О причинах странностей зумеров1
Текст ниже не мой, он родился в результате обсуждения поколения зумеров. Текст важен, он показывает что это поколение - лишь результат нашего воспитания.
______________________
Кто-то их вообще готовил к жизни?
Сын у меня будет учитель истории. С удивлением узнал, что они не изучают Макаренко. Скорее наоборот. Макаренко сегодня фактически исключён из mainstream-педагогики, это не просто странно, а тревожно. Это симптом важной проблемы: современная система образования (особенно на Западе и в России, следующей его трендам) отказалась от воспитания как такового, заменив его индивидуализированным сопровождением и терапевтическим подходом.
Почему Макаренко «вычеркнули»?
1. Коллектив vs. индивидуализм
Современная педагогика делает ставку на личные траектории, «уникальность» каждого ребёнка. Коллектив воспринимается как угроза идентичности, а не как инструмент развития. Макаренко же считал: без коллектива нет личности. Именно ответственность перед другими (а не просто «самовыражение») формирует характер.
2. Дисциплина = «насилие»
Сегодня дисциплина ассоциируется с подавлением, а не с освобождением через порядок.
Макаренко говорил: дисциплина это эстетика свободы, как правила дорожного движения позволяют ездить без аварий.
3. Труд = «эксплуатация»
В эпоху «ребёнко-центризма» труд (особенно обязательный) считается нарушением прав. - Для Макаренко труд -способ стать человеком. Без него инфантилизм и зависимость.
4. Учитель ≠ авторитет
- Макаренко настаивал: учитель - лидер, задающий планку. Без этого - хаос.
Какой мы имеем результат?
- Класс как толпа, а не команда.
- Дети не учатся жить в обществе - только «выражать себя».
- Учитель в роли психолога, а не наставника.
Почему Макаренко - всё ещё будущее?
Его система - единственная в мире, доказавшая, что даже малолетних преступников, воров можно сделать людьми. Современная педагогика не может этого повторить она лишь адаптирует детей к -обществу потребления.
Без коллектива, труда и дисциплины нет воспитания. Есть только симуляция.