Фильмы киновселенной Marvel: от худшего к лучшему
В российский прокат вышел долгожданный триквел «Человека-Паука», который уже установил рекорд сборов первого дня в постковидный период. По этому случаю вспоминаем все фильмы киновселенной Marvel — от худшего к лучшему.
Сольник про Черную Пантеру продолжает одну из сюжетных линий начатых в фильме «Первый мститель: Противостояние». После гибели своего отца, короля Ваканды, Т’Чаллу возвращается на свою добровольно изолированую от всего мира родину, где становится новым королем. Однако его титул вскоре оспаривает Киллмонгер, планирующий отказаться от политики изоляционизма и начать глобальную революцию совместными усилиями с Уиллисом Кло.
Создатели расхваленной американскими критиками «Черной пантеры» снимали не столько экранизацию комикса, сколько политическую агитку, проповедующую заветы популярного в США гражданского движения Black Lives Matter. Это пресыщенный собственной важностью, лишенный и толики юмора, вызывающе серьезный проект, безусловно, стал важной вехой в социально-политическом дискурсе о репрезентации афро-американского населения в голливудских блокбастерах. Однако в контексте кинокомикса «Черная пантера», увы, проиграла всем своим предшественникам.
Капитан Америка пытается привыкнуть к жизни в новом для себя мире, отдыхая после событий первых «Мстителей». Расслабляться герою приходится недолго — Роджерс оказывается втянут в злодейский заговор, грозящий катастрофой мирового масштаба. Объединив свои силы с Черной вдовой и руководителем тайной организации Щ.И.Т. Ником Фьюри, Капитан Америка будет противостоять вездесущей и живущей Гидре, а также некогда лучшему другу Зимнему солдату.
Сиквел «Первого мстителя» от братьев Руссо получился весьма неоднозначным. В «Другой войне» создатели полностью меняют атмосферу фэнтезийного нуара, которой был преисполнен оригинальный фильм, на шпионский триллер в духе «бондианы». Фильм в итоге становится жертвой завышенных ожиданий, а зритель, настроенный увидеть динамичный экшн, рискует заскучать в попытках вникнуть в хитросплетенные интриги теневых структур.
Проект, перенявший эстафету у главного флагмана Marvel — «Мстителей» — повествует о сверхрасе героев, называющих себя Вечными. Они призваны защищать человечество от ненасытных Девиантов, чтобы потом скормить человеческий род как скот Целестиалам, бессмертной расе космических богов.
Хлоя Чжао, которая должна была продолжить начатое «Мстителями» дело, пытается не только развлекать, но и разглядывать человеческие слабости в мифических героях. К сожалению, усидеть на двух жанровых стульях у режиссера не получается. В контексте драмы сюжет ее «Вечных» подобен персонажу Анджелины Джоли, чей разум дробится под тяжестью воспоминаний. Фильм так же с эпическим грохотом рушится под тяжестью экспозиций, концептов и собственной серьезности.
ТОР 2: ЦАРСТВО ТЬМЫ
Продолжение сольной истории о скандинавском мифическом тестостероновом боге грома Торе — сыне великого царя Асгарда Одина и неродного брата хитроумного Локи. В сиквеле Тор пытается спасти свою земную любовь Джейн Фостер от заточенной в ней силе Эфира, одного из роковых камней бесконечности.
Алан Тейлор, выступивший режиссером картины, не смог совладать с масштабом проекта, который свалился на его плечи. Будучи в основном постановщиком телевизионных проектов (Тейлор ставил эпизоды таких проектов, как «Остаться в живых», «Игра престолов» и «Клан Сопрано»), еще кое-как справляется с поставленными задачами в первом часе. Однако уже во второй половине фильма сюжет начинает буксовать. Окончательным гвоздем в крышку гроба становится третий заключительный акт, неровная динамика которого способна усыпить любого.
Последний фильм сольной трилогии про Тони Старка и его железный костюм. По сюжету главный герой переживает глубокую депрессию, панические атаки, бессонницу и осложнения в отношениях со своей девушкой Пеппер. Впрочем, долго грустить Железному человеку не приходится — в стране объявляется главарь террористической группировки «Десять колец» по прозвищу Мандарин, в борьбе с которым герою придется применить всю свою изобретательность.
Режиссером проекта выступил Шейн Блэйк, сменивший на этом посту постановщика первых двух фильмов Джона Фавро. Картина следует проверенной марвеловской формуле — экшен, гэги и немножко личной драмы, переживаемой главным героем. Правильный баланс, увы, Блэйк нащупать так и не смог. С его фильмом франшиза о Тони Старке утратила не только реалистично-мрачный тон дилогии Фавро, но и всяческий смысл.
Первый фильм о гордом боге грома и молнии, который по сюжету был лишен своей силы и изгнан из Асгарда. Оказавшись на Земле, герой знакомится со своей будущей любовью доктором Джейн Фостер, к которой у Тора появляются чувства. Тем временем сводный брат Локи устраивает в Асгарде переворот, занимая трон своего приемного отца Одина. Жители Асгарда недовольны правлением нового царя и помогают Тору вернуться, чтобы установить порядок.
Сольный проект про Тора разрабатывался аж с конца девяностых Сэмом Рэйми, идеи которого, к сожалению, были отвергнуты студией. В результате у руля встал лауреат множества престижных кинопремий Кеннет Брана. Режиссер, следуя духу трагических комедий за авторством Уильяма Шекспира, помещает героев в мир королевских тайн, предательств и козней, делая фильм актуальной притчей и для любителей комиксов.
История начинается спустя два года после событий в фильме «Первый мститель: Противостояние». Человек-Муравей отбывает последние дни домашнего ареста - ему на федеральном уровне запрещено покидать свой дом. Правда, не нарушить закон не получается, и супергерой вновь облачается в нано-костюм Человека-Муравья, чтобы помочь вытащить мать своей возлюбленной из квантового мира.
Пейтон Рид, как и его коллега по цеху Джеймс Ганн, по всей видимости, решив не экспериментировать, снимает сиквел точной калькой с первого фильма, который, к счастью, не уступает оригиналу практически ничем. Зритель вдоволь попутешествует по миру микробов и атомов, а также налюбуется на гигантского Человека-Муравья, рассекающего верхом на грузовике по Калифорнии, словно на скейте.
По сюжету первого фильма дилогии братьев Руссо главный антагонист Танос переходит к активным боевым действиям в борьбе за «Камни Бесконечности» , собрав которые можно одним щелчком устроить геноцид вселенского масштаба. Команда Мстителей, объединившаяся с новыми героями, будет до последнего отстаивать жизнь человечества, даже несмотря на то, что у них только один шанс на удачу из четырнадцати миллионов возможных исходов.
Очевидно, что создателям было предельно сложно вместить в двухчасовой хронометраж такое количество героев в одном фильме — успеть про каждого рассказать хотя бы пару слов, развернуть сюжет и все это завернуть в этикетку от зрелищного экшена. На выходе получилась самая скомканная и наименее внятная серия из линейки фильмов про Мстителей.
Сюжет второго сольного фильма нового Человека-Паука начинается после событий «Мстителей. Финал». После того, как ценой жизни членов команды Мстителей была восстановлена жизнь на Земле после «щелчка Таноса», дружелюбный сосед отправляется со своим классом в Европу на летние каникулы. Однако развлечься Питеру Паркеру помешает Ник Фьюри, который вынужден обратиться за помощью к главному герою, чтобы вместе с загадочным Мистерио спасти человечество от новой угрозы.
Поклонники дружелюбного соседа могут быть спокойны — вдали от дома Человек-Паук чувствует себя также уверенно, как и в родных пенатах в первом фильме. Джон Уоттс снял сиквел, сюжет которого структурно сильно отличается от первой картины. Однако разнообразие и смена локаций пошли проекту только на пользу, расширив не только кинематографическую вселенную Marvel, но и мир Питера Паркера.
Дебютный капустник, который первый в истории кинематографа объединил на одном экране сразу несколько культовых персонажей комиксов (Железного человека, Капитана Америку, Халка, Тора) из предыдущих фильмов киновселенной Marvel. По сюжету руководитель организации Щ.И.Т. Ник Фьюри возобновляет «Инициативу Мстители», чтобы костюмированные супергерои остановили вторжение инопланетной армии, которым бог обмана Локи пообещал один из «Камней Бесконечности», находящийся на Земле.
