26

Ответ на пост «Holy shit пророка Иезекиля»1

И все-таки без нейросеток никуда. Для тех, кто нихуя не понял, как и я, причем тут говно и все, что с этим связано, вот вам объяснение от нейросетки.

-----------------------------------

Это один из самых странных и визуально мощных эпизодов всей Библии — глава 4 (и начало главы 5) книги пророка Иезекииля. Всё происходит примерно в 592–591 годах до н. э., когда Иезекииль уже находится в вавилонском плену вместе с первыми депортированными иудеями (это ещё до окончательного разрушения Иерусалима в 586 году).

Что Бог велит Иезекиилю сделать и зачем

Господь говорит Иезекиилю: ты должен стать живой картиной, живым театром одного актёра, который будет показывать людям, что скоро произойдёт с Иерусалимом и всем народом. Это называется «пророческие действия-знамения».

Вот что ему велено сделать (всё это он должен был делать публично, на глазах у других изгнанников):

- Взять глиняную дощечку, нарисовать на ней план Иерусалима и изобразить осаду: насыпать вал, поставить тараны, лагерь врагов и т. д. (4:1–3)

- Лечь на левый бок на 390 дней — каждый день за один год грехов северного Израильского царства (которое уже давно исчезло).

- Потом перевернуться и лежать на правом боку ещё 40 дней — за грехи Иудеи. Во время всего этого лежания он должен есть очень скудную еду (примерно 250 г хлеба в день и чуть больше литра воды), чтобы показать голод во время осады Иерусалима.

- И самое шок-контент: этот хлеб он должен печь на человеческом кале, прямо на глазах у всех (4:12).

Зачем именно на человеческом кале?

Это символ крайнего осквернения и унижения. В будущем, когда Иерусалим будет в осаде, а потом люди пойдут в плен, им придётся есть нечистую пищу среди язычников. А самое нечистое, что только можно представить для иудея — это контакт еды с человеческими экскрементами. Поэтому Господь говорит: «Вот так сыны Израилевы будут есть хлеб свой нечистый среди тех народов, куда Я изгоню их» (4:13).

Реакция Иезекииля

Иезекииль в ужасе кричит (4:14):

«О, Господи Боже! Я от юности моей доныне не ел ничего нечистого, ни павшего, ни растерзанного зверем, и никакое нечистое мясо не входило в уста мои!»

То есть он всю жизнь был очень строгим в соблюдении кашрута и ритуальной чистоты (а он был священником по происхождению). Для него даже коровий навоз — уже нечистота, а человеческий кал — это вообще запредельный кошмар.

Ответ Бога

Бог идёт на уступку (это один из редчайших случаев в Библии, когда пророк «торгуется» с Богом и получает послабление):

«Хорошо, я даю тебе вместо человеческого кала — коровий навоз, и пеки хлеб на нём» (4:15).

Иезекииль соглашается. Коровий навоз тоже нечист, но всё-таки не настолько отвратителен и оскорбителен, как человеческий.

Что было дальше в этом же «спектакле»

После истории с хлебом Бог велит Иезекиилю ещё несколько жутких вещей (глава 5):

Обрить голову и бороду (это позор для иудейского мужчины).

Разделить волосы на три части: одну сжечь, другую порубить мечом, третью развеять по ветру, а несколько волосков спрятать за пазуху.

Это символизировало, что треть народа погибнет от голода и мора в городе, треть будет зарублена вавилонянами, треть рассеяна по странам, а малая часть уцелеет.

Итог всего эпизода

Иезекииль реально всё это проделал (по крайней мере, так утверждает текст). Он несколько сотен дней лежал на боку, ел скудный паёк, пёк лепёшки на коровьем навозе на глазах у изумлённых соплеменников. Люди смотрели на этот перформанс и понимали: «Ого, с Иерусалимом будет полный пиздец».

И действительно — через несколько лет всё произошло именно так, как он показывал.

Короче говоря: это был не кулинарный эксперимент и не приступ шизофрении, а очень жёсткий, шокирующий театр, который должен был вбить людям в голову, что наказание будет страшным и унизительным до предела. И человеческий кал здесь — просто самый мощный символ этой грядущей нечистоты и деградации.

-----------------------------------