224

Самолёт-симулятор

Самолёт-симулятор Самолет, Авиация, Симулятор, Интересное, Длиннопост

Самолёт который имитирует другие самолеты.

Этот самолёт-лаборатория был разработан в конце 1960-х  для отработки и испытания различных систем и оборудования для будущих самолетов.
ВВС США выдвинула идею что перед постройкой дорогостоящих летающих прототипов необходимо отработать технические решения на недорогой летающей лаборатории, которую
Cornell Aeronautical Laboratory (позднее Calspan Corp.) и предложила сделать из обычного Convair C-131:

Самолёт-симулятор Самолет, Авиация, Симулятор, Интересное, Длиннопост

С 1968 по 1970 компания провела работы по глубокой модернизации серийного самолёта, выпущенного в 1954 году, и который с 1955 по 1966 года выполнял транспортные перевозки в ВВС.

Были установлены турбовинтовые двигатели Allison 501-D-13 мощностью 4368 л.с. взамен поршневых Pratt&Whitney (2100 л.с.) что позволило увеличить крейсерскую скорость до 500 км/ч, а максимальную до 565 км/ч.

Программа получила название Total In-Flight Simulator (TIFS).

Фюзеляж был существенно усилен для увеличения жесткости, установлены вертикальные плавники на крыльях, которые создавали боковые силы и позволяли имитировать воздействие бокового ветра.

Самолёт-симулятор Самолет, Авиация, Симулятор, Интересное, Длиннопост

Установлена гидравлическая система, которая могла изменять свои характеристики под управлением бортовой вычислительной системы, которая занимала большую часть грузовой кабины:

Самолёт-симулятор Самолет, Авиация, Симулятор, Интересное, Длиннопост

Так же были модифицированы управляющие поверхности крыла.
Все эти доработки и позволяли имитировать характеристики устойчивости и управляемости других самолетов.

И самая главная и заметная доработка - это двухместная вторая кабина, которая и является симулятором:

Самолёт-симулятор Самолет, Авиация, Симулятор, Интересное, Длиннопост

Она оснащена собственными вычислительными системами и благодаря перенастраиваемым приборами и органам управления позволяла имитировать кокпит и поведение различных самолетов, от 747-го до космического шаттла.

Самолёт-симулятор Самолет, Авиация, Симулятор, Интересное, Длиннопост

Интересная деталь - пилоты попадали в кабину симулятора из в грузового салона через тоннель проходящий под основной кабиной:

Самолёт-симулятор Самолет, Авиация, Симулятор, Интересное, Длиннопост

На фото кокпита симулятора проём тоннеля слева, а посредине с красной рукояткой - это аварийный люк.
Вторая пара пилотов находилась в "родной" кабине и осуществляла контроль за управлением и имела возможность вмешиваться в управление на любом этапе полёта.

Самолёт-симулятор Самолет, Авиация, Симулятор, Интересное, Длиннопост

Кабина симулятора была съёмной и могла быть заменена на отсек для испытания радиоэлектронного оборудования - систем спутниковой и инерциальной навигации, радаров и локаторов по программе Avionics Systems Test and Training Aircraft (ASTTA):

Самолёт-симулятор Самолет, Авиация, Симулятор, Интересное, Длиннопост

Первый полёт NC-131H был выполнен в 1970 году, а уже в 1971 были начаты исследовательские полёты по программе бомбардировщика B-1 для уточнения лётных характеристик.
В последующие годы самолет использовался в испытательных полётах по программах Concorde, большого числа программ NASA, включая программу космического шаттла, начавшуюся в 1974, а также исследования посадок с боковым ветром.
В 1979 году кабина была вновь переоборудована и оснащена цифровыми ЭВМ для дальнейшего использования в программах по космическим шаттлам.

