Кругосветка команды «К». Этап 8: Обратно к Кербину
Решил, что раз уж начало этой кругосветки здесь публиковалось, то и окончание можно выложить.
Семерым кербонавтам недолго пришлось болтаться на низкой орбите Евы — Краснокселла подвела «Кругосветник» к планетарному модулю, состыковала их и вернулась на орбиту Гилли. Переставив кресла обратно на танкер и дозаправившись от него, стали рассчитывать обратный путь домой.
Было решено, что основной разгон к системе Кербина аппараты произведут как одно целое, а после этого разделятся и скорректируют траектории: последняя ступень «Ева-Флаг-3» с «Тройкой Отчаянных» отправится прямо к орбитальной станции «Кербин-2», а «Кругосветник», в соответствии с планом, сначала заглянет на Минмус и Муну.
Окна пришлось ждать около полугода, но, наконец, в день 347, год 30 Ева осталась позади. Экипажи разошлись по своим местам, договорились встретиться на Кербине после посадки и как следует отпраздновать — и после короткого импульса аппараты начали расходиться всё дальше друг от друга.
Первым цели достиг «Флаг».
Как всё-таки приятно управлять крохотными аппаратами: поворачиваются быстро, в капле топлива — море дельты. Несложный манёвр, и вот наши герои уже пристыкованы к орбитальной станции «Кербин-2».
Интермедия: Орбита Кербина
Как несложно догадаться, вот эта аккуратная и продуманная сигара на фото — уже вторая попытка освоить околокербинское пространство. Полный набор научных приборов и научная станция (совершенно бесполезные на этом этапе карьеры, но как же без них?). Лестницы по всей длине для удобства ВКД (вот они часто пригождаются). Подсветка самой станции и каждого стыковочного порта (стыковки на тёмной стороне больше не проблема).
А самое главное — большой стыковочный люк и стяжки. Они были призваны обеспечить жёсткое соединение частей — я тогда не знал про мод KJR и пытался выкрутиться штатными средствами. «Кербин-1» собирался из нескольких длинных ракет в самом начале карьеры, на мелких стыковочных люках, в виде длинной верёвочки. И вёл себя тоже как верёвочка в воде, злорадно мухахакая над всеми моими попытками как-то сориентировать станцию в более удобное положение для стыковок. Брр.
Кроме самой станции, на фото можно увидеть «Орбитобус» — вон тот колобок в верхней части. Он способен летать по всей системе Кербина, но в основном использовался для спасения кербонавтов с орбиты. Ну а слонопотам снизу — это танкер с топливом. Не спрашивайте, почему он тоже сделан широким, а не длинным, раз уж он не предназначен для посадок и не требует устойчивости — как мы тут недавно выяснили в комментах, гномоподобные приземистые аппараты — это просто такой авторский стиль моего КБ.
Покопавшись в старых сейвах, сумел найти картинку первой кербинской станции. Как и у многих, она является плодом нескольких последовательных запросов корпораций «а давайте проапгрейдим станцию, чтоб у неё стало стопицот топлива, сорок мест для кербалов, лифт, электричество, газ, телефон, водопровод».
Возврат «Флага»
Кербонавты с Евы, едва отдохнув на станции, порывались сразу спускаться домой. Юркий и лёгкий «Флаг» мог бы сесть и на двигателях, но инженер всё-таки уговорил «отчаянных» воспользоваться парашютом из станционных запасов.
«Тройка отчаянных» — на том же космодроме, спустя 18 лет после старта:
Отправка без надежды на возвращение, тесный ровер-автодом, двойная гравитация, купание в Кратерном озере, взлёт с Евы на внешних креслах — да, этим ребятам будет что рассказать на пенсии.
«Кругосветник» и Минмус
Тем временем команда «К» приблизилась к Минмусу, вышла на орбиту и сходу приземлилась рядом с наземной базой.
База для своего времени считалась очень современной и перспективной, но в итоге оказалась… ну, не заброшенной, но законсервированной. С неё даже сняли персонал, так что на фото с Минмуса — только экипаж «Кругосветника».
Заправка, взлёт, стыковка с орбитальной станцией «Минмус-1». Здесь уже есть с кем поговорить — четверо учёных и инженер приветствуют экспедицию.
Интермедия: Освоение Минмуса
Как и у большинства, Минмус был у меня третьей ступенькой в космос, после околокербинской орбиты и высадки на Муне. И, в отличие от первых двух, здесь орбитальная станция изначально проектировалась целиком, а не собиралась по кусочкам «как пойдёт». Но основной задачей тоже было «чтоб не болталось», отсюда и та же форма сигары плюс стяжки на стыковочном узле, и стыковочные порты в центре конструкции, и вспомогательные элементы, разнесённые по краям станции. Балки с панелями и антеннами монтировались уже после вывода на орбиту, вручную инженерами.
К нижнему порту пристыкован «Минмусобус» — челнок «Минмус — Орбита», для туристов и спасательных миссий. К заднему — о-о-о, это отдельная грустная песня. Вот эта тележка, покрупнее, в левой части общего фото:
Вся история вокруг этой тележки — о том, как стратегические ошибки сводят на нет и делают бессмысленным целый проект. Изначально задумка была такой: стационарная база на поверхности (см. фото выше, с флагами) добывает топливо в промышленных объёмах и запасает его. К ней прилагается танкер на колёсиках (та самая тележка), способный стыковаться с базой и перекачивать топливо в себя, а потом подъезжать к любому приземлившемуся аппарату и отдавать топливо ему. Что могло пойти не так?
Да всё. Начать с того, что я был уверен, что астероидный крюк не позволяет перекачивать ресурсы, а значит, надо использовать обычные стыковочные узлы. DLC на всякую робототехнику с шарнирами у меня ещё не было, поэтому пришлось вручную расставлять порты, подгоняя по высоте и периодически ловя глюки игры, из-за которых аппараты порой буквально выстреливало с поверхности после перемещения какого-то элемента. Точно выдержать высоту порта на всех аппаратах не получалось, поэтому перед заправкой всё равно приходилось выводить инженера и перестраивать. До кучи, с минмусовской гравитацией эта тележка вообще не хотела управляться, скользила с любого уклона, а в какой-то момент обнаружилось, что ещё и деформировалась под воздействием какого-то кракена, почти усевшись брюхом на землю.
Тем не менее, пару раз мне всё же удалось дозаправить как Минмусобус, так и экспериментальные аппараты, но сама концепция такой дозаправки оказалась провальной. В итоге в серию пошла модель большого танкера с бурами, способная приземлиться, сама заполнить свои баки и подняться на орбиту, где и дозаправить того, кто в этом нуждается. База на Минмусе (и аналогичная на Муне) осталась очередным памятником одному из этапов космической гонки, а тележка висит на орбитальной станции в качестве бака с горючим (и будет отправлена домой, когда опустеет).
«Кругосветник» и Муна
Забавно, но из всей команды «К» на Муне была одна лишь Краснокселла. Остальные три члена экипажа до этой миссии в космосе вообще не бывали и сейчас, облетев все планеты Кербольской системы и пристыковавшись к станции «Муна-1», с интересом разглядывали вблизи спутник Кербина.
Посадка около мунной базы и попытка собрать в одном кадре все интересные аппараты этой планеты:
Интермедия: Освоение Муны
Мунная орбитальная станция осталась неизменной с самого начала карьеры, я решил не перестраивать её и не заменять новой. Она вызывает у меня ностальгические чувства своей «пучковой» структурой, своими квадратиками самых первых солнечных панелек и зелёными огоньками самых первых аккумуляторов, замостившими большую часть поверхности ракет-модулей. Я только позволил себе отстыковать одну из этих ракет и вернуть домой — просто потому, что мне уже не нужны три лаборатории на мунной орбите. Но когда-то это был самый оживлённый перекрёсток, самый активный поставщик науки и самый главный пункт выполнения разнообразных контрактов. А заодно и испытательный полигон для тестирования аппаратов и концепций освоения небесных тел.
База на поверхности Муны тоже внесла свою лепту в тестирование. Вот, например, по центру фотографии мы видим двух паучков, состыкованных двумя балками с портами на концах. Это — результат первой попытки лобовой реализации понятия «стыковка на поверхности». Можете себе представить, как я намучился, пытаясь совместить эти порты. Сами же аппараты — два разных варианта шахты по добыче руды и генерации топлива. На одном из паучков даже заметны колёса. И если вам показалось, что опоры стоят неестественно, то вам не показалось — это более поздняя попытка исправить глобальный просчёт в проектировании. Когда я впервые запустил буры, оказалось, что они не работают, если опущены слишком глубоко. Поэтому пришлось отдельной миссией привозить опоры и балки и пытаться в несколько этапов поднимать аппараты повыше.
Слева пристыкована ещё одна тележка, старшая сестра той, что мы уже видели на Минмусе. Этой повезло больше, она не такая огромная, а гравитация на Муне сильнее, поэтому с управляемостью у неё сильно лучше. Но концептуальные проблемы те же самые, плюс из-за малой вместимости её ещё менее удобно использовать для перекачки топлива.
А рядом — аппарат, тестирующий развитие той же самой концепции на новом уровне, с учётом обоих DLC и ошибок первых аппаратов:
Это самоходный бур, оснащённый минимальным топливным баком, баком для руды, крюком для стыковки в произвольное место и наземным автопилотом. Он способен как ездить на колёсах, так и перелетать на манер коптера (а как позже выяснилось — даже выходить на орбиту). Его задача — подъехать к заправляемому аппарату, пристыковаться куда достанет и начать добычу руды и генерацию топлива — напрямую в баки реципиента. В остальное время он может гонять по планете и изучать аномалии, потому что к нему приделана ещё и рука из нового DLC. Жалко, впрочем, что этот DLC я приобрёл уже после того, как открыл все технологии.
Изначально, кстати, предполагалось, что после посадки это будут два отдельных аппарата — коптер-кран и ровер-заправщик. Но, как выяснилось, вертикально стыковать коптер с ровером в условиях даже мунной гравитации — задача в высшей степени нетривиальная (хоть и решаемая), поэтому после первых испытаний было решено стянуть их обратно и оставить в виде вот такого гибрида.
Пора домой!
И вот он, последний отрезок пути. Муна — Кербин. Ради того, чтобы посадка была в нужном месте и на освещённой стороне, пришлось отказаться от аэроторможения и сначала всё же выйти на орбиту. Но вот расчёты окончены, «Кругосветник» ныряет в атмосферу Кербина и маневрирует, стараясь выйти точно к космодрому.
Чтобы полностью оправдать свой девиз — «Слабоумие и отвага!» — было решено не устанавливать на «Кругосветник» парашюты, а сесть на двигателях на самом деле про них просто забыли. Ну а поскольку автор наконец-то научился записывать видео (но ещё не освоил редактирование), то вот вам кадры последнего этапа посадки:
И вот оно, финальное фото экспедиции, замыкающее круг. Снятое в день 88, год 31 — через 17 лет и 49 дней после старта.
Краснокселла и её друзья стали немного опытнее:
В кабинете у каждого члена Команды «К» появилась вот такая фотография:
Ну а Кербинское Космическое Агентство, как и было обещано, завершает свою работу на неопределённое время. Нам с KSP пора немного отдохнуть друг от друга. Мне было интересно, надеюсь, вам тоже. Спасибо всем, кто следил за приключениями Команды «К», и счастливых вам полётов!