1052

Рыночек решает...

Зарплата в 200 долларов и никаких перспектив: почему аниматорам в Японии так мало платят

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Индустрия аниме растёт с каждым годом: на рынке появляется всё больше крупных игроков. Фильм по «Клинку, рассекающему демонов» бьёт кассовые рекорды в Японии, а компании вроде Netflix увеличивают количество аниме-сериалов в своем сервисе. В этих условиях кажется странным, что аниматоры в этой индустрии практически бедствуют.

На The New York Times вышел материал о причинах этого явления, а мы выбрали из текста главное.


«У студий нет причин поднимать зарплату»

Индустрия аниме за последнее время показала рекордный рост: в 2019 году финансовый оборот этого рынка составил 24 миллиарда долларов. А пандемия ей почти никак не помешала — спрос только вырос.


Но единственное, что не поменялось в этой сфере, — зарплаты сотрудников. Тысячи младших художников и аниматоров зарабатывают в месяц около 200 долларов, и это считается нормой. С повышением на службе оклад значительно выше: например, аниматор с восьмилетним стажем Тэцуя Акуцу (участвовал в создании Darling in the Franxx, Made in Abyss, Tokyo Ghoul:re) зарабатывает от 1400 долларов в месяц.


Но в интервью The New York Times он рассказал, что его можно считать одним из немногих счастливчиков — почти никто в этой сфере не зарабатывает так много.


«Я хочу работать в индустрии аниме всю оставшуюся жизнь. Но я знаю, что с такой зарплатой невозможно жениться и завести ребёнка.» - Тэцуя Акуцу, аниматор.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Тэцуя Акуцу

Аниматоры высшего ранга, которые работают над самыми популярными франшизами, в среднем зарабатывают в год 36 тысяч долларов. Для сравнения, американские аниматоры, не занимающие руководящие должности, зарабатывают по 65 тысяч долларов в год.


При этом жить в Японии довольно дорого: Тэцуя Акуцу тратит почти всю свою зарплату на аренду маленьких апартаментов в окрестностях Токио и еду. А большинству его коллег не хватает денег и на это.


И причина такого маленького оклада, как оказалось, довольно тривиальна. Всё дело в нежелании студий повышать расходы на производство своих тайтлов. А по мнению переводчицы аниме Симоны Станцани, работавшей с японскими компаниями более 30 лет, рынок труда в этой индустрии переполнен — поэтому руководители почти не ценят рабочую силу.


«На этом рынке полно талантливых аниматоров, и многие из них действительно хороши в своём деле. Поэтому в студиях работает одно «пушечное мясо» — и нет причин повышать им зарплату.» - Симона Станцани, переводчица аниме.


При этом у студий, производящих аниме, нет недостатка в деньгах — у них есть заказы на годы вперёд от компаний вроде Netflix. Все сделки завершаются заранее, а потому между релизами тайтлов нет никакого «окна»: сотрудники постоянно работают над новыми проектами.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Но почти вся прибыль уходит не самим студиям, а так называемым производственным комитетам — совместным предприятиям различных компаний, которые финансируют создание аниме. Благодаря им у студий нет недостатка в средствах, но большую часть доходов они распределяют в виде роялти учредителям производственных комитетов.


Эту модель создания аниме можно считать устаревшей: сейчас у многих студий есть бюджеты для создания своих тайтлов. Но руководители компаний не спешат отказаться от системы производственных комитетов, поэтому почти вся сверхприбыль уходит третьим лицам.


Руководители студий привыкли к такому положению вещей в индустрии, поэтому не спешат договариваться с производственными комитетами о распределении прибылей. Им проще не повышать зарплату рядовым аниматорам, чтобы сохранить себе высокие роялти.


«Это бизнес с очень низкой рентабельностью»

Проблема усугубляется тем, что на производство аниме уходит слишком много денег. По сравнению с американскими мультфильмами, затраты на аниме не так уж и огромны. Но руководители студий умудряются тратить больше денег, чем положено по смете — из-за этого большинство сотрудников не трудоустроены официально.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Джастин Сэвакис, глава Anime News Network и исполнительный директор компании-дистрибьютора MediaOCD, считает, что рядовые аниматоры получают маленькую зарплату как раз из-за прихотей своих начальников.


Студиями обычно управляют творческие люди, которые действительно хотят создать что-то хорошее. И в процессе они пытаются откусить слишком много, делая свои проекты слишком амбициозными.


«К концу производства обычно выясняется, что они потеряли деньги на создании своего аниме. Все в индустрии знают, что это проблема. Но она настолько систематическая, что никто не знает, как её решать.» - Джастин Сэвакис, исполнительный директор MediaOCD


Также на маленькую зарплату влияет и отношение руководства к своим сотрудникам. Студии требуют от них слишком много, и условия труда оставляют желать лучшего — аниматоры вынуждены работать на износ. В такой ситуации никто и не пытается требовать у начальников повышения заработной платы.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Активист Дзюн Сугавара обратил внимание общественности на чудовищные условия труда японских аниматоров. Сейчас он руководит некоммерческой организацией, которая предоставляет сотрудникам аниме-студий жильё по доступной цене. По его словам, он загорелся этой идеей после того, как узнал об уровне жизни людей, которые создавали его любимое аниме.


Сугавара заявил, что оплата труда аниматоров не соответствует нормам японского законодательства, но правительство, по всей видимости, предпочитает закрывать глаза на эту проблему. А представитель министерства труда Японии отметил, что государство ничего не сможет сделать без коллективной жалобы от аниматоров — а они не спешат обращаться к чиновникам.


Тем не менее несколько студий обратили внимание на эту проблему. Например, Kyoto Animation официально трудоустраивает всех своих сотрудников. А Netflix открыла программу поддержки аниматоров в Японии — благодаря ей молодые сотрудники получат возможность зарабатывать до 1400 долларов в месяц.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

Но это не значит, что скоро все аниматоры смогут достойно зарабатывать. Многие студии не могут позволить себе повышать расходы: почти вся их прибыль уходит производственным комитетам и на производство проектов. В такой ситуации о рядовых сотрудниках почти никто не думает.


«Это бизнес с низкой рентабельностью. Это очень трудоёмкий бизнес. Лишь крупные студии смогли адаптироваться к этим условиям.» - Джозеф Чо, владелец японской анимационной студии


Дзюн Сугавара опасается, что нынешняя ситуация с рабочей силой может навредить всей индустрии. Многие молодые специалисты, возможно, не захотят мириться с таким положением вещей и уйдут из профессии.


Некоторые уже уволились. Аниматор Рёскэ Хиракимото рассказал The New York Times, что он мечтал работать в индустрии аниме всю свою жизнь.

Но максимум, что он получал за годы тяжёлого труда, — 38 долларов в день. После рождения первого ребёнка он уволился и устроился в дом престарелых. Сейчас ему платят гораздо больше — здесь работников ценят куда выше.

Рыночек решает... Япония, Работа, Статья, Обзор, Жизнь, Рыночные отношения, Длиннопост

У автора этого ролика в январе пришло вообще около 140 долларов.

«Многие люди просто ценили саму возможность работать над аниме, которое им нравится. Они были готовы выполнять свою работу вне зависимости от заработной платы. Но я не жалею, что уволился.» - Рёскэ Хиракимото, бывший аниматор

dtf.ru

Найдены возможные дубликаты

Япония

1.1K постов8.7K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

- Уважайте других пользователей и себя

- Запрещено разжигание межнациональной розни

Подробнее
+33
8 лет 1400 баксов... Это ж ниочем..
раскрыть ветку 29
0

Уверен много людей (в том числе и я) начали рисовать из-за аниме, тебе там все говорят, ух красиво рисует, сразу видно талант, молодец! Такого сразу возьмут, в итоге приехал в Японию аниматором, понял что быть мусорщиком намного перспективней,
LUL (картинки не будет, мне заблокировали эту функцию)

0

стоит задуматься о производстве собственного оняме

-42
Попробуй в РФ на 1400 найти работу
раскрыть ветку 26
ещё комментарии
+127
Строчат тягомотные онгоинги в студиях, у которых контракты с телеканалами на года вперед. Разок бы забастовку массовую устроили, а то как маленькие, не знают что только так есть шанс чего-то добиться от компаний с их контрактами.
раскрыть ветку 29
+132

так в посте написано же, что рынок перенасыщен рабочей силой и всегда можно найти замену и бастующие просто потеряют работу

раскрыть ветку 20
+32

там за забором РЕАЛЬНО очередь стоит. Бастущих выкинут, новых возьмут

+6

В Японии забастовки заканчиваются тем, что увольняют часть персонала.
Тут нужно влияние государства.

раскрыть ветку 4
+2

Обычно есть - либо отсутствие работы, либо отсутствие работы за такую зп. Там ещё можно несколько десятков причин накидать, если двигать в Москву/СПб не вариант

+2

В посте же сказано, что большинство работает неофициально. В таком положении забастовку не устроишь. Полицию вызовут и выгонят "нелегалов".

+77
ответный пост

Когда на наш рынок припёрся бесполезный Ваканим, их "партнёры" в лице Истари Комикс, расхваливая монетизацию просмотра аниме, в числе прочих аргументов, на полном серьёзе заявляли, что платя деньги за подписку, мы помогаем аниме-студиям напрямую, типа, часть денег идёт сразу в карман персоналу студий.

Такой брехни, рассчитанной явно на школоту или людей, которые ничего об этом не знают, я стерпеть не мог и вкратце напомнил им, как финансируется производство аниме:


Вариант 1а. Какое-либо издательство (продюсерская компания и т.д.) хочет снять аниме-сериал по очень популярной манге или ранобе и срубить на этом немного деньжат (много срубить не получится), бизнес этот низко маржинальный и вся основная прибыль, которая им обломится давно известна - это продажа мерча и рекламы во время показа по ТВ, а потом, после трансляции, продажа дисков/цифровых копий.


Вариант 1b. Всё тоже самое, что написано выше, только манга/ранобе не очень популярно, поэтому нужно снять сериал и поднять продажи бумажных копий.


Далее, создаётся продюсерский комитет - собрание людей/компаний, которые будут вкладывать деньги.

Эти люди договариваются с автором оригинала, издательством (если нужно) и выделяют бюджет.

И далее, на этот бюджет ищется студия!


Вот и всё. От бюджета зависит множество факторов - качество анимации, какие сейю будут работать на озвучке - знаменитые или новички, режиссёр - известный или тот, который вчера делал фазовку, композитор и прочее. Студия получает фиксированную сумму на производство сериала и ни йены больше. Как она распорядится выделенными деньгами никого не волнует, от студии нужен только готовый сериал.


И студия не получит ничего сверх, даже если сериал взлетит, все подпишутся на Ваканим, а продажи оригинала и мерча подскочат до небес: они работают за сумму, обозначенную в контракте. Остальную прибыль получит продюсерский комитет и разделит её между участниками. Вообще, грубо говоря, существует теория, что производство одной серии аниме должно стоить столько же, сколько стоит размещение рекламы в блоке.


Исходя из всего этого, просто как констатация - вся эта муть про то, что деньги с подписки доходят до студий - полнейший и лютейший пи.. враньё. Все деньги получает правообладатель. Студия правообладателем не является, она лишь подрядчик, который выполнил свою работу и получил за неё деньги. Чаще всего копейки - продюсеры не любят платить много. И, соответственно, это влияет и на зарплату рядовых аниматоров.


После моего ликбеза в группе Истари Комикс, набежало куча жополизов и вакаботов, которые обвинили меня во всех грехах, пиратстве и прочем, но аргументов по делу я так и не услышал.


P.S. Разумеется есть и исключения из всего этого. Например, студии Kyoto Animation и P.A.Works, которые сами снимают сериалы по собственным сценариям и получают за это всю прибыль. Но это лишь исключение из правил, остальные 95 процентов выпускаемого аниме снимаются именно как описано выше.

Показать полностью комментарии 11
+260

Забавно конечно. Тысячи желающих и любящих рисовать еще со школьной скамьи настолько перенасытили биржу труда и готовы работать за еду на старте, что топовые аниматоры зарабатывают в итоге как продавцы в комбини. Вот уж действительно рыночек порешал.

раскрыть ветку 45
+35

ха, "привет" им от сайтостроителей. Школьники с фреймворками и шаблонами настолько перенасытили этот рынок и демпинганули, что "фрилансер-сайтописец" стало чуть ли не ругательным.

раскрыть ветку 14
+63
В таком случае топовость аниматора несколько переоценена, не? Тот случай, когда за забором действительно очередь.
раскрыть ветку 29
+19

Но не смотря на это, при выпуске полнометражного аниме студия почему-то не может нанять больше рисовальщиков, чтобы раскадровать движения не на 5 кадров в секунду, а хотя бы на 15. Традиция, понимаешь!

раскрыть ветку 4
+18

Это да, денег все больше и больше, а анимация и сюжеты все более убогие. 

+1

А нахуя, фанаты всё равно через нейросеть прогонят и запилят 60 фпс 30 фпс

-8

Разве низкая частота кадров не главная фишка аниме? Не за это его любят?

раскрыть ветку 1
ещё комментарии
+14
Отвечаю не читая пост: потому что их там как говна
+37
Бред какой то - в Японии минимальная зп - от 7-9 баксов в час. Минимальная. 160 часовой месяц = 1120-1440.

Почитал еще - аниматорам реально платят 2 бакса в час... При этом чтобы обойти трудовой кодекс, они их нанимают как фрилансеров. Я так понимаю ребята работают тупо ради искусства, ибо дворник у них получает в разы больше.
раскрыть ветку 28
+23

Я так понимаю ребята работают тупо ради искусства

В статье именно это и написано: человек с 8-летним опытом прямо сказал, что его зарплата в $1400 (вообще ни о чём для Японии, с тамошним уровнем цен) не позволит ему жениться и завести ребёнка. И тем не менее, он собирается продолжать работу в этой сфере.

Ну что сказать? Они сами себе злобные буратино: ни забастовку нормальную устроить, ни работу найти (чтоб не только на еду хватило). И конкуренция год от года растёт. Скоро ещё сами доплачивать начнут за возможность поработать на проекте аниме, ага.

Не вижу причины их жалеть. Человек, которому нужен нормальный доход, пойдёт туда, где есть деньги. А рисование оставит для души в качестве хобби. А целый день вкалывать за гроши... Ну если хотят, кто же им запретит.

раскрыть ветку 23
0

они контракторы. что подписали, то и платят. япония вообще мерзкая страна, при хорошей з\п в 3-4к долларов, стоимость жизни в разы выше европы.

-24

Это очередная статья об "ужасах заграницы" как на дзене.  Мрот от 900 йен в час. 

раскрыть ветку 2
ещё комментарии
+58

капитализм, зачем платить больше, когда можно платить меньше? Помножь на азиатский клановый менталитет и туши свет.

раскрыть ветку 12
+36

А зачем они работают за такие деньги? В РФ 200 $ это хреновая зарплата  а в Японии и подавно.

раскрыть ветку 9
+4

Заводы стоят, одни аниматоры в стране

+5

А какая разница, жить в проголодь при каком строе?

+5

Если английский позволяет можете посмотреть подкаст с аниматором

Из интересного самому младшему персоналу в анимации отвечающим за междукадром платят несколько баксов за 1 кадр. У них есть свой счёт сколько стоит такие кадры, оценивается в 1 тарелке рамена. Если раньше где-то в 50-х годах 1 кадр стоил 1 рамен, то сейчас 5 кадров стоит 1 рамен. А делать 1 кадр, у новичка уходит целый день.

Причем компании могут даже не покупать софт, чтобы сотрудники работали на планшетах. Поэтому часть аниматоров делают в Блендере, потому-что она бесплатна

YouTube1:50:29
+39
В Японии вообще не закрепилось ещё представление о том, что трудоустройство это не самопродажа в рабство
раскрыть ветку 10
+2

Каком красивым словом ни назови, трудоустройство или самореализация, работа всегда рабство.. Изредка с приятными ощущениями

раскрыть ветку 2
-2
Что мешает сменить работу? Если твой труд почти не ценен - или смени профессию или ищи другие компании или в других местах. Все как советовал Медведев - не нравится зарплата, так иди работать там где больше платят. Только дефицит в специалистах или забастовки создадут хорошие зарплаты. А если вас много, то можно платить меньше - кто то да согласится.
Я вот физиком хотел быть. Но оплата и возможности в моей стране не очень Соответственно выбрал и другую специальность при поступлении в ВУЗ и другую работу.
раскрыть ветку 4
-14
Деньги - это обезличенная форма рабства. ©
раскрыть ветку 1
ещё комментарии
+12

Пусть идут в бизнес(с)

+31

Местные комментарторы

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 9
+14

Если поменять социалиста на капиталиста, а капитализм на социализм, то сразу назовут совкодрочером, расскажут про ГУЛАГ, репрессии и т.д.

Поэтому мем смешной, но только как постирония.

раскрыть ветку 8
+6
Зато
Иллюстрация к комментарию
+2

Год или два назад была статья на VOX на подобную тематику, и причину всего этого там указали.
Структурная несправедливость аниме берет свое начало от Осамы Тедзука (Osamu Tezuka), «бога манги» и создателя «Могучего Атома» (Astro boy). Тедзука был ответственен за нескончаемый поток инноваций и нововведений в манге, японских комиксах и аниме, экранной мультипликации. В начале 1960-х годов, когда телекомпании не хотели рисковать с запуском мультипликационных сериалов, Тедзука стал массово продвигать свои сериалы в эфир.

«В основном, Тедзука и его команда терпели убытки со своими сериалами, — сказал Майкл Крэндл (Michael Crandol), помощник профессора кафедры японоведения в Лейденском университете. — Они планировали восполнить убытки игрушками, фигурками и прочей лицензированной продукцией „Могучего Атома", включая фирменные леденцы. Однако, в связи с тем, что именно этот сценарий сработал в случае Тедзука и вещателей, он приобрел „статус-кво"».

Компания Тедзуки восполнила дефицит, и сериал стал успешным, но он, сам того не зная, создал опасный прецедент, лишив возможности зарабатывать себе на жизнь тех, кто пошел по его стопам. Дайана Вей Льюис (Diane Wei Lewis) указывает на недавнее исследование о том, что женщины, которые часто работали над мультипликацией дома, подвергались большей эксплуатации и получали меньшую оплату.
В настоящее время, когда производственные комитеты устанавливают бюджет для шоу, существует давно сложившаяся система сохранять затраты на низком уровне. Доход делится между телевещателями, издателями манги и компаниями по производству игрушек. «Материнские компании делают деньги на сопутствующих товарах, — говорит Крэндл. — Но бюджет рядовых художников-мультипликаторов складывается отдельно».

«Эта оплата столь смехотворна, потому что она все еще базируется на концепции, придуманной Тедзукой, — сказал Турлоу. — А тогда рисунки были очень простыми… Круглая голова и глаза в форме точек, и можно было нарисовать эскиз за 10 минут. Я мог заработать неплохие деньги таким образом… Но японское аниме сейчас… Каждый рисунок должен быть детально проработан. Ты работал целый час за два бакса».

+7

Сейчас, когда даже один талантливый человек может склепать полноценный мульт🤔 Скооперироваться и сбацать своё аниме с го и гейшами? Да не, бред какой-то

раскрыть ветку 9
+31

Окей.
Только на время производства аниме нужно где-то жить и что-то жрать. А на это накоплений у аниматоров не хватит. Делать в свободное от работы время - скорее всего не смогут изза высокой загруженности(только если будут работать на левой работе не по специальности).
И черт его знает выстрелит ли аниме или нет, а на старте ему придётся соперничать с другими аниме.
В общем этот путь только для рисковых маньяков гениев

+9

Одна серия аниме стоит 200к долларов, делается несколько месяцев.


Давай, пили еженедельно мультики

раскрыть ветку 7
+9

Тем, кто вот такое делает, я бы не только не платил, но ещё и палками бы пиздил. Анимации и так деградировали хуже некуда, что-то хорошее не так часто встретишь, ещё и жалуются.

Иллюстрация к комментарию
раскрыть ветку 71
+31

Это делается для плавности. Это промежуточный стоп-кадр. Так что не вижу тут ничего плохого.

раскрыть ветку 39