Село Баловнево находится в семи верстах к юго-западу от города Данкова, бывшего в Рязанской губернии (ныне Липецкой области).
Название села впервые встречается в писцовых книгах 1626 года. Оно происходит от имени первого владельца — служилого человека Баловнева, испомещенного здесь после восстановления в 1563 году города Данкова. Одновременно в документах конца XVI века упоминаются и помещики Муромцевы.
Существующий в настоящий момент усадебный комплекс сложился в последней четверти XVIII — начале XIX века. Строительство его начато Матвеем Васильевичем Муромцевым (1734—1799), генерал-поручиком, первым тульским губернатором.
Приступив к строительству усадьбы, Матвей Васильевич пригласил для ее создания лучших специалистов, не случайно многие считают автором проекта усадебного дома В.В. Растрелли, а проект храма относят к творчеству В.И. Баженова. Не исключено, что создавать на «неудобьях» — землях, изрезанных оврагами, — редкий по красоте усадебный комплекс с 13 каскадными прудами, пейзажным парком на 96 десятин и садом 29 десятин помогал А.Т. Болотов, близко знакомый с владельцем и бывавший у него в поместье. Усадьба Муромцевых напоминала одну из летних царских резиденций. Говорили, что все это построено было для приема Екатерины, личным секретарем и любовником которой был М.В. Муромцев.
Совершенно уникальными были построенные Муромцевым в селе Баловнево усадебный дом и Владимирская церковь, более походящая на храмы Западной Европы.
Дом представлял трехчастную, П-образную в плане композицию. Он состоял из центрального трехэтажного объема и двух боковых одноэтажных флигелей, соединенных с центральным объемом колоннадами. Внутренний дворик, за исключением мощеного булыжником подъезда, представлял собой зеленую лужайку с цветниками, украшенную в 80-х годах XIX века красивым фонтаном, имевшим в плане сложную овальную форму.
Описание интерьеров усадебного дома сохранилось в дневниках писательницы, художницы и заведующей музеем Куликовской битвы в имении Нечаевых в селе Полибино Александры Ивановны Бибиковой-Раевской (1817—1900).
"Нижний этаж имел сводчатые перекрытия. Под ним находились большие сводчатые подвалы, сохранившиеся до настоящего времени, «где встарь прятали не одни съестные припасы и вина. Туг заключались несчастные узники-рабы и находились инструменты пытки... Теперешний владелец села Баловнева приказал заделать кирпичной стеной вход, ведущий в эти подземные тайники... На верхний бельэтаж вела широкая из белого камня лестница, расходящаяся с половины ее вышины на две ветви, как бывает в больших городских зданиях. Эти ветви вели на площадку, с которой входили в столовую, украшенную фамильными портретами... из столовой направо вход в огромную залу двадцати аршин длиною, двенадцати ширины, высокую со сводом и широким лепным карнизом. Окна и дверь на балкон обращены в сад. В этой зале стоял большой бильярд... Направо из зала дверь вела в мужской кабинет, за ним все по фасаду — большая библиотека. Налево дверь вела из зала в гостиную... Остальных комнат было такое множество, во всех трех этажах, что... дочь Матвея Васильевича Екатерина Матвеевна Шнейдер, выросшая во дворце, не знала о существовании отдельных из них!"
Тут же, слева, стояла красивая двухъярусная, увенчанная высоким шатром со слухами водонапорная башня в стиле «английская готика» (частично сохранилась). Башня была построена в 1880-е годы и снабжала водой усадебный дом, фонтаны и грот, сооруженный в парке на склоне к югу от дворца. Воду в резервуар башни подавали с помощью конного привода.
«В начале каждой аллеи были прибиты к деревьям доски, на которых написаны их названия: „Главная Николаевская аллея“, „Александровская аллея“, „Екатерининская аллея“ и т. д.» Гуляющим по аллеям неожиданно открывались то живописная гладь пруда, то павильон или беседка, то красивая скамья. В парке был построен эрмитаж, нечто вроде круглой кирпичной башни, крытая галерея для музыкантов, театр со сценой и кулисами.
Через парк к усадебному дому с трех сторон вели три дороги с красивыми воротами.
В настоящее время из сохранившихся построек в селе Баловнево особое внимание привлекает Владимирская церковь (фото выше).
Она расположена неподалеку от дворца, но стоит как-то особняком, примыкая к усадьбе с запада, со стороны села. Ощущение обособленности усиливалось наличием кованой ограды с круглыми кирпичными столбами, увенчанными белокаменными вазами, в то время как граница усадебного комплекса была обозначена лишь валом и рвом, за исключением небольшого участка кирпичной стены, примыкавшего к главным воротам.
После революции имение было разграблено.
В 1918 году сгорел дворец, а затем его центральный объем до нулевой отметки разобрали на кирпич. В 1920-х годах были разрушены хозяйственные постройки. В 1930-х годах снято железо с кровли Владимирской церкви и поломана церковная ограда. В храме устроили зерносклад, после чего появились трещины в его стенах. В склепе Муромцевых был ледник. Сейчас камни из склепа стоят на заднем дворе церкви.
Использована статья А.Ю. Клокова «Баловнево. Усадьба Муромцевых» в книге «Русские провинциальные усадьбы XVIII — начала XX века», 2001.
И небольшое видео, которое мы сняли в поездке. Не судите строго, первый раз снимаем такое ;)