B1ackEnvy

B1ackEnvy

Пикабушник
3547 рейтинг 5 подписчиков 50 подписок 15 постов 1 в горячем
Награды:
10 лет на Пикабу
13

Соломенная циновка (Сербская сказка)

Исполнилось царской дочери пятнадцать лет. И сделал ей царь царский подарок: не большой и не малый кораблик — как раз такой, чтобы любимая дочь могла с подружками да прислужницами вдоль берегов по морю кататься. Очень понравился царской дочери кораблик. Да и не диво! Паруса у него белые, мачта золочёная, а нос и корма расписаны весёлыми цветами. Колышется кораблик на ласковых волнах, словно белокрылая чайка.

Принялась царевна упрашивать отца:

— Обновим твой подарок, покатаемся вместе!

Царь своей дочке ни в чём не отказывал. Ведь одна она у него, как сердце в груди. Да и почему не покататься? Море голубое, солнце жаркое.

Взошли они на палубу. Матросы песню запели, паруса подняли.

Бежит вдоль зелёных берегов кораблик. А царевна просит:

— Давай, отец, отплывём подальше в море. Что мы всё у берега, как конь на привязи!

Царь и тут ей не отказал.

Вышли в море. Земля за кормой только узкой полоской видна.

Вдруг на небосклоне показалось маленькое облачко, по краям светлое, в середине тёмное. Стало облако на глазах расти. Вот уже полнеба заняло, застило солнце. Потемнело и море в той стороне.

Царь приказал скорее к берегу поворачивать. Да поздно! Налетел вихрь, всё кругом мглою покрылось, заходили тяжёлые волны. Понесло кораблик в открытое море.

Давно такой страшной бури не бывало! Волны на кораблик, как дикий зверь на свою добычу, набрасывались. Сколько дней, столько и ночей мотало их по морю… Паруса в клочья порвались, руль сломался.

Но вот наконец завиднелись впереди берега. Уж думали все, что пришло избавление от беды. А тут-то настоящая беда и приключилась. Рухнула мачта и перевернула кораблик..

Еле успел царь одной рукой за мачту уцепиться, другой рукой крепко царевну за платье схватить. Поносило их ещё по морю, то вверх подбрасывало, то вниз кидало, водой захлёстывало. Не раз они своей смерти совсем близко в глаза заглядывали. И всё-таки прибило мачту к берегу, положило на мягкий песок.

А матросы да царевнины подружки все, верно, утонули. Если кто и спасся — мы не знаем, и вы не узнаете.

Покинули царь с царевной свой берег богатыми и счастливыми, все их любили и почитали. А на этот берег ступили никому не ведомыми нищими. От царской их одежды одни жалкие лохмотья остались. Они никого не знали, и о них никто не слыхивал.

Какого только горя царь с любимой дочкой не натерпелись! И холодали, и голодали, и под окнами кусок хлеба просили.

Царь ещё не стар был, мог бы работать. Да стоит ему об этом речь завести, люди спрашивают:

— А ты что умеешь делать?

Не признаваться же, что лишь одно умеет — царствовать. Никто не поверит. Да и какая это работа?!

Скитались они так, скитались… И наконец в одном селении сказали люди царю:

— У нас старый пастух недавно умер. Возьмись нашу скотину пасти. Вон и хижина пастухова пустая стоит.

Так и стали они жить. Царь скотину пас, царевна по хозяйству хлопотала. И очаг разжигать научилась, и похлёбку варить, и горшки мыть.

Как-то раз полоскала царевна бельё на речке. А мимо проезжал той страны царевич. Увидел девушку, и словно острый клинок пронзил его сердце. Смотрит на неё и сам себе говорит:

— Нет, не могла родиться такая красота от отца с матерью! Верно, горные волшебницы-вилы слепили её из белого снега, что добыли в бездонном ущелье. Цвет её глаз похитили вилы у горного озера. Ветерок её оживил, роса вспоила, пчёлы мёдом вскормили, луг цветами украсил.

Хотел царевич заговорить с девушкой, но не осмелился. Тронул коня, да забыл, куда собирался ехать. Так и вернулся во дворец.

Схватит рыбка приманку, а дальше уж не её воля. Как ни бьётся — вытянет её рыбак на берег. Вот и царевича, словно рыбку на крючке, тянуло к тому селению, где жила прекрасная девушка.

Мимо пастуховой хижины, как бы невзначай, пройдёт, издали девушкой любуется. А заговорить с ней так ни разу и не решился.

