Клиент всегда лох, а если клиент - женского пола, то лохушка по умолчанию. Кредо многих даже весьма уважаемых фирм, увы. Заголовок позаимствовала у бедолаги Гены Букина, точнее, из серии, когда ему озвучили этот принцип работы с клиентами ртом в уши, случайно проболтавшись. Эпопея моих строительно-ремонтных перипетий уже напоминает плохой ситком, где все серии идут по примерно одинаковому сценарию. Вопреки расхожему мнению, что не стоит всем показывать, как тебя нагрели ушлые участники рынка, всё же хочу изложить - себе на память, людям на радость, новичкам - в назидание.
***
"Корона" - вирус.
Это я поняла, когда из фирмы, обещающей ремонт под ключ, пришёл мастер - оценить масштаб работ. Надо сказать, чувствовала я себя в тот день неважно, метеозависимые поймут. Начало осени, перепады погоды...
Осмотрев квартиру, в которую я только что заехала, и которую я страстно желала привести в порядок, А. протянул: "Мдааа... Двери у вас страшные. А это что - окно? Фу. И что вы хотите сделать с вашим потолком? Покрасить? Прошлый век, дамочка. Надо натягивать. И вам дешевле выйдет. С покраской - тыщ 19, с натяжкой - 10. А, чувствуете? И светильники сделаем модные, а не эту вашу люстру от бабушки, - добавил представитель подрядчика, едва не расколотив мою недавно купленную люстру. - А на пол? ЛИНОЛЕУМ??? Отстали вы от жизни, мадам. Ла-ми-нат. Что за консерватизм".
Проводив двигателя прогресса за неказистый порог, я позвонила друзьям и излила своё негодование. Меня поддержали. Тут же я стала обзванивать другие компании, занимающиеся отделкой и стройкой. Отворот-поворот: график забит у всех до зимы в лучшем случае, кто-то меньше сотки не берёт заказы... А я брала отпуск под ремонт, моя квартира убита, как и настрой на грядущие свершения. Прикинув к носу, решила: мне с А-ликом не детей крестить, а ремонт вершить, договор мы заключим, смету составим, в чём проблема?..
Обрадованный (судя по голосу) моим звонком А примчался на следующий же день. Уже не пытался унизить мою люстру, обещал лучшее в городе окно и запупенный потолок, розетки - перенести, выключатель на балконе сделать.
Вдохновлённая перспективами расправиться с комнатой за неделю, я обдирала обои и резала старый линолеум, когда меня огорошил хороший друг. "Ты смету свою читала?" - "Да", - прохлопала глазами я. - "И что там написано?" - "45 тыщ". - "45 - за что? Ни одна позиция толком не расписана". Ушат отрезвляющей холодной воды на голову. "Ну может - не обманут..." - умоляюще протянула я. - "Может, и нет", - смягчился товарищ.
На всякий случай я позвонила А-лику и мило попросила смету расшифровать. Ну мало ли. Он был явно не в восторге, но вроде не отказался. Успокоенная, я продолжила обдирать свои стены.
Ласточки нагрёбки вылетели стайкой. Сначала А. отказался пересчитывать неверно вычисленные площадь и периметр моей комнаты. Затем смета, вроде как расписанная, исчезла в его кармане, мой экземпляр не претерпел никаких корректировок. Потом начались допы. Непредвиденные траты. Мастера купили дюбель-гвозди, не воспользовавшись теми, что были уже в наличии. Мастера покрасили батарею, хотя этого не было в смете. Потолок выйдет дороже. И надо сразу отдать аванс. И вот прямо сейчас - за поклеенные обои. И за линолеум. Нет, не в день сдачи-приёмки. И за наличники. Ну и что, что я тоже этого не просила - они уже потратили время и силы. Ну и что, что лишняя розетка, ну и что, что провод пустили не по той стене... "Где цены, на сайте?" - спросила я. - "Они у меня в голове!" - обезоруживающе улыбнулся А-лик.
Три дня меня штырило от погоды, когда давление угомонилось, в голове начались прояснения. Я позвонила А-лику вечером в субботу и требовала (по совету юриста) прислать мне промежуточный акт сдачи-приёмки. На что мне был ответ: успокойся, никуда я от тебя не денусь. Вот этого мне уже хотелось меньше всего. К тому же с меня требовали уже полную стоимость окна ещё до установки - с теми же сомнительными гарантиями.
Я заявила, что акт мне не выслали, поэтому работы сорваны, платить больше я ничего не буду, и договор я разрываю.
Каково же было моё изумление, когда в понедельник на пороге моей несчастной квартиры нарисовались потолочники! Ребятам никто не позвонил, и они пришли работать. "Ну заплатите нам, мы всё сделаем", - жалобно сказал мастер, и мне почти стало его жаль. Но платить я отказалась, села в такси и уехала возвращать излишки отделки.
А-лик мне начал писать на почту. Увещевал совестью. Пугал неустойкой. А потом мне позвонили якобы из головного офиса, и я изложила всю суть возникшей проблемы: "Ваша местная франшиза офраншизела". На том конце сигнала обещали разобраться, но попросили претензию изложить на почту. После этого прошла неделя, и якобы собственник фирмы снова набрал меня. "Вы окно бы всё-таки установили... я лично проконтролирую исполнение!" - "А в каком вы городе, уважаемый?" - "В Другом". На этом я решила разговор сворачивать. Другой город - не лучший гарант, зная, как точность выполнения требований законодательства зависит от удалённости проблемы, заявляю я со всей ответственностью. Лучше потерять десять тысяч, чем в несколько раз больше. На этом мои отношения с подрядчиком подошли к концу.
Вывод? Не подписывайте бумаг, если здоровье шалит, не гонитесь за выгодой - скупой платит дважды. Изучайте соцсети компании. В этой были репосты чужих работ и длительные провисы между публикациями. Не платите, если работы не доделаны. И не стоит игнорировать предупреждения своей, родной, интуиции.
Продолжение следует...