80

Про музыкальный размер

Многие мои тексты - это как бы послание в прошлое самому себе: что бы я сам хотел прочитать, когда ещё этого не знал. Когда смотрел на ютубе разборы музыки, то часто сталкивался с понятием размера (time signature). Информации много, но вот объяснений "для идиотов", которые я предпочитаю, сразу не нашёл. Если музыканты начинают уточнять детали, то обывателям вроде меня уже становится страшно. И вот какое объяснение я бы заслал себе в прошлое:


Представим себе метроном, который стабильно щёлкает определённое количество раз в минуту: щёлк-щёлк-щёлк-щёлк. Это называется "темп", он задаётся в самом начале (хотя может меняться со временем). Теперь начинаем бить в барабаны, чтобы на 1 щёлканье метронома приходилось 1 удар барабана. Например, один раз громко, пару раз потише и один раз тихо: дыщ!-бум-бум-стук, дыщ!-бум-бум-стук. Это "такт" - единица измерения музыки от сильного удара по барабану (дыщ!) до "стук". Получился типичный размер 4/4: первая цифра - сколько ударов барабанов до следующего громкого "дыщ", вторая цифра - длина ноты (или скорость стука по барабану), зависит от темпа (щёлканий метронома в минуту). Самый громкий удар "дыщ!" называется "сильная доля", с него начинается счёт. В нотах записывается двумя цифрами:

Про музыкальный размер Музыка, Nightwish, The Beatles, Ноты, Длиннопост

4/4 — это самый распространённый и естественный размер. Но, если начинаете считать удары барабана или ноты, то не надо забывать, что важно не только количество, но и длительность. В качестве примера можно взять известный лозунг "Спартак - чемпион". Обычно, если хотят отстучать этот ритм, то это "бум, бум, бум-бум-бум". Вроде повторяющийся ритм 2+3? Но нет, потому что скорость разная, вторые "бум-бум-бум" в два раза быстрее, и в конце ещё короткая пауза перед следующим повторением. Если стучать в барабан равномерно, то мы получим только 4 удара: "Спа, ртак, чемпи, он(пауза)". Повторение ритма по 4 удара, то есть, тут обычные 4/4. Для лучшего понимания можно попробовать орать "Спартак чемпион" и равномерно стучать рукой по столу: Спа (бум), ртак (бум), чемпи (бум), он (бум).


Можно сделать повторяющиеся 3 удара барабана. Например, вальс. Раз-два-три, раз-два-три, дыщ-бум-стук, дыщ-бум-стук. Это 3/4: ритм повторяется каждые 3 удара со скоростью 1/4


На самом деле, в 3/4 и помимо вальсов песен хватает, например:

Bob Dylan – “The Times They Are A-Changin’” https://www.youtube.com/watch?v=90WD_ats6eE Можно под музыку считать: «раз-два-три, раз-два-три».


Примечание. По-моему, кавер на неё только ленивый не записал, в вики почти 50 каверов упомянуто https://en.wikipedia.org/wiki/The_Times_They_Are_a-Changin'_... лично я первый раз услышал у Blackmore's Night https://www.youtube.com/watch?v=Vj7tun-ePIY

Jimi Hendrix – “Manic Depression” https://www.youtube.com/watch?v=ppnwGfS7SXg

Julie Andrews – “My Favorite Things” из старого фильма-мюзикла "Звуки музыки" https://www.youtube.com/watch?v=33o32C0ogVM


В английской терминологии ещё есть понятие Bridge (мост), бридж. Из вики: раздел музыкального произведения, контрастный по своему содержанию окружающим разделам и подготавливающий переход (или возвращение) к основной музыкальной теме. The Beatles в “We Can Work it Out” https://www.youtube.com/watch?v=Qyclqo_AV2M в эти короткие переходы как раз вальсоподобное 3/4 добавили (на словах «for fussing and fighting my friend»).


Самый простой и массовый размер 4/4 - это хорошо, но как же пафос и эксперименты? Можно сделать не такой стандартный размер. Например, играть подряд 4/4 и 3/4: дыщ-бум-бум-стук, бум-бум-стук, чтобы повторяющийся ритм был каждые 7 ударов. Это 7/8. Или дыщ!-бум, дыщ-бум, дыщ-бум-стук: 2-2-3, тоже 7/8. Это примерно как попытаться орать "Спартак - чемпион" без паузы в конце. "Спа-ртак чемпи-онспа-ртак чемпи-онспа..." Петь такие мелодии сложнее, не для попсы размер. Хотя никто не мешает менять размер в течение песни. Например, Битловский All you need is love https://www.youtube.com/watch?v=_7xMfIp-irg в начале 7/8 (4/4 + 3/4), а на припеве уже обычные 4/4. Если послушать и попробовать подпевать, то понятно, что припев "All you need is love, love is all you need" подпевать легко, а вот начало "Nothing you can make that can't be made, No one you can save that can't be saved" уже не так удобно. Именно из-за нестандартного размера. Начало 4/4 + 3/4:

Про музыкальный размер Музыка, Nightwish, The Beatles, Ноты, Длиннопост

В припеве уже 4/4:

Про музыкальный размер Музыка, Nightwish, The Beatles, Ноты, Длиннопост

Примечание. The Beatles вообще любили играть с размерами. Например, Here Comes The Sun https://www.youtube.com/watch?v=KQetemT1sWc на вокале 4/4, а потом в переход-бридж добавлено что-то нестандартное, Википедия говорит «11/8 + 4/4 + 7/8 (или можно записать как 11/8 + 15/8)», и что Харрисон взял это из индийской музыки.


Теперь мы, как специалисты в музыке, уже легко можем представить, например, размер 5/8 или 5/4 (такт состоит из 5): Дыщ!-бум, дыщ-бум-стук. Или дыщ!-бум-бум, дыщ-стук. Но петь под такое сложнее. Часто такое называют "прогрессив", для всякого progressive rock как раз типичны нестандартные музыкальные размеры, которые ещё и постоянно меняются в течение песни. И, хотя как фоновую музыку я бы не стал ставить прогрессив типа Jinjer - I Speak Astronomy https://www.youtube.com/watch?v=KJoPIgg17U4 где из-за нестандартных музыкальных размеров постоянно ощущение, что что-то не так (хотя, скорее всего, это как раз то, чего хотят добиться), но я понимаю, что технически это сделано хорошо, в профессиональном плане намного лучше, чем доморощенные попсовики-затейники, которые гундосят что-то в микрофон под auto-tune.

Примечание. На сайте табулатур пишут, что в I Speak Astronomy, в основном, в начале 6/8 и 7/8, потом 4/4, а в конце 3/4 и 4/4.

Про музыкальный размер Музыка, Nightwish, The Beatles, Ноты, Длиннопост

Или интро в теме Mission Impossible, самое начало в 5/4 https://www.youtube.com/watch?v=XAYhNHhxN0A


Ещё пример. Самое начало Nightwish - Ghost love score https://www.youtube.com/watch?v=JYjIlHWBAVo В начале хорошо слышно, как играют по три ноты. В интернете пишут, что в интро меняющиеся: 6/8 и 5/8, когда вступает гитара, то меняющиеся 3/4 и 4/4, дальше перед вокалом размер меняется на стандартные 4/4.

Про музыкальный размер Музыка, Nightwish, The Beatles, Ноты, Длиннопост

На нотах ниже последняя отметка 4/4 — это где размер меняется на стандартный и дальше так и идёт до вокала:

Про музыкальный размер Музыка, Nightwish, The Beatles, Ноты, Длиннопост

Но не весь вокал в 4/4, на 5.50 "bring me home or leave me be" в 6/8.


В английском языке 3/4, 7/8 или 5/8 называются "odd time signature", сначала удивился, "странные музыкальные размеры", вот, думаю, какая самокритика. Потом вспомнил, что "odd number" - это "нечётное число".


Теперь, если в радиопрограмму "Музыка в сельский час" напишет крестьянин Гостомысл Сидорович с вопросом, какой музыкальный размер у его любимой песни "Валенки", то можно посмотреть ноты и успокоить: "Всё в порядке, уважаемый Гостомысл Сидорович, размер обычные 4/4, никаких нечётных размеров, никакого прогрессив, слушайте свои "Валенки" спокойно. А в следующей передаче мы расскажем, что "камерная музыка" - это не Владимирский централ, и что "гармонический мажор" - это не дед Василий с новым баяном".

Про музыкальный размер Музыка, Nightwish, The Beatles, Ноты, Длиннопост

Дополнение про "Валенки". В большинстве нот, которые я нашёл, размер "Валенок" написан как 2/4, но, как мы помним, сверху - число сыгранных нот, снизу скорость. То есть, если мы хотим сыграть 4 ноты, то мы можем записать их либо как 1 такт 4 ноты, либо как 2 такта по 2, просто надо изменить скорость такта, написать темп в 2 раза быстрее.

Про музыкальный размер Музыка, Nightwish, The Beatles, Ноты, Длиннопост

По этой же причине размер 7/8 можно записать как 7/4, нот всё равно 7, просто скорость по-разному задаётся.