Сообщество - Звукорежиссура
Добавить пост

Звукорежиссура

254 поста 1 621 подписчик

Популярные теги в сообществе:

История «любви»

Ответ на пост «Деградация»

Это нихрена не деградация.

Главная задача любого аудиовизуального произведения (кино/видеоигры) - максимально передать чувственный и эмоциональный опыт персонажа потребителю данного контента (зрителю/игроку).

Это называется “иммерсивность” - максимальное погружение в происходящее на экране, или другими словами - максимальное приближение ощущений зрителя/игрока к ощущениям персонажа. С этой же целью джойстикам и креслам в кинотеатрах добавили вибрацию и ветрообдув - ещё более увеличить иммерсивность.

Поэтому если в фильме герой охуел от громкости взрыва (а точнее от того, насколько он громче привычного уровня громкости, за который наш мозг принимает громкость человеческой речи) - создатели прикладывают все усилия чтобы и зритель пережил максимально похожие ощущения. А сделать они это могут с помощью единственных доступных кинопроизведению инструментов - картинки и звука.

Кто хоть раз стрелял из настоящего огнестрельного оружия - знает насколько оно ПИЗДЕЦ КАК ГРОМЧЕ наших ожиданий, сформированных по фильмам/играм. По этой же причине персонажи на экране кривятся и орут как сумасшедшие когда получают ранение - боль через экран не передать, поэтому они стараются максимально вызвать у зрителя соответствующие чувства и ощущения с помощью единственных доступных видеоролику инструментов - картинки и звука.

Именно за создание как раз такого высокого уровня иммерсивности не только актеры и режиссеры, но и звукорежиссеры получают Оскаров.

Старые же киноленты не имели технической возможности не то что многоканальной, но даже двухканальной звукозаписи (стерео), и звук безбожно “сжимался” по всему спектру. Именно поэтому что хрюк, что пук, что атомный взрыв были одинаковой громкости, лишенные каких-либо эмоциональных различий. Из-за этого основная роль в эмоциональном вовлечении зрителя возлагалась на сюжет и актерскую игру. С развитием технологий к ним просто добавились новые инструменты эмоционального вовлечения, и глупо было бы их не использовать для сверхреализма и гиперреализма получаемых ощущений.

(Другое дело, что в современном кинематографе довольно часто наблюдается перекос внимания создателей к звукоряду и визуальным эффектам в ущерб сюжету и актерской игре, но это уже совсем другая история.)

Собственно поэтому просмотр фильма в кинотеатре гораздо более эмоциональный опыт чем дома на ноутбуке, и дело не только в большом экране, но и в системе динамического звука.

Исходя именно из стремления максимизации получаемого зрителем опыта, любой современный аудиовизуальный продукт (фильм/видеоигра) создается прежде всего с прицелом на аудиторию с продвинутыми системами воспроизведения аудио и видео (домашние кинотеатры HDR с аудиосистемами 5.1, 7.1, 12.1) - то есть тех, кто сознательно желает максимально иммерсивного опыта. Так как для остальной аудитории (нелюбителей гиперреализма картинки и звука) всегда проще “обрезать” то что есть, чем добавить то чего нет. То же самое и со стриминговыми платформами: основная ставка делается на обладателей хай-тек аппаратуры, желающих максимального погружения при просмотре/игре (иначе нахуя вообще тогда такое оборудование?), т.к. такая аудитория гораздо более вероятно купит платную подписку.

И как с этим бороться?

Если вы как раз такой нелюбитель гиперреалистичного динамического звука (“раньше было лучше”), то либо смотрите т. н. “контент для домохозяек” (не оскорбление), т.к. такие фильмы/сериалы/передачи уже давно и целенаправленно производятся для просмотра фоном во время готовки или перед сном без риска выронить половник или схватить сердечный приступ от внезапного звука, который сильно громче уровня того самого “фона”. Либо качайте рипы (* “сжатые” версии оригиналов) фильмов/сериалов, где риперы специально конвертируют многоканальные системы звука в двухканальные и нормализуют уровень звука по всему спектру как раз для нелюбителей иммерсивности. Либо же крутите настройки плеера по совету в комментариях.

Показать полностью

Деградация

Регулярно смотрю фильмы и сериалы онлайн. Вот и сегодня смотрел очередные серии очередного, более- менее понравившегося сериала. Чуть позже нашёл фильм, старый, 1964 года. Про войну, черно- -белый, узкоформатный даже. И вы знаете в чем старый фильм выиграл у нового? Причём безоговорочно. В озвучке. Смотришь фильм и не напрягаешь слух. Хотя там война. И взрывы, и техника работает, стреляют. Музыка, симфоническая, тогда такую для фильмов писали. И не надо переключать регулировки громкости.
А авот на современных это делаю постоянно. Или нихера не слышно о чем говорят, или музон орёт. Блядь, ведь снято на современном оборудовании. Где ваши звукорежиссеры? Вы снимаете сериалы по 16 серий, тратите бешеные деньги, а ваша продукция не готова к употреблению. Почему так? И как с этим бороться?

Как подготовить машину к долгой поездке

Взять с собой побольше вкусняшек, запасное колесо и знак аварийной остановки. А что сделать еще — посмотрите в нашем чек-листе. Бонусом — маршруты для отдыха, которые можно проехать даже в плохую погоду.

ЧИТАТЬ

"Лайкните кота!" А все еще бодрого старичка Роланда слабо лайкнуть?

"Лайкните кота!" А все еще бодрого старичка Роланда слабо лайкнуть?

Домашняя акустика

Имеется ресивер pioneer и напольные АС. На днях было такое - к ресиверу был подключен телефон по BT на средней(!) громкости. Вдруг ни с того ни с сего появился дикий шум/гул (хз как назвать). Я подорвался убавить ресивер вручную и выключить его. После того как включил обратно левая ВЧ и СЧ/НЧ и правая ВЧ перестали работать.
Вот и пытаюсь понять кто в этом случае мог быть виноватым (перед походом в сервис), ресивер или какие-нибудь кроссоверы в АС?
И ещё: совпадение или нет, но за пару дней до этого наклеил NFC метку (см.фото) на морду ресивера (для управления BT). Могла ли она выдать такой фокус?

Домашняя акустика Акустика, Усилитель звука
Показать полностью 1

Музыкальные инструменты - это святое!

Читаю историю о том, как в музыкальном училище сошлись в неравном бою народники и классики (если очень примитивно, народники - это играющие на народных инструментах - баяны, домры, аккордеоны, ну, а классики - понятно, по аналогии).

И кто-то кому-то в этой истории дал по голове балалайкой.

Так вот, дальше я читать не стала. Сразу понятно, что вранье это! Потому что не мог это сделать народник!

Настоящий народник руки 10 раз вымоет, прежде чем инструмент в руки брать. А поиграв, поставит или положит инструмент так, что он, даже при землетрясении в 10 баллов, не упадет. А если классик схватил чужую (!) балалайку для удара кого-то по башке, то жить ему осталось от силы несколько минут. Народник это организует.

Это я вам говорю как человек, который однажды чуть не сел на свой аккордеон, и в последнюю секунду осознав ("%&$дь! это же АККОРДЕОН!!!!"), сменил траекторию, рухнув на пол.

Итог: ушиб копчика и вывих руки. Зато инструмент цел.

Так что не верьте всем этим байкам. Да и известная сцена, где ломаются музыкальные инструменты об головы и стены, из фильма "Веселые ребята", у настоящего музыканта вызывает слезы.

Короче, руки прочь от святого! У меня все.

Я и другие мои истории из жизни здесь.

Почему я могу сказать «стоп» на записи

Почему я могу сказать «стоп» на записи Звук, Звукозапись, Студия звукозаписи, Звукорежиссер, Продюсер, Работа, Музыка

Нет, это не про остановку при неудачном дубле, не призыв остановить игру и обсудить аранжировку.

Я хочу поговорить о тех причинах, которые заставляют меня прервать запись и предложить ее продолжить в другой день, а иногда и с другим звукорежиссером или даже в другой студии.

  1. Самая хорошая причина — я вижу что исполнитель устал. Выдохся, выжал из себя все что мог и каждый дубль идет все хуже и хуже. Перекуры и кофе не помогают, а нервы сдают. В таких ситуациях лучше просто дать себе передышку и в другой день со свежей головой и новыми силами сделать шедевр.

  2. Вторая причина — исполнитель не готов. Он не выучил материал, сбивается, постоянно лажает, забывает что нужно играть или петь. Бывают редкие исключения, когда он действительно талантлив и пришел с пустой головой, но на ходу смог составить и сыграть крутую партию. Но это очень малый процент. В остальном все напоминает двоечника у доски, который «учил». От такой сессии ничего, кроме усталости и некачественного материала из разряда «склейся песня» не выйдет. Поэтому нет ничего страшного, если я отправил вас доучивать материал. Я экономлю ваши же деньги, а так же свое и ваше время.

  3. Третья причина — откровенное хамство и быдлячество. Сюда же можно отнести порчу оборудования студии. В целом за это можно не только пожизненный бан на студии получить, но и в тыкву.

  4. Четвертая причина Мне настолько не нравится материал, что отвращение и рвотные позывы не дают делать свою работу. Можно бесконечно говорить о профессионализме, о том что свою работу нужно делать где угодно и когда угодно, не обращая внимание на то, нравится тебе или нет. Но музыка должна приносить удовольствие, а записывая ее я становлюсь соавтором. И быть соавтором откровенного шлака (на мой вкус) мне не хочется.

  5. Пятая причина — инструмент (в том числе и голос) в плохом состоянии. Гитара ладит, звенит, шнуры и гнезда коротят и тд. Если есть возможность — мы можем попробовать это исправить. Но лучше снести запись и найти замену в лучшем состоянии или довести до ума текущий инструмент.

  6. Оборудование студии неисправно. Тут я думаю и объяснять нечего.

Итак, 6 причин, по которым запись может быть прекращена.

Вы можете еще раз воззвать к коммерции, илону маску и успешному успеху. Но есть принципы, которые определяют мою жизнь и то, как я делаю дела.

Это ответственность, внимание к деталям и фанатизм в музыке.

Если уж мы собрались и делаем — нам не нужно потом стыдиться за соучастие в создании shit'a.

Делай вещи. Dixi.

Почему я могу сказать «стоп» на записи Звук, Звукозапись, Студия звукозаписи, Звукорежиссер, Продюсер, Работа, Музыка
Показать полностью 1

Почему я не беру денег за мастеринг?

Для тех, кому лень читать, я скажу сразу и мы вернемся к этому в конце статьи. Итак, вот он ответ на вопрос жизни, вселенной и вообще: если сведение сделано хорошо, то мастеринг не требуется.

Довольно часто я слышу от многих исполнителей "С меня за сведение моего трека попросили много денег, а за мастеринг - в 2 раза больше". И если при этом они эти деньги заплатили, я сразу вижу у них буратинский колпак, дырявые башмаки и иллюзию золотого ключика в руках.

Для начала, давайте разберемся, что же такое мастеринг?

Почему я не беру денег за мастеринг? Мастеринг, Звукозапись, Музыка, Студия звукозаписи, Звукорежиссер, Хиты, Радио, Виниловые пластинки, Длиннопост

заседание тайной ложи аудиофилов

Если вы относите себя к обществу аудиофилов, статью можно дальше не читать, она слишком грубо проедется по избитым стереотипам. Лучше слушайте музыку и не забивайте себе голову.

Историческая справка.

Зачем вообще был нужен мастеринг?

Когда-то давным давно, когда небо было зеленее, а трава гм.. Так вот, когда основным носителем являлся такой убогий в плане звука предмет как виниловая пластинка, а записи велись на пленку. И для того чтобы звуки воспроизводимые с помощью диска винила и иглы на подвесе были похожи на музыку, требовалось соблюдать очень жесткие правила.

На низких частотах нельзя было превышать громкость в треке, иначе от такой амплитуды колебания стенок канавки из дорожки вылетит игла. Значит надо басы убавлять.

С другой стороны, большая громкость (динамический диапазон) на виниле недостижима в силу того, что игла и её подвес просто не будет успевать колебаться с достаточной амплитудой, и всё это на фоне того, что громкие звуки – это неровности краёв канавки, и стенки между канавками не могут быть слишком тонкими – в следствии чего и выемки в канавках слишком глубокими.

Выходит, надо убавлять общую громкость. Верхний порог громкости убавили, нижний задан чувствительностью системы «игла-канавка». Это значит, что помимо уровня громкости также сужается и динамический диапазон — для винила он составляет всего 65дБ. К сравнению, 16 bit WAV файл дает более 96дБ, в зависимости от способа кодирования.

Высокие частоты тоже пропадают (игла физически не сможет колебаться быстрее, чем, например, 10 тысяч раз в секунду на нужной громкости, хоть ты тресни) и чем выше частота, тем быстрее она идёт на убыль.

Значит бесполезные высокие тоже режем, а почему? А потому что игла высокие не воспроизведёт а нужный динамический диапазон и громкость в канавке займёт.

А под конец пластинки (на внутренних дорожках) так вообще мрак – скорость «бега» иглы по канавке уменьшается в разы! Какие уж тут нормальные высокие частоты?

И всё это на фоне того, что с каждым проигрыванием пластинки на ней остаётся всё меньше и меньше высоких частот - ведь игла буквально истирает "неровности" в канавке, и чем выше частота неровностей, тем быстрее они сглаживаются.

Можно и дальше перечислять, но вы уже и сами поняли насколько ущербный носитель винил. И все восторженные восклицания про «теплоту звука» и «ламповость» есть ничто иное, как безграмотность и фантазия, романтизация ампутации и кастрации и придание им шарма.

Почему я не беру денег за мастеринг? Мастеринг, Звукозапись, Музыка, Студия звукозаписи, Звукорежиссер, Хиты, Радио, Виниловые пластинки, Длиннопост

Винил как прокрустово ложе

А на деле мастеринг-инженер прошлого был похож на оператора прокрустова ложа — «лишнее отрубим, недостающее натянем» — резал частоты, громкость, стереопанораму, лишь бы пластинка смогла проиграть трек, а слушатель узнал мелодию и не ругался от выпрыгивания иглы из дорожки(убираем басы), перескакивания иглы (уменьшаем громкость и ДД), цыкающего среднечастотными перегрузами (спектр с уменьшением басов (при той же громкости) сместился в сторону невоспроизводящихся высоких и надо их прибирать), и неравномерным звучанием альбома (на внутренних дорожках очень мало ВЧ и на внешних дорожках надо ВЧ убирать, чтоб спектр всех песен на пластинке был одинаковый).

Ну и, конечно, ещё одной важной задачей мастеринга было создание единого звучания альбома: песни разные, играются и поются по разному, какие то тихие, какие- то громкие. Чтобы от песни к песне слушатель не подпрыгивал и не хватался за сердце или наоборот, не тянулся прибавить громкость /высоких/низких, а имел единый звуковой образ всей пластинки — примерно одинаковая громкость, спектр, панорама - цельный саунд альбома.

После того, как появился компакт диск, потребность в подготовке записи к винилу отпала. Как и ограничения по громкости. И началась она — война громкости. Как выделить свою запись среди конкурентов? Сделать громче! Но если есть жесткое ограничение максимальной громкости — можно поступить «хитрее». RMS — если очень грубо объяснить — средняя громкость за трек. И если максимальная громкость ограничена, то можно же тихое сделать громче? И вот, компрессия и лимитирование сделало свое дело, гонка RMS убила динамику в большинстве треков. Как это происходило — наглядно видно на «окирпичивании» хита Майкла Джексона

Почему я не беру денег за мастеринг? Мастеринг, Звукозапись, Музыка, Студия звукозаписи, Звукорежиссер, Хиты, Радио, Виниловые пластинки, Длиннопост

Майкл Джексон и история раздувания громкости

Средствами динамической обработки стали уменьшать разницу между тихими и громкими звуками, тем самым… уменьшая динамический диапазон звука. Не носителя, а звука! В носителе так и осталось 16 бит (более 65000 уровней громкости - 96дб), но звук в цифровом контейнере использует только верхние значения. Нижние после "угромчения" невостребованы".

И вот у мастеринга появилась новая функция – разогнать трек по громкости. А попутно украсить частотно и по стереопанораме – чтоб жирно, громко, красиво и широко, «ДОРАХО-БОХАТО!»

К счастью, это тоже уходит в прошлое и все больше сервисов принудительно «глушит» разогнанные треки и усредняет общую громкость. Поэтому такие треки кирпичи будут терять в динамике и казаться более тихими, чем хорошо сведенные и не ужатые в хлам.

Помимо этого появилось ещё профилирование звука на мастеринге: для радио, для выступления, для альбома, для телевидения, для клуба и т.д.

Но это история. А что же сейчас?

Зачем нужен мастеринг сегодня?

  1. Для формирования единого звучания нескольких треков в одном альбоме. Да, если вы в разное время на разных студиях записывали и сводили несколько треков, то привести их к единому звучанию необходимо. Это отдельная работа за которую не стыдно взять денег.

  2. Для подготовки трека к определенным площадкам (ТВ/Радио/стриминговые сервисы и тд). Форматы известны и подготовить трек под эту площадку не так сложно. Если трек не был записан/сведен у нас, мы так же можем взяться за эту работу за не так много денег. Если же трек сводил наш звукорежиссер — никаких дополнительных оплат за мастеринг мы не берем.

Почему я не беру денег за мастеринг? Мастеринг, Звукозапись, Музыка, Студия звукозаписи, Звукорежиссер, Хиты, Радио, Виниловые пластинки, Длиннопост

Типичные предложения на рынке звукозаписи

Зачем не нужен мастеринг сегодня?

  1. Как я уже сказал, если трек/альбом сводим мы — финализация и общий дизайн звука уже входит в наши услуги при оплате сведения. Как и подготовка для разных потребителей и площадок.

  2. Попытка исправить косяки сведения/записи. Друзья, есть правило shit in=>shit out. 50-70% успеха трека решается его исходниками, 50-30% сведением и аранжировкой. Нельзя исправить «мастерингом» то, что заложено при записи или сведении. Да, можно поднять низ или верх, слимитировать и поднять общую громкость. Но это всего лишь финальные штрихи и если есть грубые ошибки записи или сведения — лучше вернуться и исправить их.

  3. Попытка сделать «коммерческое» «фирмовое» звучание. Повторюсь — звук создается на записи и сведении. Если его там нет, то весь остальной «мастеринг» — крэк пэкс фэкс и зарывание золотых монет на пустыре.

Подытожим.

У вас есть несколько треков и вы хотите собрать из них альбом? Вы хотите адаптировать трек для конкретной площадки? — Вам нужен мастеринг.

Вы получили трек со сведения и вам не нравится его звучание? Вы хотите большое «фирмовое» звучание? трек не похож на референс кумира? — Вам не нужен мастеринг. Вам нужно сделать ремикс (пересведение трека) или, возможно, даже частично или полностью его переписать. Я крайне рекомендую потратить деньги на запись и сведение, а не на волшебный «мастеринг».

Напоследок, если вы все-таки хотите отдать свой трек на мастеринг. Посмотрите на студию. Есть ли там достаточно оборудования, несколько пар мониторов, наушников, подготовлена ли комната, какое оборудование есть в студии и какие аналогичные работы уже были сделаны. Не стесняйтесь и спросите сотрудников, что они планируют сделать за эту сумму с вашим треком. И, взвесив все «за» и «против», принимайте решение.

Показать полностью 4
Отличная работа, все прочитано!