Откуда пошли монастыри?

В почти каждой области или большом городе России есть монастыри. Каждый год немало молодых людей оставляют обычную жизнь и уходят в эти обители, чтобы, как они считают, стать ближе к Богу. Для родителей это часто становится настоящей трагедией — словно они хоронят ребёнка заживо. Многие смотрят на монахов с огромным уважением, называют их настоящими столпами веры, на которых держится земля русская. Но действительно ли уход в монастырь приближает человека к Богу? Хотел ли Иисус Христос, чтобы мы приносили такую жертву? Что об этом говорит Библия? Монастыри — это Божья воля или человеческое изобретение? Давайте попробуем разобраться.

Сначала обратимся прямо к Библии и посмотрим, что говорит Сам Бог.

В книге Бытие написано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину… И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1:27-28).

Иисус сказал: «Я пришел для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).

В молитве за учеников Он просил Отца: «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» (Ин. 17:15).

И ещё дал повеление: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20).

Нигде в Библии вы не найдёте призыва уйти от мира спрятавшись от людей, жить в уединении в моностыре. Единственный, кто жил обособленно, — это Иоанн Креститель, и то потому, что у него была особая миссия — подготовить путь для Иисуса. Больше ни об одном человеке в Писании. Бог не просил удаляться от общества.

Откуда же тогда взялись монастыри, если Бог об этом не говорил?

Давайте посмотрим на историю. Многие думают, что монастыри — это чисто христианское явление, место, куда уходят лучшие люди, чтобы служить Богу вдали от греховного мира. Но на самом деле всё иначе.

Слово «скит» пришло из древнеегипетского «ши хэти» — «вес сердца», связанного с судом над душой в загробном мире. А постриг в монахи, символическая смерть для мира, очень напоминает ритуалы посвящения в древние мистерии (Религии мира. Т. 1, с. 80). Первые монастыри появились именно в Древнем Египте — группы людей отказывались от семьи и имущества, жили при храмах. Потом эта идея стала популярной в восточных религиях — индуизме, буддизме, даосизме, синтоизме. Цель везде была одна: уйти от мира, чтобы приблизиться к божественному, заслужить спасение молитвами и добрыми делами.

Монастыри часто имели не только духовную, но и политическую, и военную силу. Именно там зародились древние боевые искусства — кунг-фу, каратэ и другие. Когда в четвёртом веке до Рождества Христова буддизм пришёл из Индии в Китай, монахи принесли с собой систему калариппаджат, из которой потом выросло кунг-фу (Исчезнувшие цивилизации. Древняя Индия: страна чудес. М.: Терра, 1997, с. 58-59). В средневековой Японии монастыри активно участвовали в борьбе за власть. Был даже целый государство-монастырь — Тибет, центр одной из самых мрачных форм буддизма (Опарин А. А. Религии мира и Библия. Харьков: Факт, 2000).

Прообразы монастырей находят у инков, ацтеков, майя. В Древнем Риме были весталки — жрицы, давшие обет целомудрия. В Греции при оракулах жили пифии, посвятившие жизнь храму. У кельтов друиды были жрецами, отделёнными от обычной жизни. Так что монастыри — это совсем не христианское изобретение.

В христианстве они появились только в третьем веке, когда в других религиях уже существовали тысячи лет. И началось всё опять в Египте. Первым отшельником называют Павла, который в 251 году во время гонений ушёл в пустыню. Но настоящим основателем монашества считается Антоний Великий (251-355). Он собрал вокруг себя учеников — так появилась первая община. Антоний сначала жил в гробовой пещере, потом в развалинах крепости, двадцать лет видел только друзей два раза в год. Его мучили демоны и воспоминания о мирских удовольствиях, но он боролся постом и молитвой. Вокруг него собрались подвижники — так родилась первая монашеская община в 305 году. Он основал отшельническое житие — лавры, где каждый жил отдельно под руководством старца. А Пахомий Великий (292-348) создал общежительный монастырь на острове Нила с жёстким уставом: безбрачие, строгий пост, тяжёлый труд, полная изоляция от мира (Полный Православный богословский энциклопедический словарь. Т. 2, с. 1591-1594).

Эти люди искренне переживали, что церковь теряет чистоту, смешиваясь с языческим миром. Они хотели сохранить истину и решили полностью уйти от общества. Но вместо того чтобы проповедовать личные отношения со Христом, Который Один может изменить сердце, они стали бороться с грехом физическими способами — изнуряли тело, чтобы оно не требовало греховного. Посты, бессонные ночи, грубая одежда, холод, тяжёлый труд, потом самобичевание, власяницы из конского волоса. Но человек внутри оставался прежним — только Христос может по-настоящему изменить нас.

Мы уже говорили про Мартина Лютера — он в монастыре чуть не умер от таких подвигов, но покоя не нашёл. Только когда понял, что достаточно довериться Христу, обрёл радость.

Сначала монахи были равны, сами себя кормили. Но с шестого века монастыри слились с официальной церковью, монахов стали предпочитать на епископские должности, а обители начали получать огромные пожертвования — земли, деревни, деньги. Скромные скиты превратились в богатых феодалов.

Появились монашеские ордена. Бенедикт (480-543) основал орден с очень строгим уставом, ввёл должность аббата. Орден доминиканцев, основанный в 1215 году Домиником, с 1233 года взял на себя инквизицию. Они разработали самые страшные пытки. Торквемада лично отправил на костёр 8800 человек, Диего Деза — 2592. Бывший секретарь испанской инквизиции писал: трибунал свиреп и жесток, инквизиторы невежественны, кровожадны, живут грабежом (Льоренте Х. А. История испанской инквизиции. В 2 т. М.: Ладомир; ACT, 1999, с. 478).

Иезуиты, основанные в 1540 году, стали мастерами шпионажа и коварства. Воинственные ордена — тевтонцы, ливонцы, меченосцы — вели крестовые походы на славян. Нищенствующие ордена ходили по Европе, собирали подаяние и часто вели разгульную жизнь.

Так появились монах-палач, монах-воин, монах-шпион, монах-вымогатель. Конечно, были и искренние миссионеры, центры переписывания книг, настоящей духовности. Но за миссионером часто шёл воин и инквизитор.

Если сравнить христианское монашество с восточным, сходство поразительное: уход от мира ради спасения, умерщвление плоти, посты, бдения, отказ от семьи, владение землями, политическая и военная сила, борьба с инакомыслием, насильственная миссия.

Последствия этого отступления серьёзные.

Во-первых, опять спасение делами — уход в монастырь как способ заработать вечную жизнь. Это отводит взгляд от Христа.

Во-вторых, дискредитация церкви — инквизиция и завоевания вызвали ненависть, люди уходили в атеизм, теряя надежду на встречу с Христом.

В-третьих, религиозный фанатизм от долгих истязаний плоти.

В-четвёртых, потеря радости. Уставы запрещали смех, требовали только плакать о грехах. А Павел писал: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). Господь хочет, чтобы мы уже здесь имели жизнь с избытком.

Мы пьём это вавилонское вино, если уходим в монастырь; применяем монашеские практики — неразумно строгие посты, бдения, самоистязания — как путь к спасению; считаем грехом радость и смех; представляем Бога суровым тираном, а не любящим Отцом; забываем, что главное в христианстве — восстановить отношения с Богом и людьми через покаяние и принятие Христа в сердце. Стены не изменят нас — это может сделать только Он.

Темы

Политика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

18+

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Игры

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юмор

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Отношения

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Здоровье

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Путешествия

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Спорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Хобби

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Сервис

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Природа

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Бизнес

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Транспорт

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Общение

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Юриспруденция

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Наука

Теги

Популярные авторы

Сообщества

IT

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Животные

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кино и сериалы

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Экономика

Теги

Популярные авторы

Сообщества

Кулинария

Теги

Популярные авторы

Сообщества

История

Теги

Популярные авторы

Сообщества