Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти?

Когда в 1874 году французский художник Клод Моне представил на выставке свою картину «Впечатление. Восход солнца», она показалась многим зрителям «возмутительной мазнёй».

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца». 1872 г.

По-французски название картины звучит так: «Импресьóн. Соле́ левáн». И вот один журналист назвал её придуманным словечком «импрессионизм» – то есть «впечатлизм».

Но Клод Моне и его товарищи не обиделись. «Импрессионизм? Отлично! Значит, будем импрессионистами!» Так появилось название этого нового необычного направления живописи.

Кстати, давайте заодно посмотрим на картину англичанина Уильяма Тёрнера, написанную в 1833 году, за сорок лет до Моне. Правда, они похожи?

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Уильям Тёрнер. «Город и река на закате». 1833 г.

Почему же тогда первым импрессионистом считают Клода Моне? Потому что Тёрнер был уникумом, одиночкой. (Разве что у его современника Джона Констебла можно найти что-то похожее...) А импрессионисты ворвались в искусство целой группой. Чтобы получилось «направление в искусстве», одного человека мало. Один в поле не воин.

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Джон Констебл. «Дом, радуга, мельница». 1837 г.

Кто-то может сказать: «Эти импрессионисты были просто лентяями. Неохота им было тщательно детали выписывать!» Однако дело совсем в другом...

Почему они так пишут?

В 30-е годы XIXвека была изобретена и начала очень быстро развиваться фотография. К тому времени, когда появились импрессионисты, фотография уже сильно потеснила живопись. Ведь не нужно было тратить время и силы на то, чтобы запечатлеть какой-нибудь дом или улицу – фотограф сделает это быстрее и точнее. И портреты людям хотелось заказывать фотографические. Не надо долго неподвижно сидеть, позируя художнику, – раз и готово!

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост
Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост
Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Так на глазах менялось искусство фотографии

Конечно, художникам было обидно… А теперь – внимание, вопрос. Чего недоставало фотографии по сравнению с живописью? Что у живописи было такое, чего у фотографии пока не было?

Цвет! У фотографии не было цвета! И художники-импрессионисты решили «поднажать на цвет». Не для того, чтобы победить фотографию, – они понимали, что это невозможно: между искусством и техническим прогрессом люди всегда выбирают технический прогресс.

Они решили так: «У нас, художников, глаз более острый, чем у обычных людей. Там, где обычный человек видит один цвет, мы видим огромное множество оттенков и переливов. И мы заставим вас тоже это увидеть! Мы будем это изображать!»

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

В самом деле, если раньше художник, чтобы добиться нужного оттенка зелёного цвета, смешивал на палитре определённое количество жёлтой и синей краски, то импрессионист брал жёлтую и синюю краски в чистом виде и клал рядом на холст так, чтобы зелёный цвет возникал прямо в глазу зрителя!

Видели старый цветной телевизор? Если посмотреть на его экран с расстояния в несколько сантиметров, можно увидеть, что всё цветное изображение складывается из крошечных точек красного, жёлтого и синего цвета. Точек другого цвета на экране нет! Но, когда смотришь на экран с нормального расстояния, видишь и розовый, и фиолетовый, и коричневый – все цвета, какие нужно. Все они складываются из так называемых «основных цветов» – красного, жёлтого и синего. Причём «сложение» происходит именно в глазу зрителя!

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Так выглядит изображение на экране цветного телевизора при сильном увеличении

Кстати, точно так же устроены и экраны современных телевизоров, и экраны смартфонов, просто точек там больше и они мельче – не разглядишь.

Ну вот, а теперь рассмотрим картину художника-постимпрессиониста Жоржа Сёрá «Воскресный день на острове Сен-Жатт». Мы выделили один её фрагмент красным прямоугольником:

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Жорж Сёрá «Воскресный день на острове Сен-Жатт»

Какой цвет в прямоугольнике внизу? Тёмно-зелёный? А теперь давайте посмотрим на выделенный нами фрагмент поближе:

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Цвет становится зелёным, потому что фиолетовый смешивается у нас в глазу с оранжевыми точками, когда мы смотрим на картину издалека! Вся картина состоит из десятков тысяч нанесённых на холст разноцветных точек!

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Фрагмент этой же картины с подписью художника

А хотите ещё фокус? Отойдите от экрана на пару шагов и внимательно посмотрите на следующую картинку… Что видите?

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Кружочки? А что ещё? Напишите, пожалуйста, в комментариях! Ждём ваших ответов!

Развиваем воображение

Конечно, не все импрессионисты стали рисовать «точками». Но главный принцип – «изображение должно возникать не на холсте, а в глазу и в воображении зрителя» – соблюдали все. Например, посмотрим на картину Камиля Писсарó«Праздник Марди-Гра на бульваре». Видите прохожих, всадников на лошадях?

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Камиль Писсарó. «Праздник Марди-Гра на бульваре»

А на самом деле – мы их не видим – мы их воображаем! Художник ЗАСТАВИЛ нас увидеть прохожих и всадников там, где на самом деле изображены просто пятна и закорючки:

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Это наше воображение достраивает их до образов людей и лошадей!

Может, художник просто лошадей рисовать не умел? Нет, просто для него, как и для других импрессионистов, «чтобы было похоже» – не главное. «Похоже» теперь любой фотограф сделает. А для импрессиониста главное – передавать те состояния природы, которые недоступны для фотографии. В первую очередь – передавать так называемую «освещённость» – неуловимую быстро меняющуюся игру света в природе.

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Камиль Писсарó. «Белая лошадь на лугу»

Именно поэтому они очень любили рисовать в утренние и вечерние часы, когда освещённость быстро меняется. Разумеется, рисовать надо было не «по памяти», в мастерской, а только с натуры – «на пленэре» (то есть на свежем воздухе), стоя или сидя перед маленьким походным мольбертом или этюдником.

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Клод Моне. «Пленэр» (фрагмент)

Моне, например, написал огромную серию «Руанских соборов» – один и тот же фасад собора в городе Руане, но в разное время суток, в разную погоду и в разное время года. То есть – при разном освещении!

А в старости он уже не мог путешествовать, да к тому же заболел артритом и не мог держать в руках кисти (при этой болезни пальцы плохо сгибаются). Он просил, чтобы ему привязывали кисти к рукам, и с утра до вечера писал (в смысле рисовал) пруд с лилиями неподалёку от своего дома…

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Серия «Руанских соборов». (Здесь далеко не все!)

Различаем оттенки!

Живопись импрессионистов развивает не только фантазию, но и наблюдательность, чуткость к природе, к её видимым, зримым состояниям. А в конечном итоге – развивает ум!

Можно всех рыб называть словом «рыба», а можно различать карасей, уклеек, сазанов, ёршиков, окуньков, тунцов, барракуд… Чем больше ты различаешь «оттенков рыб», тем больше у тебя знаний, верно? Это правило касается всего. Например, надо уметь различать больше оттенков настроений у себя и у других людей. «Грустный» и «печальный» – уже не совсем одно и то же. А ещё есть «меланхоличный», «тоскливый», «элегичный», «задумчивый», «тревожный», «мятущийся», «смятённый», «депрессивный»… Чем чутче ты определяешь настроение человека (или своё собственное), тем лучше понимаешь, как себя с ним вести, что с собой делать.

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Клод Моне. Лилии

Чем, например, отличаются «печальный» и «грустный»? Вопрос на засыпку!

Грусть – состояние более острое, но быстрее может пройти, а печаль мягче, но длится дольше. Грустным человек бывает по какой-то причине и обычно знает, почему ему грустно. А вот печальным можно быть и без причины – непонятно почему. Вот просто накатило такое настроение, и всё!

В природе тоже надо уметь различать оттенки. У многих ведь людей как? Солнышко – жёлтое, трава – зелёная, стволы деревьев – коричневые. Какой карандаш есть в коробке, такого цвета пусть и будут. А природа – не коробка с карандашами! В ней цветов гораздо, гораздо больше!

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Клод Моне. Лилии

Может возникнуть вопрос: разве до импрессионистов художники не знали всего этого?

Разумеется, знали. Но они не делали это знание достоянием публики. Это был их секрет. Они смешивали на палитре краски, какие надо, и получалось «похоже». А импрессионистам не надо было делать «похоже» (за них это уже фотографы делали), и они решили показать зрителям, что происходит у художника в голове. Как возникают цвета и формы…

Вовлечь в процесс творчества, а не показать его результат:

Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост
Импрессионизм. Чем печаль отличается от грусти? Искусство, Живопись, Импрессионизм, Культура, Художник, Образование, Детская литература, Современное искусство, Педагогика, Воспитание детей, Творческие люди, Развитие детей, Эстетика, Франция, Детский журнал, Длиннопост

Это была статья из журнала "Лучик".

Канал "Лучика" в "Телеграм": https://t.me/luchik_magazine

Страница "Лучика" "ВКонтакте": https://vk.com/lychik_magazine

Бесплатно скачать и полистать номера журнала можно здесь: https://www.lychik-school.ru/archive/

Подписаться на журнал можно в почтовом отделении или на сайте Почты России

Лига искусствоведов

431 пост2K подписчиков

Добавить пост