Ответ на пост «Дети: чувства и эмоции»1
Возможно тут будет очень уж личное мнение, но в теме эмоций и их выражения очень много спорных моментов. И я так вижу из своей практики и того, что сейчас происходит. Если нет регуляции внешней, то и внутренней не будет никогда. Да, мозг развивается и обучается. А там где не развивается по тем или иным моментам — компенсируется.
Но учить выражать эмоции, совершенно бесполезно, если нет чётко очерченной структуры. То есть сегодня, у примеру, мы обсуждаем, почему тебе нельзя ныть и выпрашивать шоколадку, а завтра молча покупаем шоколадку, потому что устали и нет сил, и? Где последовательность?
Какие обсуждения эмоций, если нет цели у воспитания, если нет структуры в семье, если нет понимания как нужно в принципе общаться? Если нет элементарной грамотности взаимодействия?
И тогда обсуждения из разряда "Расскажи, что ты чувствуешь...", превращаются в тот ещё абьюз. Да ничего не чувствуют дети, которые не видят последовательности в действиях взрослых. Которые видят как на одно и то же поступают разными способами, когда видят, что при равных поступках, скажем у него, и его друга, реакции разные, как и степень наказания.
И разговоры об эмоциях, о злости и о том как её нужно выражать или не выражать в данный момент, вызывают ещё больше непонимания и злости. Потому что дети видят действия, а когда им навязывают в этот момент разговоры об эмоциях, это их обучает именно разговаривать об эмоциях, а не менять поведение и действия. Это как топтание на месте.
В моей практике было достаточно примеров, когда незрелые родители, пытаются своим более зрелым детям навязать эмоциональную грамотность. Ничем хорошим это не заканчивалось.
И при любом воспитании, следует прежде всего помнить о том, что ребёнок растёт, и его мозг ещё развивается, и многие зоны, которые отвечают за логику, мышление, анализ, и в том числе анализ эмоций, ещё не развит настолько, чтобы про это что-то да соображать. И соответственно, когда он начнёт уже быть готов к этому, обсуждать, у ребёнка уже такой заряд негативна на это может быть, что во взрослом возрасте придётся очень сильно постараться, чтобы научиться адекватно вообще на тему эту смотреть, как в своей жизни, так и в жизни других.
А следовательно, при любом воспитательном процессе, следует это помнить, и понимать, что первоначальным является научение. То есть действия, когда есть чёткое понимание, что такое-то действие возможно, а такое нет. И какие будут последствия. Ни один ребёнок не будет стоять рядом с горячим чайником и ныть, что ему не разрешают его трогать, верно же. Наверное там чётко понимаются последствия.
А когда последствия не понимаются, идут разговоры о высоком, великом, о совести и понимании. О важности эмоций.
Ни у одного профессионала нет эмоций в процессе выполнения действий, он делает. И когда у него эмоции, он проваливает свою работу. И просто когда говорят об эмоциях, и об их важности и нужности, почему-то все забывают о том, что рядом как-то есть поведение. Действия.
Поймите правильно, эмоции нужны, важны и их нужно понимать. Но прежде чем про них говорить, нужно понимать, что до них в жизни человека и в структурах мозга возникает совсем друге. И если это не учитывать, хоть заговоритесь. Толку не будет. А если мозг не скомпенсирован, нервная система имеет проблемы, про эмоции говорить в принципе бесполезно. Там другие вещи нужно решать. А вот из-за этой важности темы эмоций и их обсуждения, эти темы не решаются, а потом проблемы хуже, чем неумение отличить раздражения от тревоги.
Как обсуждения помогут ребёнку правильно ставить буквы в слове, если у него дисграфия. Многие не понимают, что это реальная проблема, над которой он не властен. Знаете сколько усилий нужно, чтобы объяснить это взрослому человеку? Ой, оказывается ваш сын над вами не издевается... Странно, да? Так и в других моментах. Хоть заговоритесь об эмоциях, толку будет нуль, если нужно совсем другими вещами заниматься.
Психология | Psychology
22.8K постов60.2K подписчиков
Правила сообщества
Обратите особое внимание!
1) При заимствовании статей указывайте источник.
2) Не выкладывайте:
- прямую рекламу;
- спам;
- непроверенную и/или антинаучную информацию;
- информацию без доказательств.