383

D&D для "Чайников"

Доброго времени суток. Заметила на Пикабу некоторый интерес к ролевым играм, в т.ч. к Dungeons and Dragons (D&D). Многие интересуются с чего же начать, кто-то слышал о таких играх и хотел бы узнать побольше. Поэтому решила сделать небольшой мануал об основах DnD. Опытные игроки не найдут здесь для себя ничего нового, пост для новичков. Поехали.

Я не буду долго рассказывать о создателях игры и истории её создания (для этого есть Википедия). Главное, что нужно знать: существуют официальные книги с правилами и рекомендациями. Это книги игрока, книга мастера, книги с описанием монстров и других персонажей. Книги описывают математическую модель игры, рассказывают, как идёт бой, передвижение, как рассчитываются и растут характеристики персонажей и т.д.

На сегодняшний день последней выпущенной редакцией правил является 5я. Но иногда партия может играть и по старым редакциям, например в нашей компании долго играли по редакции 3.5.  Это как с Героями меча и Магии: седьмые ничего, но иногда душа просит третьих :)
Часть этих книг переведена на русский язык официально, часть - энтузиастами. Стоят они немалых денег, но гугл, вероятно, сможет вам как-то помочь :).

D&D для "Чайников" Dungeons & Dragons, Настольные игры, Ролевые игры, Игры, Настольные ролевые игры, Длиннопост, Текст, Моё

В книгах также описаны просчитанные создателями правил расы и классы игроков. Расы - это Дварф, Эльф, Человек, Полуорк и т.д. Класс - это специализация персонажа, например: бард, жрец, воин, колдун. Также книги содержат рекомендации для новичков, например:

"Полурослик — отличный выбор для скрытного плута, из дварфов хорошо получаются стойкие воины, а эльф может быть знатоком магии".

Математически прописано и создание мультиклассовых персонажей, сочетающих в себе черты 2х и более классов. Но пока вы новичок, не пытайтесь усложнять себе жизнь :)

Главный листочек бумаги во время игры - лист персонажа, он же чарник. Это листок, где прописаны все характеристики, особенности, легенда и инвентарь вашего персонажа. Он двухсторонний, в 5й редакции выглядит так:

D&D для "Чайников" Dungeons & Dragons, Настольные игры, Ролевые игры, Игры, Настольные ролевые игры, Длиннопост, Текст, Моё
D&D для "Чайников" Dungeons & Dragons, Настольные игры, Ролевые игры, Игры, Настольные ролевые игры, Длиннопост, Текст, Моё

Для магических классов есть ещё листочек с доступными (выученными) заклинаниями.

Создание персонажа, то есть заполнение всех этих клеточек, подробно описано в книге игрока и занимает несколько десятков страниц. В первый раз под руководством опытного мастера мы создавали персонажей (генерились) часа 2 - 2,5. Сейчас это занимает у меня минут 10. Заполняются листочки карандашом, чтобы с помощью ластика легко вносить изменения (сжёг персонаж факел, вы стёрли его из инвентаря).

Как понятно из описания, для игры необходим мастер игры (её ведущий) и игроки. В среднем в партии 3-5 игроков. Меньше - не интересно, больше - тяжело не допустить базара, перебиваний друг друга и т.д. Опытный мастер - наше всё. Я начала водить после 2-3х пройденных компаний, причём наш мастер захотел поиграть сам и сел ко мне в партию игроком. Так что я, как начинающий мастер, всегда могла посоветоваться по правилам, не раскрывая, правда, сюжетных поворотов. Кстати, мастер отыгрывает и дерётся за всех персонажей игры, кроме самих игроков: он и ярл города, и дикая собака, и сисястая подавальщица в трактире.

Продолжительность игры очень индивидуальна. Можно придумать приключение на 3-4 часа с одной-двумя боевыми сценами, а можно растянуть компанию на годы. Всё зависит от свободного времени и устойчивого интереса к игре. Также при наборе партии мы обычно обговариваем атмосферу игры: кому-то нравятся сложные и страшные атмосферные компании, а кто-то хочет повеселиться и поболтать. Игра складывается из 3-х компонентов: небоевые сцены (социалка), боевые сцены и головоломки. При наборе партии и подготовке к игре опытный мастер учитывает пожелания игроков (или выбирает игроков под свои хотелки :D). Кто-то любит полчаса уламывать трактирщика на скидку в 1 золотой, а кто-то хочет крушить и ломать. Истина где-то посередине и в игре обычно всего понемногу: герои узнали у стражника куда идти, шли-шли и дошли, догадались, как проникнуть в логово врага, наказали зло, поделили добычу. Я утрирую, но идея понятна.

Изначально мир полностью открыт и игроки свободны в своих действиях. Но мастер может ограничить их, сделав игру более линейной. То есть можно начать партию у входа в пещеру и сделать так, чтобы всем было необходимо её исследовать. В пещере же игроки смогут решать, например, незаметно проползти мимо монстра или вступить в бой, пойти направо или налево и т.д. А можно начать в центре города и не давать сходу никаких квестов игрокам. Пусть сами решают, где ночевать и на какие деньги. Уйти из города или искать приключений в нём. Отсюда понятно, что мастер должен уметь импровизировать, подстраиваясь под действия игроков. При этом логика игрового мира должна сохряняться.

D&D для "Чайников" Dungeons & Dragons, Настольные игры, Ролевые игры, Игры, Настольные ролевые игры, Длиннопост, Текст, Моё

Действия персонажей в небоевых сценах происходят в реальном времени (герои идут по дороге и что-то обсуждают, живая беседа). В бою же все действуют по очереди, включая противников. На протяжении всей игры для игроков очень важен отыгрыш, нужно войти в роль и играть не собой, а своим персонажем. На первом этапе тяжело включиться, влиться в игровой мир и раскрепоститься, но через 2 часа тупенький полуорк уже лихо стучит кулаком по столу: "Моя хотеть эль!", а  смазливый полуэльф строит глазки официантке в надежде на бесплатный обед. Многое зависит от обстановки (дома с друзьями играется лучше и ламповей, чем в компании незнакомцев в окружении любопытных зрителей в антикафе), а также от мастера (я уже говорила, что мастер - наше всё?).

Вы наверняка знаете, что в игре используются кубики. Они добавляют элемент случайности, удачи или неудачи в игре. Например, урон от оружия может быть 1d8+2. Это значит, что при нанесении удара по врагу, игрок кидает 8ми-гранный кубик и прибавляет к выпавшему числу 2. То есть урон может составить от 3 до 11 единиц здоровья врага. Правда, до урона кидается кубик d20, и выпавшее на нём число, плюс показатель атаки персонажа, покажут, попали ли вы по врагу, пробили ли вы его доспех. и т.д.

Также кубики используются в мирных сценах: "Я наседаю на уличного воришку (делает страшное лицо) - Отдай кошелёк или отведай моего топора!". "Хорошо, кидай на запугивание," -  отвечает мастер.

D&D для "Чайников" Dungeons & Dragons, Настольные игры, Ролевые игры, Игры, Настольные ролевые игры, Длиннопост, Текст, Моё

Итак, ваш минимум для игры: мастер с опытом и полным знанием правил, 3-5 игроков с листочками персонажей, карандашами, ластиком, набор кубиков для DnD (кубики с гранями 4, 6, 8, 10, 12, 20, процентник). Всё остальное у вас в голове. Вы можете использовать любые подручные средства (план открываемой пещеры мастер по ходу продвижения может рисовать на отдельном листочке), а также специальные ништяки: фигурки монстров и персонажей (миниатюры, они же миньки), покупные или самодельные игровые локации (здание таверны с расчерченным на квадратики полем, например). Можно просто взять листочек в клеточку и изобразить поле боя на нём. Иногда игра с полным набором красивостей может пойти так себе, а партия друзей за кухонным столом подарить незабываемое приключение.
Не забывайте, что правила дают математическую модель, а мир и героев вы можете выбирать сами - можно хоть "Джентльменов удачи" проиграть, не вопрос. Главное - хорошо провести время. Все тонкости игры в одном посте не опишешь, если будет интерес к чему-то конкретному, постараюсь раскрыть в продолжении.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
1
Автор поста оценил этот комментарий

хелоу. а что делать, если есть люди, желающие поиграть, но у нас в городе никто в это не играет. соответственно, нет опытного, и даже неопытного дм. как же начать?

раскрыть ветку (7)
2
Автор поста оценил этот комментарий

Ну, во-первых, поищите всё же в городе. Можно поискать группы в соцсетях, поузнавать в таймкафе и т.д. Обычно какой-то громкой рекламы и нет, все свои,так сказать. Поэтому может кто-то и играет, а вы не в курсе.

Если всё же начинаете сами, можно поискать в интернете примеры готовых сюжетов. Учтите, что воля игроков может завернуть сюжет, начинать лучше с более-менее линейных вещей. Например, очистка пещеры от монстров в поисках сокровищ. В самой пещере игроки будут выбирать тактику спажения и передвижения, но вряд ли развяжут мировую войну или совершат революцию)) далее, поищите готовых персонажей, опять же в интернете. Но учтите, взявшему на себя роль мастера, все равно придется книгу мастера прочесть. Вдумчиво и разобравшись с примерами.

раскрыть ветку (6)
1
Автор поста оценил этот комментарий

новости вот такие. нашел чувака, который играл и вел партию, он сказал что это не так сложно, напечатаны картинки персонажей для приключения. нашел стартовый сэт. в пятницу будем пробовать, желающих много, 6 не считая меня. постараюсь сделать приключение веселым. смотрю на ютубе игры, рассказы о том как дм-ить, читаю книгу мастера

раскрыть ветку (5)
1
Автор поста оценил этот комментарий

И как успехи, получилось? Поделись впечатлениями, я на таком же пути.

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Делюсь. Играли уже раз 5-6. Разными составами, из-за этого начинали пару раз заново. Играть супервесело, всем постоянно смешно, придумываем смешные ситуации при выпадении 1 или 20, сюжет идет совсем не линейно, мои ребята решили проигнорить основную деревню, обошли ее стороной, делают абсолютно нелогичные вещи, от чего становится еще веселей. Крайне рекомендую приобрести кости для игры, мне вот с алика недавно приехали. Вчера ими играли в первый раз, приятней чем с телефонами. По поводу правил - все с ними примерно знакомы, но часто смотрим в хэндбук, чтоб решить как должна произойти та или иная ситуация.

раскрыть ветку (2)
1
Автор поста оценил этот комментарий

При спорной ситуации мастер может решить. Есть ещё кубики процентники. На одном от 1 до 10, на втором 10,20 и тд до 100. Всегда можно выкруться ими. Например, выкинул в сложной ситуации 1 и упал с крыши. Мастер: кинь процентники, сломал ли ты руку. И так далее. Тогда и мастер ситуацию отыграл и народ не в обиде - сами же кидали.

Кстати, вы для боевых сцен что использовали? Делали ли поле, фишки или миниатюры и тд?

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

со стартового набора напечатали фигурки на фотобумаге, вырезали, склеили, на листах а4 напечатали клетки под размер фигурок. По поводу спорных ситуаций - иногда приятно доказать мастеру что его решение ситуации напрямую противоречит правилам и он исправляется под них, а когда в правилах нет точного ответа - разумеется всё остается на решение мастера

0
Автор поста оценил этот комментарий

Картинки персонажей, я так понимаю, с параметрами? Учтите, что при повышении уровня или получения новых вещей цифры могут меняться. Поэтому мы обычно заполняем листы карандашом, чтоб можно было стирать и исправлять. Но кое-что, например имя, класс, расу можно и напечатать.

Для мастера: продумайте, с какими соперниками вы столкнете приключенцев. Есть книга монстров с кучей готовых противников. Распечатайте или заложите странички тех монстров, которых будете использовать. В книге мастера есть глава про сложность битвы, там написано как подобрать количнство и силу монстров.

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку