LimovPolitologia

LimovPolitologia

Здравствуйте. Меня зовут Виктор, и я политолог. Отучился в 2021 году в Институте мировых цивилизации. В моем блоге вы увидите исторический экскурс и мое мнение, современные проблемы политики и общества, и оценка происходящего.
Пикабушник
поставил 0 плюсов и 0 минусов
503 рейтинг 4 подписчика 0 подписок 20 постов 4 в горячем

Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ

Здравствуйте. Заканчиваем небольшой экскурс по истории пропаганды и карикатуры в России. Но, это не значит, что в дальнейшем не будет статей на эту тему. А так, я показал вам все выдержки из диплома на эту тему.

Почти с первых дней войны были приняты решения об организации пропаганды и контрпропаганды, а 25 июня о создано советское бюро военно-политической пропаганды.[1]

Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост
Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост

Руководство СИБ в лице С. Лозовского в марте 1942 г. обращало внимание на ответственность писателей за каждое слово в связи с выходом их творчества на мировую арену. «Отдельные факты, обобщения должны показывать боевые качества нашей армии, единство фронта и тыла... Не в том сила нашей страны, что мы всё легко делаем, а в том, что, несмотря на огромные трудности, огромные жертвы, мы идём вперёд при непоколебимом моральном единстве. Это значит по-настоящему изображать, что такое Советский Союз и в чём сила Советского Союза».[2]

Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост
Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост

В целом пропаганда во время Великой Отечественной была с призывом уничтожить врага и встать на защиту Родины. Термин «фашист» стал синонимом «нелюдя», воплощения зла, врага народа. На плакатах показывали, как он сжигал деревни, убивал женщин и детей, уничтожал страну.

Так же жёстко пропагандисты разоблачали и союзников Германии: «В Донбассе итальянцы сдаются в плен – им не нужны листовки, их сводит с ума запах наших походных кухонь. Голодные финны начинают понимать, что их надули. Ропщут венгры. Злобно почесываются вшивые румыны. Ворчат словаки. В лакейской пахнет скандалом».[3]

Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост
Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост

Во время войны появлялись герои, такие как летчик Покрышкин, танкист Чесноков, панфиловцы, Зоя Космодемьянская. Их подвиг также освещали людям в тылу и на фронтах, ставили в пример через газеты и плакаты.

Даже нацисты признавали успех нашей пропаганды. В «Секретной информации для местных партийных руководителей за 1942–1944 гг.» отмечалось: «Сталин мобилизовал в момент наибольшей для себя опасности (Москва, Сталинград) те духовные резервы, которые он до этого осуждал как реакционные и направленные против большевистской революции: любовь к родине, традиция (форма, ордена, звания, "матушка-Россия", дух народности, церковь), поощряя тем самым наивность, тщеславие, гордость и дух сопротивления. Этим изменением политической и идеологической линии и лозунгом "Изгоните немецких оккупантов с родной земли и спасите Отечество!" Сталин добился успеха».[4]

Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост
Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост

Стоит отметить, что во время войны начали вспоминать нашу историю и культуру. Так, в 1943 году была восстановлена патриархия, церковь перестала быть в опале. Были выпущены фильмы «Александр Невский», «Кутузов».

Но Вторая мировая закончилась, наступило время холодной войны. Именно этот период, можно сказать, стал для пропаганды золотым временем. Два противоположных блока были почти на грани ядерной войны, шла гонка вооружения и идеологическая борьба.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост
Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост

Отдельно могу посоветовать статью о Борисе Ефимове, человеке, который нарисовал множество известных карикатур во время ВОВ: https://propagandahistory.ru/243/Boris-Efimov---patriarkh-sovetskoy-karikatury/

Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост

Нюрнбергский процесс. Зарисовки с натуры

Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост

Нюрнбергский процесс. Зарисовки с натуры.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост
Пропаганда и карикатура в России. Часть 7. Пропаганда во времена ВОВ Политика, История России, Плакат, Карикатура, Пропаганда, Великая Отечественная война, Длиннопост

Продолжение следует...