В 2012 году фильм Джосса Уидона произвел настоящий фурор в современном кинематографе. Поклонники во всем мире ликовали от возможности увидеть своих любимых героев в одной картине. «Мстители» стали историческим событием в кино, открыв возможность для многих студий запустить в разработку самые смелые кроссоверы. Сам же фильм можно смело назвать образцово-показательным примером хорошо отлаженного аттракциона, главная функция которого качественно развлечь своего зрителя, с чем проект успешно справляется.
Мстители под руководством Капитана Америки оказываются участниками разрушительного инцидента, имеющего международный масштаб. Эти события заставляют правительство задуматься над тем, чтобы начать регулировать действия всех людей с особыми способностями, введя «Акт о регистрации супергероев», вынуждая их подчиняться ООН.
Братья Руссо в работе над проектами Marvel совершенно не стараются как-то разделить фильмы хотя бы по тону повествования. По этой причине рядовой зритель, не следивший за развитием киновселенной с трудом сможет отличить капустник вроде «Мстителей» от, например, триквела сольника про Капитана Америку. Разумеется, это не делает «Противостояние» не достойным фанатской любви. Хотя бы потому, что кинокомикс собрал завидное количество супергероев для эпичной схватки, в которой помимо гигантского Человека-Муравья, впервые в киновселенной Marvel появится и новый Человек-Паук.
После столкновения с враждующими инопланетными расами пилот военно-воздушных сил Кэрол Дэнверс обретает суперсилу и становится неуязвимой. Ей предстоит совладать со своими новыми способностями, чтобы противостоять могущественному врагу.
Еще одна, как может показаться на первый взгляд, голливудская попытка оседлать волну феминизма. Снятая режиссерским дуэтом Анной Боден и Райаном Флеком «Капитан Марвел», однако, получилась картиной эффектной и сбалансированной. Фильм производит впечатление ладного летнего блокбастера, а не акции поддержки за сильных и независимых женщин. Поклонники киновселенной Марвел будут довольны не только зрелищностью проекта, но и количеством пасхалок, которые создатели аккуратно расставили для внимательного зрителя.
Мастеру боевых искусств Шан-Чи предстоит противостоять призракам из собственного прошлого, по мере того как его втягивают в паутину интриг таинственной организации «Десять колец».
Дестин Дэниел Креттон, создавая первый кинокомикс с главным героем азиатской наружности, не ограничивается одной лишь победой по части репрезентации, как это делала «Черная Пантера» несколькими годами ранее. Автор сумел создать по-настоящему колоритное кино, которое совмещает в себе эстетику Энга Ли (боевая хореография в «Шан-Чи» отчасти напоминает экшен-сцены из «Крадущегося тигра, затаившегося дракона»), остроумные отсылки к китайскому фольклору и присущую марвеловским кинокомиксам динамику.
В сиквеле флагманского проекта студии Marvel супергерои вновь объединяют свои силы, чтобы спасти вымышленную страну Заковию (некое подобие постсоветского государства) от искусственного сверхразума Альтрона - вышедшей из под контроля программы, созданной Тони Старком для защиты человечества.
Второй фильм про Мстителей за авторством Джосса Уидона получился таким же увлекательным, как и первый, а по части юмора и драматургии даже превзошел его. «Эра Альтрона» послужила крепким мостиком для дальнейшего развития киновсленной Марвел. Продолжение не только увеличивает масштаб истории, но и знакомит зрителя с новыми яркими героями: Алой ведьмой «Вандой» и андроидом Виженом, которым впоследствии будет посвящен целый сольный сериал.
Второй фильм дилогии Джона Фавро, рассказывает о противостоянии Тони Старка и Ивана Ванко — сына уволенного сотрудника «Stark Industries», впоследствии скончавшегося от алкоголизма.
