OlegVlP

пикабушник
пол: мужской
поставил 10 плюсов и 0 минусов
сообщества:
112 рейтинг 4 подписчика 45 комментариев 6 постов 3 в "горячем"
11

Недостатки вездеходов на «пневматиках»

Всё бОльшую популярность приобретают вездеходы на шинах низкого (хотя можно сказать «сверхнизкого») давления, которые принято называть «пневматиками». При этом подкупает проходимость вездехода, соответствующая такому давлению и возможность передвижения «по дорогам общего пользования».

На самом деле и тот и другой фактор является несколько «дутыми». Предлагаю рассмотреть причины этого утверждения:

1. Возможность передвижения «по дорогам общего пользования» ограничивается «габаритными требованиями». И всё бы ничего, но вот проходимость требует большого диаметра колеса. А поскольку «пневматики» узкими не бывают, растет габарит машин по ширине. Именно он ограничивает пресловутое требование ГИБДД. В настоящее время на рынке появились шины диаметром 1600мм и выше. При этом ширина такой шины достигает 600мм и более. Например:

https://lunohoda.net/forum/viewtopic.php?t=13719

При использовании таких колес высота машины начинает превосходить ширину. Ну чего не заплатишь за проходимость? Однако и ширина уже не вписывается в требования ГИБДД. Поэтому передвижение «по дорогам общего пользования» только по «спецразрешениям».

2. Проходимость машин на шинах низкого давления. Если сравнивать с колесными вездеходами, да она существенно выше. Если с гусеничными, не все так однозначно. Обычно энтузиасты-колесники ведут сравнение с гусеничными вездеходами, имеющими удельное давление 0,3 кг на квадратный см и выше. Такие сравнения обычно получаются в пользу колесников. Но если взять гусеничник с удельным давлением 0,12 кг на квадратный см и ниже (например, снегоход или тот же снегоболотоход «Терраника») с проходимостью становится не так однозначно.

Дело тут и в понятии «пятно кантакта» и для чего оно нужно.

Удельное давление колесного движителя по этому самому «пятну контакта» и определяется как усилие, действующее на колесо, отнесенное к площади этого самого «пятна». Неприятность тут подстерегает уже в подсчете площади. Все колесники вездеходостроители считают что площадь «пятна контакта» соответствует давлению воздуха в шине. Скажем при давлении 0,15 кг на квадратный см колесо имеет площадь «пятна контакта», соответствующую отношению усилию на колесе к указанному давлению воздуха. При этом для увеличения проходимости они сбрасывают давление в колесе аж до 0,08 атм. Никто из них при этом не задумывается о том, что при столь низких давлениях воздуха воздействие на поверхность шины от деформации самой шины становится соизмеримым с воздействием от избыточного давления воздуха. Т.е. сопротивление деформации самой конструкции шины не учитывается. И вот это «сопротивление деформации» отнимает часть площади у «пятна контакта». Площадь становится меньше, а удельное давление – больше.

Но еще большая неприятность нас ожидает когда мы пытаемся понять ЗАЧЕМ движителю это самое «пятно контакта» нужно? Все дело в том, что у «грунтов», по которым движется машина (даже если это снег или болото), есть понятие «несущая способность». Специализированные машины-вездеходы нужны на «грунтах с низкой несущей способностью». Если способность не «низкая», вполне проедут и УАЗы с «Нивами». А «проходимость» вездехода соответствует его способности преодолевать сопротивление движению на «грунтах с низкой несущей способностью». Поэтому в «пятне контакта» происходит «реализация тягового усилия». Хотя бы на угол наклона площадки пятна к горизонту.

Недостатки вездеходов на «пневматиках» Вездеход, Снегоболотоход, Внедорожный, Гусеничный, Пневматик шины низкого давлени, Длиннопост

Но «тяги» без скольжения не бывает (во всяком случае на «грунте со слабой несущей способностью»). Поэтому колесо скользит по грунту в «пятне контакта». Хорошо. Но как же скользит «круглое» колесо в «плоском» «пятне контакта»? Ведь поверхность шины бесконечно жесткая на растяжение относительно прочности грунта.

Недостатки вездеходов на «пневматиках» Вездеход, Снегоболотоход, Внедорожный, Гусеничный, Пневматик шины низкого давлени, Длиннопост

А так и скользит. Ближе к краям «пяна контакта» создается бОльшая эффективность образования тягового усилия. Ближе к центру площади – меньшая. В центре «пятна контакта» шина вообще «тянет» назад. Собственно колесо создает необходимое тяговое усилие за счет превышения «тяги» в нужную сторону над «противотягой». Ну и осталось добавить влияние радиуса колеса на всё это безобразие: чем больше колесо в диаметре, тем меньше разница между созданной «тягой» и «противотягой». Грунт «рвется» максимальными усилиями «тяги». Поэтому чем больше диаметр колеса, тем больше запас на создание тягового усилия. Вот в чем секрет проходимости больших колес на «грунтах с низкой несущей способностью».

На самом деле это далеко не все недостатки колесного движителя. И даже не основные его недостатки.

Как выяснилось, основной недостаток происходит из одного из основных достоинств. Водоизмещающая способность колеса является одним из достоинств движителя при движении по болоту. В самом деле, вытеснить воду из торфа и перенести часть веса машины на архимедову силу, тем самым разгружая торф, весьма полезно для увеличения проходимости.

Всё бы ничего, но архимедова сила снижает нагрузку на грунт в любой луже на дороге. Вплоть до потери сцепления колеса с грунтом. Потому что колеса большие и воды они вытесняют неприлично много. В результате там, где способна проехать обычная легковушка, супер-вездеход на пневматиках встает и требует включения блокировок дифференциалов.

Проблема настолько серьезна, что «Шерп» у Алексея Гаргашьяна появился тогда, когда его достали все эти блокировки. Вот очень мне так кажется )))) Ведь он пошел на конструкцию с «бортовым поворотом» и таким образом «убил» еще одно достоинство колесного движителя - экономичность колесной машины по сравнению с гусеничной.

Ну и еще один существенный недостаток вездеходов на «пневматиках» - несущая способность шин. На каждой шине «пневматика» заводского изготовления отпечатана «максимальная нагрузка». Чаще всего эта величина около 600 кг или ниже. Это совсем не много относительно диаметра шины, но такова плата за снижение количества слоев корда. Если слоев мало, шина лучше работает на сверхнизких давлениях воздуха, если много – лучше держит нагрузку на колесо. Так что не разбежишься. А между тем величина максимальной нагрузки вносит серьезные ограничения в конструкцию вездехода. Возьмем 4х колесную машину на «пневматиках». 600кг х 4 колеса = 2400кг массы машины с грузом. Допустим «донором» является УАЗ 3163 Patriot. Снаряженная масса этого автомобиля 2170кг. Т.е. на пассажиров, топливо и груз остается 2400-2170=230кг. Но ведь у нас колеса диаметра 1600мм. Поэтому в 270кг надо еще «вписать» бортовые редуктора 4 комплекта, усиление мостов 2 комплекта, лебедку, ну еще кое-чего по мелочи… Грузоподъемность вездехода стремительно тает.

Поэтому строители вездеходов предпочитают 6ти колесные вездеходы 4х колесным. Но и этого не хватает. Появляются облеченные кузова собственной конструкции и совсем уж оригинальные схемы 8х8. Всё это что называется «не от хорошей жизни».

Мне осталось указать на ухудшенную управляемость вездеходов-«пневматиков». Опять же большие диаметры колес вкупе с низким давлением воздуха в шинах это ж такие замечательные «мячики»! Жесткость шины под нагрузкой от дорожных неровностей ну «никакая»! А «прыгучесть», напротив, настолько велика, что никакими даже супер-амортизаторами не поглощается. Всё это приводит к неприемлемой утомляемости водителя на дорогах типа «зимники», где приходится основательно работать рулем, чтобы «держать» машину.

Заканчивая, отмечу: я столь много и основательно критиковал колесный движитель, основанный на «пневматиках», так в чем же причина его растущей популярности? Считаю саму конструкцию этого движителя слабой и насыщенной неустранимыми недостатками. Однако рост соответствующей именно такой конструкции дорожной сети вызывает увеличение рыночного спроса на вездеходы на «пневматиках». Ведь для появления «дороги» по которой способны проехать такие машины порой достаточно проложить маршрут к месту расположения пусть и легкого но порой крайне необходимого «ресурса»: «на охоту», «в магазин за водкой», в соседнюю деревню, на болото за ягодой, за кедровой шишкой и т.д. и т.п. При этом непроходимые для другого транспорта места требуют минимальных затрат, чтобы сделать их проходимыми для вездеходов на «пневматиках». Машины достаточно легкие и «натоптать» соответствующую «трассу» в снегу значительно дешевле, чем покупать спецмашины, скажем, на гусеничном ходу с удельным давлением в 2-3 раза меньше, чем широко распостраненные МТ-ЛбУ или ГАЗушки, которые может и смогут доехать без организации «дополнительных мероприятий по организации трассы», но они дороже в цене и в эксплуатации.

Показать полностью 2
52

Уширители гусениц (окончание?)

Пора представить нового игрока на рынке машин с уширителями гусениц.


ООО «Мотекс-Экология». К 2013г. было продано около 2х десятков машин «серии» МТ. В модификациях от МТ-04 до МТ-08. Тогда это были вот такие машины:

Уширители гусениц (окончание?) Гусеничный вездеход, Снегоболотоход, Газ-71, Газ-34039, Мтлб, Ттм, Стм, Тм, Видео, Длиннопост

И гусеницы у них были вот такие

Уширители гусениц (окончание?) Гусеничный вездеход, Снегоболотоход, Газ-71, Газ-34039, Мтлб, Ттм, Стм, Тм, Видео, Длиннопост

Ну и «ходили» эти гусеницы по болотам и, как выяснилось, «курумникам» вот примерно так:

Как видите, не слетает и ладно. Ну, сравнительно, очень такие средненькие «гусли» по сходимости. Даже ниже среднего, но в целом весьма терпимо.


Машины весили около 3т и отличались очень хорошей проходимостью. За счет ширины гусениц и небольшого веса.


Ну и возвращаясь к опыту уширителей гусениц, то есть к теме, при установке на машины гусеницы «типа ГАЗ-71», на «кованых траках», сходимость резко падала. До не просто приемлемой, а прямо таки, до «мечты вездеходчика». Ну, потому, что гусеница все же короче, чем на 71м. Вот поэтому обратили внимание на уширители для гусеницы ГАЗ-71 и подобные ей.


Проведя анализ конструкции, уперлись в материал предыдущих постов. Особенно насторожил возврат к «родной» гусенице ГАЗ-71. Т.е. стандартные решения не пригодны к требованиям эксплуатации.


Одновременно наращивали прочность резнотканевой «основы» нашей гусеницы. В результате «уперлись» в такой фактор, как способность «держать» необходимое нашим машинам удельное давление этой самой «основой» повышенной прочности «на изгиб» вдоль полотна.


Вот после этого, до разработки собственной конструкции уширителей остался один шаг. «Начать и кончить»)))

Конструкция была разработана и испытана. Ну, например, так:

(Вездеходчики-гусеничники поймут «фишку сходимости» на этих испытаниях ;)  )

Результат упорного труда:

Уширители гусениц (окончание?) Гусеничный вездеход, Снегоболотоход, Газ-71, Газ-34039, Мтлб, Ттм, Стм, Тм, Видео, Длиннопост

Кто там что говорил, «плоская жесткая доска - это не всегда хорошо, а оптимальная конструкция не очевидна на обывательский взгляд». Кажется AltDva?#comment_125735595

Не совсем прав оказался, но мыслил верно ;)

Фактически эта гусеница с уширителями получилась настолько удачной, что потянула за собой всю конструкцию машины в новый типоразмер грузоподъемности – 1,4т. В результате появилась модификация «ГТМ-1.4»

Уширители гусениц (окончание?) Гусеничный вездеход, Снегоболотоход, Газ-71, Газ-34039, Мтлб, Ттм, Стм, Тм, Видео, Длиннопост
Уширители гусениц (окончание?) Гусеничный вездеход, Снегоболотоход, Газ-71, Газ-34039, Мтлб, Ттм, Стм, Тм, Видео, Длиннопост

Но и на этом резервы конструкции гусеницы не закончились. Проведенные прочностные испытания показали, что она вполне потянет даже 9т, т.е. ТТМ-3 «Тайга» с полной нагрузкой!


Вот на этом закончу. Но может только сегодня? Поглядим как пойдет…

Показать полностью 3 1
31

Уширители гусениц (продолжение)

Напомню. В Нижнем делают машины с уширителями гусениц. Причем, согласно рекомендации конструкторов-танкистов, эти уширители эластичные и даже расаположены под углом к опорной поверхности гусениц.

Описание здесь

http://transport-ttm.com/production/tracks/

Раньше там и картинка была, похожая на эту

Уширители гусениц (продолжение) Гусеничный вездеход, Сногоболотоход, Мтлб, Газ-71, Газ-34039, Ттм, Стм, Звм, Длиннопост

Но сейчас они, похоже, картинку удалили. А в тексте ссылки на картинку есть. Интересно это как получилось?

Ну и кстати о картинках, вот фрагмент картинки из предыдущего поста

Уширители гусениц (продолжение) Гусеничный вездеход, Сногоболотоход, Мтлб, Газ-71, Газ-34039, Ттм, Стм, Звм, Длиннопост

Похоже, уширители рвутся еще до отправки машины потребителю.

Вот еще одна машина из Нижнего

Уширители гусениц (продолжение) Гусеничный вездеход, Сногоболотоход, Мтлб, Газ-71, Газ-34039, Ттм, Стм, Звм, Длиннопост

Вы видите – та же история. Когда машина попала в якутскую тайгу все уширители поотрывало через 100км пути.

Вот по «Бобрам» у меня таких данных нет. Но, судя по тому, что на заводе появились «Ирбисы», которые могут нести гусеницу ГАЗ-71 (ну или РМШ ГАЗ-34039) там примерно та же картина.

Аналогично поступают все нижегородские «мелкие» производители (СТМ, ЗВМ и пр.) – переходят на машины с более надежной гусеницей ГАЗ-71, ну или подобной. Причем эти парни знают как «ходят» их уширители. Поэтому и начали прятать «концы».

А все почему? Потому, что вездеход – не танк. Во-первых, он легче. Но вот размеры гусеницы при этом снижаются пропорционально кубическому корню из отношения весов. Т.е. нагрузки в гусенице на всякие разные «разрывы» снижаться не очень расположены. А вот реакция грунта, которая определяет «удельное давление» как раз пропорциональна весу. Вот и получается разрушение логики конструкции.

Вот в Кургане прочувствовали ТМ-120(130 и «Четра-140»). Там правда почти танк сваяли, но уширители попрочнее будут.

Уширители гусениц (продолжение) Гусеничный вездеход, Сногоболотоход, Мтлб, Газ-71, Газ-34039, Ттм, Стм, Звм, Длиннопост
Уширители гусениц (продолжение) Гусеничный вездеход, Сногоболотоход, Мтлб, Газ-71, Газ-34039, Ттм, Стм, Звм, Длиннопост
Уширители гусениц (продолжение) Гусеничный вездеход, Сногоболотоход, Мтлб, Газ-71, Газ-34039, Ттм, Стм, Звм, Длиннопост

Так что задача, как видим – решаемая. Надо только к вопросу правильно подойти.

На этом – продолжение следует…

Показать полностью 4
11

Уширители гусениц (начало)

Два слова о метОде изложения. Поскольку тома-войны-и-мира выкладывать не принято. Ибо читать не будут. Придется выкладывать серию постов. Заранее обещаю будет много букав, будут фото и рисунки. Самое главное в этом «сериале» будет интрига! Короче – поехали…

Чтобы вникнуть в тему надо прочитать обзорную статью в №4 «Техника и вооружения за 2010г.»

Спасибо библиотеке http://www.redov.ru

http://www.redov.ru/transport_i_aviacija/tehnika_i_vooruzhen...

Ну это если вникать. Вообще чтобы «смотреть сериал» вникать в тонкости вопроса не обязательно, достаточно начать с любого места. Таково мастерство современных мастеров ТВ. Не скажу, что я владею подобным искусством, но ориентироваться буду на них.

Итак, начнем. Как видно из статьи по ссылке, еще 50е-60е годы прошлого века тема «Уширители гусениц» была весьма серьезно изучена для, внимание, танков.

Я тут не о танках. Меня интересуют сугубо гражданские вопросы, связанные с гусеничными вездеходами. Поэтому танк, в смысле излагаемых постов, гусеничная машина с удельным давлением на грунт 0,5 – 2 кг на квадратный сантиметр поверхности грунта и общей массой свыше 15т. Именно так предлагаю договориться, потому что работы проводились именно для таких машин.

Так вот, в знойном городе Нижний Новгород существует целая «школа» специалистов работающая именно на упомянутых в той самой статье исследованиях и разработках. Но работают то эти «парни» совсем с другой техникой! Там создан целый спектр машин с «Уширителями гусениц». Вот три наиболее ярких из них ТТМ-3 «Тайга», ГАЗ-3409 «Бобр», ЗВМ 2410 «Ухтыш».

Все эти машины ну ни разу не танки! Масса у них в 2-5 раза меньше, а удельное давление 0,15-0,17 кг/кв.см.

На сегодня хватит и продолжение следует.

Уширители гусениц (начало) Гусеничный вездеход, Снегоболотоход, Мтлб, Газ-34039, Газ-71, Ттм, Стм звм, Длиннопост
Уширители гусениц (начало) Гусеничный вездеход, Снегоболотоход, Мтлб, Газ-34039, Газ-71, Ттм, Стм звм, Длиннопост
Уширители гусениц (начало) Гусеничный вездеход, Снегоболотоход, Мтлб, Газ-34039, Газ-71, Ттм, Стм звм, Длиннопост
Показать полностью 2
7

Про гусеничные и колесные вездеходы

Все большую популярность приобретают колесные вездеходы. Я понимаю, что более или менее это связано с развитием "дорожной сети". Хотя какая может быть дорожная сеть для маршрутов "внедорожных транспортных средств"? Оказывается может! Первый "тревожный звоночек" прозвучал в Якутии, когда для МЧС организовала спасательную экспедицию сразу из 2 "партий". В первую партию пошла "традиционная" двойка гусеничных вездеходов ГАЗ-34039. А вот вторая партия отправилась на "Уралах" в составе "вахтовок" и, надо полагать, грузовых, потому что в "Уралы" были погружены снегоходы. Причем "Уралы" вышли позже более чем на сутки. Но оказалось, что в "радиус доступности" снегоходов, они должны добраться быстрее, чем гусеничники. Вот так: "Урал" конечно проходимая машина, но ведь совсем без дороги он не идет, во всяком случае не быстрее гусеничного вездехода точно!

Есть такая фирма - "Трэкол". В основном парни правы. В чем то нет. Но за то, что они выяснили, и всем доказали, что тундра держит 0,12 кг на квадратный сантиметр удельного давления, им надо памятник поставить от всех российских вездеходчиков. При этом есть "отрицательный" опыт освоения тундры западнее Урала на гусеничных вездеходах ГАЗ. В результате имеем надписи по всей тундровой зоне типа "Въезд гусеничной техники запрещен".

Но так ли уж плоха гусеничная техника? Стоило создать гусеничный вездеход с удельным давлением менее 0,12 кг/кв.см и по тундре пошла машина замечательно. Следов проезда нет! Даже на поворотах. Можно конечно специально напакостить разворотами на месте, но ведь и "Шерп" с бортовым поворотом тоже выроет!

С другой стороны, если "обуть" колесник типа "Тром" хотя бы в эрзац гусеницы проходимость резко увеличивается. Там мужики пробовали.

А еще колёса "Трэкол" не держат давления менее 0,15 кг/кв.см. Нет, есть конечно в интернете очень много всякого, в т.ч. и видео, где колесники, как правило "пустые", смело рвут шины на давлении 0,08кг/кв.см. Вот только это ж давление "в колесе", кто сказал, что "под колесом" тоже 0,08? Эти парни, ну как правило, и слышать не слышали о таком приборе, как "месдоза". А ведь его надо еще правильно поставить, да еще в такие грунты как в тундре. Непростая скажем задачка.

Так что несмотря на все отрицательные ... мнения (и не более того)! Гусеницы далеко еще не все сказали в вездеходах.

15

Как я занялся уплотнениями опорных катков

В процессе производства-ремонта вездеходов уплотнения опорных катков как бы незаметны. Пока не «потекут»! А текут они, заразы, «в последний момент». Когда машина уже собрана, покрашена и готова к отправке. Вот после этого заливаешь «эксплуатационные жидкости» и… На «приехали» - половина катков текут :( Перебирать уплотнения (т.е. сами катки естественно) времени нет. Да и лучше им от этого не станет. Конечно, слесаря мозги пудрить не будут – замажут уплотнения консистентной смазкой, которая в этом узле является недопустимой. И подшипникам установка по очередному(в лучшем случае второму) тоже не в кайф. Поэтому отправляешь как есть. В общем-то новую машину и с подтеками на опорных катках. Говорят, что «в эксплуатации» текущие уплотнения катков могут «притереться-приработаться» и течи не будет. Но это ж «головная боль» с машиной за которую уплачены приличные деньги! Надо следить за уровнем масла в катках (и кто сказал, что в «текущем катке» его достаточно проверять ежедневно, а не, допустим ежечасно? ). Надо соответствующим образом выбирать маршрут, ибо не дай боже залезть «пустым» катком в воду выше ступицы! Это для вездехода то! Еще дело пахнет переборкой катка после каждой «лужи». Короче, уплотнения опорных катков меня достали. И вот появилось время и деньги на решение этой проблемки современными методами. Пришлось повозиться и переработать узел уплотнения, но вот на фото готовый «продукт» для опорных катков ГАЗ-71 и МТ-Лб. Все испытано и проверено.

Как я занялся уплотнениями опорных катков Гусеничный вездеход, Газ-71, Мтлб, Длиннопост
Как я занялся уплотнениями опорных катков Гусеничный вездеход, Газ-71, Мтлб, Длиннопост
Как я занялся уплотнениями опорных катков Гусеничный вездеход, Газ-71, Мтлб, Длиннопост
Показать полностью 2

Пользователи Пикабу сняли очень милые видео про Авито. Посмотрите!

Ребят, у нас новый конкурс. Помните, как пикабушники писали истории про покупки и продажи с Авито? Теперь делаем то же самое, только добавляем интерактива, экшена и мимими – снимаем видео!


Внимание: мы продлеваем сроки приема работ до 20 октября. Поэтому если вы долго оттягивали – есть шанс успеть побороться за призы.


Например, геймер @Little.Bit рассказал, как нашел на Авито кота (осторожно: это очень трогательно).

Теперь ваша очередь: включайте камеру на смартфоне или ноутбуке, а потом 30-40 секунд рассказываете про свой опыт использования Авито. Все просто! За самые интересные истории мы подарим классный смартфон или классный квадрокоптер (а может, все вместе). Читайте правила и вперед. Остальные видео по ссылке.

Отличная работа, все прочитано!