Я социальный педагог и работаю с трудными детьми и подростками в городе Вена. За 10 лет работы я сталкивался с разными ситуациями, но самая актуальная — это чувства и эмоции и трудности в их проявлении. Об этом сейчас и расскажу и, может, помогу кому-то понять, почему так происходит.
На данный момент я работаю в организации, где моя клиентура находится между 10 и 15 годами. Они бесятся, кричат и орут так, что посторонние иногда думают, что мы их режем. Эти дети и подростки должны ещё только научиться справляться со своими чувствами социально приемлемым способом. Этот процесс связан с развитием мозга, и это развитие могут поддерживать родители и опекуны, вроде меня.
Даниель приходит домой, швыряет портфель в угол и кричит: «Штефан такой урод! Он сказал, что пойдет со мной в зоопарк, теперь он берет с собой Сэмюэля!». Он топает ногами, хлопает дверью, стучит кулаком по своему столу. Его мать только вздыхает в ответ, а в детской уже орет его младший брат, вырванный криками из сна.
Каждый день мы заняты тем, что держим под контролем наш внутренний эмоциональный мир для того, что бы адекватно перенести его во внешний мир. Взрослые обычно хорошо с этим справляются: мы научились регулировать свои чувства и вести себя в соответствии с социальным контекстом. Это происходит полностью автоматически. Сколько энергии на самом деле стоит нам эта саморегуляция, часто становится ясно только тогда, когда мы устали, напряжены или голодны. А иногда бывает и так, что мы быстро теряем терпение. Ну например: ребенок постоянно скулит, что шоколадка ему обязательно нужна на кассе в супермаркете или он не хочет вечером ложиться спать.
Нашему мозгу требуется много усилий, чтобы подавить неуместные реакции и использовать успешные стратегии управления чувствами таким образом, чтобы мы чувствовали себя эмоционально уравновешенными — не баловали — и были социально адекватными — ни на кого не кричали.
Способность грамотно справляться с эмоциями связана с развитием мозга. Первоначально ребенок в младенчестве зависит от регуляции извне, например, от родителей, которые успокаивают его, когда он плачет. Только со временем дети учатся сами регулировать свои эмоции, успокаиваться, отвлекаться, самостоятельно решать проблему. Потому что в основе этой способности прежде всего лежат так называемые исполнительные функции, которые иногда скачкообразно развиваются в дошкольном и подростковом возрасте. Это психические функции, которые люди могут использовать для управления своим поведением.
Готовый к школе ребенок способен более длительное время концентрировать внимание, блокировать нерелевантные внешние раздражители и концентрировать внимание на поставленной перед ним задаче. Память также значительно улучшается в этом возрасте, так что школьники уже запоминают сложные задачи гораздо лучше, чем в детском саду. Однако задачи, которые являются эмоционально сложными, могут быть успешно решены только в подростковом возрасте. Семилетнему Даниелю до сих пор трудно контролировать свое поведение во время ссор. Причиной этого является отсутствие взаимодействия двух систем в этом возрасте: одна отвечает за контроль действий, другая за эмоциональные реакции.
Структуры мозга, важные для эмоциональных реакций, развиваются раньше, чем те части мозга, которые отвечают за контроль действий, подавление импульсов, внимание и память. Эти две системы соединяются только в детстве и позволяют шаг за шагом совместно обрабатывать стимулы и, таким образом, иметь возможность контролировать импульс к действию в эмоциональных ситуациях.
Дети и подростки действуют импульсивно, даже если они уже осознают, что такое поведение неуместно, когда они не находятся в эмоциональной ситуации. Причина этого кроется в работе переднего мозга. Требуется время и практика, чтобы развить навыки подавления импульсов и целенаправленного поведения. Кроме того, требования окружающей среды становятся все более сложными.
Однако более сложные задачи также требуют более сложных стратегий управления чувствами и импульсами. Такие стратегии иногда более, а иногда менее полезны. Например, было бы контрпродуктивно всегда избегать определенных ситуаций (отвечать у доски, идти одному за хлебом). Таким образом, пошаговый подход может помочь научиться регулировать чувства и импульсы к действию. В трудной ситуации для ребенка или подростка может быть полезно отвлечь свое внимание от источника разочарования, такого как ссора, и сосредоточиться на чем-то положительном или уйти от ситуации — отвернуться, выйти из комнаты. В особо эмоциональных ситуациях требуется инструктаж взрослых, чтобы дети смогли отвлечься и успокоиться. Перспективные стратегии также включают в себя принятие или активное изменение своего состояния.
Окружающая среда ребенка может способствовать обучению способности регулировать эмоции. Родители, учителя, братья и сестры, опекуны служат для ребенка образцом для подражания. С одной стороны, дети копируют соответствующее поведение своих моделей при работе с эмоциями, с другой стороны, они учатся на реакциях окружающих. Дети, у которых отсутствуют эффективные стратегии обращения с эмоциями, не могут успокоиться в трудных ситуациях и часто остаются напряженными, раздражительными и расстроенными длительное время. Неспособность регулировать собственные эмоции затрудняет общение детей в школе и дома. Иногда дети бывают агрессивными и вспыльчивыми или тревожными и подавленными.
Поэтому для предотвращения таких проблем важно сознательное обсуждение этой темы в семье, а также в детских садах и школах. В повседневной жизни есть масса возможностей тренировать умение правильно распознавать и регулировать эмоции в игровой форме, например, с карточными и настольными играми, с такими играми, как «я пакую чемодан...» или «Перестань танцевать». Для многих детей является большой проблемой правильно передать эмоции, пережитые в игре, внешнему миру. Это может варьироваться от восторга победителя до крайнего разочарования и гнева проигравшего.
Такие моменты можно использовать для обсуждения контрпродуктивных реакций и отработки новых стратегий, способствуя тем самым продолжению игры и контролю над действиями. Только активное переживание таких чувств и практика в безопасной среде позволяют ребенку усвоить полезные стратегии регуляции эмоций и стать хозяином собственных чувств посредством целенаправленного контроля действий.
Часто родители даже близко не знают о чем речь и не понимают что делать. На начальных этапах я всегда даю родителям эти четыре совета:
1. Родитель — это образец для подражания! Любой родитель. Даже если он говорит «не делай как я». Дети учатся в основном через подражание и ищут эти образцы для подражания, у которых они учатся тому, как вести себя в определенных ситуациях и какое выражение эмоций уместно. Поэтому лучше обратить внимание на то, как вы ведете себя, например, когда вам грустно или вы расстроены. И если ребенок ведет себя так же (уходит в себя, молчит или кричит и стучит кулаком по стене), то начинать воспитывать надо сначала себя.
2. Назовите свои эмоции и эмоции ребенка. Это помогает ребенку распознавать собственное эмоциональное состояние, а также открыто с ним справляться. Сознательное восприятие эмоций — важный шаг к тому, чтобы вообще иметь возможность их регулировать. А вещи становятся более понятными, если им дать имя. Например: один парень в нашем интернате говорит «я как пакет» когда он в хорошем настроении. Потому что шуршит и шелестит. Другая же девочка выбрала фразу попроще для своего «плохого состояния» . Что-то вроде «I fucked» в немецком варианте. И это вполне конкретные сигналы.
3. Дайте ребенку пространство и время, чтобы дождаться, когда волна интенсивных эмоций закончится и успокоится. Не надо пытаться насильно успокоить в тех ситуациях, которые кажутся вам самим пустяковыми. Поддержите детей, если они еще не разработали свои стратегии. Просто представьте, что перед вами человек, которые только учится кататься на велосипеде. А вы тот, кто делает это уже очень давно.
4. Обсудите с ребенком, какие существуют стратегии обращения с его чувствами в определенных ситуациях. Например: при вспышках агрессии я советую некоторым подросткам парням сильно сжать место между большим и указательным пальцем. А ещё дыхание: 10 вдохов через нос и выдохов через рот. И таких стратегий уйма.