворители, которые испарялись более медленно (толуол и ксилол), но в СССР использование этих веществ было под запретом, поэтому приходилось делать чернила на спиртовой основе.

Интересно и то, что самые первые советские фломастеры поступали в магазины уже заполненные цветными чернилами. Чуть позже их стали выпускать пустыми, а чернила продавались отдельно. Что характерно, заполнять «Этюд» можно было и обычными чернилами «Радуга» — для авторучек, только не рекомендовалось смешивать разные сорта: либо те чернила, что для ручек, либо специализированные, для фломастеров.

Кстати говоря, желающие могли изготовить чернила самостоятельно: в комплекте с фломастерами шел рецепт черных чернил.

Популярность фломастеров и планы на будущее

Хотя «Этюд» и обладал многими недостатками, все же он быстро завоевал популярность. Фломастерами пользовались железнодорожники для маркировки тары, художники-оформители, студенты и школьники. Писем на предприятие с просьбами увеличить выпуск этих фломастеров приходило немало, но завод мог делать всего лишь 200 000 экземпляров в год — для СССР это было каплей в море.

Да, инженеры не собирались останавливаться на достигнутом: планировались доработать конструкцию корпуса, разрабатывалась технология изготовления стержней из капрона, велась работа над созданием рецептуры новых, более стойких, чернил. В общем, все шло к тому, чтобы хотя бы частично приблизить «Этюд» к мировым стандартам и снизить недовольство потребителей качеством товара.

С мировыми стандартами, может быть, и не получилось, но более поздние версии "Этюда" имели уже неплохое качество, стоили недорого и потому часто встречались у детей школьного возраста. Поговаривают, что "Этюд" выпуска 1984-1986 гг. и до сих пор неплохо рисуют, а если их "дозаправить" одеколоном, не исключено, что доживут и до появления наших внуков :)

Источник фото: <!--noindex--><a href="https://pikabu.ru/story/zachem_v_sovetskie_flomasteryi_yetyud_vstavlyali_sigaretnyiy_filtr_13366406?u=https%3A%2F%2Fwww.anumis.ru&t=https%3A%2F%2Fwww.anumis.ru&h=13f10d8de79ed9eef6fda7d606e6cc5afe1a850c" title="https://www.anumis.ru" target="_blank" rel="nofollow noopener">https://www.anumis.ru</a><!--/noindex-->

Источник фото: https://www.anumis.ru

Показать полностью 6
57

Зачем в советские продукты добавляли синтетические ароматизаторы

Миф о том, что в советское время все продукты были исключительно натуральными и не содержали искусственных добавок, очень живуч, хотя совершенно не соответствует реальности. Одни только синтетические ароматизаторы представляли собой обширную область исследований, в результатах которой больше всех была заинтересована советская пищевая промышленность (а заодно — и парфюмерно-косметическая).

Дефицит белка в еде и искусственные ароматизаторы: прямая зависимость

В середине 60-х гг. большинство стран мира пришло к единодушному мнению, что в рационе современного человека содержится недостаточное количество белка. Такое заключение еще больше подстегнуло интерес к дарам природы с высоким содержанием этого вещества: морепродукты, грибы, орехи, соя и т.д.

Но проблема заключалась в том, что человек — существо консервативное, и к полезным, но непривычным продуктам может относиться с предубеждением. Поэтому самой простой способ приучить к нетрадиционным блюдам — это придать им знакомые оттенки вкуса и аромата. Частично именно по этой причине во второй половине XX века возникла потребность в большом количестве синтетических ароматических эссенций, которые могли бы имитировать привычные запахи.

Ну и само собой разумеется, нельзя было не принимать во внимание и тот факт, что курс на улучшение благосостояния советских граждан требовал расширения ассортимента продуктовых (в частности) магазинов. Это означало увеличение нагрузки на предприятия, а значит — необходимость удешевления производства продуктов. Синтетические ароматизаторы могли бы успешно снять эту долю нагрузки, что, собственно, и было впоследствии доказано на практике.

Натуральные ароматизаторы невыгодны

Бесспорно, небольшое кустарное производство семейного формата, возможно, и может позволить себе использовать натуральные ингредиенты при изготовлении каких-нибудь продуктов. Но если речь идет о государственных предприятиях, там такой подход становится непозволительной роскошью.

Так, например, промышленно заготовленная малина частично шла на замораживание, частично — на сушку, для поставки аптеки в качестве лекарственного средства. Использовать эти ягоды для ароматизации одноименной карамели или сладкого ликера было бы нерационально — слишком дорогой на выходе получился бы продукт и слишком много без дела пропадающих отходов.

Тоже самое справедливо и по отношению к остальным ягодам и фруктам: для той же груши или яблока можно найти более полезное применение, чем использовать их для ароматизации газировки или кондитерских изделий. Также синтетические ароматизаторы хороши для коррекции рецептур тех продуктов, у которых было неплохое качество, но по ряду причин они имели небольшой покупательский спрос.

Так, например, после того, как в привычный маргарин стали добавлять синтетическую отдушку с ароматом сливочного масла, уровень продаж этого продукта существенно вырос, хотя рецептура осталась неизменной — за исключением добавленного ароматизатора.

Сложности работы с ароматами

Активная работа по созданию искусственных отдушек началась в 50-е годы, когда в науке началось активное использование методов газовой хроматографии. Ведь чтобы синтезировать запах, нужно сначала его выделить и исследовать, а в обычных продуктах такие вещества составляют очень малую долю, которую без специального оборудования уловить практически невозможно. Хроматография позволяла выделить и проанализировать такие вещества в сложной смеси — собственно, этот метод и положил начало массовой разработке синтетических пищевых ароматизаторов.

Иногда в магазинах встречались вот такие наборы пищевых ароматизаторов производства ГДР

Иногда в магазинах встречались вот такие наборы пищевых ароматизаторов производства ГДР

Конечно же, не обходилось и без сложностей: в концентрированных запахах могло содержаться 200-300 важных компонентов, которые в разных сочетаниях и при разных условиях могли давать совершенно различные комбинации ароматов. Даже два вещества могут давать разные варианты: например, при взаимодействии двух компонентов запах одного усилится, у второго — станет слабее; или они вместе создадут третий запах; или наоборот — один из них нейтрализует другой до полного исчезновения. Что уж говорить про те случаи, когда обнаруживается 200 таких компонентов — далеко не всякая советская ЭВМИ справилась бы с просчетом всех возможных комбинаций…

Как делали советские синтетические ароматизаторы

Несмотря на все технические сложности, советская наука потихоньку продвигалась вперед в вопросах разработки синтетических отдушек, и ко второй половине 70-х гг. в стране использовалось более 50 ароматических эссенций. Около 40 из них шло на нужды кондитерской промышленности, все остальное распределялось между производством табачной продукции и изготовлением безалкогольных напитков.

Большую часть этих эссенций делал Ленинградский отраслевой НИИ пищевой промышленности. Чем-то работа сотрудников института напоминала мастерство парфюмеров, но считалось, что пищевую эссенцию сделать сложнее, чем духи. Ведь духов, имитирующих какой-то определенный запах, не так-то и много: в основном в парфюмерии использовались фантазийные композиции. Перед пищевой промышленностью стояла другая задача: как можно точнее имитировать природный аромат продуктов: ягод, фруктов, трав, орехов, кофе и пр.

Ведь если духи «Лесной ландыш» и «Ландыш серебристый» могут себе позволить иметь аромат с разными нотами ландыша, то от запаха смородины или клюквы потребитель ждет именно привычных, знакомых ароматов, в которых безошибочно угадывается именно смородина или клюква.

Технологические нюансы изготовления ароматизаторов

Поскольку основным потребителем синтетических отдушек была кондитерская промышленность, основной акцент был сделан на изготовление фруктово-ягодных эссенций. Создание таких композиций начиналось с фона. Для него брали сложные эфиры масляной, уксусной или валериановой кислоты. Затем на этот фон накладывали дополнительные «штрихи», которые придавали достоверность, выразительность и яркость основному запаху.

Например, для усиления запаха персика к фруктовой базе добавляли лактоны (сложный эфир гидрокислот), а для малиновой эссенции требовались иононы (кетоны с очень приятным, немного цветочным запахом). Разумеется, у каждого мастера были свои рецепты таких эссенций, и они могли радикально отличаться от рецептур другого изготовителя. Но в любом случае, оценить свою работу каждый из них мог лишь на готовом изделии.

Поэтому изготовление эссенций включало в себя и кулинарную часть: сварит мастер карамель со своей эссенцией, попробует и оценивает — насколько результат соответствует ожиданиям. Иногда приходилось менять рецептуру десятки раз, прежде чем получится тот вкус и аромат, который можно предъявить дегустационной комиссии и рассчитывать на использование в серийном производстве.

Почти неразрешимые трудности

Также создателям эссенции необходимо было знать и то, как предприятия планируют ее использовать. Так, к примеру, карамель, согласно рецептуре, ароматизируют при температуре выше 100 градусов. Поэтому эфиры для таких эссенций должны быть стойкими к подобному нагреванию, а заодно и играть роль фиксатора легколетучих эфиров. Но даже несмотря на наличие фиксаторов, часть летучих веществ все равно исчезнет, поэтому в эссенции для карамели такие эфиры добавляют в увеличенном количестве.

Для тортов, пирожных, зефира или мармелада пропорции эфиров будут совсем другими, равно как и безалкогольных напитков. Поэтому нет ничего удивительного, что заводы отказывались каждый раз пересматривать технологию изготовления одной и той же эссенции, и требовали от разработчиков какой-то унификации этих ароматизаторов — в этом тоже заключалась огромная сложность производства синтетических отдушек.

Парфюмерные фабрики, которые тоже были одними из потребителей синтетических отдушек, добавляли трудностей в работу мастеров по изготовлению эссенций. Даже не очень дорогие духи могли содержать несколько десятков компонентов, и чем сложнее и тоньше была отдушка, тем дороже она обходилась предприятию. Поэтому парфюмеры требовали уменьшения количества компонентов в ароматизаторах, иначе конечная стоимость духов может получиться настолько высокой, что покупатель от них просто откажется.

В общем, как бы потребитель ни ругал продукты с синтетической отдушкой, мечтая о «натуральных, природных ароматах», нельзя не признать: за созданием этих искусственных запахов стояла непростая деятельность, требующая сложной и гибкой работы ума…

Показать полностью 8
67

Почему в советское время перестали выпускать сиреневые Жигули

Несмотря на то, что простому советскому гражданину было довольно сложно приобрести в личное пользование машину, далеко не каждый покупатель сразу соглашался брать то, что ему предлагали. Одни расцветки автомобилей считались более престижными и модными; другие, по слухам, пользовались большой популярностью у угонщиков; третьи просто не подходили под климатические условия региона. Например, покупатели из Средней Азии предпочитали брать светлые машины, поскольку ездить на темных было слишком жарко.

Немало требований к расцветкам выдвигали и зарубежные представители ВАЗа — избалованный западный потребитель отказывался брать экспортные Лады, если их расцветка не соответствовала модной в те времена гамме. Но вся проблема заключалась в том, что и экспортные Лады, и отечественные Жигули красили в одной и той же камере, по одним и тем же технологиям, и в соответствии с одними и теми же колерными картами.

Советский центр стиля на ВАЗе

Как бы претенциозно это ни звучало, но именно этим термином — Центр стиля, в середине 1970-х гг. на Волжском автомобильном заводе назывался отдел художественного конструирования. В центре находились технические мастерские, дизайнерское бюро и демонстрационные залы, где выставлялись новые модели автомобилей.

И если в 1960-е годы у этого отдела работы было немного — интерьеры автомобилей были лаконичными, цветовая гамма — не слишком широкая, а к функционалу потребители предъявляли не так уж и много требований, то в 1970-е годы ситуация изменилась. Автолюбителям захотелось не только удобства управления и комфортного интерьера, но и эстетичного дизайна, в том числе — и более интересной цветовой палитры.

Мода (скорее вынужденная, рожденная ограниченной заводской палитрой) на палевые и серые расцветки осталась в прошлом. Автолюбитель динамичных 1970-х гг. требовал яркости, разнообразия, возможности выбора. Поэтому в центре стиля к 1975 году создали новую колерную карту: в ней значилось уже целых 14 расцветок.

Палитра выглядела следующим образом:

№110 — красный (рубин);
№156 — коррида (темно-красный с оранжевым подтоном);
№208 — охра золотистая;
№222 — ярко-желтый;
№233 — белый;
№240 — желтый;
№295 — оранжевый;
№330 — светло-зеленый;
№340 — оливковый;
№388 — зеленый;
№456 — темно-синий;
№480 — васильковый;
№793 — темно-коричневый;
№422 — сиреневый.

Жигулям «к лицу» не каждый цвет

Отдел художественного конструирования, конечно же, старался отслеживать все модные тенденции на цветовую гамму и по мере возможности соответствовать этим «трендам», Так, например, в середине 1970-х в моду вошла классическая палитра, или, как это называли на автозаводе — «открытые цвета» — красный, белый, желтый, синий.

Сложные, составные цвета, как считали дизайнеры ВАЗа, ушли в прошлое. Хотя, не исключено, что в подобном утверждении крылось и некоторое лукавство — ведь гораздо проще красить автомобили в простые, чистые тона, без оттенков, требующих смешивания нескольких цветов. Но, разумеется, работники центра стиля руководствовались не только практическими соображениями.

Так, например, чисто из эстетических соображений модели ВАЗ-2101 перестали окрашивать в темные цвета. Иначе возникала визуальная иллюзия, при которой автомобиль выглядел меньше, чем он был на самом деле. А вот ВАЗ-2103 в темной расцветке смотрелся очень даже неплохо — потому что имел вытянутый кузов и много хромированных деталей.

Модные сиреневые Жигули и отказ от их производства

Но иногда цветовая гамма автомобилей корректировалась и по другим причинам — безопасность вождения, например. Включенный в 1975 году в колерную карту холодный сиреневый цвет продержался всего лишь год. Красивый, эффектный оттенок очень понравился покупателям, и «охота» за сиреневыми Жигулями развернулась нешуточная, но завод перестал окрашивать машины в этот цвет по той причине, что в сумерках он сливался с окружающим фоном и автомобиль превращался в «невидимку».

Кстати говоря, по той же самой причине в свое время был исключен из палитры Жигулей и мышино-серый цвет. Также в течение 1975-1976 гг. под вопросом исключения находился и оранжевый цвет. Он хоть и считался «антиаварийным» из-за своей яркости, но возникали опасения, что у водителей могут уставать глаза, когда в течение нескольких часов перед ними маячит капот такого насыщенного оттенка…

Конечно же, на пути советских Жигулей к расширенной палитре цветов возникало немало всяких проблем. Даже утвержденные всеми инстанциями новые яркие оттенки могли внедряться в производство с огромным трудом. Чаще всего про причине того, что на заводе просто отсутствовали нужные пигменты, а все время закупать их за границей, как это делалось раньше, было дорого и невыгодно.

Иногда возникали и совсем нелепые ситуации: например, объединение «Союзкраска», которое поставляло на ВАЗ специализированные растворители, регулярно срывало планы и обеспечивало потребности завода только на треть. Между тем, на Кемеровском азотном комбинате такие растворители считались отходами производства и просто утилизировались. А страдали в итоге все те же несчастные покупатели, которые подолгу «гонялись» за Жигулями желанного цвета, и не могли поймать свою мечту.

Опыт ВАЗа по расширению автомобильной палитры стал одним из примеров, когда советская промышленность попыталась учесть не только функциональные, но и эстетические запросы потребителя. Однако, как это нередко случалось в условиях плановой экономики, даже самые смелые дизайнерские решения оставались скорее просто символическими жестами...

Показать полностью 6
45

Как в советское время делали парики

В советскую моду парики пришли в 60-е годы на волне зарубежной кинематографии. Тренды того времени требовали сооружения сложных причесок и таких же укладок, хорошо сохраняющих форму, и добиться этого было проще с искусственными волосами, нежели со своими. Но купить хороший, красивый парик — задача для советской модницы непростая, поэтому приходилось пользоваться и знакомствами в торговле, и услугами спекулянтов, и заказывать парики у выезжающих за границу.

На всех бород и шиньонов не хватает

Решить проблему дефицитного товара силами отечественной промышленности тоже оказалось непросто. Постижерных мастерских (кстати, раньше это слово писали через «а», а в профессиональной среде и по сей день используют термин «пастижер») на всю страну было не более пяти, и одной из самых значимых считалась фабрика театрального искусства ВТО (Всероссийского театрального общества).

Конечно же, большая часть продукции этой фабрики предназначалась для выполнения заявок от столичных и региональных театров/клубов/студий/кружков, ну а то, что оставалось сверх этого — отправлялось в розничную продажу. Изготовление париков было занятием очень сложным, трудоемким и небыстрым, поэтому-то в свободной продаже они появлялись редко и шли нарасхват.

Так, например, к началу 70-х гг., когда парики все еще были в моде, купить их было невероятно сложно хотя бы по той причине, что столичная фабрика театральных принадлежностей ежемесячно получала заявки только на 30 000 различных париков, и это не считая бород, усов, кос, шиньонов и ресниц.

В дефиците виновата мода

Долгое время все советские парики делали из натуральных волос, однако в конце 60-х гг. начались проблемы с этим сырьем. Специалисты фабрики высказывали предположение, что во всем виновата мода: как только стали актуальными пышные, высокие прически, женщины массово перестали стричься, перекрыв тем самым «канал» для поступления основного материала для постижерного ремесла.

Чтобы как-то уравновесить спрос и предложение на дефицитный товар, необходимо было найти замену натуральным волосам. Изначально таким аналогом стала шерсть буйволов, да не всех подряд, а только определенных пород, которые в СССР не водились. Закупка импортного сырья себя не оправдала — получалось слишком дорого, а сами парики выглядели грубовато и не слишком красиво.

Закупка импортных париков из искусственных волокон тоже не себя оправдала из-за высокой стоимости и неестественного вида волос — такие парики чем-то напоминали кукольные прически и имели откровенно «синтетический» вид. Вот на этом этапе и было принято решение делать собственные искусственные волосы, да не из импортного, а из отечественного сырья.

Десять химиков и сотни постижеров

Для изготовления таких париков фабрику театральных принадлежностей пришлось модернизировать: построили специальный цех искусственных волос, которые делали из медноаммиачного волокна.

Как это выглядело: медноаммичный раствор целлюлозы доставляли в цех с заводов искусственных волокон. Этот раствор разбавляли водой в определенных пропорциях, несколько суток выдерживали его в огромных чанах, чтобы полностью удалить воздух, поскольку каждый пузырек — это место будущего разрыва нити. Затем состав фильтровали и переливали в прядильные ванны, заполненные щелочным раствором.

Щелочь разрушала медноаммиачный комплекс, и когда раствор продавливали через специальные небольшие отверстия, тонкая струйка превращалась блестящую нить. Эти нити, соединившись в плотный жгут, наматывались на барабан. Затем все это обрабатывалось кислотой и промывалось водой, окрашивалось анилиновыми красителями и отправлялось на сушку.

После сушки будущие прядки волос причесывались на специальных гребнях и сортировались по цветам и оттенкам. Для всей этой работы требовалось не более десятка специалистов с химическим образованием, а вот потом, когда из этих заготовок начинали делать парики, в дело вступали около двух сотен мастериц постижерного цеха.

Нюансы изготовления париков

Мастерицы располагались за длинными столами, уставленными деревянными болванками-головами всех форм и размеров. На такую болванку натягивали специальную сетку (в начале 70-х ее заменял накрахмаленный тюль) и в ячейки ткани с помощью тонких крючков вставляли прядки волос.

У каждой работницы была своя специализация: кто-то делал крестьянские прически «под горшок», кто-то — современные модные прически, у кого-то лучше всего получались средневековые сложные укладки с буклями, а кто-то мастерски изображал лысины с мягким пушком вокруг них. Для плетения кос прядки волос соединяли с прочными нитями, которые выступали в роли каркаса и увеличивали срок службы такой «прически».

Но, конечно же, придание искусственным волосам определенной формы — это только половина дела. Затем будущие парики попадали в руки парикмахеров: они волосы стригли, причесывали, завивали, укладывали в нужной стилистике — в общем, все как в обычной парикмахерской, но только пока без участия хозяйки будущей «прически»…

Конечно же, несмотря на то, что парики научились делать из искусственных волокон, обеспечить всех желающих этим «аксессуаром» все равно не получалось. Не потому ли уже во второй половине 70-х парики стали терять свою актуальность? Как говорила Верочка из «Служебного романа»: «Вот, к примеру, сейчас парики не носят, так?» Может быть, потому и не носили, что достать их было по-прежнему сложно…

Еще рассказы о жизни в советское время на моем Дзен-канале "Репортажи из СССР"

Показать полностью 9
Отличная работа, все прочитано!