Зачем тарахтит у пилотов 737?
Привет. Под видео из кабины самолетов семейства 737 часто попадается вопрос: "Чего это вертится и тарахтит между ног пилотов?". Будем разбираться чего это.
Итак, начнем с фотографии тарахтящего узла:
Перед нами так называемый Throttle Quadrant. Данная инсталляция практически без изменений живет уже на трех поколениях самолетов Боинг-737. Наверху него находятся РУДы - Рукояти Управления Двигателями. Две белые ручки прямо перед нами - Engine Start Levers. Топливные краны двигателей. Иногда их называют Стоп-кранами. Да, их есть у нас в самолете. Слева-снизу Parking Brake - "ручник". Так вот, пост не об этом.
Интересуют нас в данный момент большие черные колеса расположенные по бокам. Собственно говоря, они и тарахтят. И крутятся.
Эти самые колеса являются индикатором работы управляемого стабилизатора.
Вот его:
Это горизонтальный стабилизатор, аэродинамическая поверхность, предназначенная для балансировки и обеспечения продольной устойчивости самолета. Так же на самолетах семейства 737 он выполняет роль триммера руля высоты.
Приводится в движение эта штука с помощью винтового механизма:
Слева видна интересная штука, Elevator Feel Computer. Но про нее не в этот раз.
Две оранжевых штуковины по середине - это часть конструкции стабилизатора. На конце - гайка. Эта гайка установлена, собственно говоря на резьбовой шток, который имеет привод от электромотора. Мотор крутит шток, гайка перемещается по нему увлекая за собой всю остальную часть стабилизатора. Опускаем гайку максимально вниз - носок стабилизатора опущен, нос самолета тянет вверх. И наоборот.
Вот схематичное изображение этого всего, наш пациент в самой середине. Виден и винтовой механизм с электромотором и трансмиссией (Jackscrew и Gearbox), и сам стабилизатор:
Так почему ж все-таки тарахтит?
Управляется стабилизатор тремя способами.
1) Электрически с помощью кнюпелей на штурвале
2) Электрически от автопилота
3) Механически с помощью мускульной силы.
Со вторым способом все понятно, когда Автопилоту взбредет в голову, он посылает сигнал на электромотор и изменяет его положение
С первым - тоже. Когда пилоту необходимо изменить балансировочное положение или снять нагрузку со штурвала, он нажимает специальную кнопку на внешнем роге штурвала, отправляет электрический сигнал на мотор и так же переставляет стабилизатор в нужное положение. Кнопка эта состоит из двух половинок.
"Почему джва?" - спросите вы. Чтобы избежать случайного нажатие и нежелательной перекладки стабилизатора. На иллюстрации интересующий нас узел подписан как Stabiliser Trim Switch:
И наконец мы подошли к разгадке таких загадочных самостоятельных движений в кабине.
Как видим из раннее упомянутой схемы, на трим актюаторе внизу имеется барабан, на который наматывается трос. Он-то и соединяет тарахтящие колеса в кабине с винтовым механизмом. Для того чтобы в случае необходимости можно было управлять стабилизатором вручную. А поскольку связь у них механическая и постоянная, любое движение стабилизатора приводит к передвижению троса, и как следствие вращению колес.
Вернемся в кабину и посмотри непосредственно на этих колес.
Как видим, колесо гладкое, черное и полосатое. Начнем с конца. Полосатое оно для того, чтобы четко обозначить вращение колеса. Левое и правое колеса устанавливаются так, чтобы между белыми линиями на них был угол 90 градусов. Черное и гладкое оно для эстетизма.
Сбоку колеса имеется складная рукоятка, чтобы фигачить вручную.
Когда надо она откидывается, а когда не надо может больно стукнуть по колену. Поэтому обычно она убрана. Ну, а звук сделан для того чтобы обозначить вращения колеса в условиях недостаточной видимости. Кстати на данном фото хорошо виден индикатор положения стабилизатора. Шкала проградуирована в условных единицах, а зеленой полосой обозначен диапазон взлетных положений стабилизатора, так называемый Green Band.
Ну и напоследок посмотрим, что же делать, если электрическое управление стабилизатором взбесится и начнет крутить его как попало. В правой нижней части квадранта есть два тумблера. В случае если автопилот начинает гнать пургу, то он отключается от управления стабилизатором с помощью правого тумблера. Если же проблема в электрическом замыкании, то электрическое управление отключается с помощью левого тумблера.
На этом у меня на сегодня все, надеюсь удалось "приоткрыть завесу тайны" и хоть что-то стало понятно.
Как обычно просьба отпинать за грамматические, орфографические и фактические ошибки.
Все фотографии взяты из интернета.
И вот что, господа, просьба написать, какую систему взять для следующего поста.
Авиация и Техника
10K поста17.8K подписчик
Правила сообщества
Правила Пикабу