Коррекционное образование
На этот пост меня вдохновил пост несколько о другом, о работе моей коллеги в коррекционной школе.
О себе: 4 года я училась по профилю специальное дефектологическое образование. Если кратко и упрощенно -- педагог для инвалидов. 4 года практики (да, у нас была более чем обширная практика в институте), и полгода работы показывают, что именно творится сейчас в коррекционке. А творится - пиздец.
Для того, чтобы понять, что именно происходит и осознать масштабы краха системы, необходимо сначала рассказать, как всё это начиналось.
Экскурс в историю
При всех минусах, система образования, созданная в СССР, была довольно объемной и делила своих подопечных на 8 категорий, соответственно, существовали 8 типов коррекционных школ, осуществлявших как обучение, так и коррекционную работу. Помимо школ, существовали классы коррекции, надомное обучение, а так же разного рода заведения для детей с ослабленным иммунитетом и тому подобное. В систему обучения инвалидов входили: дошкольное, школьное, высшее и начальное профессиональное обучение. Не смотря на минусы, она была по максимуму объемной, охватывая почти всех детей.
Система позволяла получить образование, по качеству знаний сравнимое с образование детей без особенностей развития (если, конечно, речь не идет о детях с нарушениями интеллекта). Были так же интересные попытки обучения слепоглухих (Загорский эксперимент) и обучения других тяжелых категорий детей.
Современная Россия
В 90-ые, со всем хорошим и плохим, к нам в образование пришла инклюзия.
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
И вроде бы идея просто отличная, почему бы не обучать детей с ОВЗ* и их нормативно развивающимися ровесниками? Смешанные классы, в которых обучались нормативные дети и дети с особенностями, в коррекционных школах давали неплохие результаты: дети охотнее шли на контакт, были более социализованными, будучи взрослыми лучше решали поставленные задачи и, как следствие, были успешнее.
Всё это работает при нескольких условиях: стоит учитывать степень тяжести нарушения каждого конкретного ребенка, обеспечить среду(в которую входит масса всего, от методичек до физического изменения школы, например, пандусы и брайлевские надписи), подбирать ему индивидуальный образовательный маршрут и обеспечивать ему тьютора*, дефектолога, логопеда, и сурдо/тифлопедагога* по необходимости. Так же сразу стоит отметить что не все категории детей-инвалидов могут успешно обучаться в данной системе. Это касается аутистов, в силу нарушений эмоционально-волевой сферы, не говорящих глухих, в силу отсутствия общего "канала связи" , детей с тяжелыми и множественными нарушениями, глубоко умственно отсталых и так далее. Все вышеперечисленные категории нуждаются в особой организации обучения.
То есть, как мы видим, такая организация дело не одного года, а, скорее, целого десятилетия. Однако в 2013 году правительство взяло курс на создание инклюзии. В умах чиновников это удобно, школы обеспечивать не надо, коррекционная школа с обученным педсоставом и прочим стоит недешево. Опять же, можно прикрыться "заботой" о детях, вспомнить родителей детей-инвалидов, которые всегда голосовали за социализацию.
Сначала в 2014 году прекратилось дифференцированное финансирование (ранее оно зависело от вида школ). Школы просто начали лишали денег.
Затем в 2015 году начало стремительно сокращаться количество специальных коррекционных школ, заставляя учеников переходить на надомное образование.
И вот, сотворив "пятилетку в четыре года", 1 сентября 2016 года в силу вступил новый ФГОС о начальном образовании и в стране официально провозгласилось торжество инклюзии в, пока, начальном образовании. Разберемся же теперь что за зверь такой, ФГОС и с чем его едят. ФГОС это федеральный государственный образовательный стандарт, который предполагает 4 варианта обучения особенных детей, в зависимости от тяжести нарушения. Эти варианты варьируются от обучения в обычном классе до надомного обучения (специалисты посещают тяжелых детей на дому).
В чем же проблема?
Как я писала выше, всё вышеперечисленное работает исключительно при соблюдении всех вышеназванных критериев. К новым ФГОСам не готовы школы: нет ни материального обеспечения, ни подготовленных кадров, нет элементальной среды, примитивных пандусов и лифтов. На 2014 год всего 12% школ могли принимать детей с ОВЗ и будем честны, за 2 года, даже за 5 лет изменилось не так уж много. Да, по нормативам тех же ФГОСов школа, если в нее пришел инвалид, обязана ему предоставить всё для удовлетворения "образовательной потребности" . По факту к волне детей с ограниченными возможностями здоровья оказался не готов никто: ни школа, ни учителя, ни ученики, ни родители, причем, с обеих сторон, как родители инвалидов так и детей без нарушений.
Школы всех 8 видов упразднили, сами школы физически закрываются, в Москве и МО объединяют под управления "эффективных менеджеров".
И на пикабу и на иных ресурсах регулярно появляются посты про то, как кто-то один доводит до исступления классы, педагогов и родителей. Происходит это потому что никто не знает как и для чего этот ребенок вообще находится в общеобразовательной среде, что с ним делать учителю, одноклассникам, администрации.
Да,заграничный опыт, на который активно ссылаются наши законодатели, действительно говорит, что инклюзия это хорошо. Естественно, эти люди "забывают" что, во-первых, интеграция инвалидов в Европе началась не внезапно, с навязанной программой "Доступная среда"(которая до сих пор доступна исключительно в отчетах чиновников), а аж в далеком 1987 году. И, во-вторых, Европа и США начинают возвращаться к системе коррекционных школ, так как за время инклюзии стало ясно,что она не вполне оправдывает обучающе-коррекционные задачи.
А сколько времени должно уйти на это осознание в России? Сколько за это время разрушат школ? Сколько пострадает детей? "Русь, куда ж
несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".
P.S А тем временем, пока все охуевают от сложившегося "счастья" в департаменте образования меняют термин "ограниченные возможности здоровья(ОВЗ)" на "дети с особыми образовательными потребностями(ООП)". А то это инвалидов дискредитирует. Не отсутствие пандусов, не скотское отношение чиновников, а формулировка. Так-то.
Вставляла пруфы, но из-за каких-то проблем сайта это не вышло. Предъявляются по требованию :)
*тьютор - индивидуальный сопровождающий ребенка с ограниченными возможностями здоровья
*ОВЗ - ограниченные возможности здоровья
*Сурдопедагог - работает с детьми с нарушенным слухом, тифлопедагог- работает с детьми с нарушенным зрением