Надумалось...
каждый день я задаю себе вопрос... что сегодня я дал своим детям? естественно питание и проживание в счет не идут. я думаю о том чему я их научил? что нового я им дал? какой пример я им сегодня показал? и почему в их далеком будущем они не повторят или повторят моих ошибок? ведь часто мы, родители, объясняем своим чадам как надо и как не надо. а по прошествии какого-то времени удивляемся почему они опять это делают.
когда-то давно решил я научиться делать суши. начал читать соответствующую литературу. и вот в одной из книг было описание того как набирают и обучают будущих мастеров суши. принцип очень простой: в начале ученик несколько лет ходит по пятам за мастером и просто наблюдает, потом ему позволяют ходить с мастером на рынок и просто наблюдать, далее он заходит на кухню и просто наблюдает и т.д. пока он не начинает реально учиться азам и секретам изготовления суши.
Я долго думал что это издевательство над детьми а не обучение, пока у меня не родились свои дети.
В связи с работой, а также и по личному убеждению я посещал родительские группы, читал кучу лит-ры по воспитанию следил за своим поведением
и т.д. пока я не вспомнил о мастерах суши, Которые ничего не объясняя обучают учеников делать суши. у нас же (родителей) всё очень просто, мы по жизни объясняем нашим детям то что они должны знать в их возрасте, пока они не достигнут морального совершеннолетия, дальше идет пожинание плодов и жизненно важные советы. но всегда мы не замечаем, или не хотим замечать одной простой вещи. Точно также как и ученики мастеров суши, наши дети наблюдают за нами, они впитывают нашу модель поведения намного лучше чем наши объяснения, они видят как мы себя ведем в стрессовых ситуациях, они видят как мы решаем финансовые проблемы, они видят как мы любим жизнь, они видят как мы добиваемся чего-либо, они видят как мы ругаемся и как мы сглаживаем конфликты, они видят как мы разговариваем, обижаемся, спорим, любим и т.д. и т.п.
Они все это видят и всё это впитывают как губки... А когда вырастают живут такой же жизнью как и мы, которая адаптирована под их реалии. Отсюда и появляются пословицы типа: яблоко от яблони не далеко падает, у богатых и дети богатые.
Вернёмся к нашим мастерам, мастера на то и мастера потому что делают всё правильно. Они вовремя встают, они правильно одеваются, они ходят по рынку и выбирают самые лучшие продукты, они правильно делают рис, они правильно крутят ролы, они правильно их нарезают, они правильно их раскладывают, и вообще они всё делают правильно!!! И тут уж дело техники, ученик видит как они это делают,и соответственно всё это правильно повторяет.
И вот он вопрос который я стал себе задавать ежедневно:"- а всё ли я правильно сделал?". правильно ли, то что я курю и при этом не позволяю детям прикасаться к сигаретам? правильно ли, то что я требую от них быть настойчивыми, хотя сам не могу простоять в очереди 5 минут? ( и не важно какие у меня на то мотивы), правильно ли, что я требую от них хорошо учиться, хотя меня они видят чаше в интернете чем с книгой в руках, правильно ли, то что я еду за рулём с постоянным не большим превышением скорости, хотя им объясняю что законы надо соблюдать, правильно ли, ну, примеров ещё куча.
самое главное что я понял со временем , это то, что если ты не хочешь чтоб дети повторяли твои ошибки, начинай менять сначала себя!!! мы все знаем свои слабые места, и свои вредные привычки. мы даже знаем как от них избавиться. Мы только очень к ним привыкли и нам лень от них избавляться, потому-что вроде и так не плохо живём. Не забывайте что наши дети к ним не привыкли, но им придётся всё это повторить.
© Женя Комарницкий