Likasher

На Пикабу
1957 рейтинг 358 подписчиков 3 подписки 32 поста 9 в горячем
Награды:
5 лет на Пикабу
24

Победа

Есть всего несколько слов, которые я боюсь услышать. Одно из них – война. Не представить без слез, что выстрадали люди, пережившие войну и через что прошли те, кто не выжил. Помню, на какой-то юбилей вдовам, которые потеряли во время ВОВ мужей и более не вышли замуж, выплатили по полторы тысячи рублей и отгремели по стране миллионным парадом, чествуя ветеранов. По мне так это стыдно. По мне так, эти деньги бы сначала на нищих ветеранов в халупах потратить, а потом уж блестеть и бряцать. И в нас от этого появилось что-то стыдное и неправильное. Немецким словом «гастарбайтеры» мы называем потомков тех, кто вместе с нашими дедами и прадедами защищал общую родину. А уж как разнесла нас по сторонам идеологическая бомба и говорить не хочется. Я злюсь на все это. Но когда вечером 9 мая небо вспыхивает миллионами ярких звезд, я с благодарностью думаю о тех, кто ушел туда, в высокое, темное небо. И хочется верить, что там есть другая, лучшая жизнь. И я тихо плачу: "Спасибо!" И про себя твержу: «Простите нас!»

Победа
26

Проводница (ч. 2 - окончание)

Афоню Женечка увидела сразу. На полупустой платформе та сидела на низком складном стульчике и каждый новый вагон встречала и провожала поворотом головы, выискивая в мелькающих окнах лицо племянницы. Седьмой вагон остановился метрах в ста от нее. Женечка открыла дверь, выпустила на перрон пассажиров и быстрым шагом направилась к тетке, крича ей и приветственно помахивая рукой издалека: «Афоня, я здесь!» Высокая, сухая, как кузнечик, Афоня услышала, увидела, радостно вскочила, подхватила стульчик в одну руку, тележку в другую и, проворно семеня, заспешила навстречу.


- Привет! – Женечка приобняла тётку, похлопала ее по спине, похвалила: - Бодро бегаешь, молодец!

- Ну здравствуй, здравствуй, племяша!

Афоня клюнула ее жесткими губами в щеку, и Женечка, отвернувшись, брезгливо вытерла слюнявый поцелуй.

- Пойдем к моему вагону!


Она взяла у тетки тележку и покатила ее за собой. Тетка, поправляя на ходу ситцевую косынку в линялый голубенький цветочек, повязанную концами назад на крестьянский манер, стрекотала ей в спину:

- Все собрала тебе, как просила. Все по списочку: и помидорки, и лепешки алычевые, и варенье.

- Какое варенье? Я ж аджику просила!

- Тьфу, аджику, аджику, канешна! – уверила ее тетка, но, судя по приметному хроманию «канешна», в пакет вместо аджики тетка сунула-таки старое, засахаренное варенье.

Подойдя к вагону, Афоня достала из тележки облезлый пакет с гостинцами, поставила его на землю и сказала:

- Слушай, Женьк, времени мало, я посоветоваться хочу. Тут, значит, какое дело. Игорек мой на бизнес двести тыщ просит. Как думаешь, дать? - спросила она.


Лицо тетки стало таким тревожным и испуганным, будто она уже потеряла свои кровные денежки. Морщины, знавшие в жизни только «Детский» и «Ромашковый» кремы, собрались в трагические складки, а зеленые глаза смотрели на Женечку с такой мольбой, что сразу становилось понятным, какой ответ она хочет получить.

- Ведь не отдаст же, - озвучила Женечка теткины мысли, и та согласно закивала головой «да, да!» и тотчас быстро замотала – «нет, не отдаст, не отдаст ведь, как пить дать!»

- Так чо, не давать, считаешь? – с надеждой спросила Афоня.

- А я почем знаю? Сама решай. Сын твой, деньги тоже, в могилу их с собой не возьмешь.

- Ага, «сын твой»! - Передразнила ее с обидой Афоня. - Ни в гости не приедет матери помочь! Ни позвонит, спросить, как чувствую себя! Може я померла уже давно?

- Померла б – ему б сообщили и прискакал бы он, как миленький, твои баночки отрывать.

- Так чо? Давать или не давать? Как считаешь?

- Дай.

- Так не отдаст же!

- Ну тогда не давай.

- Тьфу на тебя, толку от тебя…

- Афонь, ну ты ж все равно не дашь! Деньги – это ж все твое счастье! Зарыла их на своем поле чудес и сидишь на них, Буратино ты деревянная! Ничего у тебя, кроме них, нет.

- Ой, ой, ой, осудила тетку! А сама-то, сама-то! Ишь, осудительница нашлась! Без детей, без мужей, без квартиры! Много я погляжу ты своим умом-то нажила! Скатилась с артисток в проводницы и нищенкой осталась! А у меня каждая копеечка умом, трудом и экономией нажита.

- Ну и экономь дальше. Только не удивляйся, если Игорек вместо здоровья тебе смерти желать начнет, чтоб до денежек твоих побыстрее добраться.

- Тьфу дура! Злючая ты, Женька, как собака!

- Ну вот и поговорили! Ладно, всё, некогда мне. Сейчас отправляться будем.


Женечка бросила взгляд на пакет в ногах у Афони. Но Афоня, обиженно поджав губы, стояла возле него цепным псом и казалось, протяни кто к нему руку, укусит. Поезд тронулся. Тележка в одной руке, складной стульчик в другой, облезлый пакет в ногах – высокая и сухая, как кузнечик, Афоня медленно поплыла назад. Женечка, стоя на подножке вагона, весело крикнула ей вдогонку:

- И правильно, Афонь, что гостинцы-то не отдала! Продашь их и еще пару рубликов закопаешь в землю! А деньги Игорьку все же дай! Заодно проверишь, не сгнило ли там твое богатство!


Афоня запихнула пакет в тележку, развернулась и пошла прочь. Женечка подняла лестницу и закрыла тяжелую железную дверь на ключ. Поезд набрал ход, застучал ровно, ритмично, успокаивающе. Еще несколько часов пути и будет Москва.


На одной из станций Колобок и Оленька вышли прогуляться. Погода не располагала к прогулке. Серое небо провисло гамаком и лениво громыхало вдали. Оленька не пошла гулять с отцом, а приросла улиткой к Женечке и пристала с расспросами: «А вы в каких фильмах снимались? А с какими актерами? А у вас была главная роль? А почему ушли из артисток? А муж у вас есть? А дети есть?» Интервьюер хренов! Вопросы Женечку раздражали и она перешла ва-банк: «А ты главные роли играла? А мама у тебя есть? А замуж хочешь? А мальчик есть?»


«Играла. Есть. Хочу. Есть.» Каждый ответ ложился тузом на ее вопросы, и Женечка вдруг иссякла и вопросами, и раздражением, и злостью. Что такого было в этой неполноценной, счастливой девочке и чего такого не было в ней?


***

В Москву поезд прибыл по расписанию. Пассажиры выходили из вагона, сердечно благодарили Женечку, и карман ее фирменного пиджачка полнился сиреневыми пятисотками. Неплохой улов за рейс. Поработала она, как всегда, хорошо.


Анна Каренина, та самая дама с крупным жемчугом в ушах и бриллиантовой россыпью на пальце, покидала вагон, грациозно покачиваясь на высоких каблуках. Одной рукой она обмахивалась шляпой, другой держалась за мужа. Муж, тот самый солидный господин, просунул в Женечкину руку голубенькую купюру: «Спасибо вам, это была чудесная поездка!», и Женечка чутко уловила тонкими нозрями, как теплый, вечерний воздух вокзала смешался с нотками хорошего парфюма и приличного перегара. Благодарность она приняла с пониманием. Еще бы! Незадолго до прибытия в Москву она вынесла из их купе две пустых бутылки “Moet & Chandon” и одну Henessy XO.


Красивый молодой человек, оставивший в Адлере беременную паучиху, не прекращая разговора по телефону, равнодушно кивнул Женечке, быстрой, уверенной походкой вошел в людской поток и растворился в нем, как в корабль в море.


Колобок с Оленькой вышли последними и замялись возле Женечки. Пока Колобок искал что-то в карманах, Оленька смотрела на Женечку с такой преданностью и грустью, что ей стало неуютно, неприятно и захотелось под душ - смыть ее липкую, навязчивую, непонятную любовь.

- Вот, возьмите на всякий случай! – Колобок, наконец, нашел то, что искал и протянул визитку. - Здесь адрес нашего театра и мой телефон. Ну, на случай, если передумаете.


Женечка взяла визитку, глянула на адрес:

- Не так уж далеко от меня. Вы в Измайлово, а я в Сокольниках.

- Ну вот, видите, как хорошо! – обрадовался Колобок и снова замялся, вытащил из кармана несколько мятых стольников, расправил их и неловко протянул Женечке: - Извините, но остались только такие и пятитысячные.

- Не надо, спасибо. - Женечка убрала его руку и протянула свою Оленьке: - Ну что, коллега, пока?

- Пока! – обрадовалась Оленька. – Ты придешь… к нам?

- Оля, не ты, а вы! – поправил ее Колобок.

- Вы? - послушно переспросила она.


Женечка улыбнулась и пожала плечами. Колобок взял Оленьку за руку, другой подхватил желтый чемоданчик и еще раз попрощался. Женечка смотрела им вслед: шар катил квадрат. Еще вчера ей это казалось смешным.


***

До дома она добралась к ночи, втащила в коридор рабочий чемоданчик с вещами, скинула туфли и, прислонившись к стене, растерла по очереди уставшие ноги.


- Зойка! – крикнула она. – Чо тихо-то так? Ни гавка, ни тявка. Где пес твой? Исдох что ли?

Из комнаты вышла зареванная Зойка, проследовала в кухню и бросила, не глядя на нее:

- А-а, вернулась. Помер он утром. Радуйся теперь!


Женечка проводила взглядом полную, коротконогую фигуру соседки. Винни-пух в халате. Как так можно распускаться? Она вошла в свою комнату, открыла настежь окно, присела на кровать, уставилась в стену напротив, которая цвела веселыми букетиками маков и васильков. На одной полоске обоев - 71 букетик. 35 маков и 36 васильков. Раппорт. Повторяющаяся часть рисунка на ткани, обоях, семь букв – это раппорт. Женечка это знает, потому что любит разгадывать кроссворды. Узорчатый орнамент из геометрических фигур, семь букв – арабеск. У нее на стене раппорт, у Зойки – арабеск. И в этом вся разница. Раньше у Зойки была хоть собака, а теперь они во всем сравнялись. Две никому ненужные тетки, больные одиночеством.


Пересчитав букетики по второму разу, Женечка встала и, прихватив бутылку «Киндзмараули», пошла к Зойке на кухню. Та смотрела телевизор с выключенным звуком и пила из банки джин-тоник.

- Не пей эту гадость.

Женечка забрала у нее банку, наполнила стаканы вином и один подвинула Зойке. Молча выпили и обе уставились в беззвучный телевизор. Какой-то сериал. Про чью-то жизнь.

- Купи себе новую собаку, - сказала Женечка Зойке.

Зойка вяло отмахнулась от нее:

- Ты ничего не понимаешь!


Женечка снова налила вина. Снова выпили. Помолчали.

- А я, знаешь, куплю себе новый чемодан, - вдруг сказала Женечка.

Зойка равнодушно пожала плечами.

- Знаешь, какого цвета?

Зойка снова пожала плечами.

- Жёлтого! – с каким-то с вызовом сказала Женечка.

Зойка кивнула. Ну желтого, так желтого. Ей-то что?

- А еще меня позвали в театр.

Зойка многозначительно подняла и опустила брови, мол «на-а-адо же, хм». Опять помолчали, глядя в телевизор.

- Ну ладно, я спать.

Зойка снова кивнула. Чудная она, эта Женька! Желтый чемодан купит. Зачем? В театр ее позвали. Врет, небось. Кому она там нужна?

Зойка всхлипнула, уткнула голову в полные руки и широкие ее плечи затряслись часто и мелко.


Женечка приняла душ и легла спать. Но сон не шел. Высоко в небе светила луна, в окно второго этажа заглядывал фонарь. Женечка обводила пальцем на обоях то васильки, то маки, то чертила между ними узоры, то разглядывала трещины на потолке. И только когда за окном погасли фонари, и солнце сменило на небе отдежурившую луну, заливая все вокруг нежным, розовым светом, Женечка, наконец, уснула.

Проводница (ч. 2 - окончание)
Показать полностью 1
117

Проводница (ч.1)

Как-то раз в конце августа, когда раскаленный, как духовка, курортный городок устало омывал галечные берега тихими волнами, прощался с суматошными детьми и готовился к респектабельному бархатному сезону, случилась одна история. История настолько незначительная, что ее, может, даже и историей-то назвать нельзя. А, впрочем, судите сами.


«Уважаемые пассажиры! Заканчивается посадка на скорый поезд Адлер-Москва» -

металлический голос диктора разрезал тягучий воздух и привел разморенных жарой пассажиров в броуновское движение. Они засуетились, забегали по платформе, натыкаясь друг на друга, извиняясь, раздражаясь, цепляясь чемоданами, сумками, корзинами с фруктами.

Женечка, белокурая, миниатюрная проводница вагона СВ, глянула на часы - до отправления поезда оставалось пятнадцать минут. Большинство пассажиров уже заняли свои места и сидели в купе, как птички в клетках. Оставалось дождаться четырех растяп, опаздывающих на поезд.


Она чуть сдвинула вбок шейный платок, впуская в треугольный вырез форменного светло-серого костюма толику свежего воздуха, и, держа на лице приветливое выражение, принялась рассматривать публику - этот копошащийся муравейник, разворошенный голосом из динамика.

В детстве она любила разглядывать бабочек и жуков - накалывала их на швейные булавки и следила, как те мельтешили крылышками, сучили лапками и постепенно затихали, застывая в вечном покое. Теперь же, в свои сорок с небольшим, она пришпиливала стальными глазками человеческие экземпляры и умерщвляла их ядом своего сарказма. Но все это мысленно. Только мысленно, конечно. Своих демонов Женечка давно выдрессировала, держала на коротком поводке и ловко прятала под кукольной внешностью.


Ей нравилось наблюдать за вокзальной жизнью. Вот уж где можно увидеть все сразу: и драму, и комедию, и фарс. Чем не театр, в котором она прослужила двенадцать лет? Вон, к примеру, лысый коротышка с желтым чемоданчиком. Надо же, какая экстравагантность! Бежит весь красный, взмыленный. Давай-давай, колобок, катись, пошевеливайся! Левой-правой, левой-правой! А то сейчас «вагончик тронется, перрон останется». Что оглядываешься, потную лысину вытираешь? Сеньору помидору свою потерял?


Женечка поправила наманикюренными пальчиками челку короткого каре и, услышав справа приторное, как чай с десятью ложками сахара «ну, ты иди, киса! сейчас поезд тронется», переключилась на пару, которая в лучших традициях мелодрамы никак не могла распрощаться и уже минут десять стояла возле нее горестным изваянием. Беременная женщина лет тридцати прилипла к высокому, красивому парню и, моргая зареванными поросячьими глазками с белесыми ресницами, вымаливала:

- Ты меня любишь?

- Конечно, люблю! – в его голосе слышалось уже засахаренное варенье. - Ты иди, поезд вот-вот тронется! – уговаривал он ее снова, но она только яростно мотала головой, хлюпала распухшим носом и с какой-то киношной безысходностью впивалась в него, как паучиха, тяжелым пузом.

Парень обреченно обнимал ее за плечи и с надеждой смотрел на большие вокзальные часы. «Ну-ну», - усмехнулась про себя Женечка. Нашел союзника! Часы – неумолимый палач времени. Отсекают его по секундам, причем для каждого – с разной скоростью. Для паучихи сейчас стрелки бешено крутятся, а для ее красавца еле ползут и мстительно замирают на каждой чёртовой чёрной чёрточке, тикая пощёчинами: так те-бе и на-до – бу-дешь знать - так те-бе и на-до – бу-дешь знать.


Поймав взгляд парня, Женечка понимающе изогнула перламутровые губы, а для паучихи высекала из своих темно-серых, как грозовое небо, глаз искорку почти материнского тепла. Ах, какую актрису недооценил и потерял мир!


Кто бы знал, как ее раздражают люди и особенно такие дуры со страдальческими глазами! Ну точно, как у Зойкиного бассета, который уже полгода ползает на брюхе по их коммуналке и никак не издохнет. «Да усыпи ты свою псину, не жилец он!» - твердит она Зойке, но та только мечет в нее гневные взгляды: «Злая ты, Женька, Бог тебе сердце не дал». И таскает своего паралитика на руках, с ложечки, как ребенка, кормит. Вот уж кому Бог ума не дал! Ничему ее жизнь не учит. Своих детей, мужа вынянчила и осталась ни с чем. Сын на север за деньгами подался, да про мать забыл, дочка замуж в Австралию выскочила, муж к другой ушел, а Зойка после всех разменов в коммуналке оказалась и теперь на старости лет подагрическими своими руками красит стены, да клеит обои. Вот и вся награда за тридцать лет семейной жизни. Училка выискалась!


Ей, Женечке, Бог сердце, может, и забыл вложить, зато мозгами и талантами не обделил. Она любого в момент очарует и окрутит так, что он и не заметит. Недаром все ее только «Женечкой» и называют, хотя по возрасту она уже давно на Евгению Павловну тянет. Правда, так ласково к ней обращаются только малознакомые люди. Те, кто хорошо знает, избегают общения с ней. Да и не больно надо. У нее с такими взаимная нелюбовь.


А вот еще одни спешат-бегут! Ну это точно ее СВ-пассажиры: солидный господин и дамочка в шляпе. На кой ей шляпа-то на вокзале? Тоже мне, Анна Каренина нашлась!

- Извините, это седьмой вагон? – спрашивает, чуть запыхавшись, мужчина. Женечка улавливает в прокаленном железом и асфальтом воздухе нотки хорошего парфюма, с удовольствием втягивает его тонкими ноздрями и зорко оценивает клиента - воспитанный, культурный, из такого веревки вить - одно удовольствие. Во всяком случае за сутки пути он вряд ли раскусит ее хитрости и наверняка оставит хорошие чаевые.

- Да, седьмой, - улыбается она и изящно протягивает руку для проверки билетов.

- А это СВ? – недоверчиво уточняет дамочка.

Женечка обращает внимание на крупный жемчуг в ушах, бриллиантовую россыпь на пальце и делает себе засечку: «А эту цацу придется обработать, а то всю дорогу будет командовать «принеси ей то, подай это!»

- Да, СВ, - подтверждает Женечка и блещет приятной улыбкой с ровными зубками, среди которых вдруг обнаруживаются острые, хищные клычки. Дамочка улыбается в ответ, и Женечка жестом гостеприимной хозяйки приглашает их пройти в вагон.


А вот и снова Колобок вырисовался на платформе – красный, как рак, глаза выпучены и несется, кажется, к ней. Ну и желтый чемоданчик при нем, разумеется. Нет, вокзальная жизнь, ей богу, настоящий театр – только успевай следить за действом!

- Извините, это седьмой? – пыхтит бедняга и смахивает с бардового лица пот.

- Седьмой.

- Я еду в этом вагоне. Вот мои билеты. Вы не посмотрите за чемоданом пару минут, я за дочкой быстро сбегаю? Вон она, там стоит, - и очень неинтеллигентно тыкнул пальцем куда-то в сторону.

- Конечно, но имейте ввиду: поезд отправляется через, - тут Женечка смотрит на золоченые часики Omega из своей прошлой актерской жизни и уточняет: - девять минут.

Последние слова она договаривает во взмыленную спину господина, толкает носочком туфли канареечный чемоданчик и сдвигает его подальше от прохода.


Скоро она увидела, как колобок тащит за собой, как козу на веревке, квадратную блондинку. Обхохочешься: шар квадрат катит! Та смешно разбрасывает ноги по сторонам, невпопад машет рукой и при ближайшем рассмотрении оказывается девушкой, как принято нынче выражаться, с особенностями развития. Ну и парочка!

- Давайте побыстрее! – торопит их Женечка, берет билеты, скользит взглядом по фамилии и внезапно обмирает и холодеет, будто из летней жары ее бросили в холодный, темный погреб и захлопнули над головой тяжелую дверь.


***

Поезд тронулся по расписанию. Пора бы начинать обход пассажиров, но Женечка никак не решалась выйти из служебного купе, стояла, привычно раскачиваясь в такт поезду, и прислушивалась, как в груди непривычно ворочается и не находит себе места сердце. Она смотрела в прикрученное к стене зеркало, видела в нем свое бледное, растерянное лицо и пыталась успокоиться: «Да это просто совпадение! Мало ли коротышек носится с дочками-даунами по свету?» и, понимая, что в том-то и дело - не много! – ощущала тревогу и неприятное биение сердца. А Зойка-дура еще утверждает, что у нее его нет!


Главное, когда этот колобок носился по платформе, у нее даже ничего не ёкнуло внутри. И даже не вспомнила она, что был в ее жизни лет двадцать назад такой же вот колобок - подававший надежды сценарист. Она вообще не имела привычки что-либо вспоминать. Прошлое надо забывать. И только когда прочла в билете фамилию Бельчаков, ее вдруг пронзило, ошпарило, прокололо – ОНИ?!! ЗАБРАЛ? УДОЧЕРИЛ? И вспышкой из памяти вдруг высветился год, когда она слишком поздно узнала о беременности и возненавидела личинку, которая поселилась в ней, питалась ею и росла не по дням, а по часам! А у нее съемки, в которые ее пропихнул сценарист, и первая роль - не ахти какая, третьего плана, подружка главной героини, но все-таки роль, довольно удачная, ее хвалили.


И вспомнились роды плосколицей девочки с неправильным количеством хромосом, и лицо врача с холодным профессиональным сочувствием: «У вас девочка-даун. Будете оставлять?» Вспомнилось, как майским днем, подписав отказ от ребенка и навсегда распрощавшись со сценаристом, она бежала из роддома через больничный парк, и вдруг ясное небо сверкнуло, громыхнуло, раскатисто треснуло и прорвалось дождем. Люди вмиг разбежались, спрятались под навесами и зонтами, а Женечка, мокрая до нитки, стояла посреди опустевшего города там, где ее настиг дождь, подставляла себя под него, и дождь стекал по ней, очищая с головы до ног, смывая ненужного ребенка, боль и надоевшего хуже горькой редьки сценариста, опостылевшего со своей липкой любовью. И в небе полыхала и трещала гроза. И в воздухе пахло спелым арбузом. И казалось, что, наконец, перевернута страница с ошибками и всё можно начать сначала.


А дальше были три мужа, три развода, пять абортов и девять никаких ролей в никаких фильмах. И ни славы, ни софитов, ни красных дорожек, о которых она мечтала в молодости, когда карабкалась по мужчинам, как по перекладинам веревочной лестницы - все выше и выше, к спасательному вертолету, который должен был вывезти ее в другую жизнь. Секс она ненавидела, но ведь секс – неплохой посредник в успешной сделке и ради достижения цели она терпела и умело подыгрывала неистовству мужских тел, которые жадно впивались в нее и, насытившись, отпадали, как насосавшиеся кровью клопы. Но вертолет никуда не вывез ее – только поднял на небольшую высоту, показал перспективы, да сбросил в Зойкину коммуналку с хворым псом. Помнится, как один довольно известный режиссер сказал ей: «Девка ты красивая, но у тебя или как будто ампутировано что-то внутри, или вечная мерзлота там. А в мерзлоте ведь ничего не живет. Не выйдет из тебя хорошая актриса. Нечего тебе дать зрителю». Сказал – и как приговорил. После этого – ни одной роли. Заладили все кругом: сердце, душа, доброта! А талант в ней есть. Просто он, как заточенный узник, бродит, гремит холодными цепями по застуженной камере, и никто его не слышит и не спасет.


Ладно, надо взять себя в руки. Сейчас её выход на сцену. «Получи симпатии пассажиров и спокойный рейс в придачу» — так называла Женечка первый акт пьесы «Проводница» с собой в главной роли. Заключалась она в том, чтобы с первого взгляда расположить к себе пассажиров и поставить дело так, чтоб по пустякам ее не дергали, с глупостями не приставали, а только робко и боязливо стучались бы в дверь, да, уважительно согнувшись, просовывали бы свои извиняющиеся физиономии в щель, как в кабинет к профессору, и просили о чае как о великом одолжении. Женечка давно поняла: чем культурнее люди, тем легче манипулировать ими. До таких пока дойдет, что их используют, глядишь – уже и конечная станция, приехали, просьба освободить вагоны. Эта интеллигенция всё по себе судит. Поступай с ближним так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Смехота просто! Это философия для небитых жизнью. Надо зуб за зуб, глаз за глаз и делать так, как тебе удобно и хочется.


