Как самому обнаружить разрушающую установку

Как самому обнаружить разрушающую установку Психология, Семья, Мужчины, Женщины, Отношения, Счастье, Дети, Родители, Истории из жизни, Жизнь, Любовь, Взаимопонимание, Длиннопост

В прошлом посте мы говорили о «Рационально-эмотивной терапии» (РЭТ) А. Эллиса. Сегодня расскажу, как более точно распознать у себя иррациональную установку, которая мешает жить комфортно. Запаситесь блокнотом и ручкой, будем вести дневничок. У кого насколько хватит терпения. Взволновавшие вас события нужно будет заносить в определённую схему.

· А - активирующее событие;

· В (belief) - мнение о событии;

· С (consequence) - последствие (эмоциональное или поведенческое) события;

· D (dispating) - последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки);

· Е (effect) - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное).


Для примера сама заполню подобную.

· А - активирующее событие: отказ дочери выполнять ЛФК

· В (belief) - мнение о событии: у дочери сколиоз 2 степени при росте 176 см. Отказ от регулярной физической нагрузки предвещает ослабление мышечного корсета и последующие боли в спине.

· С (consequence) - последствие (эмоциональное или поведенческое) события: переживаю, что дочь не заботится о своём здоровье. С детства она была болезненным ребёнком, и я сильно опекала ее. Под моим чутким руководством она всегда быстро выздоравливала. А сейчас я не могу на нее повлиять, заставить ее вести активный образ жизни. Меня расстраивает, что она противится физической нагрузке, ведь нельзя отказываться выполнять рекомендации врачей по ЛФК. Раньше я могла на нее влиять. Как же заставить ее действовать?

· D (dispating) - последующая реакция на событие (в результате мыслительной переработки): Я решила поговорить с дочерью. Выяснилось, что она считает себя дефективной и некрасивой и, что не хочет что - либо делать ради своего здоровья, потому что другим людям ничего не надо предпринимать, чтобы чувствовать себя хорошо. Ей надоело думать о себе, как о больном человеке, действующем по указке врачей. Мы обсудили, что двигательная активность присутствует в жизни не только больных людей. Все, у кого сидячая работа, или кто хочет иметь стройную фигуру - стараются больше двигаться. Так они сами заботятся о себе, а не выполняют предписания врачей. Она сказала, что уже нашла свой способ активности - для похода в колледж выбрала длинный маршрут до остановки, чтобы больше двигаться на свежем воздухе.

· Е (effect) - завершающее ценностное умозаключение (конструктивное или деструктивное): Теперь вместо обвинений в инфантильности и лени, я сначала выясню мотивы ее поведения в процессе беседы. Больше не стану напоминать ей о ее болезненном прошлом. Предоставлю ей возможность самостоятельно выбирать пути решения проблемы. Дополнительно. Какие ещё иррациональные установки, кроме «ты больна и некрасива», я передала своей дочери?

Особенно подробно пишите в пункте «С», как можно ярче описывайте свои эмоции, переживания: «Меня раздражает…, меня беспокоит…, больше не вынесу…, я на взводе от… и т.д.»

Чем больше событий будет в вашем дневнике, тем чаще вы будете в пункте «С» употреблять слова, указывающие на ваши вредные установки: «Была болезненным ребёнком», «Под моим руководством», «На неё влиять» и т.д. После 5-6 событий проанализируйте записи, ищите совпадения, отслеживайте свои реакции и т.д.

Всё, что будет написано в пункте «Е» будет иметь эффект инсайта (озарения). Вы это и так в себе знали, но не осознавали, или боялись признать. Записи в дневнике расставят все точки на И.