Как писсуар искусство перевернул...
Классическое понимание искусства пришло напрямую из Эпохи Возрождения, мира, где выдающиеся гении были способны творить новое, придавая форму своим мыслям. Искусство было оригинально, эстетично и, что самое важное, искусство создавалось художником! Тогда как на современное искусство смотрят как на кучку бездарей, неспособных внятно что-то изобразить. Но причем здесь писсуар?! И так, все по порядку…
Все началось с Марселя Дюшан (на фото), французско-американского художника «готовых вещей». Он говорил о смерти классической формы искусства, «оно сгорело в огне революций и войн и теперь важнее всего - смысл, вложенный в вещь, а не её эстетическая сторона или сам факт ее создания художником». Поэтому в своем творчестве он использовал уже готовые вещи. Например, сушилку для бутылок или прибитое к стулу колесо (наверное, чтобы не украли на выставке). Если вы не увидели в них смысл, вы плохо стараетесь, его увидит кто-то другой. Он также говорил, что искусство – это публика, а художник, пусть он даже новый Рафаэль или да Винчи, никто без её одобрения. Но к его словам стоит относиться осторожно, он любил эпатировать и троллить публику. Да где же писсуар?!
В 1917 он шокировал зрителей, анонимно выставив свой «Фонтан», обычный писсуар, купленный неподалеку в обычном магазине. Сначала это возмутило публику, но вскоре она начала находить в нем форму древних идолов, ссылки на образ Девы Марии и многое другое. Одобрение «Фонтана» сделало его искусством. Так это и есть искусство?
Этой шуткой он показал - искусством будет то, что общество будет считать искусством. Но если пойти немного дальше, то искусство – это стереотип, навязываемый нам обществом. С детства нам указывают что эстетично (прим. стандарты красоты), а что нет, что считать искусством (картина или скульптура), а что нет (писсуар). В Эпоху Возрождения пышная фигура была идеалом красоты, а сейчас – это бодипозитив. Постепенно мы перестаем искать и воспринимать новое, следуя своим устоявшимся стереотипам и вкусам. Искусство и красота – это постоянный поиск чего-то нового, постоянное сравнение. Вы не можете поместить "искусство" в палату мер и весов, сравнивая этот эталон со всем остальным. Художник не должен навязывать свое мнение, он должен совместно со зрителем создавать смыслы. А чем они это будут делать, не так уж и важно.
"Полагаю, что художник не знает, что он делает, я придаю больше значения зрителю, он творец искусства" - Марсель Дюшан.
Мы смогли убедить вас, что писсуар это искусство? Напишите в комментариях