U-25 и U-26 - две "сестры"
Подводные лодки U-25 и U-26 являлись большими океанскими лодками типа I. Обе лодки до начала Второй мировой войны использовались как учебные, их применение в активных боевых действиях не предусматривалось из за того что лодками было очень тяжело управлять на больших глубинах, однако из-за большой нехватки субмарин, они всё же приняли активное участие во Второй мировой войне. U-26 с 1939 года. U-25 с 1940.
Проект и строительство лодок
Заказ на первые две подводные лодки, спроектированные в Германии после Первой мировой войны, был выдан 17 декабря 1934 года - задолго до официальной денонсации Версальского мирного договора. По конструкции они практически полностью повторяли лодку Е-1, построенную в конце 1920-х годов в Кадисе по проекту находящейся в Голландии и принадлежащей Германии компанией IvS, но в 1934 году проданную Турции и получившую название "Gur". При водоизмещении в 862 тонны лодки типа IA были на треть меньше, чем разрабатывавшиеся в других странах океанские подлодки. U-25 и U-26 стали единственными подлодками этого класса. От дальнейшей постройки лодок данного типа отказались. Так же данные подводные лодки стали прототипом будущих субмарин класса IX.
Лодки строились в Бремене на верфях АГ "Везер" в период с 1935 по 1936 год. U-25 вошла в состав флота 6 апреля 1936 под командованием капитан-лейтенанта Эбхарда Годта. А U-26 11 мая того же года под командованием капитан-лейтенанта Вернера Хартманна. Обе лодки до начала войны использовались как учебные, также они использовались правительством нацистской Германии в целях пропаганды. Предполагалось, что после тренировок на подводных лодках типа I у подводников не возникнет проблем с другими типами подводных лодок, которые были гораздо маневреннее.
К началу Второй мировой войны лодки этого типа довольно сильно устарели и даже когда началась война, лодки I типа продолжались использоваться как учебные, но из-за нехватки подводных лодок были введены в строй и приняли участие в боевых действиях.
Боевой путь U-25
Свой боевой путь U-25 начала в 1940 году, чуть позже чем ее "сестра". Хотя первое свое судно U-25 потопила 31 октября 1939 года, этим судном был французский грузовой корабль "Baoulé", водоизмещением 5874 тонн. Во время своего похода в январе 1940 лодка потопила 4 грузовых судна - "Polzella" (Великобритания), водоизмещением 4751 тонн. "Enid" (Норвегия), водоизмещением 1140 тонн. "Pajala" (Швеция), водоизмещением 6873 тонны и "Songa", водоизмещением 2589 тонн. Во время этого похода лодка чуть не погибла, так как была атакована глубинными бомбами, но лодка смогла пережить эту атаку и уйдя от британской погони, вернулась на базу.
3 февраля 1940 лодка потопила британское грузовое судно "Armanistan", водоизмещением 6805 тонн. 13 февраля 1940 U-25 потопила датское торговое судно "Chastine Mærsk", водоизмещением 5177 тонн.
В июне 1940 года U-25 продолжала пиратствовать возле Британских островов. 13 июня 1940 года лодка потопила свою самую крупную жертву - британский торговый вспомогательный крейсер "Scotstoun", водоизмещением аж 17046 тонн. 19 июня лодкой был поврежден французский танкер "Brumaire", водоизмещением 7638 тонн, день спустя его добьет немецкая авиация.
1 августа 1940 года U-25 вышла в свой последний поход из Вильгельмсхафена с целью постановки мин возле норвежского берега, севернее Терсхеллинга U-25 сама наткнулась на морскую мину британского минного заграждения и затонула со всем экипажем, всего погибло 49 человек. Так и закончился боевой путь подводной лодки U-25, которая смогла потопить которых потопила 8 судов, водоизмещением 50 255 тонн и повредила одно судно, водоизмещением 7 638 тонн. Очень хороший результат для устаревшей лодки и бывшего учебного судна.
Боевой путь U-26
U-26 начала свой боевой путь немного раньше чем ее "сестра". Лодка еще с начала войны перестала быть учебным судном и приняла участие в боевых действиях. Во время своего первого похода лодка занималась установкой мин, на которых осенью 1939 года подорвались 4 торговых судна: 13 сентября "Alex van Opstal" (Бельгия), водоизмещением 5965 тонн. 7 октября "Binnendijk" (Нидерланды), водоизмещением 6873 тонн. 13 ноября "Loire" (Франция), водоизмещением 4825 тонн. 22 ноября "Elena R." (Греция), водоизмещением 4576 тонн. Эти четыре судна и стали первыми жертвами U-26.
В феврале 1940 года U-26 потопила 13 торговых судна. 12 февраля было потоплено норвежское торговое судно "Nidarholm", водоизмещением 3482 тонны. 14 февраля лодка потопила британское торговое судно "Langleeford", водоизмещением 4622 тонны. 15 февраля на дно ушло норвежское торговое судно "Steinstad", водоизмещением 2477 тонн.
В апреле было потоплено всего одно судно - британский торговый корабль "Cedarbank", водоизмещением 5159 тонн. Во время своего последнего похода, 30 июня 1940 года лодка потопила аж три судна - греческий торговый корабль "Frangoula B. Goulandris", водоизмещением 6701 тонн, норвежское торговое судно "Belmoira", водоизмещением 3214 тонн и эстонское торговое судно "Merkur", водоизмещением 1291 тонн. 1 июля, незадолго до своей гибели U-26 обнаружила конвой OA-175 к югу-юго-западу от Ирландии и в ходе атаки смогла повредить британский грузовой корабль "Zarian", водоизмещением 4871 тонн, но из-за противодействия сил эскорта, лодка была вынуждена уйти.
В 08.15 1 июля Сандерлэнд Mk.I P9603 обнаружил отходящую U-26 и, после того как лодка погрузилась, сбросил четыре 250-фунтовых (113 кг) противолодочных бомбы, заставив её практически моментально всплыть обратно. Сандерлэнд атаковал снова, сбросив второй комплект из четырёх бомб, сдетонировавших на расстоянии 40 м. британский корвет "Gladiolus" заметил облако дыма от дизелей субмарины одновременно с самолётом и на полной скорости отправился к данной точке, однако британский шлюп "Rochester", прибывший на место из распущенного конвоя OB-174, оказался быстрее. Не имея возможности погрузиться, экипаж U-26 подготовил лодку к затоплению и начал эвакуацию, когда подошёл шлюп и открыл огонь поверх голов, дабы воспрепятствовать затоплению. Как только последний член экипажа покинул лодку, она пошла на дно с дифферентом на корму. Все 48 членов экипажа были подняты на борт шлюпа и признаны военнопленными. Вот так и закончился боевой путь U-26, которая смогла совершить 6 боевых походов, в которых потопила 11 судов, водоизмещением 55 692 тонн и тяжело повредила ещё одно судно, водоизмещением 4 871 тонн. U-26 была потоплена ровно за месяц до гибели своей "сестры.
Итоги
Две устаревшие лодки класса I, которые к началу войны считались устаревшими и даже во время войны некоторое время использовались как учебные, смогли себя проявить весьма достойно. Несмотря на все свои недостатки, лодки данного класса смогли потопить 19 судов, общим водоизмещением 105 947 тонн и повредить еще два судна, водоизмещением 12 509 тонн. Лодки данного класса смогли на максимум проявить свой потенциал и несмотря на свою довольно быструю гибель, они сослужили хорошую службу кригсмарине. А на сегодня у нас всё.
Спасибо за внимание !



