
Anton.Andreevich
Ответ на пост «Как патриарх над батюшкой издевался»
Краткое содержание притчи о мытаре и фарисее:
Два человека пришли помолиться в храм. Фарисей был уважаемым человеком, следовал законам Бога, о его праведности знали все. Мытарь же был низкого положения, многие считали его грешником.
Фарисей молился на видном и открытом месте, противопоставляя в молитве себя, праведника, прочим людям, грешникам и безбожникам. Мытарь же стоял вдали, боясь поднять глаза к небу и повторяя «Боже, помилуй меня, грешника».
И именно мытарь ушёл из храма оправданным в глазах Бога. «Ибо всякий возвеличивающий самого себя будет унижен, а смиряющийся будет вознесён».
Цель притчи — показать, что никому не следует судить о своей праведности, исходя из собственных на этот счёт представлений и относиться к другим с презрением.
Притча о мытаре и фарисее показывает контраст между двумя видами молитвы и двумя типами людей:
Фарисей, представитель религиозной элиты, молится с гордостью и самодовольством, перечисляя свои добродетели и презирая других. Он уверен в своей праведности и считает себя лучше других.
Мытарь, сборщик налогов, который считался грешником и предателем, молится с глубоким смирением и раскаянием. Он осознаёт свою греховность и искренне просит Божьей милости. Он не осмеливается поднять глаза к небу, что символизирует его смирение и осознание своей недостойности.
Притча учит нас важности смирения и искренности в наших отношениях с Богом. Бог не принимает гордости и самодовольства. Он ищет тех, кто приходит к Нему с чистым сердцем, осознавая свою нужду в Его милости и прощении
Притча о мытаре и фарисее рассказывается о двух людях, вошедших в храм. Один из них был ревностным фарисеем, тщательно выполнявшим предписания закона Моисея. Войдя в храм, фарисей перечислял свои внешние добродетели, а в конце молитвы в мыслях унизил стоящего рядом мытаря.
Другой вошедший был мытарем, то есть сборщиком дани для римского императора. Мытарь не смел поднять голову, а бил себя в грудь и приносил искреннее, сердечное покаяние, читая собственную молитву: «Боже, милостив буди мне грешному».
В конце притчи говорится, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма более оправданным, чем возвышающий сам себя фарисей.
Основной смысл притчи:
Бог смотрит не на заслуги человека, а на его сердце;
каждый человек грешен перед Богом; сознание собственной греховности и искреннее покаяние оправдывают человека в глазах Божиих больше, чем «дела закона»;
никакие добродетели, сколь ценны они ни были бы сами по себе, не могут быть поставлены человеком себе в заслугу;
спасение человека зависит не от суммы его заслуг, а от милости Божией.