Моя жизнь в ИТ #31. Про руководителей

За 12 лет своей работы в IT я повстречал самых разных руководителей с самыми разными стилями управления. По большей части мне везло — мои непосредственные руководители практически всегда были как минимум адекватные.

Хотя, скорее всего это особенность сферы. Моя жена, работая в юридической сфере, наоборот — чаще встречала руководителей-самодуров, особенно сильно проявлялось это когда она ходила на многочисленные собеседования. Перейдя в IT-компанию (но в юридический отдел), ей было с чем сравнить — разница огромная: от отношения непосредственного руководителя к подчиненным до общего отношения к сотрудникам в компании.

Действительно, в IT достаточно редко можно встретить токсичных руководителей. Но, как говорится, в каждой бочке мёда есть своя ложка дёгтя.

И у меня, как принято в этом блоге, есть характерный пример.

Но начну, пожалуй, про один интересный эксперимент, описанный в очень крутой книге «Эффект Люцифера» известного американского социального психолога Филипа Зимбардо. В ней автор рассуждает о том, насколько сильнá может быть система и то, как она может работать и влиять на людей. Проведенный в книге эксперимент показал, что единицы могут сопротивляться навязанной социальной поведенческой модели. Не важно, насколько ты образованный, добрый и эмпатичный. В заданных системой условиях люди обычно отказываются от своих представлений о морали и этике.

В рамках этого эксперимента демонстрировалась система исправительных учреждений (в частности американских тюрем), которая направлена, например, на подавление сочувствия к заключенным и их дегуманизации: у всех одинаковая серая одежда, обезличенные порядковые номера вместо имён, охрана в черных очках, скрывающие эмоции, с дубинкой на ремне и тоже в одинаковой одежде.

Авторы эксперимента почти досконально воспроизвели американскую тюрьму со всеми атрибутами, правилами и взаимоотношениями. Часть добровольцев стали «заключенными», часть — «охранниками». Все настолько вжились в роль, что даже проводящий эксперимент, Филип Зимбардо, который отыгрывал роль начальника тюрьмы, попал в сложную психологическую ловушку!

Он подозревал, что «заключенные» готовят бунт, и решил его подавить в самом начале! Когда же он вдруг понял, во что всё выливается и насколько всё далеко уже зашло, он тут же остановил всё происходящее. Эксперимент, который должен был идти две недели, завершили спустя шесть дней.

И я столкнулся с похожей ситуацией, когда атмосфера и выстроенная система взаимоотношений в компании не приводили ни к чему хорошему.

Однажды, мой очень хороший знакомый позвал меня к себе в команду — его только что назначили руководителем отдела в одном из топовых агентств, и он набирал к себе в команду проджектов. Без собеседований и с хорошим оффером, я перешёл в его команду работать над крупными и интересными проектами.

Спустя месяц, к моему большому удивлению, этого знакомого перевели руководить другим отделом (чему он сам был немало удивлён и огорчён). Казалось бы, первый красный флажок, который должен был меня предупредить, что что-то идёт не так. Но я не придал этому значения. Вместо него руководить нашим отделом назначили … э-э-эм … мягко говоря, не эмпатичного руководителя. Он мог позвонить мне в 7-8 утра, чтобы уточнить, поступила ли оплата по проекту, что там по договору, передал ли я акты заказчику на подпись, а на самой работе подходил каждые два часа с вопросами по статусу проектов и открыто высказывал мне своё недовольство по любым незначительным проблемам. В общем, был максимальный уровень микроменеджмента, недоверия, демотивации.

По началу я пытался аккуратно донести до него, что я человек ответственный, меня контролировать нет необходимости и что излишний контроль только демотивирует меня. Не помогло. А спустя месяц его перевели руководить отделом техподдержки.

«Ладно, — думал я, — хуже уже точно не будет».

И я был прав — следующий руководитель, которого, кстати, наняли уже со стороны, был точно такой же… э-э-эм… по уровню эмпатии как и предыдущий. Где их только находят? Есть отдельный раздел на hh для них?

И у меня с ним произошёл один инцидент (не скрою, приятный для меня). Он «активно» погружался в проектные дела отдела, поэтому постоянно дёргал менеджеров на внезапные планёрки и совещания. И вот на одном из таких мероприятий, где я рассказывал ему в переговорке, какие важные фичи мы уже выпустили в продакшн по проекту, мне внезапно приходит алярм на почту, что один из важных микросервисов на проекте «упал» и не поднимается.

— Ох, мне надо срочно бежать, там…

— Нет-нет, давай сначала закончим текущие обсуждение, это важно.

— Но… Мне уже заказчик звонит…

— Jukka, давай не создавать проблем на ровном месте, сначала закончим, а потом пойдешь разговаривать с клиентом.

— Но…

— Пожалуйста, давай без «но», сейчас быстро закончим и ты пойдешь.

— Э-э-эм… Ладно, хорошо, — сказал я, откладывая телефон и ноут.

Через полчаса в переговорку врывается генеральный:

— Jukka, в чем дело? Почему заказчик мне звонит напрямую и говорит, что ты не выходишь на связь, и что у них там всё полетело?

— Э-э-эм… мой руководитель настоял на том, чтобы мы сперва закончили с ним обсуждение, а мои дела пока немного подождут.

Генеральный перевёл яростный взгляд на моего руководителя, потом снова на меня:

— Быстро выходи на связь с заказчиком и решайте проблемы.

Стоит ли говорить, что и этот руководитель просидел в итоге не больше недели и ушёл восвояси.

А между всеми этими новыми назначениями руководителей, еженедельные планерки проводил у меня генеральный директор (!) по, как ему казалось, проблемным проектам. И в какой-то момент вдруг до меня дошло! «Эффект Люцифера»! Вся вертикаль власти в компании, начиная с самого-самого верха и заканчивая тимлидами, пронизана этим пресловутым микроменеджментом, эмоциональным давлением, недоверием и демотивацией. И попадая в такую атмосферу волей неволей начнешь играть по установленным правилам.

И моё предположение вскоре подтвердилось.

Мы с менеджерами-коллегами хорошо общались, не только по работе. И когда одному из нас, вполне адекватному и весёлому парню, при очередной смене руководителя, предложили занять вакантное место — мы подтрунивали над ним, что, мол, станешь таким же токсичным и будешь постоянно эмоционально давить на нас. На что он с улыбкой отвечал, что это не в его характере, он будет стоять горой за нас и выстроит отличные бизнес-процессы в отделе, ведь он давно уже тут работает и понимает, что и как работает не так.

И что вы думаете? Через две недели он уже орал (это не преувеличение) на DevOps’ов за то, что они бездарные лентяи, которые мелкие задачи делают несколько дней. А уже через месяц начал высказывал своё открытое недовольство уже нам на планёрках: подводим его, подставляем с отсутствием оплат по проектам, постоянными эскалациями, неэффективной работой и теперь он «понял, почему к нам было такое отношение со стороны руководства, с нами же по другому нельзя!».

Помимо прочего, наши проекты были в постоянной ограниченности ресурсов. Когда приходит какой-то крупный проект на 80-100 миллионов — практически все силы, временно, отправляются на него с других проектов. Например, с моих. В какой-то момент времени я остался вообще без тестировщиков на одном важном проекте и на мой вполне закономерный вопрос, в том числе генеральному на одной из планёрок, кто будет тестировать фичи перед выходом их на продакшн, он сказал: «Ну, все тестировщики сейчас заняты, развлекай клиента пока что и тяни время, а пока тестируй релизы сам».

Моя жизнь в ИТ #31. Про руководителей Карьера, Поиск работы, Работа, IT, Трудовые отношения, Профессия, Эффективный менеджер, Руководитель, Начальство, Эмоциональное выгорание, Коллеги, Длиннопост

Ну и как результат — спустя время на продакшн попал один серьезный баг, который я не проверил. Клиент заявил, что понёс большие потери и хочет разорвать контракт с нами. Меня вызвали на ковёр к начальству, и мой руководитель (тот самый, из наших, проджектовых) при всех заявил, что вина полностью на мне, что я не усмотрел, в общем плохо управляю проектом в целом, а вот он со своей стороны всё делал возможное и невозможное, чтобы не допустить еще большего ущерба.

После чего я стал разменной монетой: клиенту сказали, что проблема была в моем плохом управлении проектом, что они планируют поменять меня на другого, более опытного менеджера, с кем таких проблем не повторится. Клиент согласился, меня «попросили» по собственному, а новому менеджеру вернули тестировщиков на проект.

Мда.

Насколько я понял, это была распространённая практика: я успел отработать там 6 месяцев и оказался тем, кто дольше всех уже работает в отделе. Многие уходили сами спустя пару недель, кого-то через месяц после очередной планёрки увольняли «так как не тянет», а кто-то с этих же планёрок выбегал в слезах на улицу (в основном девушки) и больше не возвращался в офис (только лишь документы забрать).

Весь следующий месяц после увольнения я морально приходил в себя. Саморефлексировал, что же я сделал не так и как можно было избежать такой ситуации. Дошло до того, что начал сомневаться — а действительно ли я справляюсь с работой менеджера проектов? Может, это не моё и стоит вернуться обратно в разработчики? Ладно, подумал я, дам себе ещё один шанс.

И совсем скоро я уже вышел на новую работу, в продуктовую компанию. И там я встретил его — одного из лучшего руководителя, которого я когда-либо встречал.

Мало того, что бизнес-процессы в компании были построены невероятно эффективно (менеджер занимается только управлением проектов, без всяких продаж, договоров, актов и счетов), так ещё и атмосфера в компании в целом была круто настроена на повышение продуктивности, эффективности и мотивации. В среднем сотрудники тут работали по 5-7 лет, невероятные цифры.

Взяли меня изначально на один амбициозный проект, который разрабатывался совместно с одним из операторов мобильной связи. Срок выполнения MVP (версия проекта, у которого есть минимальный, но главный, набор функций) — три месяца. И мы с командой уложились за неделю (!) до дедлайна. Нонсенс для агентств и интеграторов.

На презентации MVP менеджменту оператора всё было супер, все были довольны и договорились продолжать амбициозный проект дальше, подписав необходимые документы. Когда мы с руководителем двинулись в сторону нашего офиса, он вдруг сказал:

— Jukka, мало кто на моей памяти мог затащить в такие сжатые сроки проект, только-только придя в компанию. Мало того, что у тебя получилось быстро наладить отношения с нашей рок-звездой (невероятно талантливый тимлид, но с очень сложным характером перфекциониста), так еще и не обращал внимания на нападки ответственного за проект со стороны оператора. Ты красавчик, я очень ценю проделанную тобой работу, и не сомневаюсь, что ты продолжишь в том же духе.

Это было безумно приятно и неожиданно. Это вернуло мне веру в собственные силы. Я очень был благодарен ему за такое отношение. Причем это был не единичный случай. Постоянно чувствовалась его поддержка, его помощь, даже когда я изредка косячил (куда без этого) — он всегда защищал меня от вышестоящего руководства и брал всю ответственность на себя.

Хоть наши пути в итоге разошлись, мы до сих пор, спустя 5 лет, общаемся с ним и с бывшими коллегами из отдела. И я до сих пор с большой теплотой вспоминаю то время, когда я работал, пожалуй, с лучшим руководителем в моей карьере.

P.S. https://t.me/jukka_white

Офисные будни

5.1K поста16.2K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

-не нарушайте вежливость. За нарушение вежливости -бан, ибо это отталкивает посетителей и авторов.

- не нарушайте правила Pikabu и чтите закон.

- добавляйте посты связанные с тематикой сообщества;
-делитесь опытом организации жизни  в офисе и проживания на работе;
-делитесь управленческим опытом;


Бан за неуместную настойчивость: если вы активно, по несколько раз в неделю, в течение длительного времени размещаете сообщения низкого качества, простецкие и незамысловатые, не ориентированные на интересы аудитории, вы отправляетесь в бан сообщества. Ради качества контента.