0

Лесной город

Город Кириафиарим, что переводится как город лесов, некогда окружали густые, величественные леса, определившие его название. Он располагался недалеко от Вефсамиса, на стыке земель колен Иуды и Вениамина, переходя из-под власти одного к другому. До завоевания Палестины иудеями Кириафиарим входил в союз городов, принадлежавших евейскому племени. Помимо него, в этот союз входили Кефира, Беерофа и Гаваон, который считался главным центром объединения (И. Нав. 9:17). В период, когда патриарх Иаков возвратился в Палестину, евеи на время владели и Сихемом. К этому племени относился сын местного правителя, тоже Сихем, совершивший насилие над Диной, дочерью Иакова (Быт. 34). Евеи, потомки Ханаана (Быт. 10:17), славились торговлей и жили относительно спокойно, пока не узнали о вторжении евреев под предводительством Иисуса Навина, сокрушавшего всё на своём пути. В отличие от других хананейских общин, евеи осознали бесполезность сопротивления. Вместо союза против израильтян они выбрали союз с ними. “Рассудив, что открыто объявить себя хананеями опасно, и надеясь полностью избежать угрозы, послы решили выдать себя за приезжих, не связанных с местными жителями и живущих далеко. Они заявили Иисусу, что пришли издалека, движимые слухами о мощи евреев. В подтверждение они указали на изношенную одежду, специально надетую для вида, будто из долгого пути. Так одетые, они явились к израильтянам, представившись послами от гаваонитян и соседних городов, расположенных далеко, и просили заключить мирный договор, радуясь дарованной евреям Ханаанской земле. Указывая на признаки далёкого путешествия, они убедили Иисуса в своей правоте, и он, поверив, что они не хананеяне, заключил с ними союз. Первосвященник Елеазар и старейшины скрепили его клятвой дружбы и защиты, а народ присоединился к обещанию. Получив желаемое обманом, послы вернулись домой. Позже, ведя войско в горные районы, Иисус узнал, что гаваонитяне — хананеяне, живущие близ Иерусалима, и призвал их старейшин, упрекая во лжи. Те ответили, что обман был единственным спасением, и Иисус, посовещавшись с Елеазаром и старейшинами, решил, что клятву нарушить нельзя, но гаваонитян можно привлечь к трудам. Так они сохранили жизнь. Разгневанный царь Иерусалима, узнав о союзе, призвал соседних правителей выступить против гаваонитян. Те, объединившись вчетвером, расположились лагерем у источника близ города, готовясь к осаде. Гаваонитяне, видя угрозу от своих, обратились к Иисусу, надеясь на помощь по договору, ведь хананеи стремились их уничтожить. Иисус поспешил с войском, маршируя день и ночь, напал на врагов на рассвете, обратил в бегство и преследовал в долине Вифоры. Там он убедился в Божьей поддержке: разразилась буря с громом, молнией и градом. День продлился дольше обычного, чтобы ночь не прервала победу, и Иисус настиг четырёх царей в пещере Маккед, перебив их. О продлении дня свидетельствуют священные книги храма” [Иосиф Флавий. Указ. соч. Т. 1. Книга 5. Глава 1, 16, 17. С. 215–217]. Так евеи, вступив в союз с Израилем необычным путём, выжили, сохраняя свою идентичность ещё несколько веков. Язычники по происхождению, они, живя среди израильтян, через браки привносили свои порочные обычаи (Суд. 3:3, 5, 6). К эпохе Самуила население Кириафиарима стало смешанным иудо-евейским.

Лесной город

В отличие от Вефсамиса, Кириаф-Иарим не числился среди левитских городов. Учитывая это и смешение с евеями, можно было бы ожидать низкого духовного уровня его жителей по сравнению с Вефсамисом, где жили чистокровные иудеи-левиты, хранители веры. Однако всё оказалось иначе. Жители Кириаф-Иарима приняли ковчег с почтением и радостью, осознавая его святость, и передали его на хранение левиту, специально найденному среди них. Согласно 1 Пар. 15:10–11, Аминадав и его сын Елеазар (1 Цар. 7:1) происходили из колена Левия [Лопухин. Указ. соч. Т. 2. С. 243]. Долгие десятилетия ковчег оставался в этом городе, вплоть до правления Давида (2 Цар. 6:2, где упоминается Ваал Иудин как одно из названий Кириафиарима), что свидетельствует о глубоком уважении местных. В этом скрыт важный урок. Мы склонны судить людей по внешности, профессии, образованию или вере. Жителей Кириафиарима мы могли бы счесть отступниками, смешавшимися с язычниками, но именно они лучше уловили Божью волю, чем левиты Вефсамиса, чья религиозность свелась к формальности. Господь доверил ковчег не мощным городам Иуды или Израиля, а скромному Кириафиариму, показав, что Он — Спаситель всех народов. Слова Христа к “религиозным” иудеям: “мытари и блудницы опережают вас в Царство Божие” (Мф. 21:31) и “многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом” (Мф. 8:11) были верны всегда. Мы видели, как Бог оберегал евеев от хананеян, разгневанных их союзом с Израилем, и ещё увидим Его справедливость к ним, наслав беды на израильтян за обиды (2 Цар. 21). С презрением относясь к другим вероисповеданиям, мы рискуем пропустить их искреннее обращение к Богу и полноту Истины, тогда как наша гордыня, основанная лишь на членстве в церкви, может увести нас от веры, как случилось с вефсамитянами. Сегодня от Кириафиарима остались руины в Эрма (31є46’ с.ш., 35є1’ в.д.). Леса, окружавшие город, давно вырублены, а развалины монастыря, возведённого крестоносцами в XII веке, изменили древний облик местности. Но память о нём жива благодаря ковчегу, а жители остаются примером того, что судить людей нельзя по внешнему виду.