Шарнирное дзен или моя первая BJD кукла
Шарнирные куклы. Как много в этом слове для меня боли, страданий и нервно дергающегося глаза из-за несоответствий представлений и реальности) Для тех кто не вкурсе:
BJD (сокр. от ball-jointed doll), БЖД-кукла — кукла в виде фигуры человека или животного, отличительной особенностью которой является наличие подвижных шарнирных соединений частей тела на местах суставов и (или) в местах подвижности тела, что позволяет такой кукле принимать практически любые позы.
Самое привлекательное, для меня, это возможность кастомизации. Каждая кукла, даже отлитая в одной партии, после одевания, раскрашивания становится уникальной. Проявляется свой характер. Т.е на основе одной модели можно создать огромное количество разных персонажей. Вот, например, кукла до и после одевания и макияжа.
В БЖД я попала, можно так сказать, с жопы) Мне не интересно было покупать готовую куклу и вообще нужен был определенный персонаж, я заморочилась переделкой шарнирного мальчика с thingiverse. Об этом я рассказывала в одном из старых постов.
"А почему бы не сделать свою девочку? Что нибудь в стиле Вахи! Есть же мальчик, на котором можно посмотреть правильное расположение и принцип работы шарниров. Быстро управлюсь и будет мне еще одна кукла!"
Я знаю что бываю импульсивна. Я стараюсь 100 раз подумать прежде чем браться за что-то, потому что я могу “сдуться” на полпути и будет лежать незаконченная вещь и ждать пока у меня появится вдохновение/желание доделать ее.Еще я как то не подумала, что у меня околонулевые знания анатомии, минимальные знания 3д моделирования и отсутствие нормального плана и главное финального наброска! “Да как нибудь по ходу определюсь” - было охренеть каким неправильным планом. Мое состояние через пару месяцев моделирования и кучи правок было похожее.
Но глаза боятся, а руки делают - © Секс по телефону.
Моделирование
Для облегчения взяла грубую модель девушки из бесплатных источников. Плевать на детализацию, главное анатомия и пропорции.
Добавляем полигонов и погнали. Алгоритм действий примерно такой:
1. Лепим-лепим-лепим. Добавляем детали, меняем некоторые пропорции, намечаем роботизированную руку и ногу. Короче пытаемся сделать +/- что то близкое к тому какая кукла должна получится в итоге.
Я не пыталась сделать все анатомически верно. Я сразу знала что ничегошеньки не получится т.к опыта скульптуры у меня нет, а в анамнезе посещение пары уроков художественной школы в детском саду. Именно поэтому я взяла за основу персонажа из фэнтезийной вселенной где у человека может быть пару лишних органов, имплантов и классическая анатомия идет нафиг.
В какой то момент терпение заканчивается и я начинаю резать модель в местах где предполагаются шарниры. Добавляю туда шары - это будущая основа для шарниров.
2. Опираясь на шары немного меняю форму модели что бы смотрелось это +/- гармонично. После массы правок печатаю модель на 3D принтере что бы убедится что шарнир работает как надо и его подвижность меня устраивает. На должности FDM у меня трудится верный UlTi Steel.
Здесь хорошо видно "эволюцию" бедренного шарнироприемника. С 3D лепкой у меня каждая печать - неожиданность т.к то что я вижу на экране и в итоге ппц как отличается.
3. После печати совмещаю полученные части, натягиваю куклу (если есть вырезы), радуюсь 5 - 15 минут. Замечаю косяки. Некоторое время делаю вид что косяк незначительный. Грязно матерюсь и переделываю модель.
Повторять пункты 2-3 до идеального результата или, как в моем случае, до тошноты от слов Blender, лепка, кукла. Вот остатки моего личного "кладбища", которое не поднималась выкинуть рука.
Лично мои фатальные и не очень ошибки:
Слишком глубоко утопленный шарнир. Получается шарнир вроде и есть, но его подвижность нулевая. Или например короткий шарнир типа боб (два соединенных шара) - это то же влияет на подвижностью. На фото ниже хорошо видно разный угол сгиба колена из за разной длинны шарнира.
Слишком подвижные суставы. Например колени. Первым вариантом шарнира были 2 соединенных шара, но без ограничителя нога гнулась немного не в тех направлениях. Пришлось ограничить подвижность срезав шары по краям.
С робо-ногой сделала шарнироприемник слишком мелким и нога не фиксировалась в прямом положении. Пришлось нарастить стенку.
Слишком тонкие и мелкие детали. Если для статичной статуэтки можно без проблем делать тонкие, полупрозрачные детали, то с БЖД такое не прокатит.
Меня спасло что я делаю маленьких кукол и натягиваю их на спандекс, но с нормальными резинками для БЖД такое не прокатит. Тонкие детальки просто треснут и раскрошатся. Трубка в голени и локоть из шестеренок живы только благодаря не сильной натяжке.
Неправильные вырезы. Резинка внутри куклы должна идти максимально вертикально иначе кукла либо потеряет в подвижности или шарниры не будут правильно работать.
Уплывают пропорции разных частей тела. Например руки мне пришлось переделывать 3-4 раза.
Что-то я переделала, на что то, к своему стыду, положила большой и толстый.
Основной фишкой стали съемные щитки на механической ноге и руке, под которыми должны прятаться провода и трубки. В идеале нужно было использовать магниты для фиксации, но искать мелкие магниты и заказывать их было настолько лень, что я сделала защелки.
Печать
Сначала я распечатала техно девочку на FDM. Проверила подвижность, работоспособность шарниров и т.д.
Внимательные заметят дырки в районе запястья из-за слишком тонкой стенки и одинаковые ноги. Это кстати огромный плюс 3D - в пару кликов можно отзеркалить любую деталь. Кто лепит руками поймет)
Особой детализации не требовалось, меня волновали общие формы, хотя местами получилось вполне недурно учитывая 0,4 сопло и слой 0,15 - 0,2 и очень сырой ABS.
Девочка получилась на удивление устойчивой и подвижной. Общий вид получился далек от первоначальной концепции, но меня устроил. Или даже точнее, я поняла что либо оставляю это все так или забываю про эту робо-девочку на пару лет, до новой волны творческого зуда.
Далее распечатываем все на свеже-приобретенном Voxelab proxima 6.0 из фотополимера и вот она красотка:
И тут внезапно оказывается что я накололась с балансом. Это один из тех нюансов о котором мало где упоминают, но это тоже важно если хочется что бы кукла уверенно стояла.
FDM девочка получилась очень легкая, за счет небольшого заполнения и тонких стенок, а фотополимерная тяжелее, особенно в верхней части, что плохо сказалось на ее устойчивости. Что бы поставить куклу, например на одну ногу, приходится долго ловить точку баланса.
На ноге пришлось добавить еще одну защелку, т.к один щиток провисал. Так что в фотополимере то же были свои доработки и переделки.
Покраска и сборка
После предварительной сборки разбираем куклу, дополнительно обезжириваем и красим ее в телесный цвет. Для этого я использовала краску в аэрозольном баллончике. Металлические части красятся естественно в металлик.
Техно, для меня, смотрелось бы нереалистично без торчащих проводов (еще бы значок жигулей на лбу, эх). Что бы кукла осталась подвижной провода то же должны быть подвижными, поэтому я не стала их моделировать и печатать. Нашла куски тонких разноцветных проводочков и вооружившись секундным клеем приклеила их по нужным местам.
Провода кстати медные, так что сколько то грамм цветмета в девочке есть)
Собираем и начинается ответственный момент покраски полутонов, который я по неопытности запорола.
Для покраски или тонирования таких кукол обычно используют сухую пастель. Ее можно натереть на наждачке и полученный пигмент нанести в нужные места. Такой пигмент хорошо тушуется и ложится прозрачным слоем. После нанесения пигмента его закрепляют прозрачным матовым лаком.
По глупости я купила масляную пастель, к тому же не той цветовой гаммы. Масляная пастель нифига не тушуется и ложится слишком плотным слоем. Но в итоге получилась вот такая жутковатая техно-девочка.
Парик сляпан при помощи синтетических волос и клеевого пистолета на коленке за 20 минут.
Итоги
С одной стороны получившееся кукла не вызывает у меня в душе какого-то вау эффекта и это расстраивает. Возможно я просто устала, т.к делала ее очень долго, в основном ночами, а черепаший прогресс изматывает и в финале чувствуешь не радость от завершенной работы, а опустошенность.
После покраски я выложила фото своей куклы в группу мастеров БЖД и там меня попросили продублировать запись в группу “Банда мастеров”. Там было достаточно много противоречивых отзывов от “Необычно и круто” до “Фу какая дрянь, блевать охота”.
Но я отношусь к этому спокойно. Во первых - всем понравится не получится, во вторых, если рассматривать БЖД как искусство, кукла вызвала реакцию - значит цель достигнута. Ведь искусство это не про нравится, а про эмоциональный отклик, независимо от того положительный он или нет.
Но я своих кукол к искусству не отношу) Это просто мое хобби которое позволяет расслабится и получить немного положительных эмоций.
Периодически я переключаюсь на эксперименты с изготовлением париков, шитья одежды и т.д. Для такого масштаба кукол это отдельный вид извращенства, но надеюсь я найду технологию которая будет для меня комфортна.
Небольшой P.S.
После этого “небольшого” проекта, мой творческий зуд ненадолго утих и я смогла какое то время жить спокойно. Но персонаж в одной яой манхве зацепил настолько что промаявшись какое то время я все же решила засесть за модель мужской куклы.
Там то же есть свои косяки и во всей красе вылезли недостатки фотополимерной печати, но в итоге получается что-то более стандартное. Хотя этот шрам на спине стоил мне уйму времени из-за маленького опыта моделирования.
Возможно, после устранения большинства косяков, выложу пост и про мальчика=)