Доброго всем январского дня!
В свете последних событий в мире ралли-рейда "Дакар" хотелось бы поздравить экипаж Эдуарда Николаева из российской команды "КАМАЗ-Мастер", занявший достойное третье место на седьмом этапе в зачете грузовиков. Была очень напряженная борьба, сопутствующие технические неполадки, и даже наезд на зрителя с последующей дисквалификацией одного из экипажей.
Теперь, когда гонка позади и пусть даже маленькая победа у нашей команды, но все же имеется, мне бы хотелось рассказать побольше о грузовиках, как все начиналось.
1. Первый грузовик
В сентябре 1988 года на ралли «Ельч» в Польше состоялся дебют команды из Набережных Челнов. В том первом в своей истории ралли-рейде камазовские спортсмены выступили на серийных полноприводных внедорожниках
КАМАЗ 4310
Года использования: с 1988 г. по 1994 г.
Стандартный двигатель КАМАЗ-740 мощностью в 210 л/c удалось форсировать до 290 л/с за счет установки турбокомпрессоров и увеличения подачи топлива. Машина имела более жесткие рессоры, новые специальные амортизаторы. Но «балансирка» трехосного грузовика оставалась практически свободной и, приземляясь после очередного прыжка, он бился то средним, то задним мостом. Чтобы избежать ударов, на средний мост поставили оттяжные пружины от обычных культиваторов.
2. Первый образец двухосника
КАМАЗ 49250 Года использования: 1994 г.
Двигатель был форсирован до 500 л/c. У машины были среднемоторная компановка, что придавало ей большую устойчивость, трубчатые поперечины и шестнадцатиступенчатая коробка передач в блоке с раздаточной коробкой производства германской фирмы «Z. F.».
Однако образец оказался провальным: у двигателей всех трех машин не выдержал газовый стык и им пришлось сойти с гонки.
3. КАМАЗ 49252 Года использования: с 1994 г. по 2001г.
Двигатель ЯМЗ 7Э846 имел мощность 750 л.с., V-образный, объемом 17.24 л, машина имела среднемоторную компоновку и крупные 25-дюймовые колеса. Скошенная платформа внедорожника, призванная снизить аэродинамическое сопротивление, - оригинальный этап дизайна спортивного грузовика, оставшийся в истории. Автомобиль за 16 секунд развивал скорость до 100 км/ч и имел максимальную скорость по твердой трассе – 180 км./ ч. На новой машине по ряду внешних причин не удалось победить на ралли «Париж-Дакар 1995», но зато все три победных места «Мастер-ралли 1995» достались «КАМАЗ-мастер».
3. Экспериментальный КАМАЗ 49255
Года использования: с 1997г. по 1998 г.
Этот грузовик имел двигатель ЯМЗ 3Э847 V-12 мощностью в 1050 л/c, и объемом 25.86 л. Модели была возвращена прежняя конструкция платформы – классическая «коробка». Однако проявить себя на гонках автомобиль не смог, поскольку его двигатель получился настолько мощным, что ломал трансмиссию: из строя выходили коробка передач, редукторы переднего и заднего мостов.
4. КАМАЗ 49256 Года использования: с 2001г. по 2002г.
Грузовик со стандартным (под кабиной) расположением двигателя ЯМЗ-7Э846 мощностью в 800 л/с, снабжен фирменной камазовской скошенной платформой. Работа над машиной началась во второй половине 2001 года после того, как Федерация автоспорта запретила участвовать в ралли автомобилям со среднемоторной компоновкой.
На новом автомобиле челнинцы взяли золото Дакара, и в том же году победили в ралли «Оптик Тунис 2000», «Мастер Ралли» и «Дезерт Челлендж».
5. "Летающий грузовик" КАМАЗ 4911 EXTREME Года использования: с 2002г. по настоящее время
На нем стоял турбодизельный двигатель ЯМЗ 7Э846.10 V8 мощностью в 830 л/с, с двумя турбокомпрессорами BorgWarner. Автомобиль был способен развивать скорость до 180 км/ч, разгоняться до 100 км/ч всего за 10 секунд.
Машине была возвращена классическая прямоугольная платформа. Это произошло потому, что организаторы Дакара в очередной раз потребовали от участников привести свои спортивные большегрузы в соответствие с обычными – серийными грузовиками.
Дебютная гонка большегруза принесла команде первое и третье места на ралли «Телефоника- Дакар 2003».
6. КАМАЗ-4326 VK Года использования: с 2007 г. по настоящее время
Новый полноприводный спортивный внедорожник имеет восьмицилиндровый двигатель ЯМЗ 7Э846.10-07 мощностью в 830 л/с, Двигатель автомобиля перенесен на 400 мм, а кабина – на 200 мм в сторону задней оси. Это позволило улучшить «развесовку» грузовика. За счет уменьшения переднего свеса улучшилась геометрическая проходимость. Спускаясь с дюны, машина без помех переходит в горизонтальное положение (раньше задевала бампером за поверхность).
7. КАМАЗ-4326,2013 г.
Образец 2013 года с двигателем Liebherr D9508 мощностью 980 л.с., V-8, объемом 16,16 л.
8. КАМАЗ-43509
«КАМАЗ-43509» образца 2018 года – абсолютно новая разработка команды «КАМАЗ-мастер». Представленная машина сошла со стапелей производственного цеха команды в июне 2018 года. Конструкция учитывает требования, предъявляемые к автомобилям грузовой категории введенным регламентом ралли «Дакар» с 2019 года. Использован двигатель DCEC ISZ-13 рядный, 6-цилиндровый, объемом 13 л.
Помимо основных моделей команда "Камаз-Мастер" имеет дополнительные образцы, например:
1. КАМАЗ-4326 ГАЗОДИЗЕЛЬНЫЙ
Грузовик оборудован четырьмя 89-литровыми баллонами польской фирмы Stako с компримированным природным газом. В сумме они вмещают 80 кубометров газа, которых в гонке хватает примерно на 340-350 км. При работе в газодизельном цикле топливная смесь состоит на 70% из дизтоплива и на 30% из природного газа, подаваемого во впускной коллектор.
2. КАМАЗ капотной компоновки
«КАМАЗ-мастер» презентовала спортивный грузовик капотной компоновки. Решение о создании новой машины было принято исходя из растущей тенденции по использованию автомобилей капотной компоновки во внедорожной спортивной дисциплине.
Двигатель Caterpillar C13 мощностью 980 л.с., 6-рядный, объемом 12.5 л. В качестве шасси для опытного образца использована конструкция автомобиля КАМАЗ-4326, многократно испытанного и доведенного на ралли Дакар.
Целью разработки и изготовления опытного образца спортивного автомобиля капотной компоновки является проведение испытаний в реальных условиях внедорожных ралли для оценки преимуществ данной компоновки, доводки новых агрегатов и систем и последующего принятия решения о целесообразности использования на соревнованиях данного типа автомобилей.
На этом думаю все, информация крайне сжатая получилась, ибо если рассказывать о каждом, не хватит и 10 постов.
Информацию брал с сайта www.kamazmaster.ru
Всем спасибо за внимание и удачи на дорогах, как и нашим спортсменам!)