А девушка что же? Как завидит царевича, опустит личико, будто и не смотрит в его сторону. Но по девичьему обычаю всё успела приметить: настоящий юнак он — богатырь, и собой красив, и знатного, видно, рода.

Сколько-то времени миновало, приходит царевич к отцу с матерью. Поклонился им и сказал:

— Уж давненько вы со мной о женитьбе заговариваете. Вот и нашёл я себе невесту.

— Это хорошо, — говорят отец с матерью. — Из каких она мест, какого короля, какого царя дочка?

— Из наших мест, — отвечает царевич. — Но не знатен её отец, пастух он.

Царь и царица руками всплеснули, стали его отговаривать. Только царевич на своём стоит: на пастуховой дочке женюсь или совсем не женюсь, убегу на край света, а сердце своё тут оставлю.

Царь соглядатаев своих подсылал на ту девушку посмотреть. Все в один голос доносили: на диво хороша избранница царевича, скромна и отцу послушна.

А царевич сам не свой ходит, день от дня худеет да бледнеет.

Что тут делать?! Послал царь подглавного советника к пастуху сватать девушку.

Пастух выслушал свата и спросил:

— А какое ремесло знает царевич? Удивился советник и говорит:

— Ты, видно, одурел от счастья! Зачем царевичу ремесло? Он же царевич, и всё тут. Время придёт — царствовать будет.

— Царствовать — не работать! — отвечает пастух. — Вот тебе моё слово: не отдам дочь за того, у кого в руках ремесла нет.

Вернулся подглавный советник, всё как есть рассказал царю. Царь сперва смеялся, потом обиделся, потом разгневался.

— Так не бывать же пастуховой дочери женой царевича, моей невесткой!

Сказал и кликнул главного советника:

— Ступай ты к этому старому дурню, может, уговоришь его.

Только и главный советник не уговорил. Упёрлись все на своём.

А царевич не обиделся, не рассердился. Пошёл тайком в кривые улочки, в узкие переулки, где ремесленники жили. Стал смотреть, что умельцы делают.

Вот сидит старик, перед ним горка глины. Старик взял комок, положил на круг, нажал ногой — круг завертелся. А из-под пальцев старика стройный, с длинным горлышком кувшин вырастает.

В другом конце улочки чеканщики медную посуду узорами изукрашивают. Звенят молоточки, а по краю блюда бегут-переплетаются веточки с листьями.

Ковровщики узелок за узелком вяжут. Тысячу узелков свяжут, а ковёр лишь на воробьиный шажок прибавится. Какие цветы на нём расцветут, и не догадаешься, только видно, что расцветут.

Царевич каждый день из красивой посуды пил и ел, по мягким коврам его ноги ступали. И ни разу он себя не спросил, откуда всё это берётся.

Всему был бы рад научиться царевич, да целой жизни на это не хватит.

Бродил, бродил и увидел, как плетут циновки из золотистой распаренной соломы. Вроде бы и просто, а красиво получается. Жгут за жгутом кладут солому на основу из светлой конопляной бечёвки, прядь за прядью перевивают. А потом возьмут несколько крашеных соломинок, зелёных да красных, посредине положат или с боков. Быстро плетётся узорчатая лёгкая циновка — и под ноги её постелить можно, и сидеть на ней, и окно завесить от солнца.

— Не дашь ли мне попробовать? — попросил царевич мастера.

— Почему не дать? Дело нехитрое, — отвечает мастер.

Сел царевич на землю, всё делает, как видел. Да ложатся стебли неровно, из-под рук всё выходит криво-косо.

— Не спеши! — учит мастер. — Видишь, концы соломы с боков торчат… Подоткни их, заправь под низ. Тогда край будет крепкий и ровный. А крашеные соломинки не спрохвала клади, подбирай по узору, где длинней, где короче.

Царевич не обижается, что его, царского сына, простой мастер учит. Старается изо всех сил. Откуда и терпение берётся!Соломенная циновка

До самого заката трудился. Узнал, как болят пальцы, изрезанные соломой, как согнутую спину ломит…

Темнеть стало. Сказал мастер:

— Пора отдыхать! Потешился ты денёк. Завтра выспишься. У тебя забава, а у меня и завтра работа.

Только ошибся мастер.

Царевич рано утром опять на то же место пришёл, опять за дело взялся. И к полудню успел сплести две красивые циновки.

— Эти уж и продавать не стыдно! — сказал мастер.

— Одну продай! — отвечает царевич. — Вторую с собой унесу.

Продал мастер циновку за четыре медных монетки и деньги отдал царевичу. Царевич те монетки бережно в шёлковый платок завязал, а мастеру за учение уплатил золотой.

Со второй циновкой царевич отправился прямёхонько к бедной хижине пастуха. Перешагнул порог и расстелил циновку во всю длину, во всю ширину под ноги пастуховой дочери.

Сразу в хижине светлее стало, будто солнышко в неё заглянуло.

— Ого! — сказал пастух. — Славно сделано! А какова цена ей на базаре?

Тут царевич развязал узелок на шёлковом платке и показал четыре медных монетки.

— Вот что за одну дают, — ответил царевич.

— Что ж! Четыре да четыре — восемь, восемь да восемь — шестнадцать… Если бы у меня такое ремесло в руках было, не пас бы я сегодня скотину. Отдам за тебя дочь, если она сама согласна.

— Согласна! — тихо ответила красавица.

На свадебном пиру царь спросил своего сватушку:

— Открой ты мне, почему так ремесло ценишь. Зачем оно царевичу?

— Теперь открою, — ответил пастух. — Вот послушай, что случилось. А когда — сам понимай, с кем — угадывай. Исполнилось царской дочери пятнадцать лет. И сделал ей царь царский подарок: не большой и не малый кораблик…

Так всё и рассказал по порядку, как мы с вами слышали.

Обрадовался отец царевича. Вот как всё хорошо обернулось: не стал он поперёк пути сыновьему счастью, позволил жениться на пастуховой дочери. А пастухова дочь царской дочерью оказалась.

Зажили молодые в любви и согласии.

А отцу царевны снарядили корабль и проводили с почестями в его царство, в его государство.

Хлебнул он лиха, многое понял, чего раньше не знал, и правил мудро и справедливо до самой смерти.

- КОНЕЦ -

Соломенная циновка (Сербская сказка)
Показать полностью 1
3

ЛЕГЕНДА О ЛЕДИ ОЗЕРА ХЛИН И ВАН ВАХ

На ферме неподалеку от Хландесанта в Кармартеншире жила вдова. У неё был всего один сын, которого она посылала пасти стада на Черную Гору у маленького озера Хлин и Ван Вах. Однажды он сидел на берегу озера и увидел девушку, самую прекрасную из тех, что удавалось увидеть смертному. Её кудрявые локоны, заколотые гребнем, спускались на плечи. Девушка смотрела на свое отражение на поверхности воды. Внезапно она заметила юношу, тот неловко предложил ей хлеб с сыром, что дала ему мать, и постарался прикоснуться к девушке. Та уклонилась и ответила: «Тверд твой хлеб, нелегко поймать меня». Она прыгнула в озеро и исчезла.Влюбленный юноша вернулся домой и рассказал обо всем матери. Женщина посоветовала ему в следующий раз взять сырого теста, так как с хлебом могли быть связаны какие-то чары, помешавшие поймать девушку. На следующий день парень взял тесто и пошел на озеро искать встречи с незнакомкой. Он часами сидел на берегу, вглядываясь в поверхность озера. Поднялся ветер, тучи заволокли горы, и тут он заметил, что скот его матери уже бродит на другом берегу. Он поднялся и бросился к животным, но тут перед ним снова возникла девушка. Он протянул ей тесто и поклялся в вечной любви, но она его отвергла со словами: «Сырой твой хлеб, не возьму его». Однако в это раз она ему улыбнулась, прежде чем исчезнуть. Воодушевленный парень отправился домой к матери. Женщина посоветовала сыну в следующий раз взять едва пропеченный хлеб.

Рано утром юноша взял хлеб и отправился к озеру. Козы и овцы разбрелись по берегу, улеглись среди камней. Солнце сменялось дождем, но юноша этого не замечал – все смотрел на воду. И тут животные резко вскочили, устремив взгляды на озеро. Из воды вышло несколько коров, а за ними незнакомка, еще прекраснее, чем обычно. Девушка улыбнулась, и юноша осмелился подать ей руку, она приняла его непропеченный хлеб и после небольших уговоров согласилась стать его невестой, но на том условии, что они будут вместе до тех пор, пока тот не ударит её трижды без причины. Они обручились, парень слегка разжал руку, девушка вырвалась и нырнула в воду.

Юноша был вне себя от горя и хотел было броситься за ней, как из воды показался седовласый, но статный и сильный мужчина в компании двух одинаковых прекрасных дев. Мужчина сказал оторопевшему парню, что позволит одной из своих дочерей выйти за него замуж, если тот сможет определить, к которой из близнецов посватался. Если он ошибется, то помолвка будет расторгнута. Молодой человек начал рассматривать девушек, но они были так похожи, что он хотел было сдаться, но тут одна из них выставила вперед ножку и он заметил примечательный узелок на её ботинке и сразу по нему узнал свою Леди.

«Ты выбрал верно», — сказал мужчина, — «Так будь же ей добрым и верным мужем, а я дам ей в приданное столько коров, овец, коз и лошадей, сколько она сможет сосчитать на одном вздохе, но если ты обидишь её и трижды ударишь без причины, она вернется ко мне вместе со всеми животными». Девушка принялась считать по пять так быстро как могла и животные сразу же возникали из воды.

Пара вернулась в деревню, провела свадебный обряд, не известно по какому обычаю, а потом поселилась на собственной ферме. Через несколько лет у них родилось трое прекрасных сыновей.

Однажды соседи пригласили их на крестины. Молодая жена очень не хотела ехать, ссылаясь на дальнюю дорогу. Но муж предложил запрячь одну из её лошадей. «Хорошо, я запрягу, если ты принесешь мне мои перчатки, которые я оставила в доме». Когда мужчина вернулся, конь так и не был запряжен, тогда он легонько ударил женщину перчатками по плечу со словами: «Давай, давай!». Она сразу же напомнила ему об условии их брака.

В другой раз их пригласили на венчание, она так не хотела ехать, что разразилась слезами. Муж схватил её за плечо, чтобы узнать причину рыданий, а она ответила, что пара вступает в пору неприятностей, а его неприятности впереди, так как он снова ударил её. Прошло несколько лет, дети подросли и мужчина почти забыл о том, что один неосторожный удар может разрушить его семейное счастье. И вот пара отправилась на похороны. Скорбящие собрались возле покойника, люди рыдали, а женщина неожиданно начала смеяться. «Ш-ш-ш! Не смейся!», — сказал муж, схватив её за плечо. «Я смеюсь потому, что, когда люди умирают, их неприятности заканчиваются. А ты ударил меня третий раз, наш уговор расторгнут. Прощай!». И она унеслась прочь к озеру, призывая свой скот, и даже те животные, что работали на поле или уже были забиты, вернулись с ней в озеро.

Годами позже её старший сын стал приходить на озеро в надежде увидеть мать. Однажды она явилось к нему с мешочком лекарств и наказала ему и братьям быть лекарями и помогать людям. Несколько раз она выходила на берег, чтобы передать им знания о целебных травах.

Со временем в округе появилась традиция в первое воскресенье августа ходить к озеру. Если в этот день озеро бурлило, значит должна была появиться Леди озера Хлин и Ван Вах.

__________________________________________
По книге Джона Риса «Кельтский фольклор» 1901 г.
ЛЕГЕНДА О ЛЕДИ ОЗЕРА ХЛИН И ВАН ВАХ
Показать полностью 1
13

Чернобог

Чернобог (Черный Бог, Чернобоже, Повелитель Нави) – Бог Разрушения у славян. Чернобог — брат-близнец Белобога, Бога Созидания и Белого Света. С образом Чернобога незнающие люди часто связывают всё плохое, что есть в мире, называют его источником всех бед. Славянские Волхвы, напротив, знали мифы о том, что Род, Бог-Творец отправил Чернобога в мир Нави для равновесия, дал ему сложную задачу разрушать то, чему нет места в Яви, противостоять своему брату.  Образ Чернобога в славянской мифологии неоднозначен. Как и других Богов Нави, его боятся. При этом Чернобога почитают, во многих мифах Чернобог помогает Богам Прави защитить людей, он же часто помогает успокоить свою гордую и своевольную жену Морену(Мару), Богиню Зимы и Смерти.Славянские легенды о Чернобоге рассказывают о двойственном характере этого Бога. Чернобог, созданный Родом вместе со своим братом-близнецом Белобогом не стремился к тьме, братья были очень дружны. Однако, Бог Род отправил Чернобога в мир Нави, дав ему сложную задачу разрушать созданное людьми. С тех пор повелось, что Белобог, Бог Созидания, помогает людям создавать новое, а Чернобог, Бог Разрушения, забирает в мир Нави то, что должно умереть, чтобы люди продолжали развиваться, стремились к созиданию. О замысле Рода известно только братьям Чернобогу и Белобогу, Богу Сварогу и Велесу, Богу Трех Миров.
Символ Чернобога - называется Навник (см. картинку)
Атрибуты Бога Чернобога

Животное – черный конь.

Птица – ворон.

Геральдика, предметы – череп животного.

Треба (подношение) – встарь жертву Чернобогу приносили животных, особенно черного цвета, сейчас можно заменить такую жертву красным вином, как символом крови.

Показать полностью 2
7

Ламмас

Древний кельтский праздник конца лета Ламмас или Лунгасад традиционно отмечается 1 августа. Его название происходит от древнекельтского «hlaf-maesse», что переводится как «хлебная месса». По другим версиям Лунгасад переводится как «Свадьба Луга» или «Сборище Луга». Кроме того, lunasa – название самого месяца август на ирландском гальском. Само слово «Lughnasadh» упрощенно произносится без некоторых согласных, потому праздник иногда называют Лунаса.

Ламмас – день скотоводов, землепашцев, праздник первого урожая, плодородия. Бог Солнца постепенно теряет свою силу, но она сохраняется в плодах, семенах, зерне и передается людям. Главный символ праздника – жертва. Сам Бог приносит себя в жертву Земле, чтобы жизнь могла продолжаться дальше.

Но это всего лишь временное явление, Колесо года сделает свой оборот и все повторится сначала. Ламмас учит тому, что сам мир существует благодаря постоянному движению и единству противоположностям: женскому и мужскому началу, Свету и Тьме, теплу и холоду, жизни и смерти. Ламмас, Лунгасад, Лунаса, Цересалия, Праздник хлеба, Праздник кукурузы, День первого урожая, Канун Августа – все это суть одно и то же. В начале августа в Македонии некогда отмечали День Дриад, духов деревьев, в Риме проводили игры в честь Геракла — Гераклии. В Уэльсе отмечают Гвил Авст, а на острове Мэн – Лла Ллуанис. На Руси 2 августа праздновали день Перуна, который после прихода христианства трансформировался в день Пророка Ильи. К празднику окончания лета также можно отнести все Спасы (Медовый, Яблочный, Ореховый), хотя их календарные даты приходятся на более поздний срок.

Кроме того праздник Лунгасад посвящен Богу Лугу. Подобно Меркурию или Аполлону, для кельтов Луг был покровителем ремесел, в частности кузнечного дела, всех видов искусства, в том числе и воинского, и талантов во всех областях. В Ирландии Луга именуют Сэм Илданах, что переводится, как «искусный во всех искусствах». В давние времена кельты особенно ценили кузнецов. По их мнению, они владели настоящей магией, так как подчиняли себе стихию Огня и металл. Луг считается мастером навыков, покровителем артистизма и творчества. В целом, Лунгасад можно считать профессиональным праздником тех, кто творит с помощью магии, сердца и умелых рук – то есть, всех творческих людей вне зависимости от области их деятельности. Виду чего на Ламмас можно освещать любые орудия труда: ножи, музыкальные, магические инструменты, инструменты для рукоделия, литературного и другого творчества.

Ламмас
Показать полностью 1

Сва

Самая главная богиня - Великая Богиня жизни - Сва, Мать Времени и Вечности, Пространства и Порядка, дочь Хаоса.

Она вечна и бесконечна, рождающаяся и умирающая, она неизменна и меняющаяся (ученые назвали бы ее Вселенной). Дочь Хаоса и Мать Порядка.

Её отцом был Хаос, Безвременье, Ничто. Матерью – Чёрная Бездна, Мгла, Тьма. Сама богиня Сва троелика. Её полное имя – Великая Богиня Сва, Матерь Времени и Вечности, Пространства и Порядка, Дочерь Хаоса и Матерь Мглы. То есть она родилась от Мглы и она же порождает Мглу. Она вечна и бесконечна, она рождается, умирает и вновь возрождается, она неизменна и переменчива. Она сидела у веретена и плела нити жизни. Она суть гармония. Знаменитая видеома (закольцованная строчка) Андрея Вознесенского "Матьматьматьматьма…" была не просто авангардистским баловством стареющего стихотворца.

Образ Матери Сва восходит к праиндоевропейской богине любви, семьи и брака Матаришван. На санскрите "сва" ("шва") означает "дух". От этого древнего корня произошли русские слова "свой, свояк", "свет", "святость" и столь любимое всеми женщинами слово "свадьба".

С веками Сва удлинилась до Славы, Славуни. И мы, славяне, – смертные сыновья и дочери богини Сва. Своим самоназванием мы обязаны некогда господствующему у нас матриархату. И поныне Русь находится под незримым женским покровительством.Древним обитателям восточной Европы Матерь Сва представлялась огромной птицей с женской головой и золотыми крыльями. Она подарила людям небесный огонь, научила хранить его в очагах, вспахивать землю и разводить скот.

В то же время, Сва-Слава – это богиня победы, грозная воительница, она светла и горяча, как солнце, она испепеляет врагов и купает в своих лучах самых храбрых и мужественных защитников отечества. Её более поздние фольклорные воплощения – женщины-птицы Гамаюн, Алконст, Сирин, заимствованная у греков Феникс и, конечно, исконно русская Жар-птица.
Богиня Сва дала жизнь другим многочисленным славянским богам и божествам. Отняв от себя частичку души, породила она Сварога, верховного языческого бога русичей. Тут напрашиваются явные аналогии с непорочным зачатием Девы Марии, не правда ли? Когда Сварог подрос, он познал свою мать – связь их была не преступна, а божественна. У них родились сыновья Даждьбог и Перун и дочери Денница и Дива. А там уж пошли внуки и внучки: Купава, Коляда, Лада, Леля, Кострома, Велес, Овсень, Ярило, Стрибог, Мокошь… Каждый бог "отвечал" за то или иное время года, явление природы, людское занятие и ремесло. Древнерусские женщины особо почитали Мокошь – богиню воды, рек, ручьёв, болот, озёр и морей, дочь Перуна-громовержца и Дивы-земли. Так что современные женщины не случайно преклоняются перед водной стихией – частенько проводят в ванной комнате по нескольку часов, а в период летних отпусков стремятся уехать на море и только на море.

Нынешние жители России давно уже в языческих богов не верят. По школьным учебникам истории мы лишь помним, что деревянную статую Перуна символично пустили вниз по реке, когда Русь принимала христианство. В честь Костромы назван город, известный своими торговыми рядами, монументальной пожарной каланчой и сколь легендарным, столь и анекдотическим Иваном Сусаниным. В честь Лады – ещё более анекдотический "шедевр" отечественного автопрома.

Имя Богини Сва и вовсе стёрлось из нашей памяти, а слово "слава" мы всё чаще применяем не только по отношению к истинным героям нации, но и ко всяким сомнительным персонам из мира шоу-бизнеса. Может, поэтому мы и склонны к беспорядку и разгильдяйству, утратили связь с природой, перестали любоваться и вдохновляться чистым голубым небом и неспешным течением величественных рек, не чувствуем душу камней и деревьев, норовим всё растоптать, разломать, разбазарить. Мы не помним своих корней и истоков, не следуем вековым обычаям и традициям, дерзим и перечим родителям, не всегда с должной заботой и уважением относимся к женщинам.

Но добрая и мудрая Матерь Сва нас прощает. Своим волшебным золотым крылом она укрывает нас от бед и напастей, ласкает и утешает, прижимает к груди, утирает слёзы и осыпает поцелуями.

Её любовь безусловна, её щедрость безгранична. Могучей и прекрасной птицей Сва-Слава летит над бескрайними российскими просторами, воспевает стойкость и доблесть подвластного ей народа, озаряет нам путь в будущее.

Сва
Показать полностью 1
50

Мара

Мара (Морена Кащеевна, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости.

Существует несколько версий происхождения Богини Зимы:

· Первая гласит, что отцом Мары был Бог Сварог, матерью ― Богиня Лада. По легенде Лада очень хотела детей и обратилась за помощью к Макоши. Та сказала ей съесть чудесную рыбу и выбросить косточки на лугу, где пасется небесная корова Земун. После того, как все было сделано, Лада забеременела и в положенный срок родила трех дочерей ― Лелю, Живу и Мару.

· По второй версии отцом Мары являлся Кощей, которого приравнивали к Чернобогу.

· По третьей ― Марена, Леля и Жива были созданы из искр, образовавшихся, когда Сварог ударил своим молотом по священному камню Алатырь.

Мара не уступала в красоте Ладе, и вопреки распространенному мнению не является ее антиподом. Также Мара не противостоит Живе, хотя, по сути, она воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в плане восприятия как другими богами, так и людьми.

Мара представлялась нашим предкам как светлокожая, темноволосая и черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Согласно преданиям, владения Богини Смерти находятся за Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

Ее Ледяные Чертоги расположены на крайнем севере Мидгард-Земли. Когда Мара приходит туда, природа отправляется на покой, засыпая на 3 месяца.

Мара жила во дворце из чистого, искристого небесного льда и ей подчинялись все духи воды и холода. Также темная богиня водила дружбу с Ягой, женой Велеса. Согласно легендам Мара отдавала Яге души людей, а Яга взамен позволяла богине смерти спускаться в Навий мир, в который по Сварожьим законам ни бог, ни живой человек не имели хода. Также Мара и Яга вместе практиковали чародейство, контроль над стихиями и различными энергиями.

Супругов у Марены было много, один из наиболее известных ― Кощей. По преданию, она явилась к нему, чтобы спасти трех девиц из плена. Однако темное Божество потребовало, чтобы Мара осталась вместо них. Тогда она хитростью заставила Кощея жениться на себе, а через некоторое время опоила его и сбежала. В этом союзе родилось 12 дочерей-недугов, а также 2 сына ― Род и Вышень.

Позже девушка вышла замуж за свою настоящую любовь ― Даждьбога. Она долго добивалась его благосклонности, но после создания семьи обрести счастье у них не получилось. Причина была в недоверии Даждьбога своей супруге. В этом браке появился сын ― Богумир. Была Морена также женой Велеса и родила от него 5 детей.

В результате Марена так и не обрела семейного счастья, оставшись наедине со своей силой. Вместе с тем, богиня вовсе не озлобилась на весь мир, а лишь исправно продолжала выполнять свои сезонные функции – в одно время года посылать урожай, а в другое – лютовать по всей земле вьюгами да морозами. Безусловно, зима – физическое проявление Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над русской землей, до краев наполняя Навь душами людей, погибших от зимней непогоды. На исходе зимы славяне праздновали начало нового года и прогоняли Мару из Явьего мира, символически сжигая ее тело. Позже христиане извратили этот обычай до неузнаваемости и на сегодняшний день мы имеем некий праздник под названием Масленница, который на самом деле не имеет практически никакого отношения к первоисточнику.

Наряду с Правдой Мара является богиней справедливости и правосудия. Сложно сказать, насколько негативно или позитивно наши предки оценивали образ Мары. Богиня неоднократно спасала мир, но также неоднократно практически губила его. В связи с номинальными и практическими функциями Мары логично предположить, что она воспринималась, как существо, расположенное гораздо выше того пласта реальности, в котором целесообразно оперировать понятиями «добро» и «зло». Мара – это один из универсально-фундаментальных принципов мироздания, один из краеугольных камней бытия, апофеоз единства жизни и гибели, «обязательное» зло. Очевидно, что Мару почитали и славили не меньше остальных богов, поэтому невежественные высказывания о том, что это исключительно негативный персонаж, как минимум, глупы и беспочвенны. Хотя и существует ряд легенд сомнительного происхождения, в которых рассказывается о том, что Мара прибыла в этот мир вместе с Чернобогом, но в отличие от последнего со временем заняла сторону Ирийских богов.

Так или иначе, Мара относится к славянскому пантеону Ясуней, светлых богов, и является одним из главных мифологических образов, в которых наши далекие предки скрыли многие аспекты своего понимания ключевых законов Вселенной.

Атрибуты Мары – холод, зима, смерть, тлен, мрак, разрушение.

Упоминания о Морене часто встречаются в сказках. Это:

· и Моргана из легенд о короле Артуре;

· и «злая девка Маринка», искушающая богатыря Добрыню;

· и знаменитая Снежная Королева;

· и подруга  Яги;

· и жена Кощея.

Также существуют предания, по которым она являлась хранительницей многих магических предметов ― шапки-невидимки, живой и мертвой воды, молодильных яблок.

Красавица или старуха?

Славянская Богиня Смерти меняет свой облик в зависимости от времени года. В конце осени, она ― молодая прекрасная девушка с бледной кожей и длинными черными волосами, которые красиво переливаются и искрятся в свете Луны.

В этот период Мара носит одежду белого либо лазурного цвета. Однако к концу зимы она превращается в невыносимую ворчливую старуху, одетую в черные лохмотья.

Состарившаяся Морена не готова уходить и освобождать место Весне, поэтому она прибегает к различным хитростям и уловкам, чтобы холода длились как можно дольше.

Показать полностью 2
8

Легенда о Хутук Аваса

Легенда о Хутук Аваса — прекрасной и грозной Женщине-Олене.
Охотники часто видят ее — прекрасную деву-оборотня — сквозь заросли кустов манящую к себе одинокого путника, прельщая его своей нечеловеческой красотой. И будет он глядеть в ее большие оленьи глаза, зияющими на прелестном девичьем личике, пока, влекомый чарами, не упадет к стройным оленьим ногам и не будет растоптан насмерть ее копытами в яростной пляске страсти.

Только неспроста губит людских юношей жестокая красавица. Те, кто чист сердцем, верен семье и неподвластен слепой похоти не поддадутся чарам, увидят оленьи копыта лесного духа и вовремя поймут, что Женщина-Олень приходила испытывать их. Будучи же узнанной, оленеокая дева оставит охотника в покое и уйдет своей дорогой в лес. Ну а тому, кто не чтит обычаи предков, преступает табу или же, не зная меры и жалости, истребляет дичь во владениях Женщины-Оленя — нет от нее спасения.

"Смотри, как грациозно олень бежит меж вечных скал. Встретишь Хутук Аваса, не смотри ей в глаза. Она красива и стройна. Посмотришь, и вечность станет твоей судьбой. Будет звать тебя нежным, как летний ветер, голосом. Послушаешь и будешь вечно скитаться в туманных лабиринтах памяти."
фото: Дарья Лефлер

Легенда о Хутук Аваса
Показать полностью 1
9

Гулльвейг

Гулльвейг – неопалимый камень раздора. Гулльвейг – одна из самых спорных фигур в мифологической системе средневековой Скандинавии. Она упоминается лишь в «Прорицании вельвы» из «Старшей Эдды», ей посвящено 18 строк этой эпической поэмы (по переводу А.И. Корсуна), однако деятельность Гулльвейг, по сути, определила одну из сюжетообразующих вех древнескандинавской теогонии.

По тексту «Прорицания вельвы» пророчица вспоминает Первую войну, войну между асами и ванами, и в связи с этим фундаментальным событием она упоминает некую Гулльвейг, которую асы пронзили копьями, а затем трижды сжигали, но она каждый раз выходила невредимой из огня, обретая все более прекрасный и притягательный облик.

В «Старшей Эдде» не говорится о том, была ли Гулльвейг богиней, нет вообще никаких упоминаний о ее происхождении, однако в «Прорицании вельвы» сказано, что «она живет до сих пор». Также в поэме указано, что после третьей попытки убийства Гулльвейг ее стали называть Хейд и она обрела особую магическую силу, причем если в англоязычном переводе Г. Беллоуса использовано слово «witch», что значит «ведьма», то Б. Торп, автор одного из первых английских переводов «Прорицания вельвы», применил слово «Vala», которое было написано с большой буквы, а его этимология остается неизвестной.

Вельва говорит о том, что Гулльвейг «творила волшбу жезлом своим» и «умы покорялись воле ее», причем в переводе А.И. Корсуна эти строки завершаются фразой «злым женам на радость». Точно также искомую строку переводит Г. Беллоус, но у Б. Торпа написано «злым людям на радость». Далее в поэме говорится о том, что асы, не стерпев обиды, начали войну с ванами, при этом причина конфликта не уточняется, хотя очевидно, что она как-то связана с Гулльвейг. В итоге, асы проиграли Первую войну, но для трактовки образа Гулльвейг это уже не имеет значения.

Происхождение имен Гулльвейг и Хейд

Этимология имени Гулльвейг до сих пор остается загадкой. Очевиден перевод первой части имени, «Gull» означает «золото». Что же касается второй части «veig», то относительно ее перевода среди скандинавоведов нет единого мнения (та же тенденция наблюдается с трактовкой других эддических женских имен, вроде Сольвейг, Ранвейг, Торвейг).

«Veig» по одной из версий означает «алкогольный напиток», либо «то, что пьянит». По другой версии это «сила», причем как «strength» (то есть – физическая сила), так и «power» (то есть – мощь или энергия, слово часто используется для определения колдовской силы). По третьей версии «вейг» так же как «гулль» в переводе означает «золото».

Что касается второго имени Гулльвейг – Хейд («Heiðr» на древнескандинавском), то в переводе оно может означать «слава» (как существительное) или «яркая, сияющая» (как прилагательное). При этом Р. Симмек в работе «Словарь северной мифологии» пишет о том, что правильная оригинальная транскрипция этого имени – Хейдре, позже она была аглицизирована в нескольких вариантах – от Хейт до Хайди. Также в ряде современных словарей «Heiðr» переводится как «ведьма».
В «Теософском словаре» Е.П. Блаватской Гулльвейг выступает олицетворением золота. Блаватская трактует оригинальные строки из «Прорицания вельвы» как описание Золотого Века, когда все люди жили в мире и благополучии. Но затем они открыли для себя золотую руду (Гулльвейг), которая, побывав в огне, становится только лучше (метафорическая отсылка к переплавке золота). Именно золото, по мнению Блаватской, стало причиной первых раздоров между народами (асами и ванами), что привело к завершению Золотого Века всеобщего процветания.

P.s: Автор арта Iren Horrors.

Гулльвейг
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!