Женечка вытерла вспотевшие ладошки, оправила серый костюмчик, ладно подогнанный по стройной фигуре, окропила себя деликатной капелькой духов, с трудом, как узкое, севшее платье, натянула на себя доброжелательность и пошла по купе собирать корешки билетов и завоевывать симпатии пассажиров. Работа есть работа. Она входила в купе с кроткой улыбкой, присаживалась на краешек кровати – спинка выпрямлена, стройные ножки вместе и чуть вбок - тонкими пальцами брала билеты, ворковала что-то мило про чай и время в пути, поправляла волосы, невзначай открывая пульсирующую под прозрачной кожей синюю венку на виске, и когда она покидала купе, оставив едва уловимый запах духов, пассажиры, невзирая на пол, еще некоторое время завороженно смотрели в закрытую дверь, силясь понять, кто это был сейчас перед ними: ангел, эльф, добрая королева?


Женечка обошла всех пассажиров. Оставалась только одна дверь, в которую было страшно зайти. Прям ящик Пандоры, а не дверь. Она вернулась в служебное купе, сделала три глубоких, коротких вдоха-выдоха, выпила воды, поправила стрижку, алый платочек на шее, огладила холодными, мокрыми ладошками костюм, еще раз вдохнула-выдохнула и направилась в купе колобка, ощущая себя в невесомости.


***

В купе она зашла, сосредоточенно уткнувшись в корешки. Не глядя на колобка, попросила предъявить билеты и сразу впилась в фамилию, читая по слогам: Блин-ча-ков.

Блин! Блин, блин, блин!!! Вот она дура-то слепая! Блинчаков, а не Бельчаков! Вот у страха глаза велики-то! Господи, с чего это она так перетрусила? Что такого-то случилось? Ну оказался бы этот колобок тем сценаристом, а великовозрастная дебилка ее дочкой и что? Да ничего! Это их дело и их жизнь, которую они выбрали! Нет, надо зрение проверить, а то так и инфаркт хватить можно.


На душе полегчало и Женечка даже вполне искренне улыбнулась колобку и его раскосой голубоглазой дауньке, которая расплылась ответной улыбкой - широкой и восторженной, как будто перед ней диво дивное явилось. До служебного купе Женечка добралась на слабых ногах, открыла дверь, села на кровать и, гоня прочь другие мысли, сразу принялась пересчитывать собранные корешки, старательно шевеля губами и выговаривая каждое слово: «Раз корешок, два корешок, три корешок, четыре…»


Через пару часов, когда пассажиры отужинали, в стаканах с никелированным подстаканниками уютно дребезжал и светился темным янтарем чай, а Женечка коротала время за любимым занятием - разгадыванием кроссворда, в служебное купе постучали.

- Да! – сказала Женечка. Дверь дернулась, но не открылась.

- Войдите!

Дверь снова дернулась и снова не открылась. Женечка раздраженно встала, толкнула дверь влево и чуть не наткнулась на дочку Блинчакова, стоявшую впритык к двери с выражением полного счастья на круглом лице.

- Извините… я не смогла… открыть, - старательно выговорила она каждое слово, грассируя почти на французский манер.

- А что ты хотела?

- Вы …очень…красивая и… нравитесь мне. Вы должны... стать…артисткой…Как я.

- А ты артистка? – Женечкины брови взлетели вверх.

- Да… Хотите… я дам вам…автограф?

- Нет, спасибо. Тебе еще что-нибудь нужно?

- Нет…Я хотела… только это… сказать.


Женечка закрыла дверь и недоуменно покачала головой. Чудны дела твои, Господи! Артистка нашлась! Врет небось. Она взяла телефон и позвонила тетке:

- Афоня, привет! Ты меня слышишь? Хорошо. Я завтра приезжаю в 10:08, стоянка 7 минут, поезд 102С, вагон 7. Я скину тебе эсэмэску, а то забудешь же всё, голова твоя дырявая. Нет, семечек не надо. Только помидоры давай и аджику не забудь положить! И алычевые лепешки! Поняла она! А кто в прошлый раз забыл? Все, давай, до завтра.


Отбросив телефон на подушку, Женечка уставилась в окно. Там, за окном, под монотонный стук колес мелькал такой же монотонный, скучный пейзаж: столбы, кустарники, деревья; столбы, кустарники, деревья. Багровое солнце медленно клонилось к земле, как будто кто-то тянул его вниз за веревочку, как в кукольном театре, в котором она успела недолго поработать зайчиком и раскидистой яблоней. Что это за день такой сегодня? Почему-то хочется плакать. А она ведь вообще никогда не плачет. За всю жизнь один раз только и плакала. Зато так сильно, что на всю жизнь наревелась.


***

Ей было тогда тринадцать. Родители недавно развелись, с драками и скандалами – все как было положено в их пролетарском городишке. Отец ушел к другой. Женька (тогда ее никто еще не звал Женечка) старалась приходить домой как можно позже, чтобы не видеть распухшую от слез и вина мать. В тот летний вечер она поздно, в двенадцатом часу, возвращалась из кино. Шла не спеша и, играя во взрослую, потягивала невкусное пивко. В кармане для понтов лежали сигареты, но курить она не любила. От табака першило горло и она кашляла, как чахоточная. Настроение было хорошее.


Добрая половина уличных фонарей была разбита, а уцелевшие освещали пустынную улицу через раз, то проваливая ее в темноту, то высвечивая тусклыми пятнами жилые дома по левой стороне и огромный пустырь с недостроенным корпусом химкомбината по правой. В небе ярко светила луна. Она отбрасывала от тоненькой Женькиной фигуры тень, и Женька забавлялась, наблюдая, как с каждым шагом тень то плющилась до квадратной коротышки, то вытягивалась в долговязую фигуру с ножками-веревочками и ручками-ниточками. Прям как в комнате смеха с кривыми зеркалами.


Она приближалась к дому, уже виднелся ее подъезд, как вдруг сбоку из темноты высунулась мужская рука (Женьке она еще долго снилась в кошмарах), ухватила ее и с силой, резко, так, что она сразу свалилась, как подкошенная, дернула в кусты и поволокла вглубь заброшенной стройки. Женька вырывалась, кричала, звала на помощь, но получила чем-то тяжелым по голове и очнулась от дикой, разрывающей боли и толчков тяжелого, пыхтящего тела, пронзающего ее со словами «сучка, сучка, сучка, так тебе, так тебе». Она царапалась, кусалась, но снова получила по голове и потеряла сознание уже надолго.


Пришла она в себя ранним утром от боли и холода. На слабых, дрожащих ногах поплелась домой по тихой, спящей улице. Сонная, нетрезвая мать открыла дверь, охнула, зарыдала, рухнула перед ней на колени, обнимая и целуя ноги с запекшейся кровью. А у Женьки внутри была такая пустота, что даже плакать было нечем. Постучи по ней, и отзовется она долгим, гулким эхом. За окном все так же горели щербатые фонари, и солнце сменяло на небе отдежурившую луну, заливая все вокруг нежным, розовым светом.


Судебное разбирательство длилось недолго. Насильнику, тридцатидвухлетнему отцу двух детей, светило двенадцать лет, но из Россоши приехала мамина старшая сестра – Афоня, и дело закончилось быстро и полюбовно, как говорится, к полному удовлетворению заинтересованных сторон. Афоня держала в Россоше пивной ларек, в коммерции знала толк, обладала деловой хваткой, а уж договариваться о чем бы то ни было вообще было ее второй натурой. Звали ее Анфисой, но за крутой нрав и мужской характер сначала ее шутливо прозвали Афанасием, а потом сократили до Афони.


- Дура ты, Любка! Предлагают деньги – бери! Твоей-то уже четырнадцать скоро будет, - внушала она сестре, не обращая внимания на Женьку, которая здесь же, в комнате, лежала на разостланном диване лицом к стене, внимательно слушала разговор и обводила пальцем узор на обоях. - Не сегодня-завтра потеряла бы она свою девственность забесплатно, а так хоть деньги заработаешь на этом, жизнь заново устроишь. Сколько дают-то?

- Да много. Сначала пять, а теперь восемь тысяч долларов предлагают.

- Чо?!! Какие такие восемь тысяч?! Они чо, охренели, козы драные? Совсем совесть потеряли?

- А сколько надо-то?

- Сколько-сколько… - Афоня задумалась, засопела, опрокинула стопку домашней наливки, крякнула и решительно изрекла: - Двенадцать! И не тыщей меньше! За год по тыще. Свобода денег стоит. Все по-честному. На эти деееньги, - голос Афони мечтательно поплыл вверх, но о чем она подумала так и осталось неизвестным, потому что уже через секунду она спустилась с небес и жестко сказала: - Да на эти деньги ты переедешь ко мне в Россошь, купишь домик и заживешь как человек. И мужичка мы тебе там подберем, у меня есть на примете парочка вполне приличных!


Женька услышала заливистый смех Афони и мамино стеснительное: «Да не нужны мне никакие мужики».

- Я не поеду ни в какую Россошь, - тихо сказала Женька, сосредоточенно обводя пальцем ромбы.

- А тебя, малявка, никто не спрашивает! Ты еще три года поживешь с матерью, а потом свалишь от нее с каким-нибудь кабелем.

- Анфис, - остановила ее мать. – Не надо с ней так. Ты же видишь, в каком она состоянии.

- А чо не надо-то? Чо не надо? Ты, Женька, о матери-то подумай! Вот закончишь школу и свинтишь отсюдова. А мать твоя, значит, мыкайся тут в одиночку, травись на химкомбинате до гробовой доски, да? И вообще, это разговор для взрослых, так что сопи в две дырки и помалкивай давай.

- Анфис! – снова одернула ее мать.

- Чо Анфис-то? Я дело говорю. А ее отец, кстати, что говорит?

- Хм, - мама презрительно хмыкнула. – Говорит, может, деньгами взять, а то, говорит, толку-то от того, что этот подонок в тюрьме будет сидеть. Пусть, говорит, заплатит лучше, коли у него денежки есть. Ну и говорит, если деньгами возьмешь, то, говорит, не одолжишь ли мне тысчонку, а то, говорит, у меня сын больной родился, и деньги на лекарства нужны.


Женька натянула плед на голову и, стиснув зубы, тихо заплакала. Недавно в школе они проходили строение земли, и она запомнила, что внутреннее ядро плавится и кристаллизуется одновременно. Тогда она не поняла, как это возможно, но сейчас, лежа под одеялом и молча глотая яростные, жгучие слезы, чувствовала, что в ней, как в земле, что-то переплавляется и очень больно кристаллизуется.


Суд состоялся. Строгая судья с черной зализанной прической, в черной мантии, больше похожая на зловещего ворона, чем на женщину, сухо зачитала оправдательный приговор и, отсекая обсуждения, стукнула молоточком по деревяшке. Как на аукционе: «Продано!» Только молоточек не аукционный.


Скоро Афоня помогла матери купить в Россоши недорогой и симпатичный, как на пасторальной картинке, домик с крохотным огородом и палисадником, увитым цветущими розами, на которые слетались беззаботные бабочки, жуки и трудолюбивые пчелы. Пожить долго в этом доме не удалось. После школы Женька уехала в Москву и поступила во ВГИК. А через полтора года после этого умерла от рака мать. Женька стояла у гроба без слезинки в глазу, со странным чувством пустоты и отрешенности. Она всматривалась в высохшее до неузнаваемости лицо и думала о двух вещах: как можно изобразить окаменевшие мышцы и как поскорее вернуться в Москву и забыть все это. На следующий день поезд увез ее из Россоши и больше ноги там ее не было. После похорон Афоня прибралась в доме, а потом и весь дом прибрала к рукам, выплатив Женьке смешные деньги от его продажи. «Нынче все в горад едуть, а не из горада. Как тут прадать дом задорага-то?» Женька вспомнила, как покойница-мать смеялась: «Если Анфиска начинает вдруг гыкать да акать, значит рыльце в пушку. У нее этот говорок заместо стыда появляется».


Лет десять назад Афоня лишилась своего пивного ларька. Денег она накопила достаточно, но любовь к ним была настолько сильнее ее болезней, которые порядком одолели ее к семидесяти восьми годам, что она почти каждый день, преодолевая хворь, наполняла сумку-тележку всякой всячиной и по ухабам, кряхтя и матеря чертовы власти, которые развалили страну, довели народ до нищеты и теперь вообще всем все по херу, тащила на вокзал фрукты, овощи, залежалые семечки, запасы варенья, солений и зарабатывала свой трудовой рублик.


Деньги она хранила в банках. Настоящих, стеклянных, которые закапывала в саду. А сад тот, как в сказке, охраняли три чудища – лохматые, вечно полуголодные, чтоб злыми были, собаки. И никогда и никуда не уезжала она от своих сокровищ. Как их оставить без присмотра, да и вообще, как можно тратить то, что нажито таким трудом? Муж давно умер, сын жил с семьей в Краснодаре и в ус не дул, как там поживает старая мать, звонил только поздравить с новым годом, да днем рождения. Когда Женька стала работать проводницей, Афоня вдруг обрадовалась, что они могут теперь видеться.


- Родненькая, родненькая ты моя! Ты только позвони, когда на станции будешь, я тебе гостинцев поднесу, всё ж своё, от земли, всё свеженькое, не магазинное!

Ага, «свеженькое»! Афоню, как горбатого, только могила исправит. Ну не могла она делиться свеженьким, если старое еще не доедено. Женечка принимала от нее пакет и часто по приезду в Москву оставляла его бомжам на Казанском вокзале – будет им на безрыбье закуска. Слушая дребезжащий голос тетки, Женечка снова ловила себя на мысли, что не чувствует никакого зова крови. Врут всё про родную кровь.


***

Ночь прошла спокойно. СВ – это не купейный вагон и тем более уж не плацкарт. Говорят, деньги не облагораживают человека и не делают его культурным. И снова врут. Проедься пару деньков в плацкарте, сразу разницу почувствуешь. У быдла вся внутренность наизнанку. А у этих – какие бы черти внутри не водились, снаружи все чинненько, да пристойно.


Утром, когда она принесла в купе колобка чай, он попросил ее присесть на минуточку.

- Извините, пожалуйста, но вы так понравились моей дочери, что со вчерашнего дня она только о вас и говорит.

Женечка посмотрела на дауньку. Та смущенно потупила глазки и теребила конец футболки.

- Как тебя зовут? – спросила Женечка.

- Оленька! - Она подняла водянистые глаза на Женечку и в них заплескалась радость.

- Ты вчера сказала, что актриса. А где играешь?

- Я в …кино… и в…театре …играю.

Женечка недоверчиво глянула на колобка и тот кивком подтвердил:

- Да, мы как раз со съемок едем. Всего один маленький эпизод, но зато с самим Хабенским!

- Да. Костя сказал… я хорошая актриса… Хорошо… сыграла роль, - горделиво програссировала


Оля и посмотрела на Женечку, ожидая ее похвалы, а Женечке вдруг самой захотелось похвалиться:

- А знаешь, я ведь тоже артистка, - сказала она и поймала себя на мысли, что ждет их восторженного удивления.

- Правда?!! – не обманули они ее ожиданий.

Колобок оживленно подвинулся чуть ближе, словно хотел рассмотреть ее чуть лучше, а Оленька восхищенно и даже как бы хвастаясь Женечкой сказала отцу с гордостью: «Я ж тебе говорила!» и взяла Женечкину руку в свою. Ладошка у нее оказалась теплой, вялой и мягкой, как вата. Пальчики коротенькие, мизинчик искривлен полумесяцем.

- Ну, я бывшая актриса, конечно, - оправдалась Женечка, - настоящие ведь не работают проводницами.

- А знаете, - загорелся вдруг колобок, - у меня есть предложение к вам! Ну, если, конечно, вам это будет интересно.


«Неужели предложит роль?» - вспыхнула и погасла слабая надежда.

- У нас есть театр. Театр, конечно, своеобразный, в нем все актеры такие, как Оля. Но ребята молодцы! Знаете, так стараются, изо всех сил! И, знаете, у некоторых так здорово получается! Прям, можно сказать, талантливо. Они ведь врать не умеют, искренни во всем, поэтому поверив в роль, живут в ней по-настоящему.

- И что я буду делать в вашем театре?

- Как что?! Репетировать с ними! Обучать, так сказать, актерскому мастерству.

Женечка на секунду представила себя в этом зверинце и покачала головой:

- Нет, извините. У меня на это нет времени.


Она вежливо вынула свою ухоженную ладонь из Олечкиных короткопалых рук. Колобок заметил ее жест, сник, потух.

- Извините, я, наверное, глупость предложил. Просто подумал, вы ведь работаете посменно и, может, захотели бы иногда, когда есть возможность, делиться с ними своим актерским мастерством. Нам ведь любая помощь важна.

- Я подумаю, - ответила Женечка и посмотрела на часы. – Извините, мне пора. Скоро будет остановка в Россоше, стоянка короткая, всего семь минут.


Она вышла из купе и покачала головой: надо ж такое ей предложить! А она еще, как дура, расхвасталась. И перед кем? В душе шевельнулась злость – ишь, с Хабенским она играла, подумайте только, артистка!

Проводница (ч.1)
Показать полностью 1
20

Философ

Да чё за ерунду ты мне говоришь? Какая водка меня, мля, сгубила? Ты хоть мою историю знаешь? А чё, новенький что ли? А-а, отца проведать пришел. Эт ты молодец, что отца не забываешь. Хотя, конечно, говнюк. Чё вот так вот сразу – бах! - и приговор он мне вынес: водка меня сгубила! Ишь, прокурор нашелся. Ты человека сначала изнутри узнай, а потом уж по фасаду суди.


Щас сколько времени-то? Полпятого? Ну так ты присядь, чего столбом-то стоять, все равно тебя раньше пяти не пустят. А я тебе пока свою жизнь расскажу, а то сразу «водка, водка», главно дело! Тоже мне, ясно ему всё, судит он меня! Я вот раньше тоже всех легко судил. Дураком был потому что. Да не дурак ты! Чо лицо-то огурцом сразу вытянул?


Я, между прочим, юрист. Кандидат наук, между прочим. Чо ухмыляешься? Не веришь, да? От человек! Как в плохое верить – так он первый, а как в хорошее, так и не верит вовсе! Ты любого спроси – меня тут все знают. Жизнь меня сгубила, обстоятельства, а не водка, понял? А водка - что? Водка - это та-а-а-к, эт лекарство от жизни. Я ею свои раны промывал.


Так вот. С женой я уж лет пятнадцать как развёлся. Или больше. От опять двадцать пять! Чё сразу пил-то? Как все, так и я пил! Трагедия у меня была: жена к другому ушла, понял? Так-то вот! Подлая баба оказалась! Но развелись благородно. Ей с сыном двушку, мне – деньги на коммуналку. Говорит: ты еще заработаешь, а пока с маменькой своей поживешь. Пусть, говорит, полюбуется, кого сыночка вырастила-воспитала. Говорю ж, змея, а не женщина! Ну ничё, думаю, на квартиру я еще заработаю, живы будем – не помрём!


А тут – бац – и кризис в стране. Мои деньги-то все, что были, в пшик разом и превратились. И на работе меня под сокращение. Денег, говорят, нет тебе платить. Получал-то я прилично. Иди, говорят, на вольные хлеба, не пропадешь со своей башкой. А куда идти-то? Мне под полтинник. Работу нигде не найти - больно умный ты, говорят, тебе платить много надо, у нас столько нет. Я им: «Так платите, сколько можете», а они: «За столько, сколько можем, ты работать не будешь. Мы лучше молодого возьмем, он за гроши стараться будет». Вот думаю, нормально я попал под сокращеньеце! Вот, думаю, сократили меня, так сократили! Разом отовсюду: с работы, из семьи и из жизни, кажись, заодно. Чё делать-то? Живём мы с мамкой, как мыши. Пенсию её проедаем. Мать ругается, конечно. Ну а я с горя, конечно, чуть-чуть употреблять стал.


И тут приглашают меня в одну организацию работать. Сторожем на стоянку. Ну а я чё? Я только рад. Сторожем, так сторожем. Хорошая работа была. Пока машину, мля, не угнали. «Гелендваген» - слыхал такую? Ага, «Мерс» крутой. И хозяин у него тоже крутой оказался. Главно – не слышал я, не видел ничё! Чё спал-то? Не спал я! Да трезвый я был, тебе говорю! Так меня за ту гробину лакированную так отмутузили, что с тех пор с башкой чё-то стало. Болит, главно дело, почти каждый день, зараза! Фашисты, мля, а не люди. Разве ж можно так с человеком за железку-то, а?


Потом мать померла… Недавно. Ну как недавно? Пять лет назад. Или больше… Еле денег занял на похороны. Подхоронил мамку к отцу и чё делать? Ни работы, ни мамки, ни ее пенсии! Ну, ничё, думаю: живы будем – не помрём! Слушай, а сёдня какое число? Двадцать третье, говоришь?! Да ты чё, правда что ли?! Так это ж день смерти мамки! У тебя выпить есть чё? Помянуть бы надо! Не пьёшь?! Да ты чё? Ва-а-бще не пьёшь?! А чё, больной? Ну ладно, не пьешь и не пьешь, чё сразу сердиться-то так? Сердится он, главно дело!


Так вот, продал я мамкину квартиру - добрым людям спасибо! Комиссию заплатил, долги отдал, мамку помянул – все чин-чинарем, как у людей положено. И тут сын объявился, говорит, бабкина квартира - и его наследство тоже. А чё? Прав сын! Это я тебе как юрист говорю: сын прав, понял меня, мля? А то ухмыляется он сидит! Дал я ему денег, сколько нужно. Потом мы с мужиками, конечно, эт дело отметили малость, а вот как в ментовке я очутился - не помню. Видно, водка паленая была. Помню только, что бока мне так, мля, намяли, мля, что в больницу попал я. Остатки денег пропали не знаю где. Не осталось ничё. Полный ноль! Ну ничё, думаю: живы будем – не помрём!


Вышел из больницы – зима. Куда идти-то? У меня ж ни кола, ни двора. Ничё, думаю, пойду к сыну. И чё думаешь? Он в отпуске, мля! В Израиле на солнышке греется, челом об стену плача бьёт. Ну и чё мне делать? Я газеток из почтовых ящиков натаскал, свил себе гнездышко, как птичка, и зажил в его подъезде. Ну как зажил? Три дня пожил, а потом меня турнули оттуда. Обидно так, главно дело, стало: котов и тех в подъезде пригревают, собак бездомных подкармливают, а тут живого человека – взашей, пинками да угрозами на мороз вышвырнули. Эх, люди… Живут, будто от сумы и тюрьмы застрахованы.


Ну ничё, думаю: живы будем – не помрем. Перебрался в другой подъезд. Только теперь уж умный стал – этажи и подъезды меняю. А есть захочу – так к помойке богатого дома пойду или к кафе какому. Там знаешь какую еду выбрасывают? Ты представить не можешь, чё только люди не выбрасывают! Задумаюсь, бывало, о несправедливом мироустройстве. Почему, думаю, так происходит: одни жируют, а другие объедками питаются? Эт я не про помойку сейчас, а вообще, в целом рассуждаю, понимаешь? Уж сколько раз люди этот мир перекраивали, а всё один хрен выходит: одни пируют, а другие стол обслуживают, да объедками с него кормятся. Только вот задумываешься почему-то об ентой несправедливости, когда у помойки косточку глодаешь. А когда за столом мед да пиво кушаешь, ваще о таком не думаешь, жируешь и радуешься только. Вот такая, брат, философия!


Чё-чё? Тема диссертации? Ааа, не веришь, значит, мне, да? Так я тебе отвечу: конституционно-правовые основы интеллектуальной собственности! Чё смотришь так? Интеллектуальная собственность это знаешь чё? Это авторское и патентное право! Понял, мля? Проверяет он меня, Фома неверующий!


Как тут оказался? Так сын меня в дурку сдал. Ну а чё? Сын у меня умный, он знает, как лучше! Он человек занятой, ему возиться-то со мной некогда. Да нормально мне тут! Всё ничё! Кормят только плохо, да таблетками глушат. Башка от них как сырыми опилками набита. Ну и поговорить, конечно, не с кем. Так что спасибо, что выслушал.


Эй-эй, слушай, хороший человек! Подожди, не уходи! А ты, случайно, сына моего не знаешь? Пашка Смолов? Ну то есть Павел Евгеньевич Смолов? Нет? Ну ла-а-дно.

Эй, погоди-погоди! А сладенькое у тебя что-нибудь есть? То-о-же нет? Ну и ладно, ступай тогда с богом!

Ничё, живы будем – не помрём. А помрем, так никому и не жалко.

Философ
Показать полностью 1
32

Окно напротив

Мне было лет двадцать семь, когда однажды, стоя на обеденном столе и вкручивая в люстру перегоревшую лампочку, я подумал: "А не повеситься ли мне на этой самой люстре?" Незадолго до этого я уволился уже с третьей работы, не выдержав снисходительного отношения коллег и обидного прозвища, которым они наградили меня за глаза - "мальчик с пальчик".


Я спрыгнул со стола и спросил маму, заботливо стоявшую на подстраховке:

- О чем, ты, интересно, думала, мам, когда называла меня Максимом?

Мама виновато вздохнула:

- Я думала, сынок, что с таким именем жизнь даст тебе все по максимуму.


Но у жизни были другие планы на меня. Вместо того, чтобы давать, она методично забирала у меня все, что могла - рост, вес, волосы, зрение. И, только превратив меня в очкастого гнома, в этакую маленькую тень большого Макса, оставила меня, наконец, в покое.


Щуплый, низкорослый, лысеющий, закомплексованный фрилансер тридцати шести лет от роду, проживающий с мамой в старой хрущевке на окраине города - вот кто я. И жизнь моя - всего лишь блеклый оттиск чьей-то яркой жизни.


Упершись в экран компьютера, я сутками напролет стучу по клавишам и перевожу многомиллионные контракты, с помощью которых крутые парни совершают удачные сделки, строят замки и поселяют в них красивых, как павлины и розовые фламинго, женщин.


Когда глаза устают, я отвожу их от монитора и смотрю в окно напротив. Дом построили так близко, что даже я со своими подслеповатыми глазами вижу все, что происходит в квартире на втором этаже. Раньше там жила одинокая старуха. Потом она умерла, и всю ее жизнь вынесли на помойку - выбросили всё подчистую и начали ремонт. Будто и не было старушки вовсе, будто и не жила на этом свете. Но ремонт так и не закончили - вскоре туда въехала женщина лет тридцати с грудным ребенком.


Она обустроила комнату, как могла - доклеила обои и купила из мебели самое необходимое: стол, стул, шкафчик, узкую кровать, на которой спала с ребенком. На занавески, видимо, денег не хватило, а потому я стал сначала невольным, а потом и заинтересованным свидетелем ее жизни.


Забыв про работу, я мог подолгу наблюдать за ней, скрываясь за экраном ноутбука. Иногда мне казалось, она видит меня. Но чаще, когда, чуть раскачиваясь, она баюкала и кормила тяжелой грудью ребенка, она смотрела сквозь меня и стены, упершись усталым взглядом в какую-то одной ей известную точку. И это было даже обидно. Я хоть и маленький, но всё же не стеклянный, чтоб совсем не замечать меня.


А потом наступило лето. И я слышал, как по ночам плакал ее ребенок - девочка, судя по розовым одеждам. Смешно сказать, но я вскакивал с кровати на ее тоненький писк и стоял у открытого окна, ожидая, заснут ли они снова или в окне загорится свет. Когда же в темноте вспыхивал желтый прямоугольник, я радовался и смотрел, как она меняет малышке подгузник, или дает лекарство, или сонно бродит по комнате, укачивая ее на руках и напевая протяжное "мммм". Кроха прилипала к груди и, постепенно успокаиваясь, засыпала. И тогда выключался свет. И я тоже ложился спать. И сердце щемило горько и сладко. И я был счастлив и несчастен одновременно.


И вот однажды всему этому пришел конец. Я с ужасом увидел, как она собирает чемодан. Вдруг она возвращается к тому подлецу? А, может, вообще уезжает в другой город? А как же я? Нужно было что-то срочно делать и остановить их любой ценой!


Я бросился на кухню к матери и заявил:

- Мама, я хочу привести в дом женщину, которую люблю!

"Люблю" вырвалось само. Я даже опешил на секунду, но тут же вдруг почувствовал такое облегчение и прилив сил, что закончил уже совсем решительно:

- Она с ребенком. И прошу тебя не возражать!


Мама обмерла, махнула на меня рукой "Да что ты! Я сейчас, подожди!", выбежала из кухни и быстро вернулась, протягивая мне раскрытую тетрадку:

- Вот, читай!

И я прочитал:

"23 мая.

Господи, спасибо тебе! Мой Максик наконец-то влюбился! В ту женщину, что поселилась в доме напротив. Сутками не отлипает от ее окна. Я уж все про нее узнала: приезжая, не замужем, жила с парнем, который бросил ее после родов. А девочка вроде хорошая. Спокойная такая, с уважением, дочку любит. Я с ней в магазине якобы случайно познакомилась. Конечно, она…"


Не дочитав до конца, я на радостях сжал маму так, что она ойкнула: "Пусти, больно ж!"


- Я скоро! - крикнул я ей на ходу и, пока не растерял храбрости, скатился с лестницы, перепрыгнул двор, взлетел на второй этаж соседнего дома и нажал кнопку звонка. Она не работала. Испугавшись - а вдруг они уже уехали? - заколотил в дверь. Дверь сразу открылась. Будто меня только и ждали.


- Здравствуйте! - сказал я, еле сдерживая бурное дыхание.

- Здравствуйте! Тише, дочка спит! - ответили мне с улыбкой. - А я думала, Вы так и наберетесь смелости познакомиться со мной. Это Ваша мама надоумила меня начать собирать чемодан.


Она стояла против света. Солнце обтекало ее фигуру и отражалось мягким свечением, как на полотнах старых мастеров, рисовавших мадонн с младенцами на руках. Мне хотелось смеяться и плакать. Но я молчал и только глупо, как дурак, улыбался, потому что впервые в жизни был счастлив настолько, насколько это вообще возможно. По максимуму.

- Как вас зовут? - наконец спросил я.

- Вика. А дочку - Света. А Вас, я знаю, - Максим.

- Очень приятно познакомиться, - вежливо сказал я, и мы оба рассмеялись.

Окно напротив
Показать полностью 1
35

Халат

- Ты уже проснулся? Омлет будешь? - раздался из кухни голос жены, и Николай Михайлович в очередной раз изумился ее феноменальной способности слышать неслышимое. Он только что встал с кровати, при этом ни он, ни кровать даже не скрипнули. Может ли обычный человек услышать такие тихие движения, скажите на милость? А его Лиза может! Она, как летучая мышь, всё расслышит своими аномальными ушами (нет-нет, уши у нее самого обычного вида, ни как у мыши или эльфа!)


А еще она говорит и слушает одновременно - вот где настоящий феномен-то! Недавно на дне рождении (неделю назад ему исполнилось шестьдесят шесть - ох, летит время-то!) жена увлеченно болтала с подругой, но как только его спросили о сыне, сразу вклинилась, будто и не болтала вовсе, а только и делала, что внимательно слушала его разговор. "Коль, принеси нам минералочки с кухни!" - велела она и проследовала за ним: "Ой, я еще вина захвачу!" А там, на кухне, давай шипеть ему в ухо: "Я ж сто раз просила тебя не говорить о Лешке!" "Лизонька, да я ж только общими фразами: сын, мол, работает, внуки растут. Что же мне вообще молчать что ли?" - замямлил он пристыженно.


Тьфу! Иногда от самого себя тошно становится. Тема сына - больная мозоль жены. Чуть наступишь на нее, так полыхнет - мало не покажется. Наломала дров в свое время, испепелила все, вытравила вокруг, а теперь вот страдает и пытается контролировать то, что уж давно неподвластно ей. Только себя и его понапрасну изводит.



- Ты там часом не оглох, Николаш? Я спрашиваю, омлет будешь? - переспросила жена.

- Да, буду! - зачем-то крикнул он, хотя мог бы и просто прошептать - жена все равно услышала бы.

- С сыром или без?

- Без разницы, сделай, как себе! - ответил он уже спокойно.


