132

БЕСКУНАК

Живу и работаю я в Казахстане. Здесь когда-то с моими друзьями мы выпустились из школы и разъехались по всему Союзу. Но связь поддерживаем. Вот и в этот апрель навестил меня бывший одноклассник со своим сыном. Отец охотой не увлекался, а вот Дмитрий прямо горел от желания побывать со мной на вечерней зорьке. Время было подходящее, охота разрешена, а ехать до разливов надо было не более 30-35 километров. Собрались мы с парнем быстро, вывели из гаража мотоцикл, и в дорогу. Для машины дорога была более чем неподходящая, а вот на двухколёсном добрались до места где-то за час. Уже когда мы выезжали, начал подниматься сильный ветер, но мы в азарте сборов внимания на него не обратили. На скорую руку соорудили себе два «скрадка» и стали ждать. А ветер становился всё сильнее и сильнее, и достиг такой силы, что когда полетели утки, то против ветра они двигались еле-еле. Нам это было на руку – можно было спокойно соблюдать охотничий закон и стрелять только селезней. К моему удивлению парнишка стрелял прилично, и вскоре нашими трофеями стали с десяток «крякашей» и чирков. Злоупотреблять мы не стали, да и темнеть стало быстро. На юге ведь как: сейчас светло, а через десять минут тьма непролазная. Собрались, сложились и.… А мотоцикл не заводится. Сначала подумали на аккумулятор, попробовали завести с хода, но опять облом. Решили проверить карбюратор, а как тут проверять, когда уже полная темнота. Оставалось проситься на ночлег к аборигенам. Километра полтора толкали мотоцикл, чуть не проскочили мимо, но всё-таки на юрты вышли. Приняли нас радушно, с общением проблем не возникло: хозяин прилично говорил по-русски, да и мои шесть лет изучения языка в школе не пропали бесследно. Хозяйка сразу же разожгла самовар, нарвала на скатерть лепёшек, в блюдечке выставила варёный сахар. Хозяин, довольно пожилой аксакал, сел вместе с нами почаёвничать. Сели мы, поджав под себя ноги. Мне-то это без проблем, а вот спутник мой бедный просто замучился.

Хозяйка залила большой заварной чайник, предварительно обдав его кипятком и насыпав туда с полпачки чая, выждала немного, а потом плеснула чуть-чуть в пиалу, вылила из неё в чайник, а уж потом налила в пиалу чая и топлёного молока и протянула мне. А вот моему юному другу она налила сразу, что его очень расстроило. «Геннадий Петрович! Это что, вам из уважения пиалу сполоснули, а я молодой, и так обойдётся?!». Пришлось объяснить ему суть процедуры. Просто хозяйка перемешала содержимое чайника, ведь казахи кипяток в пиалу не доливают! Успокоился парень. Спросил я у аксакала, - «Это что, Бескунак начался?». «Он самый. Дней пять теперь дуть будет». Прихлебнул из пиалы и спросил: « А хотите, я расскажу вам о происхождении этой непогоды? Почему это происходит почти в одно и то же время?» Мы пили чай, грелись, ну и как нам было не послушать. И вот рассказ старика.

«Давно это было. Тогда ещё наша степь на жузы делилась. Большой жуз, средний и малый. Сильно враждовали жузы между собой. Да и в самих жузах между родами единства не было. Боялись люди друг друга, не доверяли. В любом пришельце врага подозревали. И вот однажды, в такой вот весенний день, ветер застал в пути пять очень бедных казахов. Они были настолько бедны, что ни у одного из них не было даже лошади. А ветер был как и сегодня с севера, но со снегом и песком. Валить стал людей с ног, кружить. Сбились они с пути, погибать стали. И тут к их радости сквозь метель разглядели впереди юрты. Проситься стали к людям, в тепло. Но отказали им во всех четырёх юртах. А ветер всё крепчал, да и мороз не отставал от него. Попытались путники прибиться в кошару к скоту, но вышел чабан с ружьём и прогнал. Сбились бедняги в тесный кружок, прижались друг к другу, да и затихли. Так их утром и увидели кочевники. По мусульманскому обычаю похоронили несчастных в тот же день, и в тот же день откочевали с этого проклятого места. Но не было этому роду удачи ни на новом месте, ни на каком другом. До седьмого колена висела над ними вина за содеянное. А в назидание другим родам Аллах повелел ветрам пять дней каждую весну напоминать людям об обязанности быть людьми. И нет в степи ни одной юрты, ни одного дома, где бы ни приютили запоздавшего путника». Аксакал замолчал и протянул жене пустую пиалу. Я тоже молчал, покорённый напевным говором старика. А Дима, убаюканный рассказом, утомлённый трудным днём, уже давно сладко посапывал.

Как мы и предполагали, засорился жиклёр. Ветер стихать и не думал, разве что немного повысилась температура. Но ехать нам было практически по ветру, так что он нам даже в помощь. Распрощались с гостеприимными хозяевами, оставили им селезня и чирка, а с собой забрали эту историю.

А «бес кунак» переводится с казахского как «пять гостей»!


Честно стырено отсюда: https://www.proza.ru/2015/05/17/1757

Дубликаты не найдены

Отредактировал Stern137 6 месяцев назад
+38
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку 6
+13

вот ведь бывает))) Пилите пост

раскрыть ветку 4
+6
Комментарий удален. Причина: данный аккаунт был удалён
раскрыть ветку 3
+2
Эту сцену из Мимино сразу вспомнил )
https://www.youtube.com/watch?v=ebMBdSErckQ
Иллюстрация к комментарию
+20

Степные казахи вообще очень гостеприимны и приветливы. Всегда приятно с ними общаться. Особенно с теми, кто старой закалки. Для них всегда беру в поездки по степям хороший чай и конфеты. А вот водку брать перестал. Больше не считаю это приемлемым подарком для хороших людей.

раскрыть ветку 1
+7

эээх степь роднаааая

+12

Вы не представляете какие узбеки жадные...!... Был у одного в гостях - так он заварил чай, налил полную пиалку, подумал, и обратно в чайник вылил... Потом снова налил - и опять обратно вылил... И так три раза.. Наконец налил в пиалку на самое донышко, подаёт мне, а сам за сердце держится...

раскрыть ветку 2
0

Хороший троллинг. Узбеки и вправду гостепреимные

0

Хороший троллинг

+10

ТС лукавит:

1) Степь и сейчас на Жузы (сотня, режущее остриё, лицо, крыло войска) поделена, никуда это не ушло и не уйдет. Не потому что это плохо и пережитки прошлого и т.д. как думают не понимающие сути явления люди. А в первую очередь, это родословная и таким образом исстари казахи стараются избегать близкородственного скрещивания.

2) Жузы между собой не воевали, не доверяли друг другу, соперничали, не приходили на помощь - это да. Вооруженных столкновений не было. Стычки были между родами внутри жуза за пастбища.

3) Бесқонақ длиться 10 дней (8-18 апреля). По 2 дня на гостя.

раскрыть ветку 12
+5

Я извиняюсь, но история не моя, о чем я в конце и написал, дав ссылку. Просто начаться должен на днях, я информацию об этом искал и наткнулся. Стало интересно - решил опубликовать

раскрыть ветку 7
+1
Жузы не были дружелюбны друг к другу, читала что средний и младший порубились из-за башкиров. Младшие напали на башкиров и гнали их до средних. Башкиры попросили защиты и средние защитили их. Как видите средний жуз даже не подумал что казахи друг другу ближе чем башкиры. И до сих пор нет единства у казахов. Да во всем тюркском мире, если уж на то пошло.
раскрыть ветку 1
0
И опубликовано на Пикабу было ранее.
раскрыть ветку 4
+1
Ну и плюс допустим что по началу так и было что жузы враждовали, но это было бы в те времена когда ни чабанов с ружьём ни аллаха в наших степях не было )
раскрыть ветку 2
+1
по началу так и было что жузы враждовали
Вражды между Жузами не было никогда, иначе бы это сохранилось в словесной истории казахов которая очень древняя, а такого там нет. Есть многие другие вещи, например стычки между родами внутри одного Жуза за скот и пастбища. Но вот чтобы Жуз воевал с Жузом и вырезали друг друга, там такого нигде нет. Ибо было нельзя вообще, категорически. Любые непонятки решались сходкой Бийев вышеупомянутых Жузов на вербальной основе - договорняке.
раскрыть ветку 1
+1
Зашла, думала , напишу. Опередил. Но всё верно.
+8

Насколько я знаю, башкорты тоже знают про Бишкунак. Так же есть у башкир Акман-Тукман, а у казахов Акпан-Токпан, февральские бураны. Уточню что бесконак знаком казахам Младшего и северной части Среднего жуза. В старшем жузе об этом ничего не известно, так как другой климат

раскрыть ветку 1
0

Здесь Вы правы

+8
Татары тоже так делают - наливают в пиалу, а затем обратно в чайник, муж шутя называет "сделать кайтарынский" (от тат. Кайтару - возвращать)
раскрыть ветку 5
+5

если честно, я сам из Казахстана, но об этом узнал прочитав данную историю. Вот как бывает

раскрыть ветку 2
-4

Всё  бы ничего, если бы не фраза "Оставалось проситься на ночлег к аборигенам". Вас приняли, напоили-накормили, согрели, а Вы так пренебрежительно.

А легенду про Бес Конак (и Куралай) казахстанцы знают и изменение погоды прогнозируют соответственно.

раскрыть ветку 1
0

По казахски тоже возвращатт

0

Никогда такого не видел. Хотя все каникулы проводил у бабушки в деревне

-5

Кря?

ещё комментарий
Похожие посты
Похожие посты закончились. Возможно, вас заинтересуют другие посты по тегам: