Серия «Краудфандинг»

Краудфандинговая платформа. Первые результаты

Первого июля астрологи объявили отпуск, количество свободного времени увеличилось вдвое, поэтому усиленно занимался своим стартапом, о котором рассказывал раньше - сервисом, позволяющим получить страничку сбора средств, на старте и полноценной краудфандинговой платформой в перспективе.

В процессе разработки свернул немного не туда, но хотел бы поделиться первыми результатами, а именно - готовой подсистемой денежных переводов и платежей.

Был выбран максимально простой дизайн, копирующий функционал стационарных терминалов оплаты. На экране как смартфона, так и ПК выглядит вполне приемлемо, поэтому оставляем.

Что можно уже сейчас:

Первое - подключить свой сайт в качестве интернет-магазина и начать принимать оплату. Это делается размещением на сайте продавца HTML-формы. Вот, такой:

<form method="post" action="***">

<input type="hidden" name="merchant" value="store_name" />

<input type="hidden" name="info" value="order_info" />

<input type="hidden" name="amount" value="summ" />

</form>

Где merchant - логин пользователя, которому должен придти платеж, info - информация об оплачиваемых товарах и услугах, а amount - итоговая сумма. При отправке этой формы покупатель перенаправляется на страницу оплаты, где необходимо подтвердить платеж вводом логина и пароля.

Страница подтверждения оплаты (во избежание кракозябр важно, чтобы данные передавались в UTF-8):

Средства автоматически списываются со счета покупателя и перечисляются продавцу. При этом есть возможность настроить HTTP-уведомления о поступлении платежа, как это было у сервиса Яндекс.Деньги (сейчас это возможно, как я понял, только у ЮКассы) - информация сразу передается на сайт продавца.

Второе - оплачивать услуги некоторых организаций. Сейчас доступна оплата сотовой связи у четырех основных операторов, интернет от Акадо и Ростелекома, а также пополнение кошельков QIWI и Яндекс.Деньги.

По мере возможностей буду добавлять новые, но с оговоркой - все операции по платежам в адрес крупных компаний проводятся вручную, поэтому на счет организаций средства поступают ой, как не сразу.

Зачем я добавлял эту возможность? Думаю, больше для того, чтобы система не выглядела недоделкой - вряд ли кто-то будет пользоваться именно этой возможностью, когда она предусмотрена в каждом интернет-банке.

Автоматизации тут сейчас нет - при совершении платежа у пользователя списываются средства, а мне на электронную почту приходит требование перечислить деньги по определенным реквизитам.

Единственное, что автоматизировано сейчас - расчеты и выплаты по коллективным займам и это третья возможность сервиса на текущий момент.

Представим на секунду, что есть заявка на потребительский кредит в размере 155 000 рублей на три года под 19% годовых.

При просмотре заявки кредитору доступна информация о том, сколько он получит, предоставив ту или иную сумму. Но следует понимать, что указанные на скрине 1319.40 рублей будут возвращены ежемесячными платежами по 36.65 рублей. Итого - 36 платежей.

Так как займ является коллективным, то кто-то из пользователей даст больше, а кто-то - меньше, но всем надо возвращать согласно доле в общей сумме кредита. При внесении очередного платежа сервис автоматически раскидывает сумму на всех кредиторов и сразу переводит на счета внутри системы - досрочное погашение или уменьшение суммы платежа невозможны, но, может, и разберусь, как это реализовать.

В общем, краудлендинг, как он есть, и это то, ради чего всё и нужно было. Ключевое, так сказать.

Основное преимущество - в гибкости процентной ставки и сроков погашения. Заемщик вполне может предложить свои условия, но одобрит ли их аудитория? Если одобренная сумма значительно меньше суммы по заявке, её придется править ручками - отдельный вопрос в том, устроит ли кредиторов новое положение дел?

Четвертое - моментально пополнить счет предоплаченной картой, как это раньше было у WebMoney или у Корбины (универсальная карта связи)

Вводим код - баланс в плюсе. Способ, думаю, морально устаревший, но годный, чтобы маленько упростить самому себе жизнь.

Однажды на Пикабу узнал про CloudTips, зарегистрировался и решил так - если деньги туда поступят от имени существующей в системе учетной записи, то средства буду зачислять по логину. Но вручную, поэтому время.

Резюмируя, скажу: для меня было важно отойти от математики, кода и максимально сосредоточиться на дизайне страничек сбора средств. Объем привлеченных средств, продажи - система учета для крауд-кампаний готова, но ещё требует тестирования и обкатки.

Работа продолжается.

Показать полностью 3
6

Где достать деньги? Краудфандинг! Часть 2

Давайте представим, музыкальная группа ищет 150 000 вечнодеревянных на запись альбома, а в качестве вознаграждений предлагается в общем-то стандартный набор: благодарность на страницах в социальных сетях, значок, шарф, футболка, имя спонсора на обложке диска в качестве сопродюсера или просто классного человека, электронная копия альбома, копия альбома на диске с автографами музыкантов. Теперь считаем выручку.

Цены условны, но для примера вполне подойдут (без доставки для удобства расчетов):

Следующим шагом я составил таблицу, которая показывает, сколько единиц нужно продать для достижения необходимой суммы:

Имя спонсора на обложке - из-за ограниченной площади только дополнительный бонус, поэтому в математике учитывать не будем. Кстати, это вознаграждение вместе с электронной копией готового альбома можно пообещать тем, кто разместит на своих страницах ссылку на сбор средств с иллюстрацией из презентации проекта - разумеется, в случае успешного сбора.

Примерно таким образом и задействуются возможности информационных спонсоров и друзей.

Вот такая херня, малята. Целевая сумма для сбора средств на запись альбома - 750 000 рублей по верхней планке с некоторой вероятностью досрочного завершения. Кто ещё удивляется, куда авторам бабло, которое они пытаются собрать? Много больше половины уйдет только на изготовление мерча!

Кстати, вчера заминусили мой комментарий о том, что нейросетки руки рисовать так и не научились и частенько генерят хрень, но в защиту скажу, что уж где точно хорошее применение сетям, так это в дизайне принтов - для создания иллюстрации к посту использовался сервис dream.ai и Фотошоп.

Считаю, принт неплохо выглядит и на других изделиях, но одного на всю крауд-кампанию явно недостаточно - от трех до десятка разных принтов, в идеале, в едином стиле или одной цветовой гамме.

Кстати, мерч сам по себе - ручеек прибыли. На любом концерте всегда есть точка, где продается различная сувенирщина, и даже блогеры оценили подобный источник дохода, вовсю используя раскрученное имя - чипсы "Lava Lava" (Влад А4) тому яркий пример.

И это я ещё не говорил о возможности выйти на маркетплейсы, но тут уже надо уметь что-то делать руками - к примеру, для заключения договора с OZON о продаже товаров собственного производства достаточно регистрации в качестве самозанятого. На крайний случай договориться с тем, кто умеет что-то делать, о совместном проекте.

Кстати, для перепродажи товаров уже необходимо заключать договор от имени юридического лица - об этом я недели две назад писал у себя ВКонтакте, но нелишним будет напомнить: необходимо обратиться в любой центр сертификации, где дадут подтверждающий документ или отказное письмо о том, что конкретная продукция не подлежит обязательной сертификации. Это, как я понял, нужно делать всем - как самозанятым, так и юридическим лицам.

И только потом можно будет размещать карточки товаров.

Показать полностью 3
1

Где достать деньги? Краудфандинг! Часть 1.2

Помню-помню, что обещал про вознаграждения, но, полагаю, стоит сделать отступление: российские краудфандинговые платформы не могут в краудфандинг. Попробуем разобраться?

Внимание, спойлер: всё, что я скажу дальше является моими собственными мыслями, умозаключениями и не являются истиной в последней инстанции по причине передоза субъективностью.

Сделать страницу сбора средств, рассказать на ней о проекте и разместить доступные для спонсоров вознаграждения - это безусловно нужная и полезная вещь. Которая ни хрена не поможет получить деньги ни на творческий проект, ни на коммерческий. Не говоря уже о том, что сверстать такую страничку может ученик средней школы, хоть и не каждый.

Почему? Аудитория. У известных авторов, вроде Кинчева или Френдов Масяни, однажды упомянутых мной же в одном из комментариев, она есть. И на момент проведения кампании была популярность, которая и позволила сделать сборы успешными.

Да им вообще платформа не нужна. Сделать страницу на официальном сайте, закинуть пару новостей в социальные сети и фанаты без поддержки бы не оставили. Приведу такой пример: есть очень крутая панк-группа - "План Ломоносова" и пару лет назад у них сгорела репетиционная база - об этом случае узнал через Артёма, директора группы "Табаско Бэнд", которую слушаю с очень большим удовольствием.

И знаете что? Тогда и я помог, перечислив небольшую сумму - просто левый чел с улицы. Вывод какой? Правильно, всё решает популярность и качественный подход к работе с аудиторией.

Откройте список близких к завершению проектов. Много там тех, кто добился поставленной цели? А многие имена вам знакомы? Тогда что мы вообще обсуждаем?

Чем занята администрация таких ресурсов, как Планета или Бумстартер? Дают хостинг под странички авторских проектов? Да, такое есть. Может, у них есть что-то вроде CPA (Cost per action) сети, вроде 5% с каждого доната по партнерской ссылке, и активная вербовка веб-мастеров? Точно нет. Ограничения для авторов? Да, есть! Как на уровне темы проекта, так и на уровне вознаграждений: по информации от публиковавшихся авторов какие-то вознаграждения менеджеры просили убрать, а какие-то - отредактировать.

Где достать деньги? Краудфандинг! Часть 1.2

Что мы видим? На Планете не получится продавать вязаные носки ручной работы, чтобы закрыть долги по кредитным картам. Последователям Гаечки Лучезарной и Пастафарианцам тоже ничего не светит, хотя казалось бы...

Теперь о вознаграждениях. Я уже писал, что менеджеры жестко контролируют список вознаграждений - привлекать акционерный капитал также не выйдет из-за ограничений платформы: небольшой кусочек прибыли стартапа - тоже вознаграждение.

Скидочные карты и карты лояльности для спонсоров, поддержавших автора, также вряд ли будут допущены администрацией - ни в одном проекте не увидел подобного. Это при том, что постоянной скидкой 10-50% можно достаточно быстро отбить три-четыре тысячи, пожертвованные на открытие условной кофейни.

Фундамент краудфандинга - пожертвование

Короче. Для краудфандинговой кампании больше смысла в разработке отдельного веб-сайта - результат будет таким же, но с той разницей, что раз уж без продвижения не обойтись, продвигать будем свой домен, а не сайт крауд-платформы, на которой проект размещён. Тем более, что готовый сайт с репутацией ещё пригодится.

И только в этом случае никаких ограничений по вознаграждениям, по теме проекта.

Показать полностью 1

Где достать деньги? Краудфандинг!

Здравствуйте, друзья! На днях перекинулся парой реплик с @akdengi - автором очень годных настолок - и решил сделать свой первый пост о том, как собираются деньги, когда нет инвестора, банки напоминают о кредитах, а мамин вердикт "хватит маяться ерундой" окончательный и обжалованию не подлежит.

И-и-и-и-итак, поехали.

Вы решили начать своё маленькое дело и активно ищете средства для запуска - нужно производство, нужен сайт, нужен рекламный бюджет, нужен офис, оргтехника и т. д. На первом этапе важно отказаться от всего, без чего можно обойтись: офис и секретарша - сейчас явно не самое главное. Чем меньше необходимая сумма - тем легче её собрать, но это, пожалуй, очевидно.

Если появляются мысли о бизнесе, то это значит, что на руках есть какой-то готовый продукт - товар или услуга, о которых нужно рассказать миру. Нужно задать себе два вопроса: какие проблемы он закрывает и как? Кому он нужен? Так можно понять целевую аудиторию и кто станет союзником, который поможет до неё достучаться.

Исходя из всего этого делается презентация, в которой нужно подробно рассказать, почему без конкретного продукта и жизнь - не жизнь, а тлен и безысходность и какими яркими красками заиграет будущее, которое вот-вот наступит (спойлер: нет).

Встречался однажды с человеком, который мечтал о школе танцев, рассказывал, как оно у него всё будет, а я в лоб спросил, что же он продает. Его ответ - "навык" мне категорически не понравился.

Почему? Да потому, что сам навык никому не всрался! Разумеется, кроме будущих профессиональных танцоров, актеров - я и сейчас не могу представить, кому это вообще надо.

Совсем другое дело - попытаться разжечь угасающие эмоции в паре, да и вообще заняться чем-то, что прёт обоих - отличный вариант, так почему бы и да? Так что, мужики, берём своих дам в охапку и записываем в школу танца на пилоне.

Найти человека, который готовится стать профессиональным танцором, и встретить уставшую от быта пару - две ну очень огромные разницы, так как первых единицы, а вторые есть у каждого в ближнем круге.

А для чего всё это нужно?

Если презентация рассказывает в целом о стартапе, об авторах проекта, то болевые струнки нужны для работы с целевой аудиторией и в примере, который я привел выше, нашими помощниками и информационными спонсорами будут семейные психологи, женские паблики - все, кто хоть как-то релевантен.

Скажу ещё так: если раньше танец был направлением искусства, то сейчас больше относится к спорту. Поэтому спортивные и творческие центры могут оказать поддержку, если правильно выстроить диалог как со спонсорами.

Единственное, что от них требуется - разместить у себя рекламу (идеально - цикл рекламных постов) авторского проекта и указать ссылку на сбор, но вряд ли кто-то это будет делать по доброте душевной. Такой вариант тоже вполне вероятен, но в обязательном порядке нужны вознаграждения и для спонсоров.

От корпоративных спонсоров можно что-то пожирнее получить, но и потребуют они больше. Но вернемся к презентации.

Что действительно важно?

  1. Прозрачность информации. Автор проекта или команда обязаны быть на связи лично, а вся публикуемая информация должна быть достоверной и проверяемой в разных источниках. Никто не даст денег человеку, о котором никто не знает и которого никак не найти.

  2. Сроки и цель. Каждый потенциальный бэкер (инвестор) должен иметь доступ к сведениям о том, когда и как получит то или иное вознаграждение, если оформит покупку, а также куда конкретно идут собираемые автором средства.

  3. Графика, графика и ещё раз графика. Люди в своем большинстве визуалы и лучше воспринимают изображения, поэтому без качественных снимков, роликов не обойтись. Именно дизайн помогает передать атмосферу и настроение проекта.

  4. Описание. Чем подробнее - тем лучше, чем увлекательнее - тем охотнее аудитория поддержит стартап.

Лично я рассматриваю минимум четыре ответа на вопрос, почему пользователи поддерживают стартапы:

  1. Нравится конкретный автор - это друзья, родственники, подписчики

  2. Интересно вознаграждение, которое предлагает приобрести автор в пользу проекта - брендированный мерч, продукт, несколько его копий (и при этом готов подождать - чаще всего) или что-то ещё,

  3. Пользователь углядел какие-то перспективы от проекта для себя лично,

  4. Нравится проект, его идея.

Именно в таком порядке - сам проект поддерживается в последнюю очередь, поэтому описание должно быть интересное, максимально подробное и заранее отвечающее на все возможные вопросы бэкеров.

Тема следующего поста в серии - вознаграждения. Увидимся!

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!