954

Ответ на пост «Почему не куча КамАЗов»1

Насмотрелся я в этом посте на карьерные самосвалы и вспомнилось, как когда-то довелось мне съездить на Хайбуллинский рудник в Башкирии, поснимать репортаж на "Всероссийском чемпионате операторов шахтных погрузо-доставочных машин."

Ну а раз восемь лет спустя меня, человека далекого от карьеров, эта тема всё еще цепляет, то расскажу и вам. Возможно, будет интересно, а кто-то может и себя узнает на фотографиях.

Вообще, ПДМ (погрузо-доставочная машина), это такая длинная гибкая штука, предназначенная для эффективной перевозки горной породы из горизонтальной карьерной шахты в самосвал или отвал недалеко от шахты. Сразу скажу, я не специалист в этой области, так что если более знающие люди захотят поправить какие-то формулировки - вэлкам.

Основная особенность ПДМ, это шарнирно-сочлененная рама. То есть она поворачивает за счет изгиба себя посередине, а не за счет поворота колёс. Так же, оператор в ней сидит поперек оси движения, короче, боком. Чтобы иметь возможность смотреть в оба направления движения.

В общем, это такой гибкий, плоский, чрезвычайно грузоподъемный червяк. И соревнование операторов этих червяков меня позвали фотографировать. Естественно, я не смог отказаться. Тем более пообещали халявную каску. С наушниками.

Проходило всё это дело в карьере Юбилейный, недалеко от Магнитогорска. Он, карьер, представляет из себя несквозную дыру в земле диаметров 800 метров и глубиной 230. Внушительная штука.

Так как чемпионат был всероссийский, то участники собрались со всей страны. От Норникеля и Кольского ГМК до Серебра Магадана и УГМК. Соревнования проходили по многим дисциплинам, в том числе теоретическим, но мне больше всего была интересна практика.

Одним из практических заданий была симуляция обычных работ, только на скорость и аккуратность. То есть, забор породы в шахте, вывоз её в отвал, разворот и парковка в "гараж".