Повседневная жизнь Енисейской губернии начала ХХ века. Раскрашенные фотографии. Часть II
Красноярск. Воскресенский собор, 1907 год.
Представляю вам архивные фотографии Енисейской губернии начала ХХ века, все фотографии пошли через колоризацию и реставрацию.
"Воскресенский собор Красноярска - уничтоженный православный храм в Красноярске. Первое каменное здание города. Построен на территории острога - на Стрелке. В 1759 году староста красноярской соборной Преображения Господня церкви Леонтий Сидорович Пороховщиков нанял для постройки нового храма «города Енисейска разночинца» Петра Сокольникова. Вероятно, в качестве образца при строительстве первого каменного храма Красноярска был использован Спасский собор Спасского монастыря в Енисейске".
Вид на пруд и стекольный завод Гусевых на речке Лугавке, 1896 год.
Красноярск. Доходный дом И. З. Либмана, 1911 год.
В 1909–1910 гг. купчиха Итта Гилевна Либман и мещанин Израиль Зельманович Либман по проекту губернского архитектора В. А. Соколовского построили на своей усадьбе, расположенной на ул. Воскресенской напротив здания женской гимназии, трехэтажный доходный дом с подвальным этажом. До постройки нового трехэтажного дома на участке находился двухэтажный каменный дом и различные надворные постройки.
Современный адрес дома Либмана: пр. Мира, 96.
Енисейск. Здание Енисейского городского музея имени А. И. Кытманова на Базарной площади, 1914 год.
Крестьянская семья. Начало ХХ века.
Пароходная пристань на Енисее у села Батенева Новоселовской волости, Минусинского уезда, 1910-1915 год.
Село не сохранилось.
Консерватор Красноярского городского музея А. Я. Тугаринов за работой. 1908 год.
«Натуралистом я был рожден», – так на склоне лет напишет о себе А.Я. Тугаринов, оставивший в Красноярске яркий след как географ, орнитолог, ботаник, этнограф и археолог, выдающийся путешественник, организатор музейного дела.
В Сибири Тугаринов совершил множество научных экспедиций, охватив почти весь Приенисейский край. Он путешествовал пешком, на лошадях, сплавлялся по рекам на плотах, шел на гребных лодках против течения. А.Я.Тугаринов был на побережье морей Северного Ледовитого океана, на Манском Белогорье, в Монголии и горах Тывы (раньше Тыва называлась Урянхаем). В результате его исследований было напечатано более 20 научных работ.
На лесной заимке вблизи деревни Абакано-Заводской, 1910-1915 год.
Деревня Абакано-Заводская - город Абаза. История ведется с 1856 года. Поселок возник в связи с разработкой Абаканского железорудного месторождения. В 1868 населенный пункт был переименован в деревню Абакано-Заводская. В 1921 году деревню переименовали в село Абаза. В 1966 году Абаза была преобразована в город.
Качинцы в улусе. Начало ХХ века.
Качинцы — этнографическая группа хакасов. Носители качинского диалекта хакасского языка. Ветвь хакасской народности с примесью палеосибирцев, ненцев, и угро-финов, живущая по левому берегу Енисея, в степной части Хакасии от верховьев Чулыма. Своё название получили от названия реки Кача.
Беловская (Ленинская) улица. Минусинск, 1905 год.
Большая улица, типография Фёдорова. Минусинск, начало XX в.
Ново-Присутственная (ныне Октябрьская) улица, дом Г. М. Вильнера. Минусинск, 1915 год.
Римско-католический костел, 1910 год.
Костел был построен к концу 1910 г., внутренняя отделка продолжалась еще в 1911 году.
Пароход "Св. Николай", 1909 год.
Изначально пароход «Св. Николай» принадлежал известному иркутскому купцу Александру Михайловичу Сибирякову. Корпус судна и четыре паровых котла были изготовлены в 1886 г. в Тюмени, две паровые машины и туерная лебедка для подъема на порогах — в Швеции.
В Красноярске в 1887 г. пароход собрали и освятили в честь Николая Чудотворца, покровителя всех мореплавателей и путешественников. В первое плавание по Енисею «Св. Николай» отправился 24 июня 1887 г.
Пароход имел шесть кают 1-го класса, восемь кают 2-го класса, а пассажиры 3-го класса устраивались с багажом прямо на палубе. Пароход ходил от Красноярска до Минусинска вверх по течению и от Красноярска до Енисейска — вниз. Топливом служили дрова, их сжигали по 50 кубометров в сутки. Пароход «Св. Николай» имел мощность 140 л. с. и развивал скорость по течению 25 верст в час, против течения — девять. По тем временам он был самым быстроходным и комфортабельным судном на Енисее.
Богородице-Рождественский кафедральный собор, 1907 год.
Испытание парового насоса в минусинском Добровольном пожарном обществе. Минусинск, 1914 год.
Почтово-телеграфная контора и городская телефонная станция на Благовещенской улице, 1911 год.
Пристань Батени.
Постройка глинолитного дома К. И. Кускова в Красноярске, 1911 год.
Строительство мельницы Пашенных. Минусинск, 1909 год.
Текст, описание и фотографии утащил от сюда. Колоризация моя.
Первую часть можно посмотреть тут.
Также буду рад всех видеть в телеграмм канале, где публикуется множество исторических снимков со всего мира.