На машине по Средней Азии
8 постов
8 постов
9 мая. После парада. Там ещё много чего ехало, но утомлять не буду.
Такими темпами я как раз к следующему отпуску закончу писать о прошедшем лете.
На третий день отдыха на Иссык-Куле немного двинулись в горы. Семёновское и Григорьевское ущелья. Сразу скажу, что это не самые интересные, но одни из самых доступных ущелий на Иссык-Куле. Соответственно, туристы сюда чаще и заглядывают.
В 40 км от Чолпон-Ата поворот налево в селе Семёновка ведёт в Семёновское ущелье. Поначалу асфальт лучше, чем на основной дороге. Потом до точки в 2Гис, называемой Семёновское ущелье, ещё 4 км ровной грунтовки. Там же можно перейти через реку по мосту и прогуляться. Людей почти нет, туристов нет вообще, коровы жуют траву. На ущелье не особо похоже, но симпатично.
Хотели перейти через реку по другому мосту и вернуться к машине, но, судя по картам, следующий мост довольно далеко, поэтому пришлось возвращаться тем же путем.
Если ехать дальше по грунтовке, по дуге попадаешь в Григорьевское ущелье. Там уже и юрты, живая форель по 800 за кг, катания на лошадях, фото с орлом, только сомиков доставай из кошелька. Жизнь кипит, турист идёт на нерест. Дорога становится похуже, но проходима без проблем на любом автомобиле. Обычно все ездят в обратном порядке: из Григорьевского в Семёновское, судя по отзывам, но по мне так лучше наоборот. После Григорьевского Семёновское ущелье будет выглядеть скучно. Здесь уже долго не гуляли. Остановка в живописном месте, фото и по коням.
Пример дороги в Григорьевском ущелье
Двигаемся дальше и попадаем в Григорьевку, что на основной трассе, и асфальт уже кажется великолепным. В Корумду купили ведёрко абрикосов килограмм на 5 (выслушав очередной рассказ о том, что всё нынче померзло) за 300 сом и домой.
В Чолпон-Ата можно встретить разные примеры жилищ человеческих.
Люди в Чолпон-Ата живут в разных условиях: от неплохих коттеджей до ржавых вагончиков в горах. Вообще хозяйка рассказала, что в сентябре по окончании сезона дома здесь консервируются и все уезжают до середины-конца июня, когда начинается сезон. У неё самой квартира в Бишкеке, а это дача (неплохая дача, я вам скажу). Но в прошлом году много домов осенью сняли наши релоканты. В начале сезона их всех выгнали, ибо надо зарабатывать деньги. Осенью возможно опять вернутся.
Меня, как водителя, очень интересовал местный автопарк. Есть в Чолпон-Ата и новые, дорогие машины. Видел пару 300х Крузаков, BMW X7. Но старых рыдванов всё же больше. Очень много праворульных минивэнов Honda Stepwgn, Odissey, Toyota Wish, Estima. Неожиданно часто встречаются ушатанные Audi 100 лохматых годов. Довольно часто встречаются Лексусы разных лет, от новеньких LX до древних колымаг. Но праворульных авто очень много. Трещины в лобовом стекле никого не смущают, торчащая пена тоже, порой в тарахтении старенького двигателя отчетливо слышно: «Пристрелите меня». Новые машины не фотографировал, итак все видели, а фотки наиболее ярких представителей будут в комментариях.
Как хорошо, что мне до работы 10 минут пешком. За окном -28. Самое время вспоминать про жаркое лето. Итак, мы выехали из Алматы в сторону Бишкека.
Трасса из Алматы в Бишкек порядка 220 км. Первые 100 км отличная четырехполосная дорога, потом резко она превращается в двухполоску интересного вида: на протяжении примерно 15 км чередуются куски по 500-800 метров гладкой поверхности и 10-15 метров полного треша, где надо оттормаживаться до нуля. Крузаки и старые вёдра не тормозят и обходят тебя слева. Трафик слабый, машин мало, но ехать сложно. Потом гладкие куски удлиняются, но периодические колдобины не пропадают ещё примерно 35 км. Дальше идёт нормальная двухполоска до границы. Местами даже типа горы и серпантин. Вообще казахи очень осторожные в плане дорог: ограничение за городом 100 или 110, ровная прямая дорога. Но стоит дороге изогнуться на 15 градусов, сразу ограничение скорости до 70, а то и 50 км/ч и запрет обгона, хотя видимость отличная. Штрафы за превышение скорости дикие, камер много, полиция снуёт туда-сюда.
Последняя дешёвая заправка перед границей Helios в селе Кордай.
Граница с Киргизией в селе Кордай — очередь из машин небольшая, но все стараются пролезть вперёд хотя бы на пару машин, иначе жизнь не удалась. Указателей нет, ничего не понятно. По итогу: один ряд идёт на оформление и называется туристическим, справа практически по обочине формируется ряд для "газелистов", он идёт с той же скоростью. Там едут более ржавые авто, но выезжают они туда же. В какой-то момент справа уже два ряда, но потом снова съезжаются в один. Слева ряд для таксистов, которые высаживают пассажиров и разворачиваются обратно, но отдельные кадры пытаются оттуда влезть в туристический ряд. Временами подходит полицейский и разворачивает их в конец очереди. Особо наглые совершают круг и повторяют попытку. Всё это до бетонных блоков, потом спокойнее. Пассажиры проходят через границу пешком, водитель оформляется в будочке и предъявляет автомобиль к досмотру. Что казахи, что киргизы заглядывают по кругу в двери, багажник, открывают бардачок, подлокотник. Досмотр формальный, никому не интересно, что ты везёшь. Проезжаешь границу, ждёшь пассажиров.
Дороги в Киргизии менее гладкие, но без ухабов. Нештрафуемого порога нет, камер много + полиция стоит с треногами. До Бишкека от границы 20 км. В городе остановили ДПС, спросили куда едем. Иссык-Куль — это у них всё! Других вариантов просто нет. Сказал, что полчаса как заехал, даже деньги не поменял, пожелали хорошего отдыха. 92й бензин от 56 сом. Продуктовые магазины – сеть Глобус.
Ошский рынок — царство изделий из кожи молодого дерматина. Воняет кожзамом как химическое оружие. Большое пространство занимают ряды с сухофруктами, но нам они не интересны — в Узбекистане круче (спойлер – это не так!). Овощи - фрукты: арбузы от 25, дыни 60, огурцы от 20, помидоры от 35, виноград от 100, перец от 50. Киргизский сом почти равен рублю, поэтому считать просто. Мясо, как и в Казахстане, дорого. Ряды лепёшек впечатляют, санитарными условиями никто не заморачивается.
Дыни вкусные, помидоры мясистые. Бесплатный WiFi нашёлся в KFC, связались с хозяевами коттеджа на Иссык-Куле. Поменяли деньги по 0.96 сом за рубль в банке, документы для обмена не нужны. Купили симку О! — 8 гигабайт интернета на неделю за 145 сом. Здесь уже нужны документы. Симку переставлять можно, раздавать интернет нельзя. Сказали, что отсчет недели начнется, когда симку вставишь в телефон, оказалось всё не так. Неделя началась с момента покупки, поэтому пришлось потом закинуть денег еще на неделю. Вообще можно было спокойно купить симку в Чолпон-Ата на Иссык-Куле, там даже есть официальный салон оператора.
Бишкек немного похож на Алматы, но люди одеты проще и попрошаек больше. В Астане нищих не видно, в Алматы много, в Бишкеке ещё больше. Много ржавых, поцарапанных машин, но есть и новенькие. Разметка в городе в лучшем случае только по осевой линии, ряды не обозначены, поэтому местные ездят посередине двух рядов. После рынка едем на Иссык-Куль в Чолпон-Ата. Это 270 км. Дорога отличная, четырехполосная, но идёт через населенные пункты и скорость 40-60. Немного горного серпантина и опять населенка. Последние 100 км идут вдоль Иссык-Куля. В 19.30 мы на месте. Вообще дороги в Киргизии нам встречались, в основном, двух типов: либо отличные 2 полосы в каждом направлении с разделительным железобетонным барьером либо убитая двухполоска (видимо, где ещё китайцы не успели добраться). Второй вариант встречается гораздо реже, к счастью.
Жильё на Иссык-Куле нашли в Телеграме. Это коттедж на несколько номеров. Хозяйка Женя сказала, что строили для себя, но сын и муж умерли, жить некому, поэтому немного перестроили и сдают. У нас двухэтажный номер (по сути 3 комнаты) с двуспальной и односпальной кроватями, двуспальным диваном, балконом, ванной комнатой. Места очень много, чистота необыкновенная. Кроме этого огромная общая кухня-столовая, летняя кухня, 2 холодильника, 2 стиралки и 4 котёнка во дворе. На пятерых 3500 за ночь. Номера с рядами коек в местных «отелях» стоят дороже. Машина стоит под окном во дворе. Фото номера в комментах будет.
Утром сгоняли в Бостери, там в выходные рынок. Цены чуть повыше, чем в Бишкеке на рынке, но в Чолпон-Ата цены вообще капец – рассчитаны на отдыхающих и задраны в разы. Купили свежую форель из Иссык-Куля по 450. На 1.7 кг потянула. Была очень вкусная.
Есть у нашего жилья недостаток (который мы недостатком не считаем): до ближайшего пляжа 800 метров. Пляж этот не очень, дно илистое, с глиной, поэтому у берега вода мутноватая. Другой пляж возле отеля Три короны в 2.5 км. Здесь уже всё отлично: песок, кристально чистая вода даже у берега, вид на горы и всё такое. Зонтики и тень от них платные. Катамараны, парашюты, бананы присутствуют, но не особо напрягают. Пляж широкий, людей с утра немного. Один раз вечером было довольно большое количество народу, непонятно почему, вроде бы не выходные. Есть пирс, с которого запрещено прыгать, поэтому на краю заботливо прикручены силиконовые коврики, чтобы не поскользнуться, и обозначена высота вышки и глубина под ней. Мы, конечно же, не прыгали, раз по 50 примерно.
Впечатления от Иссык-Куля:
Очень красиво.
Вода чистейшая, да ещё и пресная, но довольно прохладная.
У берега очень мелко, но дно ровное песчаное. С детьми самое то.
Инфраструктура слабовато развита, но нам на это пофиг. Если бы на пляже еще не крутили 5 песен убогих недореперов по кругу, было бы лучше.
Температура воздуха не очень высокая, порядка 25 градусов, но солнце злое. Сгореть можно моментально. Обязательно солнцезащитные крема, купаться лучше в футболке.
В общем, из всей поездки это самое классное место, поэтому мы там зависли на неделю.
На пляже довольно много киргизской молодежи. По русски обычно говорят вполне нормально, ведут себя уважительно, пропускают вперед на вышке ибо "Сам боюсь, давайте вы вперед".
Насчет загонов по мусульманским обычаям. Жена со старшей дочерью переплыли этот заливчик до противоположного пляжа, а обратно решили идти пешком. Но по пути оказалась резиденция президента Кыргызстана, и по пляжу пройти невозможно. В результате шли в купальниках и босиком практически по главным улицам. Никто пальцем не тыкал и камнями не закидывал. Всем пофиг. В буркини на пляже можно кого-нибудь увидеть, но редко.
Ходить на пляж немного неудобно. Дороги неплохие, а тротуары при них зачастую не предусмотрены вообще
Поэтому обычно ходили прямиком через поля
Когда надоело купаться, пошли в противоположную сторону от озера, немного в горы
А дальше будут ущелья, машины, дома и другие жилища людей. Не переключайтесь.
Как быстро бежит время. Кажется, что совсем недавно изнывали от жары под палящим солнцем Средней Азии, а уже вокруг лежит снег, и уши мерзнут под шапкой.
Имея в своём путешествии по Средней Азии на борту трех детей разного возраста, мы не могли игнорировать зоопарк славного города Алматы. Цены весьма приемлемые. 800 тенге за взрослого, 300 за ребенка. Настоятельно напрашивается ремонт павильонов и вольеров. Из-за частой сетки порой плохо видно представленные экспонаты. Животных довольно много, но оформление так себе. Создается впечатление, что обновлений в зоопарке практически нет, и всё плывет по течению. Выделяются неплохие аквариумы и носороги, аж 3 штуки. Их даже в Москве не видел. Встретились несколько птиц, которых я не припомню в других зоопарках. Текста особого не будет, да будут фотки!
Пардон за фото. Через стекло фотографировать неудобно, а где без стекла, там звери далековато. На следующий день нас ждала уже другая страна...
Выдалась свободная минутка, продолжу своё графоманство для 7 подписчиков.
Во вторник утром выехали из Астаны на Балхаш.
Астана - Темиртау платная дорога 400 тенге наличными. По 2 полосы в каждую сторону, ограничение вроде бы 140 км/ч. Машин почти нет.
Где-где, в Караганде
После Караганды до Балхаша идёт строительство на всём протяжении. Будет тоже по 2 полосы в каждую сторону, а пока все едут просто по двум с ограничением 70 и регулярными съездами то на правые полосы, то на левые. Местные на временные ограничения внимание не обращают, а приезжих могут и нахлобучить. Гаишники встретились несколько раз, но они нами не заинтересовались. Дальше до Алматы вроде бы то же самое. 510 километров в итоге ехали 8 с половиной часов. Степи сплошные, глазу зацепиться не за что, вырубает за рулём. Пришлось несколько раз остановиться, чтобы размяться.
Открыли купальный сезон в озере Балхаш. Вода теплая, прозрачная, дно песчаное. Но вход в воду каменистый, берег замусорен. Примерно 200 метров нужно пройти от берега, чтобы стало "по шею".
Жилой фонд в Балхаше советских времён.
Поселок Шубар тубек, 30 километров от города Балхаш в сторону Алматы. Рекомендуется в Интернетах как лучшее место на Балхаше. Очень напоминает подобные мелкие поселочки на Черном море, но выглядит не очень. Небольшое волнение, может быть, поэтому вода цвета молочный улун. Места для пляжа совсем немного + совсем рядом катера, гидроциклы и т.д. В воду тоже надо заходить далеко, но на пляже песок и из мусора только окурки.
В общем, специально на Балхаш ехать смысла особого нет. Остановиться по пути и искупаться можно.
Две ночи в Балхаше и едем в Алматы. На всём протяжении от Балхаша до Алматы движение идёт по двум полосам, а рядом строят ещё две. И зачастую закрытые полосы лучше открытых.
У казахов на трассе в почёте минивэны, очень часто встречаются Toyota Alphard (как с левым рулём, так и с правым), праворульные Toyota Estima, Honda Stepwgn, Nissan Cefiro. Много корейских автомобилей и праворульных. Встречаются как новенькие авто (в основном корейцы), так и подушатанные. Бамперы, похоже, вообще не ремонтируют, треснутые, висящие, заклеены скотчем. Навстречу регулярно попадаются колонны новеньких китайских грузовиков (в комментариях сообщают, что колонны китайских грузовиков, как тягачей, так и самосвалов следуют транзитом в Россию).
Примерно за 170 км до цели начался участок совсем неприятный. Наша полоса — убитый асфальт, встречка — кривая грунтовка. Периодически кусок свежего асфальта, а потом снова колдобины. Так примерно 35 километров. Когда достроят дорогу и сделают её платной, будут ездить быстро и гладко. Машин на дороге мало, трафик небольшой.
Алматы оставил впечатление города, застрявшего частично в начале двухтысячных, частично в позднем советском времени. Хотя строятся и современные здания, но старый жилой фонд превалирует. Большой частный сектор. Много фонтанов, бегущей воды по каналам. Вечером включается автоматический полив газонов. Но всё же Астана гораздо круче, чем Алматы. Здесь и люди одеты попроще, и нищие попрошайки встречаются регулярно. Движение на дорогах интенсивное, объездная Алматы на следующий день после нашего приезда, судя по объявлениям, должна стать платной.
Гостиница Казахстан
На моих фото, конечно, архитектура что поинтереснее, старое и скучное не снимал.
В километре друг от друга центральная мечеть и Вознесенский кафедральный собор — 54 метра высотой и всё из дерева
В комментах добавлю ещё фоток. И зоопарк Алматы остался неохвачен, позже отдельно напишу.
Добрый день, пикабушники!
Уже почти 2 недели как завершился наш вояж на автомобиле по маршруту Екатеринбург - Петропавловск - Астана - Балхаш - Алматы - Бишкек - Иссык-Куль - Ош - Фергана - Коканд - Самарканд - Бухара - Ташкент - Екатеринбург. На меня подписалось аж 6 человек, поэтому продолжим рассказ. Вдруг найдутся такие же безумные, а им нужна информация.
Петропавловск показался скучным городом. Делать там особо нечего. Жильё посуточно дорогое и убогое. Сняли евродвушку, которая когда-то была по местным меркам очень неплохой. Но время и безжалостные постояльцы ушатали её неслабо. Матрас на кровати продавленный, пружины впиваются в ребра, диван не особо лучше. И все это за 3500 рублей на наши деньги!
Курс лучший в городе был 4.93 тенге за рубль.
Поменяли рубли на тенге. Гражданам России обмен только по загранпаспорту. Казахи наши друзья, помните об этом!
За 20 минут до закрытия в магазин не пустили. Вы звери, господа! Курс тенге — примерно 21 копейка. Делим цены на 5. Взяли симку Билайн. 3200 тенге (500 за подключение) с 6 гигабайтами интернета на месяц и сколько-то минут. Симка привязана к телефону, просто переставить нельзя. Интернет раздавать можно.
Мы в Казахстане, не забывайте!
92-й бензин практически на любой заправке 205 тенге, 95-го может и не быть. 98-100 — что это такое? Ходят слухи, что дизель для приезжих дороже, но на бензин это не распространяется. Особенного отношения к нам не наблюдалось, всем на тебя пофиг. Цены в магазинах в среднем выше процентов на 30, чем у нас. Мясо дорогое, куриное филе в районе 500 рублей, арбуз 32-36, черешня 500 (крупнее нашей раза в 3).
Достопримечательностей в Петропавловске немного
Оригинальная детская площадка во дворе
Вечером в Петропавловске пошёл дождь. Из Екатеринбурга мы тоже выехали в дождь и, похоже, захватили его с собой. Далее в путешествии он регулярно нас догонял. Хотели по дороге в Астану заехать на Боровое, но с утра было прохладно, и дождь накрапывал, мы же везём его с собой. Поэтому прямиком в Астану. Платная дорога 140 км/ч неплохая, заплатили в конце наличкой 460 тенге в автомате. Очереди не было. Ограничение скорости со 140 до 20 км/ч. Надо оттормаживаться быстро. Сразу после оплаты стоит гаишник и разводит приезжих на взятку, типа превысил скорость. Показывает в правилах пункт о штрафе в 69 тысяч тенге. Я отбрехался, доказательства у него не было, а я знал, что не превышал, потому что практически остановился, чтобы взять правее, когда там летел какой-то местный. Денег не давайте, нет у них доказательств! Потом посмотрел, что такой штраф за превышение на 40-80 км.
Остановились в довольно новом жилом комплексе Алтыншар.
Вид из окна квартиры на 21 этаже в новом ЖК, которую мы сняли за 12000 тенге за ночь.
Это была третья квартира, которую мы посмотрели. Предыдущие за эти же деньги были ужасны. Но жилья предлагается много, можно выбрать. В помощь Olx.kz и Krisha.kz.
Астана довольно приятный город. Просторный, светлый, много новых жилых комплексов, много ещё строится. Дороги широкие, но вечером в понедельник встряли в серьезную пробку. Много молодёжи в воскресенье вечером гуляет в парках, на набережной реки Ишим. Одеты со вкусом, весёлые. Совсем не видно нищих побирушек. Мы побродили по городу вечером воскресенья и весь понедельник. Из продуктовых магазинов самая крупная сеть Магнум.
Тематический парк по известному сериалу. Ни одной живой души внутри и рядом.
Хазрет Султан — соборная мечеть в Астане, первая по величине мечеть в Казахстане
Музей энергии будущего NUR ALEM на Экспо-2017
На данный момент добрались мы до крайней точки путешествия - Бухары. Завтра через Самарканд в Ташкент. Там задержимся на несколько дней и с максимальным ускорением домой в Екатеринбург.
Сегодня обошли старую Бухару. В конце зашли на рынок.
Не обнаружил я пока супердешевых узбекских овощей и фруктов. Виноград от 10 тысяч, арбуз от 1.5, дыня от 4, помидоры 4, огурцы 8-10, перец 4-5, приличные яблоки от 10-15. Только инжир сегодня на рынке Бухары по 5 тысяч - это отвал башки. В пакете мнётся, поэтому придётся сточить все 5 килограмм.
Цены в узбекских Сумах, делите на 125 примерно.