[1] РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 1041. Л. 26, 29.

[2] От советского информбюро... Т. 2. М.: Агентство печати «Новости», 1984. С. 470.

[3] Газета «Красная Звезда» № 001 от 01 января 1942 года.

[4] РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 125. Д. 322. Л. 119.

Показать полностью 14

Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х

Здравствуйте. Прошлая часть: Пропаганда и карикатура в России. Часть 5. Пропаганда и агитация в СССР 20-30-е годы

СССР рухнул, наступило время демократии, множества партий, выборов в Думу и президента. Была развёрнута уже антикоммунистическая пропаганда, особенно после ГЧКП, запрещена КПСС.[1] Но, по сути, государственной пропаганды уже не было, люди сами могли принимать любую точку зрения и решать, какой они политической ориентации. А так как холодную войну свернули, то и на Западе больше не звучала пропаганда против коммунизма и России. Настала относительная «тишина» в пропагандистском поле.

Новом пиком пропаганды в России стали выборы в Государственную Думу в 1995-м и выборы президента в 1996 году. Именно тогда всеми партиями, претендующими на места в Думу, и кандидатами на кресло президента была полностью задействована избирательная кампания. Тем более что нарастало недовольство Ельциным из-за Чеченской кампании и внутренней политикой.

Выборы в Государственную Думу стали самыми многопартийными в истории новой России,[2] ведь в избирательную бюллетень вошли целых 43 партии. А еще это был предварительный итог президентских выборов, так как за места в Думе боролись и партия Геннадия Зюганова – КПРФ, и партия «Наш дом – Россия» Бориса Ельцина.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Агитация, 90-е, Длиннопост

КПРФ выпустила к выборам именные календари на 1996 год с маршалом Жуковым и лозунгом: «С нами Г. К. Жуков – Маршал Победы!».[3]

Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Агитация, 90-е, Длиннопост

Партия «Коммунисты – Трудовая Россия – За Советский Союз» тоже выпустила свои календари с фотографиями протестов тех лет и подписью: «Вставай, страна огромная!» – текстом, который был взят из песни «Священная война».

Но самый знаменитый агитационный листок издала партия «Наш дом – Россия». На листке была фотография премьер-министра Виктора Черномырдина, который держал руки «домиком», под которыми был флаг России, а наверху написано: «Если дорог тебе твой дом». Но именно к жесту было приковано внимание, он мгновенно разлетелся в медиапространстве и изданиям – вплоть до карикатур и пародий.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Агитация, 90-е, Длиннопост

После выборов в Государственную Думу настало время президентской избирательной кампании 1996 года. Обстановка была накалена до предела, ведь у Геннадия Зюганова и Бориса Ельцина были одинаковые шансы победить. Ситуация еще более усложнялась, так как в Ельцине стали разочароваться, а Зюганов хотел вернуть советские времена, и шла борьба между прошлым и будущим.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Агитация, 90-е, Длиннопост

Например, газета «Российские вести» публиковала антикоммунистические статьи. Так, в номере от 11 июня 1996 года размещена статья «Они только рвутся к власти, но мы уже имеем». В тексте речь об угрозе массовых беспорядков, красном терроре, предвестниках гражданской войны и стремлении отнять и поделить, а в качестве иллюстрации – карикатура на красноармейца с серпом и молотом.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Агитация, 90-е, Длиннопост

Также появилась статья о свободной от контроля государства церкви, где говорилось об указе президента «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства РФ», освободившем объекты культуры от НДС, таможенных пошлин и уплаты земельного налога.[4]

Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Агитация, 90-е, Длиннопост

Но у коммунистов была своя газета – «Советская Россия». В одном из её номеров[5] разместили призыв «Голосуй за Зюганова» в виде листовки, которую держит женщина с картины «Родина-мать зовёт». Сама газета начиналась со статьи «Зюганов верный курс берёт – Россия, Родина, Народ!». Также была статья «Почему я голосую за коммунистов» от имени беспартийного инженера, показывающая, что рабочие, даже которые еще не состоят ни в какой партии, всё ещё поддерживают компартию.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Агитация, 90-е, Длиннопост
Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Агитация, 90-е, Длиннопост

Понятно, что тогда был и чёрный пиар, когда каждый кандидат говорил плохое о соперниках, ведь ещё не было закона, который регулировал избирательную кампанию в этой области.

Тем не менее, избирательная кампания в Государственную Думу III созыва не уступала по накалу страстей и применению чёрного пиара, хотя кампания выбора президента была более спокойной, так как Владимир Путин уже приобрёл определённую репутацию после событий в Чечне, когда удалось отбить атаку на Дагестан.

Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Агитация, 90-е, Длиннопост

Агитационная листовка КПРФ к выборам 1999 года

Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Агитация, 90-е, Длиннопост
Пропаганда и карикатура в России. Часть 6. Агитация во время выборов в 90-х Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Агитация, 90-е, Длиннопост

После избрания Путина на первый президентский срок черный пиар был запрещён в избирательных кампаниях. Пропаганда стала реже звучать в политическом поле. Пока не случился Майдан и не началась борьба Русского мира с русофобией. А об этом, в другой раз...

[1] Из указа президента РСФСР «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» от 23 августа 1991 г.

[2] Выборы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации 1995 года.

URL: http://www.cikrf.ru/banners/vib_arhiv/gosduma/1995/.

[3] КПРФ. С нами Г. К. Жуков – Маршал Победы!: (листовка-календарь на 1996 год) // Коммунистическая партия Российской Федерации. М. 1995.

[4] Российские вести. № 108 (1029). 13 июня 1996 года.

[5] Советская Россия. № 68 (11353). 14 июня 1996 года.

Показать полностью 11

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок

А вот и продолжение темы про пропаганду времен холодной войны. Если не читали статью про западную пропаганду, где она присутствовала даже среди коллекционных карточек и на бумажных полотенцах, то вот ссылка : Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Запад

Хотя после войны еще не чувствовалось идеологическое противостояние с бывшими союзниками. СССР только восстанавливался из руин, именно на это были направлены усилия пропаганды.

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

Так, на одном из плакатов того времени изображён инженер, рядом с ним строятся дома, а позади – богатырь. И подпись: «Слава русскому народу-народу-богатырю, народу-созидателю!»

Но хотя внутри страны для пропаганды восстановления народного хозяйства, былого величия и истории Росси можно было использовать старые методы, то против идеологических врагов – капитализма и всего западного блока – надо было использовать более жёсткие методы, ведь вчерашние союзники стали врагами, и враги не дремали, используя свою пропаганду и методы против России.

Так, коммунистическая идеология строилась на научности марксизма-ленинизма и идее рабочего класса. Выявлялось отражение мира именно с позиций коммунизма.

Р. Яновский даёт следующее определение политического сознания: «...политическое сознание представляет собой совокупность взглядов и установок, выражающих отношение той или иной социальной группы или отдельного человека к другим общественным группам, классам, нациям, общественному строю и происходящим в нем процессам, политическим партиям, социальным ценностям, традициям и нормам. Фундаментом советского политического сознания служит пролетарская идеология, коммунистическое мировоззрение, выражающее коренные интересы рабочего класса, трудящихся всех стран».[1]

Важным методом советской пропаганды была популярность и доходчивость для населения.

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

Так, есть простые средства пропаганды – факт, оценка и призыв. Например, во время войны во Вьетнаме американские солдаты издевались над местным жителями и могли сжигать целые деревни.[2] Обнародован факт, далее шла оценка ситуации. Пропаганда транслировала, что социалистические товарищи во Вьетнаме страдали от американского присутствия, особенно страдало мирное население. Был показан знаменитый короткий ролик, как американский солдат убивает вьетнамскую девочку. И прозвучали призывы помочь вьетнамским товарищам и требования о выводе американских войск из Индокитая.

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

Почтовая марка Демократической республики Вьетнам

Пропаганда полностью переключилась на идейно-воспитательную функцию и политическое просвещение населения. Она формировала мировоззрение масс на происходящее не только внутри страны, но и за рубежом. Использовала любой факт, который можно зачесть в свою пользу и против идеологического врага.

Пропаганда велась в газетах, на радио и телевидении. Также продолжился выпуск плакатов и листовок.

В целом сформировался образ добра и зла, коммунизма и капитализма. Ведь враг был не внутри страны, врагом стало полмира. Так советская пропаганда диктовала нормы социальных привычек, поведение в обществе и на работе, дома или на службе в армии.

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

Будьте здоровы! / І. Семенов. – М – Л.: «Искусство», 1948.

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост
Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

"Берегите глаза" Леонида Аристова (1958 год).

В основном пропагандистская работа показывала миролюбивый курс СССР, также освещала международное положение – как успехи и неудачи стран народной демократии, так и факты, которые не красят западные государства.

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост
Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост
Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

Внутри страны пропаганда участвовала в утверждении коммунистической морали, гуманизма рабочих и крестьян, коллективизма, трудолюбия, патриотизма, необходимости защиты страны и нравственных устоев, самовоспитания, спорта, учёбы и воспитания нового поколения молодёжи.[3]

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

Евгений Соловьев "Распорядок дня". 1964

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

Борис Решетников "Пионер без лишних слов малышу помочь готов!" 1960

На международной арене советская пропаганда показывала, как врут политические кандидаты на Западе, как линчуют афроамериканцев в США, сколько бедных и безработных в капиталистических странах, демонстрировала несовершенство их системы, угрозу войны социалистическому блоку, ненависть капиталистов к рабочим, неравномерное распределение труда и унижение женщин.

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

Страница из книги антизападных карикатур Сергея Михалкова и Марка Абрамова "Они без маски" (1952 г.)

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

карикатуры Кукрыниксов и других художников в журнале «Крокодил».

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

карикатуры Кукрыниксов и других художников в журнале «Крокодил».

Хотя карикатура не изжила себя, она использовалась лишь для эмоционального усиления пропаганды.

Пропаганда и карикатура во время холодной войны: Восточный блок Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Советские плакаты, Длиннопост

Так, например, говорилось, что американские власти фиктивно говорят о мире, когда строят базы в Западной Европе. При этом статья подкреплялась карикатурой, где нарисовано, как генерал устанавливает американский флажок на территории Западной Европы, где будет база, а из его заднего кармана вещает пропагандист: «Мир, оборона, разоружение», сверху него написано «фраза», а под генералом: «и… базы»

Также использовалось апеллирование (обращение) к авторитету – письма к президенту США или послания от лица мировых сообществ либо СМИ.

Показать полностью 15

НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г

Сегодня я хочу познакомить вас с одним диафильмом.

НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост
НАТО - угроза миру. Советский пропагандистский фильм для школьников, 1985 г Политика, История России, Плакат, Пропаганда, Диафильмы, НАТО, 1985, Длиннопост

Источник: https://propagandahistory.ru/1993/NATO---ugroza-miru--Sovets...

Показать полностью 18

О культуре

Хотя, я и политолог, но культуру ставлю вперед. Это мое убеждение.

Культура - очень важное понятие для человечества. В этом слове можно охарактеризовать историю народа, его быт и современное состояние. Но, культура, есть и общечеловеческое понятие. Не важно, из какой страны человек, и представитель какого народа, мы все знаем, что такое вести себя культурно.

Язык доброты будет везде одинаков, и неважно, в какой стране можно помочь кому-либо в беде. Подобие доброго самаритянина, любой человек из любой страны, может помогать любому.

Да, политика в жизни идет в первых рядах, ведь все законы, все указы и развития страны – все это плоды политики. Но, даже политика может столкнуться об стену, подобие как у нас, когда во время пандемии предлагали раздавать деньги населению, а Центральный Банк говорил, что цены пойдут вверх. А вверх они пойдут из-за того, что люди сами поднимут их, ведь они понимают, что у всех появятся деньги. Но, это уже не относится к экономике, это относится к культуре. То есть, денежная политика просто наткнулась на стену культуры.

На стену культуры натыкаются и ученные. Можно сказать, что летающие машины из популярной трилогии «Назад в будущее» уже есть на схемах, но вот, будут ли люди их правильно использовать, если не каждому удается справиться и с обычной машиной? Сколько бы таких машин попадали в дома, летали над запретными местами и пересекали границы? Сколько таких машин бы падали от поломок и сколько бы жертв было от них? Снова общечеловеческая культура дает тут стоп.

Получается, что в первых рядах идет культура, и она никуда не денется от нас. Все мы можем стать культурными людьми, помогать другим и делать мир лучше именно нашей общечеловеческой культурой. Тогда, и политика будет идти вперед, и экономика, и ученые предоставят человечеству новые возможности.

Конечно, заботу о культуре должно проявлять государство. Самому государству будет выгодно учить культуре людей, так будет меньше преступлений, коррупций, люди будут подходить более ответственно к работе и бизнесу. С культурой будет развиваться и литература, и музыка, и всякое художество. У людей будет возможность проявить творчество, которое будет цениться.

Первое, что идет в мире – это культура, а только потом политика.

Показать полностью

Митинг во Львове посвящённый присоединению Западной Украины к СССР

Из материала газеты "Правды" от 29 сентября 1939 года.

Митинг во Львове посвящённый присоединению Западной Украины к СССР Политика, История России, Митинг, Львов, 1939, Присоединение, Газета Правда
Показать полностью 1

Карикатура и пропаганда между Первой и Второй мировой войной

Здравствуйте. Продолжаю публиковать выдержки из квалификационной работы.

Между Первой и Второй мировой войнами в мире появились три крупных идеологии: советский коммунизм, немецкий нацизм и американский капитализм. В борьбе за сферы влияния они использовали привычный арсенал инструментов пропаганды.

Например, в США выпускали карикатуры на Сталина.

Карикатура и пропаганда между Первой и Второй мировой войной Политика, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Длиннопост

Так, в 1940 г. после присоединение прибалтийских стран распространили карикатуру, где прибалтийские страны были изображены в виде детей, за которым идет солдат, а впереди – Сталин с дудкой, напевающей о коммунизме.[1]

А в 1939, когда был подписан договор Молотова-Риббентропа, появились картинки, высмеивающие это.

Карикатура и пропаганда между Первой и Второй мировой войной Политика, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Длиннопост

Среди них – изображение Сталина с Гитлером, идущих по дороге в обнимку, но держащих пистолеты наготове за спиной

Карикатура и пропаганда между Первой и Второй мировой войной Политика, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Длиннопост

или картинка, где Сталин выходил замуж за Гитлера.[2]

Как видим, в США снова вернулись к карикатурному жанру пропаганды, направленной против своих идеологических врагов.

Карикатура и пропаганда между Первой и Второй мировой войной Политика, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Длиннопост

В Германии не отставали, и в 1937 году один из журналов выпустил карикатуры, рассказывающие, что в Советской России якобы самый ценный капитал – это люди, и показывающие, как распоряжаются этим капиталом, расстреливая население.

Карикатура и пропаганда между Первой и Второй мировой войной Политика, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Длиннопост

Модернизация в России: - "Товарищ Сталин все больше и больше нуждается в средствах для развития промышленности. Стоит ли после этого удивляться, что мы голодаем"? - "Дурак! Мы умираем вместе со всей страной!"

Карикатура и пропаганда между Первой и Второй мировой войной Политика, Плакат, Пропаганда, Карикатура, Длиннопост

Новая конституция СССР: "Выше головы, сволочи! Своим слишком унылым видом вы только портите прекрасный облик нашего нового демократического фасада!"

Таким образом, в период между мировыми войнами идеологические противники России использовали любой повод высмеивать тяжёлое время в нашей стране, что бы у нас ни происходило. Конечно, это не карикатуры XIX века, стиль уже был другой. Так, Германия подчеркивала, какой несовершенный строй у нас, в отличие от них. Ту же цель преследовали в США, когда карикатурно изобразили пакт Молотова-Риббентропа и присоединение прибалтийских стран к СССР.

Стоит отдельно затронуть пропаганду министра народного просвещения и пропаганды Третьего рейха Иозефа Геббельса, который считается классиком современной пропаганды. Именно с ним ассоциируют пропагандистские технологии в наше время. Хотя он и не был их основоположником.

Вначале Геббельс не был поклонником Гитлера, являясь сторонником левого крыла партии Штрассера, но после личной встречи в 1926 году сменил точку зрения и стал славить Адольфа; сам Геббельс был редактором в газете «НС-Бриф».[3]

После прихода нацистов 30 января 1933 года к власти, 13 марта специально для Геббельса организовали Имперское министерство народного просвещения и пропаганды. Именно эту дату можно назвать началом пропаганды Геббельса, которую знают многие люди.[4] Например, можно вспомнить, как из библиотек были изъяты «негерманские» книги и сожжены 10 мая.

В 1938 году нацистская Германия начала подготовку к войне. Геббельс и генерал Кейтель заключают соглашение о ведении пропаганды в военное время, тогда же начали создавать войска пропаганды, в том числе роты с численностью в 115 человек.

Уже в разгар боевых действий, 18 февраля 1943 года, Геббельс произносит свою знаменитую речь о «тотальной войне». Его выступление имело своей целью подготовить население Германии к введению жёстких мер, направленных на укрепление оборонной промышленности. Одной из таких мер станет и объявление тотальной мобилизации мужского населения Германии в армию. В заключительные недели войны это выльется в отправку в бой стариков и несовершеннолетних – в отряды «фольксштурма», их гибель должна была отсрочить окончательное падение Третьего рейха на несколько дней.[5]

Так же Геббельс ввел в пропаганду принцип: человек, сказавший миру первое слово, всегда прав. Такой принцип и сейчас работает, когда СМИ как можно быстрее хотят донести свою точку зрения.

[1] Зарубежные карикатуры на Сталина. URL: https://back-in-ussr.com/2018/11/zarubezhnye-karikatury-na-s...

[2] Там же.

[3] Воропаев С. Энциклопедия Третьего рейха. М.: Локид-Пресс, 2005. С. 135.

[4] Паламарчук Е. А. Роль пропаганды в становлении и укреплении нацистского режима» // Известия высших и учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2019. № 3(203). С. 66.

[5] Тень Геббельса. Что такое «тотальная война»?

URL: https://aif.ru/society/history/ten_gebbelsa_chto_takoe_total....

https://propagandahistory.ru/2373/Antisovetskie-karikatury-1...

Показать полностью 6

Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 3

Вторая часть: Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 2

С 30 сентября по 21 ноября 1818 года в Аахене (фр. Экс-ла-Шапель) проходил конгресс победителей Наполеона. Из монархов присутствовали российский и австрийский императоры, а также прусский король. Великобританию представляли герцог Веллингтон и министр иностранных дел лорд Каслри, а от Франции был делегирован премьер-министр герцог Ришелье, длительное время пребывавший на российской службе и впоследствии удостоенный памятника в Одессе, где он десять лет был генерал-губернатором. Уже на первой сессии был решен вопрос вывода оккупационных войск и реструктуризации французских репараций. Остальное время участники провели в обсуждении нового формата Священного союза и его функций.

На рассматриваемой карикатуре представлен завершающий этап конгресса, на котором внешнее дружелюбие участников сочеталось со скрытым политическим лицемерием. Карикатура имеет подзаголовок: «Поцелуй на Конгрессе, или Легитимные объятия в Экс-ла-Шапель между Александром Великим и Людовиком Большим и другими действующими лицами».

Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 3 Плакат, Российская империя, История России, Карикатура, Англия, 19 век, Длиннопост

Уильям Хит. Политические денди. 18 ноября 1818

Английский художник заострил внимание на слухах о сепаратных переговорах между Россией и Францией, а также на стремлении Франции прикрыть изысканными жестами желание сократить свои выплаты по репарациям. Получив от союзников трон, Людовик XVIII, страдавший ожирением, едва передвигался и на конгрессе не присутствовал, но именно он выставлен контрастом фигуре императора Александра. Монархи сливаются в братском поцелуе. Александр: «Мой дорогой легитимный брат (хотя, полагаю, Бони я называл так же), я счастлив служить вам, хотя проклятые обитатели вашей страны почти уничтожили мою страну». Александр, над которым англичане часто подтрунивали за его щегольство, имеет заметную лысину и игривые бакенбарды, одет в военную форму с неестественно большими кавалерийскими ботфортами и составляет с шарообразным Людовиком классическую комическую пару «тонкий и толстый». Людовик отвечает: «Ма шер ами, я так рад вашей братской любезности по отсрочке нашей оплаты и отводу ваших войск, что готов буквально проглотить вас». Король противопоставлен другим участникам своим старомодным платьем, характерным для прошедшего века. На животе Людовика висит недавно им же восстановленный монархический орден Святого Духа. Кулинарная невоздержанность короля подчеркнута не только желанием проглотить царя Александра, но и обращением к нему та chere ami («мой дорогой друг»), где вместо слова cher («дорогой») использовано chere («еда»).

В правой части листа за сценой наблюдает прусский король Фридрих Вильгельм III, затянутый в военную форму, с большой саблей и треуголкой (по-видимому, принадлежащими Александру). Он с неприязнью произносит: «Я вынужден следовать за этими вождями... пока что». Рядом с ним всплескивает руками австрийский император в сопровождении своего внука Наполеона II - сына Наполеона Бонапарта: «Я должен соглашаться в данный момент, но у меня есть внук». В левой части листа беседуют два француза. Первый в военной форме - вероятно, военный министр Гувион Сен-Сир (в прошлом наполеоновский маршал и участник похода в Россию), говорит, коверкая французские и английские слова: «Законный правитель франсе - это слишком много для Джона Булля! Боже мой, он тянуть время, но ми покажем им, к чему ми стремиться». Его собеседник в придворном костюме и напудренном парике - герцог Ришелье - не скрывает радости: «Ух-ха, он делать ему любезности, а затем мы оставим их без денег». На заднем плане за политиками наблюдают стройные ряды безучастных гренадер. Аахенский конгресс стал высшей точкой в попытках держав- победителей согласованно управлять Европой. Эйфория от победы над общим врагом с течением времени сменялась взаимной настороженностью, претензиями и конфронтацией.

Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 3 Плакат, Российская империя, История России, Карикатура, Англия, 19 век, Длиннопост

Уильям Хит. Русский денди, или Сцена в Экс-ла-Шапель. 8 декабря 1818. Веллингтон и Александр I на Аахенском конгрессе

Русско-турецкая война 1828-1829 годов - время становления русофобии в Англии. Отголоском этого общественного психоза можно считать и рассматриваемую карикатуру, на которой представлены никак не связанные с реальностью события. Целью автора было показать, что на Востоке ущемляется достоинство Великобритании. Поводом стала блокада Дарданелл, объявленная Россией еще осенью 1828 года. В ходе военных действий российский флот блокировал любые военные поставки в Константинополь. Великобритания была вынуждена согласиться, хотя это задевало ее торговые интересы, ведь она являлась основным морским перевозчиком в мире. Существенную роль для англичан играла и торговля с Турцией. Правительство вынуждено было терпеть происходящее, но лондонские газеты, связанные с торговыми кругами, регулярно поднимали тему ущемления прав. Так, например, 30 мая 1829 года «Таймс» писала: «Мы должны повторить то, что писали еще вчера, - с этим нельзя мириться. Это называют блокадой Дарданелл! Да ведь это - блокада всего океана, который был известен древним народам - грекам, римлянам, египтянам и ассирийцам. Такую блокаду терпеть невозможно. Этого не должно быть: как англичане, мы настаиваем, что этого нельзя допустить».

Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 3 Плакат, Российская империя, История России, Карикатура, Англия, 19 век, Длиннопост

Уильям Хит. Досмотр английского корабля в Дарданеллах, или Наш верный союзник проявляет уважение к британскому флагу. 30 мая 1829 г.

На подобные настроения отреагировал и Уильям Хит. Он изобразил вымышленный досмотр российским флотом английского торгового судна. Русские морские офицеры представлены высокомерными франтами, которых сопровождают бородатые казаки. Они вскрывают тюки с британскими товарами, воруют продукты, пьют вино и даже обыскивают джентльмена. Слева казак держит под дулом пистолета связанного британца: последний стоит на коленях, но гордо смотрит в лицо восточному дикарю. За его спиной другой матрос чешет кулак и всем своим видом показывает, что стоит только дать приказ, и русские скоморохи получат достойный отпор.

Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 3 Плакат, Российская империя, История России, Карикатура, Англия, 19 век, Длиннопост

По верху гравюры написано обращение британских матросов к своим российским «союзникам»: «Если б наши правители не связали наши руки, вы не обращались бы с нами таким образом. Но ничего, скоро мы начистим кое-кому из вас...» Слова «правители» и «наши руки» подчеркнуты, что является упреком правительству, не способному приструнить русских. Вверху на парусе саркастически цитируется старинный патриотический гимн «Rule, Britannia!» («Правь, Британия!»). Примечательно, что 30 мая 1829 года (но по старому стилю) состоялось крупнейшее сражение русско-турецкой кампании: в битве при Кулевче русские разгромили турецкую армию, что разом компенсировало неудачи предыдущего года и заставило вскоре капитулировать Силистрию.

Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 3 Плакат, Российская империя, История России, Карикатура, Англия, 19 век, Длиннопост

Уильям Хит. Вид с птичьего полёта. Около 1828-1829. Сатирическая карта Европы периода войны с Турцией. Ледяные просторы России заполнены армиями медведей и казаков

Английская карикатура и Россия XIX века. Часть 3 Плакат, Российская империя, История России, Карикатура, Англия, 19 век, Длиннопост

Георг Эммануэль Опиц. Казаки рассматривают карикатуры на самих себя. Около 1814

Сатирические листы зачастую были тесно связаны с прессой. Многие из них были прямыми иллюстрациями злободневных газетных статей, цитаты из которых иногда включались в подписи к листам. Скорость выпуска карикатур также была под стать газетной, чему немало способствовала беглая, очерковая манера исполнения листов, выполнявшихся с учетом будущей раскраски акварелью, которую обычно осуществлял не сам художник, а мастера-раскрасчики. Нераскрашенные экземпляры, впрочем, тоже поступали в продажу - за меньшую цену.

Карикатуры выставлялись в витринах издательских магазинов на центральных лондонских улицах - перед ними неизменно собиралась толпа, живо обсуждавшая как сами листы, так и события, с ними связанные. Помимо этого, устраивались специальные карикатурные выставки с платным входом. Альбомы с подборками карикатур сдавались в аренду для развлечения гостей на званых вечерах. Уже в XVIII веке появились первые коллекционеры карикатур, собиравшие произведения самых знаменитых художников или листы на определенную тему Наконец, карикатуры копировались издателями-пиратами (крупнейший среди них - ирландец Макклири, выпускавший пиратские перегравировки в Дублине) и повторялись в ксилографированных народных картинках, их печатали в виде слайдов для «волшебных фонарей», перерисовывали на керамической посуде и использовали для украшения интерьера. Словом, карикатуры были повсюду.

Текст взят из книги "В.М. Успенский, А.А. Россомахин, Д.Г. Хрусталёв. Медведи, казаки и русский мороз. Россия в английской карикатуре до и после 1812 г." (СПб.: Арка, 2014. С. 9-29, 172-179, 198-215)

Показать полностью 6
Отличная работа, все прочитано!