4935

Как поставить голос и зачем? Разрушаем мифы!

Каждый день новый рассказ 10/30


Пост, в первую очередь, посвящается всем мечтающим научиться петь, для себя или для

выступлений.

Во вторую - тем, кто хочет понять, как это происходит и насколько это сложно.

В третью - тем, кто сам поет.


Продолжаем!


(В конце поста я буду вести рубрику - ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ.

Я не ожидал такого отклика на мой вчерашний пост, поэтому постараюсь в следующих опусах ответить ВСЕМ без исключения, развернуто и по теме)



4.  Для пения нужен врожденный хороший слух.

Полная чушь.


Да, есть люди, которых в простонародье кличут "абсолютниками"

Это такие товарищи, которые назовут вам ноту, если вы стукнете вилкой о фужер. Весь мир звуков отображается в их голове последовательностью нот. Если сыграть им мелодию - они с лету ее запишут и сыграют. Спешу подбодрить тех, кто не наделен этим качеством, да и вообще обижены медведем с детства....


Слух - это орган чувства. Его можно тренировать точно так же, как стрелки тренируют свое зрение. Есть еще одна важная особенность - то, как услышанное перекодируется у вас в голове и воспроизводится. За это дело всецело отвечает мозг. А мозг, как известно, можно тренировать.


ПОЭТОМУ ВНИМАНИЕ!!!!


Сейчас вот очень важный текст для тех, кто мечтает научиться слушать, слышать и воспроизводить музыку.

Владимир Викторович Кирюшин, личность весьма неоднозначная, оставил в наследство всем нам сборник интонационно-музыкальных упражнений, которые построены, от простого к сложному, так, чтобы под конец курса человек мог не только попадать в ноты, но

и записывать на слух музыку. Экстракт характерных интервалов, извлеченный из произведений мировой музыкальной классики, с особой точностью составлен в виде попевок и упражнений, развивающих слух и голос.


Это не реклама. Курс бесплатный, ссылка на скачку вот - https://drive.google.com/drive/folders/1SBcmMRjgQcNWdlzvJMeK...


Качать будете с моего Гугл-диска. Там ПДФ с нотами и МП3 с музыкальными номерами.


Дамам в положении, как и уже родившим, на заметку:

Данные упражнения развивают у ребенка не только способность слышать, слушать и воспроизводить музыку, но и положительно влияют на развитие мозга в целом. Давайте слушать эти песенки вашим малышам, даже еще не родившимся, и, возможно,

вы получите ребенка-гения, без особых усилий и вложений средств в его частные занятия.

Если уж у коров удои от Моцарта повышаются, то про людей и говорить нечего, будут умными и здоровыми.


5.  Певцам нельзя курить и пить алкоголь.


К сожалению, современная культура "умеренного потребления" не даст рассмотреть этот вопрос непредвзято. Из-за того, что, как курево, так и алкоголь, на большинство людей имеют отложенный эффект, появляется масса защитников пагубных привычек там, где защищать их не имеет никакого смысла. Давайте попробуем посмотреть на воздействие зеленого

змия и сигарет через призму науки.


Алкоголь.


При употреблении алкоголя печень автоматически забирает из организма большое количество воды, что прямо влияет и на связки. Связки у певца должны быть всегда хорошо увлажнены, это защищает их от излишнего раздражения и помогает противостоять разрушительному воздействию неправильной постановки голоса (т.е. узлы, отеки, не смык)

В этой связи я не рекомендую своим ученикам пить что либо во время пения, даже воду, ибо это смывает защитный слой слизистых оболочек горла, что приводит к неприятным ощущениям и раздражению, особенно на начальных этапах обучения.


Алкогольные напитки вызывают расширение сосудов, отек слизистой, в результате чего голосовые складки распухают и бьются друг о друга во время голосоведения. Возникает осиплость голоса или его отсутствие. Крепкий алкоголь, в свою очередь, может обжечь слизистую, вплоть до ожога 1 степени, что также не сыграет вам на руку.

Также токсины, поступающие из алкогольных напитков, наносят вред кровеносной-сосудистой системе, разрушают волосковые клетки внутреннего уха, влияющие на звуковосприятие.Как итог - человек начинает хуже слышать. Особенно страдают волосковые клетки, которые работающие на низких звуковых частотах (около 1000 Гц).

Именно этим диапазоном ограничены речевые сигналы (500 Гц и 4000 Гц),

что является неотъемлемым условием восприятия голоса. Важно знать, что у участников

многочисленных экспериментов слух улучшался, как только они переставали употреблять алкоголь.


Кроме того, исследования показали, что длительный прием алкоголя может привести к нарушению функций центральной слуховой системы мозга. Было обнаружено, что время обработки воспринятой на слух информации и ее воспроизведение

увеличивается у людей, злоупотребляющих алкогольными напитками.

Это значит, что человеку тяжело воспринимать мелодию, если она звучит в ансамбле инструментов или перекликается с другими музыкальными партиями.


Курение.


Табачный дым содержит никотин, смолистые вещества, окись углерода и много других химических веществ, которые, попадая в организм с каждой затяжкой, влияют на сосудистую и нервную системы. Потребление табака способствует сужению и закупориванию маленьких кровеносных сосудов, которые питают волосковые клетки в ухе. Курение повышает уровень углекислого газа в крови, превращая гемоглобин в карбоксигемоглобин, что приводит к гипоксии структур улитки и, таким образом, разрушает волосковые клетки.

Кроме того, курение вредит не только самому человеку, но и окружающим. Пассивное курение увеличивает риск тугоухости на треть. При этом больше всех страдают дети курящих родителей. Как показало исследование австралийских учёных, пассивные курильщики часто жалуются на воспалительные заболевания слизистой оболочки среднего уха, дети курящих матерей чаще болеют отитом среднего уха и страдают от тугоухости, чем у не курящих матерей.


Однако выход есть, и он очень простой.

Японские ученые провели исследование, в котором принимало участие более

50 тысяч человек в возрасте от 20 до 64 лет. Оно показало, что риски тугоухости заметно снижаются, когда человек бросает эту пагубную привычку и перестает курить.

Если человек курит продолжительное время, не смыкание связок у него случается гораздо чаще, чем у некурящих.


Хотя есть примеры людей, которые курят много лет, и на голосе это практически сказывается.

Присутствует и яркий, сочный тембр, и здоровый звонкий голос. Возможно, мать природа дала им слишком большой запас прочности, который позволяет им петь даже тогда, когда они активно его тратят на вредные привычки.


Я убежден, что они бы бели гораздо лучше, как только бы бросили их.

Также снижается ресурс "певческого дыхания", которое имеет прямое влияние на звуковедение и силу голоса. Как правило, встретить курящих людей с по-настоящему стенобитными голосами практически невозможно.

Ресурс голоса у такого хозяина жестко ограничен пагубным пристрастием.



Итак, в двух постах я разобрал основные страхи и мифы о вокале и пении в целом.

Теперь приступим к...


ОТВЕТАМ НА ВОПРОСЫ!!!!


1. "С чего начать? Есть большой опыт игры на электрогитаре, (например прелюдии Баха),

но вот с голосом не лады, совсем... от того, что слышу всю несуразность своего пения (мычания),

как-то не получается настроиться на рабочую волну.

И второй вопрос, можно ли этим заниматься и не мешать домочадцам?"


Ответ:


В занятиях дома, так, чтобы не мешать окружающим и никого не стесняться, вам поможет.....


МАСКА ДЛЯ ОБЩЕЙ АНАСТЕЗИИ!!!


Я серьезно.  Эта маска закрывает рот и нос, позволяя петь на полную, при этом не издавая звуков во внешний мир. С этой методикой меня познакомил Франко Фусси, фониатор с мировой славой. В дальнейшем, я нашел упоминание об этом на мастер-классе Йонаса Кауфмана.

Он признался, что использует похожий метод подготовки голоса. А подсмотрел его у самой Биргит Нильссон, выдающейся сопрано всех времен. Она, в свое время, пела, затыкая рот полотенцем, дабы не разбудить соседей по отелю, готовясь к репетициям в театре.


Эта методика помогает почувствовать верную позицию голоса (пение в маску, привет Итальянским мастерам вокала), создать необходимый для пения обьем в гортани и глотке, разработать дыхание и много чего еще, о чем я буду рассказывать в дальнейшем.


Учтите, маска должна закрывать рот и нос плотно, чтобы воздух лишь с большим усилием просачивался наружу при пении.


2. "Человек не может слышать свой голос так, как окружающие. Голос звучит изнутри.

Иной раз поешь и кажется, будто все круто. А вот не факт...

Есть ли способы как-то объективно оценить самому себя?

Запись на кассетный плеер с микрофоном очевидно не сильно помогает ибо звук получается мяукающий и самому

себе противный.

Как лучше записать свой голос, чтобы он был максимально близок к тому, что слышат окружающие?"



Ответ:


"На начальном этапе не стоит списывать свои неудачи на неточности аудиозаписи.

Я согласен, что непрофессиональная техника лишь отдаленно может передать полноту звучания настоящего голоса. Но неточность интонации и некрасивые посторонние призвуки отличит на раз. Поэтому начинающим певцам вполне подойдет и диктофон на телефоне.


Для более продвинутых я рекомендую микрофоны фирмы ZOOM, а именно ZOOM H1

В первую очередь из-за соотношения цена/качество и его доступности

(ищите на AliExpress, там приятные цены)


Лучше уха педагога, которому вы доверяете, никакого микрофона нет.

Особенно это касается работы с мощными сильными, либо уже поставленными голосами.

Резонанс, вызываемый такими голосами, создает сильные помехи в звукоснимателе, что негативно сказывается на качестве записи и воспроизведении.

А ежили вы Цоя под гитару решили записать - юзайте ZOOM и не загоняйтесь. Он станет вашим верным и честным товарищем."


Вообще тема эта заслуживает пару часов разбора на видео, с выкладками и тех. анализом.



3.  "Какие упражнения использовать для связок, что бы голос стал более бассовым. Просто речь, не пение."


Ответ:


Любые упражнения с буквой У на низком регистре звучания. Чем ниже и неудобнее вам - тем лучше. Голос - как шпагат. Растягивайте его, как вам угодно, и будет толк!


Плюс гласная У - это выбор Итальянских мастеров. О ее пользе не один трактат был написан.

Следите только, чтобы голос не уходил "в жопу"



Федор следит за вашими успехами!

Как поставить голос и зачем? Разрушаем мифы!
Вы смотрите срез комментариев. Показать все
5
Автор поста оценил этот комментарий

К упражнением на У.
Давно занимаюсь академом и нашла отличный канал на ютубе, по которому можно дома распеваться, если нет пианино. Он на английском языке, но можно прокручивать (я сама английский знаю, мне норм). И там упражнения разложены по диапазонам и по задачам, а также есть комплексы для начинающих. И все бесплатно. Стала занимать по этому каналу, и прям очень хороший прогресс, очень очень комфортно и упражнений много. 

По Кирюшину - сама по нему занимаюсь, но это не подойдет для прямо начинающих, которые не знают нот, или для тех случаев, когда человек вообще не может попасть в тон. У меня есть знакомые, которые пытаются научиться петь и они буквально не могут попасть ни в одну ноту. И Кирюшин им будет сложен, тут нужно просто сидеть и долбить по одной ноте и желательно использовать приложения "для улучшения слуха", которые показывают отклонение - типа гитарного автотюна.     

Предпросмотр
YouTube9:07
раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Пожалуй, вы правы. Но песенки Кирюшина, особенно начальные, можно просто петь в унисон, без названия нот. И Уже будет прогресс

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Если у человека средняя подготовка, то есть, грубо говоря, он спокойно там подпевает песенкам, подсознательно может догадаться, что нужно петь, например на октаву ниже, если голос мужской, то прогресс будет отличный.
Если у человека вот это вот "я не попадаю ни в одну ноту", а таких очень много (и что характерно, это не значит, что у них нет крутых вокальных данных, просто как-то так сложилась жизнь, что с интонирование хвах), то они могут даже посадить себе голос.

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

О, вот у меня так. Всю жизнь пытаюсь научиться петь и собираю по кусочкам информацию, пробуя на себе, находя закономерности и пытаясь сделать красиво. Сейчас проблема с вокальной позицией, что ли. Я так долго прощупывал почву, что буквально могу произвести звук в десятке разных мест в горле (по ощущениям), но правильная позиция она же одна. И вот час распевок и я снова нахожу это место, где нужно петь, но потом снова теряю его.

Но больше всего меня волнует то, что я не могу попасть в ноты. Вот как вы говорите. У меня неплохой слух, я отлично слышу фальшь и у себя и чужую, но чтобы попасть в ноту, мне нужно подьезжать к ней. И то не всегда могу найти ее и все мимо. Думал, что это связано с тем, что мой голос чкть ниже среднего и мне приходится петь на октаву ниже, а опыта мало и я не могу понять где в нотах нахожусь. Что мне делать, чтобы побороть этот косяк?

Вот если начинаю просто пищать как девочка женские песни, то там всегда нотка в нотку. А вот своим голосом - хрен. Каждая нота праздник.


Или может вы знаете? @morozovopera

раскрыть ветку (3)
2
Автор поста оценил этот комментарий

если не получается удержать позицию, то не получится спеть чисто, как бы хорошо вы не слышали. можно, например, послушать уроки сольфеджио от теоретиков, и там заметно, что поют всегда чуть-чуть фальшиво, вроде в тон, но фальшиво, потому что у теоретиков обычно слух очень хороший, но голос не поставлен.
варианты отработки, которые помогают лично мне (первые два приема мне недавно посоветовал один крутой преподаватель)
1. поговорить дурацким голосом, как в фильмах 40-х годов вроде золушки советской, вот прямо за персонажами говорить.
2. петь упражнение на звук ууу и на звук луй, пусть там по нотам 123454321
3. петь на звук рррр и на звук бррр, поддерживая щечки руками
4. петь на звук уу и держать во рту маркер или колпачок от помады
5. петь текст упражнения и хлопать себя легонько как индеец ладошкой по губам
Вот на всех этих приемах можно отрабатывать и распевки и произведения

Попробовать повысить тональность в произведениях, которые вы поете. Может быть, у вас очень высокий голос. Если тональность не подходит, то спеть хорошо не получится и будет и в горло голос уходить и вообще все плохо...

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Можно петь чисто в совершенно разных, порой немыслимых позициях.

В остальном согласен и поддерживаю

1
Автор поста оценил этот комментарий
Если позицию чувствуюте в горле - дело плохо. Насчёт информации - жиза, по крупице, по чуть чуть. Найти нынче энциклопедию вокала, не напичканную всяким бредом и не научно-сухую практически не возможно. Ну, мне не удавалось. А насчёт звука неточного - это вопрос сугубо практики. Мышцы просто ищут постоянно ноту. Когда споете 100 раз одно и то же, даю слово, на 101 попадете. У профессионалов такая же проблема, только там сложность материала повыше. А трудности те же
0
Автор поста оценил этот комментарий
Наверное так. В любом случае я буду записывать курс для самостоятельного обучения, чтобы начинающие певцы могли избежать подобных проблем)
Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку