Продолжим увлекательнейшее (нет) повествование о получении лицензии на утилизацию мусора индивидуальным предпринимателем и немного уточнений по возникшим вопросам.
Сейчас будет небольшое отступление, тем кому интересно про мафию и бюрократию листайте до первой картинки.
Теория - это хорошо. Стремление к совершенству - отлично. Однако любой человек доживший до совершеннолетия знает что идеальных ситуаций бывает мало, а "случайные" успехи зачастую заранее предопределены объективными факторами, и чудес в стиле "из грязи в князи" не бывает.
Была у меня знакомая по университету, проживающая в прекрасном российском городе, назовём его допустим О**л. Хорошая подруга моей супруги. И сразу после учебы открыла она свой салон красоты, а супруга моя работала на трёх работах, и получала на каждой что то около прожиточного минимума, и жена сильно расстраивалась - как же это так, учились вместе, учились обе неплохо, а одной судьба - улыбнулась, а другой как то не очень. Я тоже сильно по этому поводу переживал, но на тот момент ничем не мог помочь ввиду отсутствия опыта, знаний и средств. А разрешилась загадка, когда внезапно оказалось что папа этой "дочери маминой подруги" работал в мэрии, смог выбить для дочери хорошее место в центре города, помог с ремонтом, разрешениями, снабдил деньгами, решал проблемы с персоналом - короче говоря слегка помог дочери в начале её карьеры. И историй таких - миллион.
Так к чему это я? Конечно мне бы хотелось вместо небольшой мастерской открыть большой и сияющий огнями суперсовременный экотехнопарк, с улыбающимися рабочими, автоматизированными линиями и экскурсоводами, показывающими иностранным гражданам передовые достижения российской науки в области утилизации мусора. И я даже перед сном, вместо подсчёта овец, такие фантазии у себя прокручиваю, но просыпаясь сталкиваюсь с несовершенной, чуточку грязной и хаотичной реальностью - где одни твои документы не приняли, другие потеряли, кто-то из нужных людей заболел, а потом ушёл в отпуск, и т.д.
Поэтому я, анализируя весь свой прошлый опыт, все свои и чужие ошибки, решил не лезть с головой в неизвестную тему. Я снял дешёвое, на грани допустимого минимума, помещение. Не нанимал людей. Не брал ни у кого денег, и не просил ни у кого помощи. Взял самый простой и прибыльный сегмент, где возможна работа без специальных установок. Да, я не смогу быстро нарастить объёмы, не смогу при должной удаче набрать миллионные контракты - но я и не разорюсь, меня не будут трясти арендодатели и работники, я смогу спокойно и размеренно входить в новую, неизведанную сферу.
Минутка политинформации окончена, и для тех кому интересна техническая часть я приготовил воодушевляющую картинку:
Это примерная цена того, что я делаю сам. На пункт 1 у меня ушло около 10-12 тысяч рублей, на пункт 2 пока что 8 тысяч. Правда и времени потратил я почти в 3 раза больше.
Итак, мы подошли вплотную к этапу 1, где нам нужно получить санитарно эпидемиологическое заключение. Это такая красивая зелёная бумажка, с красивыми сияющими голограммками (пришлось сильно помазать, но вы уж простите)
Что нужно чтобы получить лицензию? СЭЗ и куча бумажек. Что нужно чтобы получить СЭЗ? Экспертное заключение из СЭС и куча бумажек. Что нужно чтобы получить экспертизу из СЭС? Большая куча бумажек.
СЭЗ выдаёт Росптребнадзор по вашему муниципальному образованию (обычно это район и прилегающие мелкие города). Как я понял в связи с укрупнением на наш филиал Роспотребнадзора повесили чуть ли не 3 района (а в МО это много).
Экспертизу выдаёт... ну я сам до конца не понял кто его выдаёт. Я называл это учреждение Санэпидем станцией. Это те ребята которые делают заборы всяких воздухов, вод и почв, хлебов, вин и всего такого. Ходят обычно в халатах и с корзинками из Пятёрочки, в которых носят пробы.
Первой проблемой было найти людей которые в принципе этим вопросом занимаются. Второй, и не менее сложной - объяснить что же мне от них нужно. Третьей, и самой большой - узнать, что же им нужно от меня. В одном кабинете мне сказали что эта услуга платная - примерно 30000, но мне по братски сделают за 14000. Зайдя в соседний кабинет я узнал что экспертиза по отходам делается бесплатно, то есть задаром, и я решил остановится на этих специалистах. Не буду описывать четыре своих первых посещения, скажу сразу что получилось на выходе. Записывайте пока я жив, бесплатно так еще и актуальной такой информации найти очень сложно
Список вышел таков:
1) Заявление на экспертизу. Классика. Я такой сякой прошу провести экспертизу для того то. Бланк даёт вечно находящаяся на обеденном перерыве секретарша, если успеть попросить в окне между доеданием одного бутерброда, и доставанием другого.
2) Договор аренды и прилагающиеся к нему помещение. Фиктивный договор не пройдёт - специалист выезжает на место, смотрит всё лично. Может быть можно подкупить, но это порочный путь (как и со всей коррупцией - денег не давайте никогда. Всегда есть другой проверяющий, который завернёт или попросит больше. А если нет связей - тем более. Можно отблагодарить, если работа сделана качественно, но только после - упростит повторное обращение. Но всё же мой совет - нет коррупции, максимум торт в женский коллектив)
Требования к помещению зашифрованы в СанПиНах 2.2.1.1312-03 и 2.2.2.1327-03. Если переводить из чиновничьего на русский - должно быть освещение, вытяжка (Ох, как я выдалбливал вытяжку в трёхслойном окне еще советского производства это отдельная история - свёрла не берут, болгарка вязнет и круг горит, выбивал перфоратом на ударном), должны быть коммуникации - электричество, отопление, должен быть доступ к санузлу (обязательно прописать в договоре аренды), шкафчик для одежды, огнетушитель и аптечка.
3) Документы на ИП (для ип) ИНН/ОГРН + свеженькая выписка из налоговой.
4)Техпроцесс и договора. Нужно кратко, но доступно, описать что вы будете делать - как, чем, где и почему. И приложить к этому соответствующие договора с контрагентами. Это очень неприятный момент - нужно уговорить совершенно незнакомых людей заключить с вами договора на поставку того, чего у вас нет и еще долго не будет и на что у вас нет еще лицензии.
5) Договор с центром дезинфекции - это просто сказка. Я такое видел впервые. Там работают святые люди - договор сделали сразу, без вопросов, сразу дали подписать журнал с 1 месяца на дезинфекцию и НЕ СТАЛИ БРАТЬ ДЕНЕГ! Я такого реально не видел никогда. Сказали заплатить когда начну деятельность. А журнал вести и приходить кидать противокрысиные таблетки стали сразу. Это какой то филиал добра в декорациях советской конторы 60-х годов.
6) Паспорт огнетушителя. Нужен огнетушитель и его паспорт. Огнетушитель в помещение - паспорт проверяющим.
7) Свидетельство/сертификат/удостоверение на право работы с отходами. Нужно отучиться. Если есть высшее - будет проф переподготовка. Если нет - будет проф подготовка. В чем разница я не знаю. Проблема в другом - обучение по программе "Обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с отходами" - либо стоит каких то нереальных денег, либо у контор в 80 % случаев нет лицензии на образовательную деятельность. Обязательно проверяйте есть или лицензия, а если есть - действительна ли она.
Нашёл контору в Ярославле - хорошие ребята, правда принципиальные - материалы выслали, и тест приняли только через 2 недели, хотя изучил я всё дня за 3. Стоимость 3500 против 10000-15000 у конкурентов.
Это весь пакет документов для получения экспертизы для получения СЭЗ для получения лицензии - но опять же, тысячу нюансов в рамках статьи описать сложно.
На этом я наверное закончу "лекцию" - если получилось суховато и перегружено формалистикой то вы отпишитесь. Я и сам не ожидал что получится такая простыня.