В сиквеле Джон Фавро не топчется на месте и продолжает развивать вселенную Железного человека. Режиссер по-прежнему старается расставить акценты на характерах героев, их бэкграунде и мотивах. Особенно в фильме удался антагонист в исполнении чертовски харизматичного Микки Рурка. Несмотря на то, что актер зарекся больше никогда не сниматься в кинокомиксах, его Иван Ванко получился одним из самых колоритных злодеев киновселенной Marvel.
Третья по счету попытка игровой экранизации комиксов про Человека-Паука в отличие от своих предшественников пропускает историю приобретения сверхспособностей и сразу же отправляет Питера Паркера в противостояние Стервятнику. Человеку-Пауку предстоит предотвратить незаконное использование инопланетного оружия, способного навредить ни в чем не повинным людям.
В версии от Джона Уоттса нет абсолютно ничего от предыдущих экранизаций «Человека-Паука». У режиссера получилась абсолютно самостоятельная история, которая показывает зрителю героя с новой, ранее неизведанной стороны. Яркий злодей в лице Майкла Китона, обаятельный молодой актер Том Холланд и трогательная история взросления, облаченная в костюм супергероики, сделали нового «Паука» не только одним из самых кассовых проектов Marvel, но и картиной, которая смогла найти свое место в сердцах поклонников Питера Паркера.
Дебютный сольник про домушника Скотта Лэнга, который пытается начать новую жизнь после освобождения из мест лишения свободы. В попытках наладить контакт со своей дочерью, в общении с которой мешает бывшая жена и ее новый муж-полицейский, Лэнг решается на последнее дело, чтобы заработать денег на алименты ребенку. Как и положено жанру, миссия идет не по плану, и герой оказывается под угрозой вновь загреметь за решетку. Правда, в этот раз у Лэнга есть выбор — надеть супер-костюм Человека-Муравья, из-за которого есть риск застрять навеки-вечные в квантовом пространстве или окончательно потерять связь с любимой дочкой, оказавшись в тюрьме.
Режиссер Пейтон Рид, в основном известный зрителю по комедии «Всегда говори ДА» с Джимом Кэрри, оказался способен снять не только веселую, но и очень эффектную историю с тщательно проработанным миром. Легкомысленная тональность фильма роднит «Человека-Муравья» с лучшими образчиками комедийного сай-фая из 90-х. Фильм, несомненно, найдет отклик в сердцах зрителей, которые ни раз пересматривали в семейном кругу «Дорогая я уменьшил детей» и «Внутреннее пространство».
Слегка запоздалый сольный проект про суперсолдата Наташу Романофф, вышедший после финала третьей фазы киновселенной Marvel, но хронологически рассказывающий историю до роковых событий дилогии братьев Руссо. Наташа Романофф, после распада Мстителей и будучи в розыске спецслужбами США, находится в бегах, где ее настигают призраки прошлого. Теперь Романофф предстоит встретиться лицом к лицу со своим заклятым врагом, разобраться с которым ей помогут Красный Страж и две Черные вдовы - Елена Белова и Мелина Востокофф. Сюжет фильма берет начало с самого детства Наташи, и знакомит зрителя не только с семьей героини, но и рассказывает о вербовке в так называемую «Красную комнату» , в которой генерал Дрейков создает из девочек со всего мира идеальных убийц.
«Черная вдова» — это еще одна попытка Marvel рассказать через призму кинокомикса о социально-значимых проблемах современного американского общества. В этот раз основной для сюжета стало движение Me Too, а в главном протагонисте легко узнается известный в США продюсер Харви Вайнштейн, с недавнего времени отбывающий тюремное заключение сроком в двадцать три года за сексуальные домогательства и насилие. Режиссер фильма Кейт Шортланд не только умело вплетает актуальную социальную тему в развлекательное кино, но и не забывает о рядовом зрителе: от Скарлетт Йохансон в фильме не оторвать глаз, от живописной картинки млеешь, а от динамики происходящего цепляешься в подлокотники кресла.
В центре сюжета эксцентричный и успешный нейрохирург, который после страшной автокатастрофы получает травму рук, поставившую крест на его карьере. В поисках исцеления Доктор Стрэндж выходит на тайное общество магов, стоящих на защите Земли, где будет обучаться высокому искусству магии, чтобы исцелить себя и попутно остановить надвигающийся апокалипсис.
«Доктор Стрэндж» — один из тех проектов Marvel, который отличается своей оригинальной фабулой и дополняет вселенную колоритными персонажами с нетривиальным бэкграундом. Режиссер проекта Скотт Дерриксон, снявший в свое время невероятно напряженный журналистский триллер «Шесть демонов Эмили Роуз», с небывалой легкостью справляется с очередным эпизодом марвеловского аттракциона. Фильм может похвастаться одним из самых сильных кастов в истории Marvel (Камбербэтч, Суинтон и Миккельсен) и потрясающим воображение визуалом, по изобретательности ничуть не уступающим, например, «Началу» Нолана.
Будущий Капитан Америка начинает свой путь в качестве щуплого задохлика, который, будучи самым настоящим патриотом, отчаянно рвется на фронт, чтобы отдать долг своей родине, но раз за разом получает отказ от военной комиссии, так и не вступив в ряды армии США. Однако судьба благосклонна к Стиву Роджерсу и дает ему шанс. Герой встречает ученого, который предлагает испытать экспериментальную вакцину по созданию суперсолдата. Роджерс, которому нечего терять, соглашается. И, как окажется, не зря. Герой станет главным символом всей американской нации.
«Первый мститель» — пожалуй, лучший в трилогии про Капитана Америку. Режиссер Джо Джонстон снял стильный фантастический блокбастер в духе «Хеллбоя» Гильермо Дель Торро, перенося зрителя в милитарный нуар, действие которого развивается во времена Второй мировой войны. В кинокомиксе есть все, что так любят его поклонники: заклятый враг Кэпа Красный Череп, тайная организация Гидра, стимпанк, Ревущая команда и, конечно же, первая любовь Капитана Америки агент Картер.
Кинокомикс про одного из самых известных персонажей Мстителей рассказывает историю Брюса Беннера еще задолго до знакомства со всеми другими героями и концентрирует свое внимание на попытках ученого изобрести средство от своего супергеройского недуга. Беннер/Халк скрывается в трущобах Бразилии. Тем временем за ним ведется охота со стороны армии США. В попытках “приручить дракона”, вояки случайно создают еще более грозного монстра, который способен уничтожить не только Халка, но и все живое на своем пути.
«Невероятный Халк», полностью игнорирующий вышедшую пятью годами ранее ленту с Эриком Баной, разрабатывался параллельно с первым«Железным человеком». Картины должны были положить начало не только киновселенной Marvel, но и собственным сольным трилогиям. К сожалению, в отличие от «Железного человека», «Халк» зашел в киновселенную менее уверенно. Несмотря на положительные отзывы критиков, картина провалилась в прокате, в результате чего студия заморозила сольные сиквелы, отведя место зеленому дебоширу только в супергеройских капустниках. Пусть фильм Луи Летерье и не добрал в бокс-офисе, но «Невероятный Халк» запомнится как один из самых живых и реалистичных кинокомиксов, затрагивающих не только тему катастрофических последствий неконтролируемой власти, но и тему любви, способной вылечить от любых недугов.
Во второй главе отвязного трипа по галактике Стражи ввязываются в конфликт с Суверенами, у которых Енот-Ракета не предусмотрительно стащил некие батареи. Оскорбленная раса не намерена прощать подобной выходки и обрушивает всю свою мощь на бедолаг. В попытке спрятаться от разгневанных врагов Стражи попадают на планету, которая целиком принадлежит отцу Питера Квилла и заключает в себе одну очень важную тайну, способную уничтожить не одну галактику.
В сиквеле Джеймс Ганн придерживается прежнего градуса, стараясь не выходить за созданные в первой ленте рамки, следует по успешно протоптанной тропинке. Вторые «Стражи» все такие же динамичные и зрелищные, и по части юмора нисколько не уступают оригинальной ленте, оставаясь верными своему уникальному стилю.
Триквел сольника про Тора берет свое начало спустя два года после событий предыдущего фильма и событий описанных в супергеройском капустнике «Мстители: Эра Альтрона». Всеотец Один покинул Асгард, хитрец Локи обманом захватил власть, а бог грома Тор попадает из одной передряги в другую, попутно пытаясь остановить Рагнарёк - гибель богов и всего мира.
Режиссер сиквела Алан Тейлор отказался от разработки триквела, и ему на смену пришел Тайка Вайтити, который по примеру своего коллеги по цеху Джеймса Ганна вдохнул во франшизу не только новую жизнь, но и ярких красок, фееричного юмора и невероятной динамики, сделав фильм одним из лучших и кассово успешных во вселенной Marvel.
Минуло пять лет со дня рокового «щелчка Таноса», когда в одно мгновение половина популяции Земли перестала существовать, а вместе с ней и часть команды Мстителей. Однако не все готовы мириться с новой реальностью. Вернувшийся из квантового мира Человек-Муравей придумал, как модифицировать устройство для путешествий по квантовому миру в качестве машины времени. Оставшиеся в живым Мстители решаются на предложенную авантюру и отправляются назад во времени, чтобы не дать Таносу собрать «камни бесконечности».
Братья Руссо сняли небывало мощный по накалу драматургии эпизод марвеловских кинокомиксов, который предельно феерично закрывает не только арки всех супергероев, но и третью фазу киновселенной в целом, отвечая на все оставшиеся ранее вопросы. Заключительная часть дилогии братьев Руссо, которая несомненно со временем обретет собственное признание, пусть и не блещет высокоинтеллектуальным сценарием, но сочетает в себе все самые главные составляющие качественного блокбастера, выкрученные на максимум: плотный юмор, крепкую драматургию, первоклассные спецэффекты и завидную динамику.
Первый фильм про не самую ординарную команду супергероев, в которую входят болтливый Енот, малоговорящий Пень, сексапильная Киборгша, тупой Качок и меломан Землянин, рассказывает, как водится, вкратце о каждом из героев и о последующем становлении команды «Стражей Галактики». По сюжету ранее не встречавшие друг друга персонажи волей судьбы должны будут объединиться, чтобы не допустить попадания одного из камней бесконечности в руки, жаждущие апокалипсиса вселенского масштаба.
Джеймс Ганн виртуозно ворвался во вселенную Marvel, практически не оставляя шансов тому, кто был до него. Имея за плечами опыт работы на киностудии Troma, режиссер привнес в кинокомиксы то, от чего зритель давно уже отвык. Его «Стражи Галактики» — праздник непослушания, отчаянно хулиганский фильм, космоопера, разыгранная на грани фарса, попытка в кои-то веки взглянуть на супергероику под саркастическим углом, без серьезной напыщенности и претензий на глубину сюжета. Сам Ганн не без иронии проводил параллель с классикой рок-музыки, уточняя, что если «Мстителей» можно уподобить «The Beatles», то «Стражам Галактики» – ближе по духу «Rolling Stones». В принципе, так оно и есть: на фоне костюмированного марвеловского цирка с его вечной борьбой добра со злом его картина кажется наиболее самобытной и по-рокерски отвязной.
Дебютный сольный фильм о Железном человеке рассказывает о становлении Тони Старка, унаследовавшего компанию «Stark Industries» от своего покойного отца. Старк попадает в плен террористической организации «Десять колец». Будучи смертельно раненым, он и его сосед по камере разрабатывают реактор, который не даст герою погибнуть и положит начало будущих супергеройских похождений Железного человека.
Проект не только стал первым в киновселенной Marvel, но оказался спасательным кругом для исполнителя главной роли Роберта Дауни-мл., от которого на тот момент из-за пристрастия актера к наркотикам отказались все крупные голливудские студии. Режиссер кинокомикса Джон Фавро, который в 2007 году был только в начале своей режиссерской карьеры, сделал ставку на реалистичность, максимально отойдя от костюмированного маскарада. Картина покорила зрителя, уставшего от нелепых героев в разноцветных панталонах, став одной из любимых историй марвеловской супергероики, где супергерой — это не пришелец наделенный нечеловеческими способностями, а обычный человек, сила которого заключается в его умственных способностях.
Текст: Filmz.ru