Николай Михайлович достал из шкафа и примерил халат - подарок сына. Ох и хорош, зараза: большой, тяжелый, солидный! Он давно мечтал о таком. Со стеганным атласным воротником, как в старинные времена, когда баре возлежали с книжками на диванах, да попыхивали сигаретками, потчуя гостей наливочкой. А тело-то как приятно обволакивает! Черт его знает, из чего такого волшебного сделан этот халат! Один недостаток у него - привезла его невестка, которую жена ненавидит. И сын тоже хорош - нет, чтоб промолчать, так он специально, назло матери сказал: Настя, мол, привезла, аж из самого городу Парижу! И что вот теперь ему делать? Носить, не носить подарок нелюбимой невестки? Может, рискнуть и надеть? Уж больно нравится ему этот халат. Авось пронесет!


Умывшись и пшикнувшись одеколоном, Николай Михайлович нацепил на лицо самую благостную улыбку и на зов жены "Всё готово, иди есть!" явился на кухню, сияя добродушием и благоухая морским бризом. Елизавета Николаевна скользнула ехидным взглядом по его завернутой в велюровый халат невысокой фигуре и понеслось!


- Ой, кто это к нам пожаловал! Милости просим к столу, барин! Чего изволите - чаю, кофию, какавы?

- Ну ладно тебе! Между прочим, очень удобный, приятный халат, - сказал Николай Михайлович, виновато оглаживая атласный воротник. - Что ж мне теперь не носить его что ли?

- Да как же ж не носить такой царский подарок? Непременно носить! - сочилась ядом жена. - Только ты попроси ее еще шапочку в придачу купить. Турецкую такую, знаешь, с кисточкой? А то у нас какой-то невсамделишный барин получился, недоделанный какой-то на голову, непорядок это!


"Ее" жена выплюнула с такой ненавистью, будто ей какая мерзость в рот попала. Николай Михайлович аж передернулся. Умеет жена посылать иногда такие сгустки негатива, что они вонзаются в тебя, как дротики в мишень. Елизавета Николаевна поджала тонкие губы восточным полумесяцем, надменно подняла выщипанную бровь, разложила по тарелкам омлет и села за стол с каменным лицом. В тишине было слышно, как тикают часы на подоконнике и стучат по тарелкам вилки.


- Я слышал, ты вчера разговаривала по телефону с Сикорской? - дипломатично нарушил молчание Николай Михайлович. - Что у них нового? Петя вышел на пенсию? Он вроде собирался, - попытался он перевести разговор на безопасную тему, но не тут-то было.


- Прекрати свои дурацкие уловки! - взвилась жена и стукнула ладошкой по столу. - Было бы тебе это интересно, еще вчера спросил бы о своем Пете! Ненавижу эту твою добренькость! Вечно ты всё смазываешь, чтоб для всех хорошеньким быть! Бесхребетное существо ты!


Она со злостью отодвинула тарелку, швырнула на стол вилку и вышла из кухни, гордо вздернув голову с короткой, почти мальчишеской стрижкой, которая очень шла ей.


Вот и позавтракали. Николай Михайлович тягостно вздохнул и отложил вилку. Ну что за бескомпромиссный характер! И себя, и всех вокруг изводит. Дня не проходит, чтоб она то сына, то невестку, не зацепила. И ведь любит сына безумно. Жизнь, не раздумывая, отдаст за него, но принципы… Принципы для нее важнее всего. Как разругалась с ним пятнадцать лет назад, так и не помирится. Все простить ему предательство первой жены не может. А уж вторую такой лютой ненавистью ненавидит, что кислотой грозилась облить - столько ярости в ней плескалось. Зато с Аней, первой женой, дружит. А с сыном - почти не общается. Ну и его, конечно, регулярно лобзиком попиливает за то, что он со второй семьей сына общается.


Николай Михайлович услышал копошение в коридоре.

- Ну куда ты там собралась? - устало спросил он.

- На кладбище съезжу! - ответила она резко и, чуть смягчившись, примирительно добавила: - Потом приеду и сделаю пирог с капустой, как обещала.


Вот в этом она вся: лед и пламя в сообщающихся сосудах. И никакого компромисса в серединке.


На кладбище к родителям Елизавета Николаевна ездила как на сеансы к психотерапевту. С завидной регулярностью. Сегодня на кладбище и дел-то особых не было. Она была здесь неделю назад - все вымела и вычистила. Но все равно протерла плиту, подобрала пару листьев и только тогда присела на скамеечку. Когда все прибрано, у нее и совесть чиста. Перед мертвыми она почему-то всегда чувствовала себя виноватой. Как будто недодала им что-то при жизни. Она посидела, глядя вдаль поверх крестов, грустно повздыхала. Жизнь - одинокая штука. Рождается человек в одиночестве, живет в одиночестве и помирает также - один на один с собою, даже если вокруг сто человек. Одна надежда на Бога - все у него под присмотром и всё на том свете будет отмщено и воздано по заслугам. Елизавета Николаевна встала, закрыла калитку на крючок и направилась к другой могиле.


Там, через дорогу и чуть наискосок - могила отца ее ненавистной невестки. Бывают же такие совпадения в жизни! Лет пять назад зацепилась она взглядом за знакомую фамилию на памятнике. Остановилась, высмотрела сходство с Настькой, ну и разузнала потом через мужа про ее отца. Точно, он оказался. Умер от рака семь лет назад. Так что теперь она и за его могилой ухаживает. Втайне от всех, разумеется. Ей мертвых жалко. А Настька эта сюда, судя по всему, редко наведывается. Вот помрет она, и зарастут все могилы ковылем да полынью. Никому, кроме нее, мертвые не нужны.


- Что ж ты, Иваныч, вроде приличный на вид человек, а дочь такую непорядочную воспитал, а? - завела Елизавета Николаевна привычную пластинку, протирая портрет и заглядывая в спокойные глаза Евгения Ивановича Субботина, 13.VI.1947г. - 16.IX.2011г., От любящих жены и дочери. - У лучшей подруги дочь твоя мужа увела, а ты стерпел всё, да? Промолчал, принял, да? Б… ты воспитал, Иваныч, а не дочь! Змею подколодную! Не стыдно тебе там, наверху-то, за дела-то свои, а?


Сколько сил она положила на сохранение семьи сына! Два года билась, а он все равно ушел к этой б… Она тогда лично в дверях с проклятиями стояла, следила, чтоб он ничего из дома не вынес. Даже деньги с него взяла за все, что на нем надето было. И про трусы с носками не забыла, тоже посчитала их. Из принципа. По-честному. Так и ушел он в зиму, в чем был, с пустыми руками и без дубленки - на нее у него денег не хватило. Живет теперь с этой б… почти шестнадцать лет, сына ее воспитал. Но хоть своего родного не забывает и на том спасибо! А Анька через три года замуж вышла и общается теперь с ней сквозь зубы. Винит ее в разводе. "Если бы вы не вмешивались, - говорит, - может мы и не расстались бы". Обидно слушать это. Она ж для спасения их семьи родного сына без всего оставила - думала, хоть это его остановит. Все возможное и невозможное сделала. Но люди такие неблагодарные! Как только они без чести и совести живут?


Ладно, пора домой возвращаться. Закрывая калитку, Елизавета Николаевна заметила облупившуюся краску - "Надо подкрасить в следующий раз" и, перекрестившись напоследок, пошла к выходу, отмечая по пути знакомые лица на памятниках вдоль дороги. Многих она уже знала по имени и фамилии и даже помнила даты рождения и смерти. У нее вообще хорошая память на цифры. Она и телефоны всех знакомых, даже с которыми давно рассорилась и рассталась, наизусть помнит.


Сев в маршрутку, она устало прислонила голову к окну. Все-таки возраст дает себя знать. А ей ведь еще капустный пирог печь и как бы ей не хотелось этого, она все равно испечет его. Потому что обещала. А она всегда выполняет то, что обещала. Она вообще старается всё делать правильно и по справедливости. Такой уж у нее характер. А если кому что не нравится, так это их проблемы. Она по совести живет. Ей упрекнуть себя не в чем.


Николай Михайлович доел омлет, вымыл посуду и к приезду жены переоделся в привычные штаны и майку. Халат он аккуратно сложил и отправил в дальний угол шкафа. Больше он никогда не наденет его. Зачем нервировать жену. Жалко ее.

Халат
Показать полностью 1
Отличная работа, все прочитано!

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества