Уголок гарантийщика. №3 Лёд в АКБ.
Всем привет!
Сегодня мы с Вами узнаем, почему аккумуляторная батарея (АКБ) может зимой превратиться в шар и чем грозит такая метаморфоза. Как обычно, фотки свои, galaxy s4.
Вводная.
АКБ - химический источник тока. В процессе разряда кислота преобразуется в сульфат на поверхности электродов. Следовательно количество кислоты в электролите снижается по мере разряда.
Все АКБ для нашего климата заливают электролитом плотностью 1,28 г/см3. Электролит такой плотности замерзает при -64 по Цельсию. Так что заряженная АКБ замерзнуть не может.
Таблица из краткого справочника аккумуляторные батареи За рулём:
Ну а если АКБ разряжена полностью, плотность электролита стремится к 1,1 г/см3 , т.е. фактически остается вода которая замерзает.
Казалось бы, отогреть да зарядить и все гут. Но к сожалению вода расширяется при переходе в твёрдое состояние. При этом электроды деформируются, принимая форму блюдца. Активная масса с электродов частично выдавливается и впоследствии не работает. Лёд может оторвать электрод от МЭС (меж электродное соединение - мостик) или даже разорвать электрическую цепь. В особо тяжелых случаях может разорвать корпус, но за 10 лет практики таких видел только два.
Зимой замороженные АКБ приносят в Сервис минимум пару раз в неделю, а бывает и в день, все зависит от температуры на улице :)
Внутренности АКБ после очень длительного хранения в полностью разряженном состоянии:
Верхние кромки электродов оторваны и замкнули на МЭСы. Труп без вариантов. Вскрыт как наглядное пособие.
Каждый производитель АКБ в условиях предоставления гарантии пишет о недопустимости эксплуатации и хранения АКБ в разряженном состоянии. Замерзла - остается только посочувствовать владельцу, т.к. случай не гарантийный.
Практика.
Exide. ЭДС 6,65В. Глубочайший разряд. АКБ холодная (на улице -19), снег на крепежном выступе даже не думает таять. :)
Торцевые стенки, что характерно, выпуклые и твердые на ощупь. Карандаш для наглядности.
АКБ полностью разряжена и замерзла. Шансы на восстановление работоспособности 50/50. Отогрели. Зарядили. В результате: ЭДС=13,05В. Нагрузка (250А): на 5-й секунде разряда 10,0В, что не так уж плохо. Батарейка оказалась из крепких. Добротно собрана производителем, с честью перенесла заморозку. Владельцу повезло.
Пока клепал сей пост притащили очередной "шарик". :)
Подводя итог рекомендую чаще следить за состоянием заряженности АКБ. Если АКБ работает в недозаряженном состоянии длительное время, начинается сульфатация, но это уже другая история.
Всем добра!
P.S. С вопросами добро пожаловать в комменты.