Shahrazad

Shahrazad

Пикабушница
поставилa 1 плюс и 2 минуса
1 рейтинг 0 подписчиков 1 подписка 1 пост 0 в горячем

Темный паттерн / Dark pattern

Начну с присказки - полгода читаю пикабу, черт дернул написать этот пост. Я графический дизайнер и я обожаю дизайн и искусство в и вне контекста дизайна. Мне хотелось бы чтобы прочтение этого поста было настолько же интересным опытом для читателя, как и для меня. А теперь сказка.


Что же такое dark pattern(темный паттерн)? Я думаю достаточно много людей пользуется фейсбуком и знает насколько трудно добраться до нужных функций и настроек в профиле или пользовались какими-либо другими сайтами, в особенности соцсетями, где трудно удалить аккаунт/отменить заказ/любое другое действие которое потенциально вредит сайту и его статистике. В реальности этот интерфейс очень хорошо продуман и составлен таким образом чтобы заставлять юзера делать вещи которые выгодны компании/сайту. Конечно, есть сайты где дизайнер просто рукожопый, но в основном это вполне сознательное решение разработчиков.


Темные паттерны это не только сознательно ужасный интерфейс. Еще есть другие примеры - например веб-баннеры с точкой, которая имитирует грязь на экране и так как человек скорее всего попытается убрать грязь с экрана телефона/планшета, он может случайно нажать на рекламу, что благоприятно отразится на статистику сайтов.

Так же часто встречается, что в рекламе вам сулят одну цену, скидки и вообще золотые горы, а когда вы в реальности переходите на сайт, есть какие-то "но" - цена другая, акция больше не работает и так далее.


Некоторые сайты намеренно давят на эмоции - в этом прекрасно преуспел Букинг. Многие элементы и сообщения эксплуатируют идею временного эксклюзива и говорят тебе что-то вроде "забронируй сейчас пока не остался без жилья в чужой стране в чужом городе на чужой планете".

И это только несколько примеров. Темных паттернов очень и очень много в нашей повседневной жизни, от визуального подсвечивания и выделения кнопок нажатие на которые будут приносить какую-либо выгоду сайту(например зеленые кнопки "Да", "Заказать" и маленький-маленький незаметный крестик в углу окошечка) до целенаправленного исключения функций и кнопок из интерфейса, нажатие на которые могут каким-либо образом навредить вебсайту или его статистике.


Грубо говоря, это попытки компаний в очередной раз наебать пользователей и заставить делать то, что идет на пользу компании.

Что же конкретно мы, как пользователи, можем с этим сделать? В первую очередь, знать об этом. А во вторую, продолжать осуждать компании которые используют эти практики. Каждому из нас нужно понимать и серьезно относится к тому, что дизайн это не просто о том, как заставить вещи выглядеть красиво, дизайн это не искусство - дизайн передает определенное сообщение зрителю и должен решать проблемы не только компании, но и юзеров. Поэтому нужно критически подходить к дизайну который игнорирует своих пользователей.

Так как я очень плохо пишу эпилоги, я хочу закончить на этом месте. Я не очень синтаксически грамотная и могу пропустить определенное количество запятых, поэтому с радостью приму критику.

Показать полностью
Отличная работа, все прочитано!