Записки польской колхозницы
17 постов
17 постов
Для лиги лени - рецепт традиционного польского рождественского пряника.
Есть в Польше такое выражение как ostatni gwizdek. Последний свисток. Означает - последний момент, чтобы что то успеть сделать. Так вот, сейчас последний свисток, чтобы сделать тесто на традиционный польский рождественский пряник. Он же - пряник старопольский. Готовится легко.
Вам потребуется сейчас:
Свободное место в холодильнике на 4-6 недель
1 кг муки
500 г натурального мёда
400 г сахара
250 г сливочного масла
4 средних или 3 крупных яйца
3 неполные чайные ложки соды — около 20 г
125 мл молока
50 г приправы для пряников
половина чайной ложки соли
За 4-7 дней до поедания
120 г сливочного масла
260 г тёмного или молочного шоколада
750 г сливового повидла для прослойки
горсть рубленых орехов для украшения
Сразу говорю, порция конская, я готовлю из половины. У поляков большинство традиционных рецептов такие, что можно накормить половину студенческого общежития.
В кулинарной тетрадке моей свекрови есть например серник из 13 яиц и килограма творога.
К делу!
Берете кастрюльку, ставите на весы и кладёте в нее масло, сахар, мед, соль
Ставите кастрюльку на малый огонь и греете пока не растворится сахар. В рецептах тут расхождение, от категорически нельзя кипятить, до довести до кипения. Я не кипячу. Поварите немного, иногда помешивая, чтобы сахар растворился и выключите.
Всыпьте специи в массу, пока она горячая и перемешайте. Забудьте про кастрюльку на 15-20 минут.
В это время в молоко сыпаните соду и перемешайте. Муку взвесить и если не лень, то просеять. Я взвешиваю в чаше миксера, но можно все делать в одной кастрюле
Вот все готово и в кадр не попали яйца
Прошло 15- 20 минут? Та липкая штука в кастрюльке должна остыть. Перемешайте между собой содержимое кастрюли и все остальные ингредиенты. То есть муку, молоко с содой, яйца и содержимое кастрюльки. Мешайте ложкой или лопаткой. Руками тоже можно, но тесто получается липкое очень
Переложите тесто в стеклянную или металлическую миску, накройте сложенным в несколько раз кухонным полотенцем и поставьте в холодильник. Не поддавайтесь соблазну перелить в стеклянную банку для экономии места, после созревания тесто из банки вы не сможете достать.
.
Все. 4-6 недель ничего не требуется делать.
За неделю до праздника достаньте тесто, дайте ему согреться и поделите на три части. Раскатайте каждый часть до толщины 5-7 мм и испеките. Поляки пекут на прямоугольной форме. Форму мажут маслом или застилают бумагой для выпечки. Три коржика соединить между собой сливовым повидлом и оставить отдыхать в прохладном месте, завернув в пищевую плёнку.
Опять забудьте про пряник.
За день до поедания растопить масло в кастрюльке, но не дать ему закипеть, выключить огонь и в остывающее масло вмешать порубленный шоколад. Облить этим пряник и посыпать порубленными орешками. Глазурь остыла - можно есть.
Все. Вы молодцы!
Традиционный рождественский польский пряник готов. Хранится он долго и довольно долго не черствееет даже если его забыть на кухонным столе.
Теперь об извращениях. Я заменила одну пятую муки на ржаную. И часть масла- на смалец. Для более деревенского и традиционного вкуса.
Теперь всякая историческая и филологическая фигня. Сеокопирайтер это поместил бы вначало, и насыпал бы ключей типа пряникирецептквартирыпосуточноокнапластиковыекупить но мы же в обществе приличных людей, уважающих друг друга.
Надо сказать что это рецепт хоть и называется старопольский, на самом деле довольно современный. Его придумали где-то в 20 годах 20 века, когда Польша снова стала Польшей. Видимо, требовалось придумать новую традицию. Как и многие рождественские традиции
Настоящий исторический пряник готовился из смеси мёда специй и ржаной муки и .... водки.
Ни яиц, ни масла в рецепте не было. Он был твердым как камень
Есть предание, что якобы при рождении дочери её мать или бабка замешивали пряничное тесто. И через 13-15 лет выдержки в подвале, на свадьбе дочери подавали пряники из этого теста. Правда в качестве сувениров)
Чем то похоже на традицию ирландцев ставить бочку вискаря при рождении сына.
Польской столицей пряника считается Торунь. Она же родина Коперника. Традиционные торнуские пряники - так называемые катажынки. Выглядят как то так.
Почему такая странная форма есть две самые популярные легенды. Первая - однажды самый лучший пряничник сильно заболел и не смог встать с постели,чтобы испечь пряники. Тогда за дело взялась его дочь Katarzyna. Руки у неё были из жопы, пользоваться пряничными формами она не умела и поэтому просто навырезала кружочков и испекла. В процессе выпечки кружочки слиплись и образовали такую форму.
Пришедшие по пряники горожане слегка прихуели от странной формы, но посмотрев на красотку Катерину решили - а фиг с ним, зато она красивая. И пряник стал популярным.
Другая легенда - что эту форму придумал влюблённый в Катаржыну подмастерье. Якобы тут зашифрованы два сердца и кольцо. Вырезал такую форму и подарил прекрасной пряничнице. Ещё есть легенда о прекрасной монахине по имени Катаржына и еще десяток других
Вы видите тут сердца и кольцо?
В польских музеях хранится очень много старинных форм для пряников. Некоторые прям поражают воображение. Такие пряники не ели, а дарили. Русской царице Екатерине второй испекли и подарили пряник длиной около 2 метров и ценой около 300 таларов
Dla carycy Katarzyny II upieczono w 1778 r. dwumetrowy piernik 30-centymetrowej grubości. Zdobił go herb Torunia obramowany dwugłowym orłem rosyjskim i dwoma jednogłowymi orłami.
А еще на сайте торунского музея пряников упоминается русский колобок. Как пример, народной сказки об убежавшей выпечке. А в польских статьях о пряниках я встречала упоминание Тулы, как русской столицы пряников, наравне с Торунью и Нюрбергом.
Особенностью старых средневековых пряников было то, что его использовали не только как сладкое сожрать, но и как средневековый аналог бульонного кубика. Специи были дороги, и быстро прогоркали, но законсервированные в меду и ржаной муке могли хранится долго. Такой пряник служил для приправления многих блюд, мясных и рыбных в том числе Отголоском этого является пряничный соус с мясным и рыбным блюдам, котрый существует и в современной польской кухне.
В Польше есть устойчивое выражение co ma piernik do wiatraka. Какое отношение имеет пряник имеет к ветряной мельнице. Означает то же самое что и в огороде - бузина, а в Киеве - дядька. То есть две вообще никак не связанные вещи.
Мне это выражение кажется абсолютно нелогичным. Ведь пряник и мельницу связывает мука. Они часть одного процесса.
Старого мужика в Польше могут назвать старым пряником. Старым пердуном, ага.
Ciacho - это печенько. Это красивый накачанный молодой парень. "Ciacho" пишут в комментариях под роликами со сладкими красавчиками. Старый пряник - тоже печенько.
А если вам хочется сказать "ja pierdole", но вокруг вас слишком изысканное общество, то это заменяется на" ja pierniczę". "Я - пряничек! Бобер! Какая скотина!" и далее по известному тексту
Сладких выходных! Если решитесь приготовить пряник - то отпишитесь.
Для лиги лени: опус на тему: "Как автор провел лето 9 мая и 1 ноября"
Сегодня (1 ноября) в Польше День всех святых. А завтра (2 ноября) - день поминовения усопших, он же Zaduszki. Это церковные праздники, обязательно государственные нерабочие дни. Отмечается всеми поляками.
Кладбища в Польше в это время выглядят волшебно. Тысячи горящих огоньков
В конце октября все массово убираются на могилах близких. А 1и 2 ноября всей семьей навещают могилы и приносят цветы и зажигают znicze (лампадки). Znicz - это вот такая конструкция из стекла и пластика с долгогорящей свечой внутри.
9 мая у меня день рождения. В связи с этим, мой муж-поляк каждый год в мой день рождения вынужден завтракать под трансляцию парада с Красной Площади и весь день слушать мои рассказы о моих воевавших дедах. Так было и в этом году. И я посетовала, что увы, в округе нет ни одного кладбища или памятника советским войнам, чтобы почтить их память.
Муж-- Есть советское военное кладбище! Там еще пушки стоят!
Я - Где!? Я искала на карте, нет вблизи.
Муж - Есть! 20 км отсюда.
Я - Едем! Муж, ты не против если я один из двух букетов, подаренных тобой, положу к памятнику?
Муж - Нет
Мы собрались и поехали. По дороге попался памятник полякам-жертвам нацизма, весь заваленный цветами.
А вот и кладбище.
Кладбище возникло в 1945 году. Тут хоронили советских солдат из госпиталей Выжиска. Эти люди погибли в январе-марте 1945 года во время освобождения этой местности от фашистов.
В 1949 году кладбище расширили. Перенесли на его территорию останки солдат, эксгумированных за пределами Выжыска. В 1981 и 1990 годах были проведены дополнительные эксгумации и перенос останков 3 советских солдат.
Что касается количества похороненных здесь данные везде написаны по разному. Приведу самые свежие и с официального сайта воеводства.
На кладбище покоятся солдаты Красной Армии 192 человека (134 идентифицированных и 58 неизвестных) в 44 могилах (32 коллективных и 12 индивидуальных) 36 надгробий имеют написанные имена.
У подножия обелиска находится рельеф с изображением трёх солдат Красной Армии, а справа размещены серп и молот. На вершине — золотая пятиконечная звезда. На соседнем памятнике выбита надпись в честь солдат Красной Армии и указана дата: 1945.
Подробности известны только об одном из похороненных здесь людей
Петр Гусев, летчик
На территории некрополя похоронен летчик Народной Польской Армии. Он был русским, офицером Военно-Воздушных Сил, прикомандированным к 103-й Отдельной Эскадрилье Связи: младший лейтенант гвардии Гусев. Погиб 21 марта 1945 года, получив пулевое ранение в голову во время боевого вылета. Вероятно, он летел на самолёте По-2, на котором в основном была оснащена 103-я эскадрилья. Лаконичная запись о причинах смерти лётчика гласит:
«Самолёт сбит бандой над лесом; пилот Гусев П. И. получил смертельное ранение в голову пулей 21 марта 1945 года».
Термином «банда» обычно обозначали партизанские военные формирования, однако здесь, вероятно, имелся в виду небольшой отряд вермахта, отходивший на запад через леса.
На памятниках видно, что фамилии записывались явно на слух и в горячке войны. Не только Гусев превратился в Гузева, там и остальные фамилии немного исковерканы при записи латиницей.
Перед кладбищем висит вот такая табличка
В УЧРЕШДЕНИЕ можете уже не ходить. Список захороненных есть в сети. Забавно, что появился он прям 5 дней назад. 27.10.25 . Спасибо воеводство Велькопольское. Кстати, на кладбище довольно ухоженно и регулярно убираются, а несколько лет назад покрасили ограждение. Хотя конечно с 1950 года, когда кладбище обустраивалось, все уже немного усталое.
Я положила свой букетик роз к памятнику, погуляла по аллеям кладбища, убрала пару кем-то выкинутых банок от пива и мы поехали домой. По дороге муж сказал - надо было znicz купить, зажгли бы.
Летом мы пару раз заезжали туда по моей просьбе, убрать мусор. Его было мало. У поляков очень развито уважение к мертвым.
Все, предыстория кончилась, теперь сама история
Я купила 50 красных маленьких зничей,мы поехали на советское кладбище и зажли их на каждой могилке.
На самом деле мне было немного ссыкотно. Новоизбранный президент Польши своей особой гордостью называет 42 снесенных им лично памятника советским войнам. Но на кладбище уже кто-то зажег несколько лампад около памятника и поставил искуственные цветы.
В момент моего приезда еще один человек зажег znicz у памятника.
Узнать - "А что это вы тут делаете" прилетела синица. У поляков поверье, что птица на кладбище - это душа умершего подает о себе знак. А именно синица - это светлая радостная весточка от умерших.
Блин, конечно мне немного обидно, что не удалось принести цветов и зничи я купила маленькие. Я зашла в погребальное агенство, самый дешевый венок из ели, роз и ленты с надписью диаметром 60 см стоит от 350 злотых. А большие венки в рост человека, которые тут принято класть на военные кладбища - от 1500-1700 злотых.
Польское кладбище по соседству выглядит вот как то так. Завалено цветами и лампадками.
Но в этом году в Польше в мае трижды были очень сильные заморозки. При грунте было аж минус 8. Нет ягод - нет работы. Нет работы - нет денег. Увы
Все равно приятно что удалось почтить память наших советских солдат. И в день когда все поляки посещают могилы своих родных, и советские солдаты получили немного внимания.
Пы. Сы Подслушала еще кусок разговора двух поляков. Пожилого отца и взрослого сына. Старший говорил, что без советских солдат в Польше была бы страшная беда, а молодой с ним спорил. На его фразе: Но святыми они не были, вот когда я был в Голланндии, то...." хотелось в него запустить чем-то тяжелым, но они, к счастью, уже сели в машину.
В комментариях будет кот! Осторожно!
По какому принципу дуров рассылал свою пламенную речь про конец свободного интернета? Мне пришло на польский номер, но не пришло на российский. На одном телефоне запущены.
А у вас как?
Редко бешусь, но это тот самый случай. Что за лицемерие - остервенело страдать по утраченному свободному интернету и принудительно рассылать всем свое ниибаццо ценное мнение.
котик просто так.
Собралось у меня на телефоне немного роликов про дроны в Польше. Только ленивый поляк ещё не пошутил на эту тему.
Дрон! Российский дрон. СТОЙ
Русские дроны в куявско- поморском
Оборона противоздушная Подлясья успешно справляется с дронами
Очередной дрон, найденный в Małopolsce
Два дрона, целый и разбитый под Чехонстовой
Летящий дрон с России
Переведёте сами?
Бабуль, а ты дронов не боишься? Неа, пусть он меня боится, поймаю - люстру из него сделаю
Когда нашёл на дворе дрона из Белоруссии
Очередной дрон уничтожил плантацию малины
Русские дроны на Поморье
Сосед мне говорит, что на поле что то виднеется. Глянь! Современнейший дрон! В полицию позвоню, только сначала осмотрю, может что то удастся с него позаимствовать
Очередной дрон упал на карбоновый крышу автомобиля нашего клиента
Wrak race — это такое популярное развлечение в сельской Польше. Wrak — это останки чего-либо. Корабля, поезда, автомобиля.
Это развлечение более популярно в сельской местности, чем в городе. Связано это с тем, что организовать такое в селе гораздо проще, чем в городе. Трасса строится тракторами, охрану организует местная стража пожарна. А поле для мероприятия, как правило, принадлежит кому-нибудь из организаторов, который в обычной жизни является фермером.
В городе всё гораздо сложнее: и площадка, и охрана, и ценник на всё. До переезда в деревню я о врак рейсах даже не слышала никогда.
Вход на мероприятие бесплатный или стоит порядка 10 злотых. Как правило, все врак-рейсы — это благотворительные мероприятия. Собирают деньги на лечение какого-нибудь больного малыша из местной деревни. В фейсбуке перед мероприятием ещё бывают аукционы. Типа сочувствующие предлагают какие-то лоты организаторам, и те выставляют их на аукцион. И это бывает прям странно: кусок самодельного сливочного масла, проданный за 60 злотых, или новенькая посудомойка, выкопанная во дворе декоративная трава или набор очень хорошего профессионального инструмента.


Но не стоит думать, что это убогое мероприятие, где гоняет полтора экипажа. Это прям глобальное мероприятие, где тысячи посетителей, фудтраки, надувные замки для детей и шикарная трасса. Над головой кружат дроны, снимающие всё это, и дежурит скорая.
Мне очень нравится, как с трассы забирают остановившиеся автомобили. Подъезжает обычный сельхозтрактор и вилами, которыми обычно грузит солому, поддевает машинку и тащит её в зону, где припаркованы остальные.
Чтобы машины, потерявшие управление, не врезались в зрителей, тракторы вспахивают полосу земли вдоль фан-барьеров. А гоночную часть трассы уплотняют после серии заездов.
Если вы будете читать гугл про врак-рейсы, то там будет повторение той глупости, которую однажды написал один польский автомобильный портал. Статья 23-го года, и в ней написано, что во врак-рейсы не допускаются автомобили дороже 1000 злотых. Такую же херню мне выдал и ИИ-чатик.
Хуйня! Не верьте. Я нашла специально 10 положений от разных организаторов этих гонок, и нигде нет такого требования. Вы же понимаете, что оценивать б/у автомобиль — это гиблое дело: для кого-то это хлам и металлолом, а кто-то купит дороже, так как увидит потенциал. На местном сайте типа барахолки машинки для врак-рейсов продаются от 700 до 5200 злотых.
Во врак-рейсах сть несколько категорий: женщины, серийный автомобиль, модифицированный автомобиль, иногда молодёжь от 14 до 18 лет. Куда деваться девушке 16 лет на модифицированном батенькой авто — не спрашивайте меня. Я не знаю.
Участие стоит 150–200 злотых. Очень мне нравится пункт в положении гонок: что если пишешь протест, что с чем-то не согласен — то приложи к нему 300 злотых, которые мы, может быть, вернём, если ты окажешься в своём протесте прав.
В положении также есть немало интересных пунктов. Не все из них требуют наличия автомобильных прав или шлема. Хотя в некоторых требования к шлему прописаны прям мега-жёстко, вплоть до конкретных моделей.
Нельзя модифицировать автомобиль снаружи, чтобы он наносил повреждения другим авто. Но можно и даже приветствуется красить, наклеивать наклейки и всякие развлекухи, чтобы запоминаться зрителям. Внутри можно делать рамы для усиления конструкции и безопасности водителя и штурмана. Категорически нельзя алкоголь и наркотики.
Система такая. Из всех зарегистрированных в категорию делаются заезды по 3–6 человек, в зависимости от ширины трассы. Каждый участник едет три раза. Если ты первый — 6 очков, второй — 4 и так далее (у разных организаторов по-разному, но суть похожая). По итогам трёх твоих заездов у тебя есть сумма очков. Из тех, кто набрал больше всего очков, формируется финальный заезд, и там уже медальки, кубки на 1–2–3 место. Как правило, денежных призов ноль, чисто медаль, ну и какой-то спонсор подкинет продукцию типа масла для двигателя или бытовой техники
Если вам вздумалось посмотреть на врак-рейс — вам нужна машина. Это всегда где-то в ебенях.
Враки не имеют права ездить по дорогам общего пользоваия, поэтому всегда добираются на лафетах
А если будете искать в фейсбуке ближайший к вам врак-рейс, возможно, вы найдёте его под названием «пикник семейный» или «пикник благотворительный». Это связано с тем, что по польскому законодательству любое спортивное мероприятие обязано иметь сертифицированную охрану, а не стражаков из местных добровольцев, скорую, очень много туалетов и кучу ещё всего. Но если обозвать всё это «пикником» — то уже не нужно. Такой милый лайфхак. Но скажу честно: я была на враках дважды, и там было мега комфортно.
Ну и как обычно: я ищу что-то русское на каждом посещённом мероприятии. В последний раз мне даже искать не пришлось: мы только вылезали из припаркованной машины, где ведущий объявил, что в детской зоне всех ждёт тот самый медведь из русского мультфильма «Маша и Медведь».
Складывается впечатление, что я такая припизженная на автомобилях барышня, так как последние мои несколько постов были именно про автомобильные мероприятия. На самом деле это не так. Я в автомобилях не понимаю примерно ни хрена, и для меня одна машинка отличается от другой только цветом и формой.
Но за годы работы библиотекарем я прониклась глубокой ненавистью ко всем казённым мероприятиям типа «спели-сплясали-похлопали-речь чиновника». А большинство мероприятий в нашей сельской польской глубинке именно такое. То праздник вареника, то день хлеба. И все эти технические мероприятия для меня — как глоток свежего воздуха. Были ещё раньше конные мероприятия, соседнему селу повезло с солтысом. Но увы, в этом году не было, а то я бы вам сделала репортаж.
Дважды побывала на таких гонках — и оба раза случайно. Из-за того, что это мероприятие организуется не властями, а группой энтузиастов, фейсбук мне его ни хрена не предлагает
Тупо услышала рёв моторов и потребовала у мужа, чтобы немедленно поехали туда.
Расскажите, как научить фейсбук, предлагать мне что то нормальное. А то он мне только группы типа украинцы в соседнем городе предлагает и концерты макса, прости господи, коржа и ляписа трубецкого.
Всем хорошего вечера и отличного настроения! Пусть будет всё врум-врум-врум-врум!!!!!
А, и забыла! Ещё постскриптум. Всё равно же кто-то спросит: "Где же бобр?".
А есть! Одна из команд, организующих врак-рейсы, называется Bobry team.
Перевод надо?
В нашем польском колхозе случилися дожынки (dożynki). Это такой традиционный польский сельскохозяйственный праздник, когда наконец "дожали", то есть закончили жать зерновые культуры. Его еще называют święto plonów, то есть праздник урожая.
Дожынки проводятся в конце лета. Если вы вдруг будете ездить по Польше в это время, то непременно увидите вдоль дорог вот такие штуки.





Это называется witacze dożynkowe. Witać — это приветствовать. То есть это такие приветствователи. Делается это из говна и палок, соломы и вторсырья. Чаще всего на всякие сельскохозяйственные темы: тракторы, пчелки, свинки.
Зачастую декорации бывают с грубым, порой похабным деревенским юморком — чаще всего про секс или алкоголь.
Рядом с приветствователями часто бывают плакатики с наивными стишками. Например: «Сегодня не будет шинки (мясо со свиньи) — все сбежали на дожынки».
Для сельских жителей дожынки начинаются с создания венца. Это такая конструкция из соломы, цветочков и других даров природы, которая пытается изображать из себя шапку Мономаха. Коло господынь вейских (кружок сельских хозяюшек) собирается в светлице (сельском клубе) и делает венец.
Раньше участие в создании венца и витачей принимала половина деревни, но сейчас дотации от ЕС сильно расшатали добрососедские связи. Часто всю такую деятельность организует семья солтыса и пара активных бабок.
По традиции венец должен был быть создан из последнего снопа, сжатого на поле. Но на эту традицию все давно положили хуй и делают из того, что принесли и купили. Кстати, нифига не дешевая история: солтыс тут жаловался, что для последнего венца от нашей деревни он только чеснока должен был купить на 270 злотых. А еще цветочки и прочее.
Процесс создания венца хорошо виден на этом видео. Это не с моей деревни — спиздила в тиктоке. Но тут отлично видно: три бабки, светлица и хлопочущий солтыс.
Где-то за неделю до гминных (районных) дожынок случаются дожынки парафиальные, то есть церковные. По сути, это просто служба, но на нее доставляются венцы, и ксёндз их освящает. А еще перед церковными дожынками по дворам ходит солтыс и собирает деньги на это мероприятие. И на самой службе тоже всегда пускается по рядам поднос, на который надо положить не менее 10 злотых.
Когда-то дожынки каждый год проводились по очереди в разных деревнях гмины. Хозяин дожынок этого года должен был все организовать: украсить деревню, найти большое поле, придумать угощение и развлечения для всех. Но сейчас это обычно проводится на стадионе или другой крупной площадке в центре гмины. Современным польским фермерам не всралось организовывать мероприятие, поэтому организацию дожынок берет на себя руководство гмины.
Сам праздник представляет из себя типично казённое мероприятие формата «спели-сплясали, послушали чиновника».
Начинается все с так называемого коровода. Это такой парад, где на украшенных тракторах и прицепах каждое солецтво презентует себя. Эдакий карнавал, только без танцев в перьях. Коло господынь в своих синтетических костюмчиках, много цветов и два вида тракторов: или дорогущие финты — Джон Диры и Нью Холланды (завидуйте, соседи, сколько дотаций от ЕС мне удалось урвать), или свежепокрашенные ностальгические Урсусы (польская марка тракторов) и Зеторы (это чехи).
Выглядит это как-то так.
После того как все части коровода благополучно доедут до стадиона, начинается служба. После — обычный бюрократический праздник: выступает всякая разная самодеятельность и чиновники. Иногда проводится конкурс венцов, но у нас в гмине теперь просто побеждает «дружба», потому что после конкурса было столько жалоб участников, что власти решили просто не связываться.
Вот венцы. Я вообще не понимаю, как там можно выбрать лучший. Сплошная вкусовщина
Поток выступлений всякой самодеятельности прерывается бодрыми речами чиновников. В какой-то момент выносят хлеб, испеченный из зерна нового урожая, и бурмистр угощает всех. Потом выступление приглашенных групп, играющих в жанре диско-поло, и вечерком дискотека.
Для детей бывают организованы надувные замки за конский ценник, какие-нибудь конкурсы от местных стражаков с ОСП, аниматоры и продажа всякой китайской поеботы типа «лабубу» и брелочка-шокера.
Раньше, когда дожынки проводили в деревнях, были всевозможные конкурсы для участников — всякие там бега в мешках и кидание картошки на дальность. Но сейчас этого нет. Приехал — и сиди, потребляй. Можешь купить себе пожрать в палатках коло господынь вейских или фудтраках. Знакомые мои с тоской вспоминают те времена, но увы.
Ну и практический совет. Если вам вдруг на это захочется посмотреть — советую смотреть чисто на коровод. Это, по-моему, самое классное. Ну еще можно прогуляться на стадион, купить себе кусок серника от местных хозяюшек.
Кто такой солтыс и все остальные - описано здесь
Рассскажите, как вам удобнее - картинки или видео иллюстрации?
Спасибо вам большое, что читаете! Теплой вам осени и хорошего настроения!
Этот пост — повтор. Пришлось восстановить, чтобы написать о Дожынках.
Я живу в мелкой польской деревушке на 183 человека.
Как устроена местная деревня?
Во главе стоит солтыс (sołtys). Если вы читали «Ведьмака» Сапковского, то именно солтыс обычно нанимает Геральта, чтобы тот избавил деревню от чудища.
Должность солтыса стара, как дерьмо мамонта. Она появилась на рубеже XII и XIII века. Сначала солтыс собирал налоги с деревни для местного феодала. Потом — для короля. Пахнуло учебником истории за 6 класс, да? Средневековье.
Но должность существует и сейчас. И хотя фермерский налог можно заплатить в банке, его всё ещё можно отдать солтысу. Наш приходил два месяца назад: взял деньги и принёс приглашение поиграть в настольный теннис — 30 злотых в час, в спортзале школы соседнего села.
Солтыс — это аналог деревенского старосты или председателя сельсовета. На его доме висит специальная табличка.
Выбирают его голосованием жителей раз в пять лет. Одновременно выбирают rada sołecka — что-то вроде сельсовета. Полтора жителя деревни, которых сейчас выбирают чисто «для галочки». Возможно, раньше они что-то решали, но сейчас их деятельность мутна, как стекло в предбаннике. Особых плюшек должность солтыса не даёт. Если выдержишь семь лет, получишь прибавку к пенсии (около 350 злотых).
В Польше даже есть панк-группа «Слёзы солтыса» и колбаса под названием «Колбаса солтыса». Я покупала пару раз. Судя по её размерам, солтыс тоже пикабушник.
В каждом селе есть OSP — Ochotnicza Straż Pożarna, добровольная пожарная дружина. Состоит из молодых и сильных мужчин, а также из тех, кто всё ещё мнит себя такими.



«Стражи пожарные», они же стражаки, участвуют в соревнованиях пожарных команд 3–4 раза в год, а также активно бухают в дни учений. Это типа местная элита, и хрен туда попадёшь с улицы.
Обязанности зависят от оборудования. Наши, например, не обязаны ездить на пожары в соседние сёла, потому что у нас автомобиль без бака. А вот у соседей техника получше — они и ездят. А еще осп снимает кошечек с крыш, ломает двери. если забыл ключи и ликвидирует осниные гнезда.
Рядом с пунктом OSP стоит сирена. Если вдруг пожар — надо добежать и нажать кнопку. Орет так, что мёртвый проснётся. Причём, слышно даже сирену соседнего села в трёх километрах.
В каждом селе есть светлица — аналог сельского клуба. Когда-то там проводили дискотеки. Сейчас — встречи пенсионеров и выборы солтыса.
Вокруг светлицы — детская площадка (на ней никогда не играют дети) и пара тренажёров для пенсионеров.
Магазин есть далеко не в каждом селе. Наш закрылся 1 октября 2024. Раньше он работал два часа утром и два часа вечером. Купить там можно было пиво, водку, картошку, консервы и бледный, недопечённый хлеб ровно в полчаса после открытия.
В каждом селе есть KGW — Koło Gospodyń Wiejskich, кружок сельских хозяюшек.
Согласно уставу, они должны заниматься культурной и социальной жизнью местных жителей и поддерживать женское предпринимательство. На деле — поют народные песни в синтетических псевдонародных костюмчиках и продают еду на ярмарках.
От гмины им выделяют небольшие деньги. Например, если в кружке около 10 человек — дадут 10 тысяч злотых в год. Я радостно предложила свою кандидатуру: готовить я люблю. Но меня не взяли. Муж аж руками замахал: «Ты что! Туда берут только богатых! Точнее — жён богатых». Даже нашу соседку туда не приняли.
Окей, думаю, давай создадим своё KGW, с блэкджеком и курвами. А вот фиг там! По уставу «Koło Gospodyń» может быть в деревне только одно.
Иногда кружок организует для себя бесплатные поездки. Например, автобусом на один день к морю. В Польше у турагентств даже есть такая услуга — «тур для KGW». Часто на фотках видно, что едут и мужья. Видимо, они тоже позиционируют себя хозяюшками. Ну а хули, мы же в толерантной Европе.
Ещё у нас есть автобусная остановка — без расписания автобусов. Но это же мелочи, правда?
Костёла и кладбища у нас нет — это удел более крупных и богатых сёл.
Ну и вдогонку. Меня спрашивали в комментариях, как меня приняли местные. Да никак. Приятельствую с двумя соседками. На 8 Марта в светлицу меня не зовут. Свекрови солтыс заносит приглашение, отпечатанное на домашнем принтере. Мне — нет. Хотя на субботники, объявленные солтысом, я хожу.
Может, я предвзята. Но солтыс у нас так себе. На футбольном поле трава не кошена, пожарный пруд зарос и обмелел. В других сёлах солтысы организуют выставки старинных машин или конные соревнования. А наш — только казённый, скрипуче-бюрократический праздник. Хотя говорят, что в начале своей деятельности он даже в Гвяздора переодевался и разносил детям подарки.
Вот и весь наш деревенский уклад. Спасибо, что читаете и комментируете!
Благодарю техподдержку Пикабу за помощь в восстановлении поста!