Самолёт-симулятор Самолет, Авиация, Симулятор, Интересное, Длиннопост

В 1987 году компания Boeing установила свой полётный компьютер и систему управления для испытаний и исследований по Boeing 757.
В 2000 году самолёт был передан в лизинг компании Calspan и получил гражданскую регистрацию N793VS.
В 2005 году применялся в программе Boeing 787.
Был задействован в исследовании характеристик управляемости сверхзвукового ударного самолёта-бесхвостки дальнего радиуса действия следующего поколения. Для этого была существенно переработана кабина симулятора и ее остекление, установлены новые дисплеи, камеры, приборы, органы управления и радары для отработки посадок сверхзвуковых самолетов в условиях нулевой видимости.
Так же привлекался в исследовании систем контроля двигателей при расследовании причин катастрофы A300  American Airlines Flight 578 в 2001 году.

За 40 лет эксплуатации TIFS совершил более 2500 исследовательских полетов под управлением более 180 пилотов, включая  Базза Олдрина,  Джеймса Ловелла и Дональда Слейтона, и в значительной степени способствовал разработке и продвижению более 30 крупных проектов по аэронавтике от современных бомбардировщиков до сверхзвуковых самолетов и самого космического челнока.
Были "просимулированы" такие летающие аппараты как X-29, YF-23, В-1, B-2, B747, C-5, C-130, C-141. Проведены испытания и существенно улучшены системы управления X-40A. Участвовал в разработке систем отображения информации, радаров и FLIR.

И еще одна интересная деталь - TIFS был старейшим действующим C-131 ВВС США до его "выхода на пенсию" в Национальный музей ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон, штат Огайо, куда он перелетел своим ходом 7 ноября 2007 года.

Самолёт-симулятор Самолет, Авиация, Симулятор, Интересное, Длиннопост

Найдены возможные дубликаты

+31

Он симулирует другие самолеты внутри самолета, что бы можно было лететь на самолете, пока летишь на самолёте. Прикольно.

раскрыть ветку 3
+9

Да, я ждал этого комента, просто отлично что он первый!

раскрыть ветку 2
+7

Я специально всегда носил с собой этот коммент, как раз на такой случай.

раскрыть ветку 1
+6

хмм..

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 4
+2

Неа, вчера на авиафоруме ссылка попалась )

раскрыть ветку 2
0

там тоже мониторят пикабу походу))

раскрыть ветку 1
0
Иллюстрация к комментарию
+3

ЯННП... У него же совсем другая аэродинамика, нифига не похожая на "имитируемые" самолеты. Я так понимаю, он, в первую очередь, для тестирования бортового оборудования? А то фигня какая-то получается.

раскрыть ветку 6
+3

Плюсую, не совсем понятно, что именно способен имитировать данный самолет

+1

Аэродинамику он "подделывает" при помощи дополнительных аэродинамических рулей управляемых бортотовым вычислительным комплексом в купе с "умной" гидравликой, "подделывающей" поведение симулируемого самолета.
И в первую очередь он предназначен для симуляции других самолетов и обучения пилотов, а испытания оборудования - опция.
В посте об этом есть.

раскрыть ветку 4
0
Понятнее не стало. В посте, в основном, про отработку всяких новшеств перед их реализацией в виде самолета (емнип). Про пилотов там как-то вскользь.
раскрыть ветку 3
+1
Поясните какие характеристики можно поменять, не меняя двигатели и геометрию крыла?
раскрыть ветку 2
0
0

Можно замедлить реакцию на органы управления, имитируя более тяжелые самолеты. На Як-130 применено нечто похожее.

0

Весьма вероятно что инженеры-конструкторы при создании этого самолета черпали вдохновение в живой природе:

0

А аналоги такой небывалой конструкции в мире были?

раскрыть ветку 1
+1

Идея использовать более простые самолеты с похожими характеристиками на определенных режимах для обучения на более дорогие и сложные, применяется успешно и давно, это как бы дальнейшее развитие принципа воздушного судна для первоначального обучения. Например Ту-134УБЛ, тут уже упоминавшийся в коментах как вероятный аналог.
А вот чтоб самолет с такими способностями к "мимикрии", то мне не встречалось.

0

У нас Ту 134 с носом есть. Похожего назначения.

раскрыть ветку 5
0

УБЛ?
Не совсем, у него нет второй кабины.

раскрыть ветку 4
-1

Да. Но он так же меняет летные характеристики под разные самолеты.
Какая то версия вроде даже бомбы бросала. 

раскрыть ветку 3
Похожие посты
Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: