20

Капитальная ошибка (2)

Серия Капитальная ошибка

Продолжаем знакомиться с книжкой Вейка и Фридриха "Капитальные ошибки".
Ссылка на предыдущую часть.

Краткое содержание:

Капитализм - это когда деньги делают деньги. И процесс этого делания идёт не плавно, а циклически. Циклы с периодом в 6-10 лет называют колебаниями конъюнктуры, и обоснованы они тем, что в условиях конкуренции ты не знаешь, что делает твой конкурент. Результат напрасного труда и завышенных ожиданий смена периодов бума кризисами перепроизводства.


Многие слышали о том, что капитализм связан с чередой кризисов. Взглянув на график занятости и загруженности фондов крупнейшей индустриальной державы современности, мы можем убедиться, что это, увы, так.

Развитие конъюнктуры в США.

Чтобы обосновать нам свой взгляд на современные события, попытаться ответить на вопрос, почему нас регулярно колбасит и представить нам свои предложения по улучшению ситуации, авторы предлагают нам сперва разобраться, как устроен капиталистический миропорядок, обратиться к основам.


Авторы для начала рассказали нам о происхождении слова «кризис». Для древних греков оно было связано с судебным разбирательством, рассмотрением дела, в результате которого подсудимый оказывается осуждён или оправдан. Страшный суд в греческой Библии так прямо этим словом и назван. Потом оно попало в жаргон медиков, «судящих» о том, будет пациент жив или мёртв после болезни. И только, начиная с Великой Французской революции об этом понятии узнал простой обыватель. Кризис стал эпохальным общественно-политическим понятием. Но и сегодня, как и при Страшном суде, речь идёт о будущей судьбе человечества. Как говорится, пан или пропал. Кризисное сознание стало частью современного мировоззрения, и обязаны мы этим экономическим кризисам – неотъемлемому свойству капиталистического строя, при котором мы живём. С самого начала капитализма мир стал свидетелем регулярно повторяющегося сценария, будь то голландская тюльпаномания, крах английской компании Южных морей или французской спекуляции Миссиссиппи. В середине девятнадцатого века экономические кризисы стали охватывать сразу весь мир.


Идейные первопроходцы и сторонники рыночного равновесия – Адам Смит и Жан-Баптист Сэй – не могли объяснить это свойство капитализма. В том числе и потому, что не различали должным образом между капитализмом и рыночным хозяйством, которое можно встретить и в более ранней человеческой истории. Рынок – это условие существования капиталистической экономики, но не определяющее свойство. Могу привести аналогию: дерево – это не почва, хотя без почвы оно не может жить. Так и капитализм, при котором всё получило свою рыночную цену, – не рынок, а жажда наживы, когда деньги должны делать новые, ещё большие деньги. То, что многие наживаются поистине сказочно именно в рыночных условиях, объясняется, парадоксальным образом, несовершенством рынков: неравным доступом участников, неполной информацией, медленной реакцией, несовершенной эластичностью спроса и, главное, наличием монополий и картелей. Ещё одна проблема, которая доставляет головную боль учёным-рыночникам – это то, что, несмотря на теорему Сэя, далеко не всякий товар находит сразу своего потребителя, что как раз и случается в кризис: продавцы не находят сбыта своим товарам на рынке. Всё идёт гладко, когда два фактора рынка (деньги и труд) функционируют подобно прочим нормальным товарам. Однако деньгами проблема в том, что они, помимо торговли, используются ещё и для кредита, и это всё меняет. Ведь кредит – это неопределённость, связанная с зависимостью от будущего, которое никто не знает. А с трудом вот какая незадача: при снижении цены товара ниже порога выживания продавцу труда свойственно уходить из жизни. Да ещё далеко не на каждый товар находится свой покупатель (безработица...). «Незадача» эта имеет три решения: дефляция в результате снижения цен на прочие товары может снизить порог выживания, государство может платить пособие, ну или безработный садится на шею родителям и ходит в лес по грибы.


Попытки объяснить регулярное возникновение кризисов предпринимались уже давно. Обосновываются они в рамках двух основных концепций: неоклассики, продвигаемой англосаксами, и континентальной экономической школы. Если для неоклассики мир состоит из множества Хомо Экономикусов, руководствующихся в своих действиях соображениями пользы. Какие это конкретно соображения – не играет роли. Главное, что они суммируются для всего общества, порождая совокупные спрос и предложение, которые определяют уровень цен. Придя таким образом к желанным цифиркам, можно построить более или менее сложную математическую теорию. В этой теории реальная экономика и «нейтральные» (то есть не влияющие на производство, потребление или безработицу) деньги строго разделены. Немцы долгое время мыслили по-другому: для них эгоистичный рациональный индивид – философская абстракция. Человек находится под влиянием традиций, религий, морали, законов и различных учреждений, которые заметно усложняют процесс принятия решений. Математикой это всё не опишешь, и посему экономика – общественная, а не точная наука. Таким образом экономическая деятельность, ориентированная на всеобщее благосостояние получается не автосуммированием частных интересов, а должна обеспечиваться политическими предписаниями. При всём разнообразии концепций школы все её представители едины в одном: риск и ответственность нераздельны. То есть приватизация прибылей и социализация убытков совершенно неуместны.


Уже первый мировой кризис 1857 года оказал неизгладимое влияние на Карла Маркса, поэтизировавшего разрушительную силу капитализма в Манифесте Коммунистической партии:

Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть.

Параллельно Марксу французский экономист Клеман Жюгляр заметил, что вместе с кризисами повторяются с периодом от шести до девяти лет и цены, притом, что колебания в производстве и торговле связаны с колебаниями в банковском секторе. И всё-таки серьёзно заниматься изучением кризисов и колебаний конъюнктуры стали после двух крупных катастроф двадцатого века – Первой мировой войны и Великой Депрессии. Бизнес-циклы стали анализировать математическими методами. Оказалось, что повторяются не только цены, но и другие экономические показатели – объём производства, процентные ставки, занятость, зарплаты и т.д. И несмотря на то, что до настоящего времени был накоплен внушительный материал для анализа, выводы из него остаются в рамках известных школ экономической мысли. Без смелых гипотез трудно прийти к принципиально новым выводам.


Причиной конъюнктурных циклов, получивших имя Жюгляра, в общем смысле является то, что капитализм основан на определённого рода спекуляции, которая является элементом любой инвестиции, а именно на надежде в благоприятный исход в будущем. Сначала пробивается финансирование, потом начинается производство, затем сбыт и наконец распределение заработанного богатства – всё это разбросано во времени и пространстве. Из-за этого возникают долговременные неравновесия спроса и предложения, сначала на рынках товаров и услуг, а потом и на рынках капитала и труда. Вот при социализме с этим проще: сколько запланировано, столько и будет сделано, и никакой тебе циклической конъюнктуры. А при капитализме есть такая вещь, как конкуренция (производителей и товаров-заменителей), которая способна разорить любое начинание. Как результат все планируют будущее, не зная на самом деле, каким оно будет, и чаще всего ожидания оказываются завышенными. Производится больше, чем на самом деле удастся сбыть. Как результат имеем кризис перепроизводства.


Хорошо, если ты делаешь то, что нужно всегда: лечишь людей или производишь водку. Но реалько почти каждая отрасль завязана на циклическую конъюнктуру, причём часто – на какую-то отдельную фазу в ней. Вот как распределили их авторы по мере развития очередной волны.


1. Первые зелёные послекризисные ростки: химпром, энергия, ИТ, полупроводники.

2. Бурный рост: сырьё.

3. Бум: Машиностроение, финансовые услуги.

4. Перелом вниз: товары циклического потребления – авто, мебель, домашняя техника.

5. На излёте: частное потребление и строительство жилья.


Казалось бы, внедрение информационных технологий на финансовых рынках способно положить конец информационной ассимметрии, лежащей в основе циклических взлётов и падений конъюнктуры, но увы. Биржевые игроки в большинстве своём (в отличие от немногих инсайдеров) не отличается продвинутыми знаниями индустрии и рынка, а руководствуются слухами и стадным инстинктом. Сами же финансовые продукты не являются сложными, они просто трудны для понимания, и такими их сделали намеренно, ведь их продавцы наживаются не на прибылях от инвестиций и даже не на процентах, а на всяческих сборах и разнице цен между рынками. Сказывается недостаток регулирования. Авторы требуют прозрачного ценообразования и декларации рисков, чтобы банковский проспект выглядел, как пачка сигарет, а не как реклама стиля жизни. Мечты, мечты...


Помимо Маркса, капитализм "воспевал" ещё один видный учёный: Йозеф Шумпетер.

"Беспорядочный политик"


Йозеф, как и Карл, тоже видел недостатки капитализма, но он не хотел его низвергать, а видел будущее в том, что этот строй будет "преодолён" не могильщиком буржуазии пролетариатом, а своими последствиями в виде разрушения слоёв населения, его поддерживающих и отторжением интеллектуальной элитой. Шумпетер воспевал "созидающее разрушение" мутации производства, разрушающие старые и порождающие новые экономические структуры при капитализме. Он видел в крупных концернах важную силу, двигающую мир вперёд. И, поскольку концерны не вырастают с сегодня на завтра (когда жил Йозеф, не было Гугля!), то мир, помимо конъюнктурных циклов, оказывается подвержен ещё и развитию более длинных, инновационых циклов, которых он и назвал именем нашего репрессированного соотечественника. Речь о них пойдёт в следующей части.

Книжная лига

28.3K постов82.2K подписчика

Правила сообщества

Мы не тоталитаристы, здесь всегда рады новым людям и обсуждениям, где соблюдаются нормы приличия и взаимоуважения.


ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА

При создании поста обязательно ставьте следующие теги:


«Ищу книгу» — если хотите найти информацию об интересующей вас книге. Если вы нашли желаемую книгу, пропишите в названии поста [Найдено], а в самом посте укажите ссылку на комментарий с ответом или укажите название книги. Это будет полезно и интересно тем, кого также заинтересовала книга;


«Посоветуйте книгу» — пикабушники с удовольствием порекомендуют вам отличные произведения известных и не очень писателей;


«Самиздат» — на ваш страх и риск можете выложить свою книгу или рассказ, но не пробы пера, а законченные произведения. Для конкретной критики советуем лучше публиковаться в тематическом сообществе «Авторские истории».


Частое несоблюдение правил может в завлечь вас в игнор-лист сообщества, будьте осторожны.


ВНИМАНИЕ. Раздача и публикация ссылок на скачивание книг запрещены по требованию Роскомнадзора.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества