Серия «Северный Урал»

Жизнь Перевала Дятлова

Экспедиции на перевал Дятлова - вещь все более популярная. Сюда едут два типа путешественников:


- Преодоленцы. Это люди на внедорожной технике, разной степени подготовки. Цель - достичь перевала, или горы Отортен, или, может, доехать до Мань-Пупунера.

Дорога тут непростая, достижение перевала в сложных погодных условиях на стандартных автомобилях и правда - подвиг.


- Люди, впечатлившиеся историей группы Дятлова. Добираются на чем получится: пешком, или с нами, в наших автомобилях, или с организаторами путешествий на квадротехнике и вездеходах,

или даже на вертолете, который сюда периодически летает.


Пусть из-за мрачной истории, но здесь развивается туризм.


Однако, перевал Дятлова - это не только 150 километров дороги разной степени бездорожности, тайга у дороги и кусок территории от места той самой палатки до того самого кедра.

У этой тайги перед перевалом - бурная жизнь.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

ИВДЕЛЬ


Именно в Ивделе, городке в 500 километрах к северу от Екатеринбурга, начинается маршрут всех  путешественников на перевал Дятлова - отсюда производится заброска пеших туристов, здесь - последние заправки на маршруте для автопутешественников. В Ивделе только одна гостиница, и она редко пустует.


Это были места вогулов. 500 лет назад здесь прошла Чердынская дорога, торговый путь из Москвы в Сибирь. Для укрепления позиций Российской Империи на этой дороге, недалеко от места нынешнего Ивделя, была построена крепость - Лозьвинский городок. Кипела жизнь: население составляло 3000 человек, грузов в городке находилось до 900 тонн.

Позже дорогу перенесли, городок снесли, а в 1831 основали поселение Ивдель, при золотопромывальной фабрике В. А. Всеволожского.


В начале двадцатого века "для освоения природных богатств в районах с крайне тяжелыми природно-климатическими условиями" начали создаваться исправительно-трудовые лагеря, спецпоселения - поселки с жестким режимом содержания под контролем коменданта.

Так в 1937 году был образован Ивдельлаг. Первыми узниками в них стали "враги народа" - семьи раскулаченных, которых в товарных вагонах доставляли на Северный Урал. Старожилы рассказывают, создавались эти поселки так: привозились в тайгу на конных санях люди, выгружались. Им вручали топоры и говорили: "Стройте дома, выживайте".


В 1939 году в Ивдельлаге содержалось 20 тысяч человека. По официальным оценкам с 1938 по 1946 гг. в Ивдельлаге погибло 30 тысяч человек. При этом, в 1951, перед закрытием, здесь было еще 22 тысячи осуждённых. Но и после упразднения Ивдельлага вплоть до середины 1980-х количество заключенных в Ивделе оставалось значительным — 12-15 тысяч человек.


Жители Ивделя до сих пор определяют себя отношением к исправительно-трудовым лагерям: семья репрессированных / спецпереселенцев / колонистов или руководство / обслуживание лагерей, и только затем этническая принадлежность. Тут говорят, "Ивдельские национальности - зэка, чека и немножко мансей".


При этом Ивдель, из-за огромного количества ссыльных, - один из самых многонациональных городов страны. Здесь остались жить немцы, финны, прибалты, политические заключенные -

не все по своей воле: жить в Ивделе после освобождения было можно, покинуть его - нет.

Ивдельцы рассказывали, что в школе среди преподавателей были и академики - освободившиеся и оставшиеся.


В наши дни Ивдель живет добычей руды и леса, также здесь расположены учреждения ФСИН России.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

ПОЛУНОЧНОЕ


В 20 километрах от Ивделя, по дороге на перевал, расположен посёлок Полуночное. Романтичное название «Полуночный» распространёно в северных русских говорах и означает «северный».


Поселок был основан в 1942 году при разработке марганцевых рудников: тогда, в результате наступления немецких войск, уральская металлургия оказалась отрезанной от марганцевых месторождений Украины и Кавказа. Марганец – главная составляющая брони, без марганца невозможно изготовить танки. Выходы марганцевой руды в Полуночном обнаружили еще в 1920 году и во время войны начали разработку.


Руду в карьере сначала добывали вручную и, хотя работы велись круглосуточно, объёмы были небольшими. С погрузкой также были проблемы - руду в железнодорожные вагоны грузили носилками. На всех работах, как в карьере, так и на погрузке, также использовался труд заключённых Ивдельлага.


Резкое повышение добычи марганца произошло поздней осенью 1941-го, когда в Полуночное из Днепропетровской области был эвакуирован трест «Никополь-Марганец». В 1941-42 годах сюда пригнали советских немцев-трудармейцев из Украины и с Поволжья, которые и построили железную дорогу. С вводом железной дороги ежемесячная отгрузка руды достигла 25-28 тысяч тонн. Среди местных жителей ходит легенда, что под каждой шпалой железной дороги лежало по умершему немцу.


Кстати, у домов поселка Полуночный - необычная архитектура. Весь поселок - работа ссыльного архитектора Всеволожского Николая Александровича, очень красивый проект, "северное барокко".

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

ВИЖАЙ


Это следующий пункт маршрута. Вижай — одна из бывших зон Ивдельлага, которая была создана здесь более полувека назад. Здесь занимались лесозаготовками и переработкой древесины.


В 2010 году поселок полностью сгорел - следы гари и мертвый лес идут вдоль дороги.

"Угрозы распространения огня на поселок Вижай нет" - была информация МЧС утром 11 августа 2010 года. А вечером поселок сгорел. Местные говорят, что сгорел он из-за неудачно запущенного встречного огня, который вызвал верховой пожар.


Сейчас, спустя 10 лет, в Вижае проживают постоянно сотрудники рудника УГМК - в своих домах и общежитии, также есть две туристические базы. В Вижае еще есть связь, но уже нет ни магазинов, ни столовых для туристов.


Из Вижая начинаются многие туристические маршруты на перевал Дятлова и дальше, на Приполярный Урал. Сюда можно приезжать просто как на выставку внедорожной техники - здесь стоят всевозможные вездеходы квадроциклы, и проезжающие мимо внедорожники разной степени подготовки.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост
Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

РУДНИК


От Вижая до поворота на рудник - около 20 километров. Дорога грунтовая отличная, построена УГМК, как и мост через Вижай. Этот грузовой мост решил проблему Вижайского брода, но - добыча медно-цинковой руды ведется на территории традиционного проживания коренного малочисленного народа манси, и, как считают экологи, ведет к загрязнению северных рек, пока еще богатых хариусом.


Да и нас, путешественников, этот мощный мост в диких нынче местах шокировал.


Однако, мосты тут нужны, как минимум, для манси, живущих дальше в тайге, в Ушме.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост
Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

УШМА


До следущего поселка, Ушмы, последнего места с людьми, около 60 километров и два сложных брода. В дожди вода в реках поднимается настолько, что порой и вахтовки камазы сносит течением. Раньше тут были мосты, но после закрытия спец. поселения в Ушме все мосты до этого поселка были сожжены, как считают местные, охотниками.


Когда-то в Ушме была первая в СССР колония-поселение. Здесь содержались расконвоированные заключённые. Говорят, тут не было колючей проволоки по периметру, не было вышек... Заключённые, как и в других колониях северного Урала, трудились на лесоповале. Лес рубили и сплавляли по реке Лозьва. В Ушме была лесопилка, баня, хлебопекарня и детский парк. Уцелело с той поры немногое - несколько лагерных бараков, овощехранилище.


Местные рассказывают, что в Ушме заключенные и надзиратели мирно жили бок о бок, без страха: например, дети играли с заключенными в волейбол, или добирались с Ивделя в Ушму в одной вахтовке с заключенными. Но, конечно, тут не было заключенных по тяжелыми статьями.


Колонию закрыли, и позже, когда сгорел поселок манси Тресколье (со срубами, поставленными на пеньки, охранными амулетами в виде черепов животных и прочей айтентичной атрибутикой), здесь построили дома для манси.


Сейчас Ушма - самое большое место проживания манси в Свердловской области, — остальные представители народа рассеяны по лесам и живут семьями.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост
Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

МАНСИ


Ивдельские манси (вогулы) - потомки туземного социально-политического объединения, в русских летописях именуемого как "Государство Пелымское". Имеют свой собственный мансийский язык, богатую мифологию и фольклор, практикуют шаманизм. Имеют культ духов-покровителей, предков и медведя. Верят в существования снежного человека. Называют его менквом. Медведя уважают - считают, что у медведей - дух умерших предков.


Появление лагерей и колоний-поселений Ивдельлага НКВД СССР, ведущих масштабные лесозаготовки, заставило коренное население уйти с освоенных территорий, оставив промысловые угодья, стойбища и капища. Например и река Вижай была для манси святой (манс. Ялпынгья - Священная река) - но здесь появилось одно из самых больших лагерных подразделений.


Всероссийская перепись населения 2002 г. зафиксировала в Свердловской области 259 манси, при общей численности народа 11 432 чел. На 1 января 2011 г. его численность составила манси в Ивдельском округе была 153 чел. Из них 86 манси проживали на стойбищах и придерживались традиционного образа жизни, в том числе в Ушме и Тресколье (юрты Анямовы).


Традиционными занятиями ивдельских манси были охота на крупных копытных, рыболовство, охота на пушного зверя, оленеводство и сбор дикоросов. Но "нынче лесом манси прокормиться не могут". Природные ресурсы истощены, в тайге невозможно добыть пропитание для семьи.

Лес вырубают, стало много охотников и рыбаков-браконьеров с мощной техникой и современным оружием. Да и сбыть продукцию промыслов сложно: "Убил ты медведя, и что с ним делать? Мясо его жрать неделями? Соболи, так те нынче и не стоят почти ничего."

Отгонное оленеводство у ивдельских манси исчезло в 1990-х годах - вместе с леспромхозами и государственным забоем волков. Мансийское оленеводство осталось только на архивных фотографиях.


А теперь вернемся к уничтоженным после закрытия колоний мостам.

Дети манси учатся в интернате в Полуночном. В школу их ввиду отсутствия мостов перевозили на лодках. Два года назад одна из таких лодок перевернулась, утонуло четыре человека, из них трое детей. Учитывая, что во всей Ушме жило 20 человек, потеря невосполнимая..


После трагедии общественники закупили спасательные жилеты для всех манси посёлков Ушма и Юрта Анямова, в рамках программы помощи коренному малочисленному народу был закуплен трёхмостовый КамАЗ. В программах помощи участвуют общественная организация «Общество по выживанию и социально-экономическому развитию народа манси» и ООО «УГМК-Холдинг»,

которое ведёт добычу медно-цинковой руды на территории традиционного проживания коренного малочисленного народа манси. А для поддержки традиционного промысла, охоты, манси получили комплекты гладкоствольного оружия, снегоход, материальную помощь.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост
Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

Самый активный житель Ушмы - манси Валерий Анямов. Получил образование оператора в Санкт-Петербурге, несколько лет работал оператором в телекомпании «Югра», после этого был помощником депутата в Ханты-Мансийске. И сейчас он официально трудоустроен. Остальные живут на пенсии, детские пособия. Что важно, не пьет - приезжающие “отдыхающие” споили немало манси.


Семья Анямовых когда-то кочевала со своим стадом по всему Ивдельскому району. У деда Валеры в начале 20 века было около 800 голов оленей. Советская власть раскулачила манси. Всех оленей передали в разные сельсоветы. С тех пор оленеводство начало приходить в упадок.

В 80-х годах 20 века у отца Валеры — Николая Анямова — было всего 150 оленей.

У Валерия оленей нет.


Валерий Анямов водит туристов на перевал, в его юрте можно купить сувениры из бересты, сплетенные дочкой, а также заказать обед из чебуреков с лосятиной, пирожков с клюквой и травяным чаем. Будем надеяться, с цивилизованным туризмом тут в итоге сложится.


Кстати, в Ушме есть спутниковый таксофон - связь с миром.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

ЧИСТОП


Дорога на перевал не заходит на Чистоп, священную гору манси, но рассказать о ней надо - так как ходит немало слухов и мистических сплетен об этом месте:

- в ночь гибели студентов местные жители видели загадочные огненные шары в районе Чистопского хребта;

- в этих местах до 1962 года потерпели катастрофу три самолета;

- в военной части, которая тут появилась позже, "выгорали изнутри провода".


Чистоп – священное место для манси, к которому они старались не приближаться без крайней нужды. Древние легенды гласят, что при Всемирном потопе именно на эту гору взобралось пять семей, впоследствии продолживших род человеческий.


На горе Чистоп когда-то располагались секретная войсковая часть ПВО, а на вершине – радиолокационная станция. Но РЛС появилась на горе в конце семидесятых годов и простояла до 1983 года. Ранее никаких РЛС и дорог до 1977 года на Чистопе не было.


Именно для этой радиолокационной станции от поселка Ушмы на вершину была проложена вездеходная дорога, по которой могли проехать бронетранспортеры. На вершине Чистопа сейчас только разрушенные сооружения и много брошенной техники. Точка, интересная для туризма, но сложная, так как дорога проходит по руслу реки.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

БАЗА ИЛЬИЧА


Следующий пункт маршрута - база Ильича. Названа так в честь манси по отчеству Ильич, который в своей избе привечал всех проезжих. Ильич умер, изба осталась перевалочным пунктом для путешественников.


На базе есть отличная баня. Правда, в последние годы ей здорово достается - в прошлом году ее разворотил дурной медведь, а в этом - сорвало рубероид вертолетом, который эвакуировал заболевшую женщину манси, тетю Таню.


До базы от Ушмы - километров 20 грязевого бездорожья, по разрушенной гати, колеям и лужам.

На базе более-менее приличные дороги кончаются.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

ИЗБУШКА В КЕДРОВНИКЕ


Местные леса были вырублены и выгорали не раз, но здесь, в пяти километрах от базы Ильича, сохранился кедровник. В кедровнике - избушка, в которой можно переночевать, правда, ее тоже поломал год назад любопытный но с плохим зрением медведь.


Рядом стояла шишкошелушительная машина, какие-то варвары вырвали из нее барабан.


Дальше дороги не было - вплоть до 2000-х годов. Была тропа, по которой гоняли оленей манси. В 2000-х годах джиперы из Екатеринбурга начали пробивать дорогу к перевалу. За 20 лет сложная тропа с корнями и камнями стала проходимой и для стандартных внедорожников и сделала перевал доступным для автопутешественников. А заодно открыла возможности для проезда на Отортен и на Мань-Пупунер.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост
Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

ПЕРЕВАЛ


Бывшая оленья тропа поднимается на перевал Чарконур. Это обыкновенный крутой и жесткий курумник, по которому привычно ходить пешком, но не очень некомфортно - на внедорожнике. Самая сложная часть пути.


Далее будет березняк - грязевое бездорожье с уклоном, и, наконец, финальный подъем на перевал.


Здесь уже не тайга, здесь тундра. Черника, голубика, морошка, мхи, типичный северный пейзаж, сильные ветра, и моментально меняющаяся погода.


На перевале, на скале, прикреплена табличка в память о группе Дятлова. На горизонте - мрачная неживая гора Хохлатчахль, за которую цепляются облака.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост
Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

ТЕРМИНАТОР


На месте палатки летом 2021 установили памятник, в простонародье тут же получивший название "Терминатор". Автор - Российский художник-авангардист Григорий Эмви.

"Этот памятник - собирательный образ того, что на нашем пути по жизни могут возникнуть препятствия разного рода: от борьбы с природными катаклизмами, до проблем личностного характера. Никогда не сдавайтесь", - пишет художник на своей странице в Instagram.


"Скульптура на перевале - "Была моей миссией, а также миссией объединения предпринимателей «Клуб лидеров»".


"В глобальном смысле памятник является символом лидерства, самореализации, достижения целей, упорства, покорения вершин", - добавляет департамент информационной политики региона.


Ну, хз. "Такое себе".

Выглядит скульптура странновато, но, наверно и правда привлечет сюда еще людей. С содроганием жду новых инсталляций и может даже перфомансов. Хотелось бы надеяться, что попытки самореализации, самоутверждения не будут происходить за счет, например, манси, которых модные художники выставляют кровожадными мрачными убийцами, ради хайпа.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

ИСТОРИЯ ДЯТЛОВА


Трагедия дятловцев пришлась на конец существования старой системы поддержки самодеятельного туризма. В 1959 году количество погибших туристов в целом по стране (учитывая и группу Дятлова) составило более 50. В следующем 1960 году число погибших туристов превысило 100 человек.


Поход Дятловцев был посвящён XXI съезду КПСС. За 18 дней участники похода должны были преодолеть на лыжах не менее 300 км по северу Свердловской области и совершить восхождения на две вершины Северного Урала: Отортен и Ойка-Чакур. Поход относился к высшей категории трудностии был утверждён Городской маршрутной комиссией при Свердловском комитете по физической культуре и спорту.


Район, по которому пролегал маршрут похода, туристы трудным не считали - подобные походы по Северному Уралу проводились уже в течение нескольких лет.


26 января группа Дятлова стартовала, а 1 февраля, оборудовав в долине Ауспии лабаз, поднялась на склон горы Холатчахль, где и остановилась на ночлег недалеко от безымянного на тот момент перевала. В назначенное время группа не вышла с маршрута, начались поиски, и спустя почти месяц поисковики вышли к брошенной туристской палатке.


Следствием поначалу рассматривалась версия о нападении и убийстве туристов представителями коренной народности северного Урала манси из родов Анямовых (тех самых, что живут сейчас в Ушме), Бахтияровых и Куриковых. Позже подозрения с манси были сняты, также манси сообщили, что видели ночью в небе странный «огненный шар». 17 февраля «огненный шар» в небе видели многие жители Среднего и Северного Урала, в том числе туристы в районе водораздела рек Северная Тошемка и Вижай.


Бывшие жители Ушмы, времени спецпоселения, считают, что именно эти шары были причиной гибели группы. Считают, что это была ракета.


Версий гибели сейчас существует огромное количество, все они - разной степени фантастичности и фанатичности. На YouTube канале Дороги Дороги есть фильм о перевале, "Своя версия". Там собраны различные мнения.


Официальная причина, выданная генпрокураторой в 2020 году - сход лавины. Глядя на рельеф, вполне работоспособно.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРЕВАЛ


Место гибели группы Дятлова в наше время стало, как это сейчас называется, "точкой туристического интереса". Из-за расположения и малодоступности здесь стал популярны следующие виды туризма:

- в зимнее время лыжные походы и снегоходные экспедиции

- летом пешие походы и экспедиции на внедорожниках, квадроциклах, вездеходах, эндуро

- также сюда регулярно летают вертолеты.


Заброску до точки старта пешеходных экспедиций делают на «Уралах» и камазах жители Ивделя, в хорошую погоду сюда ездят и соболя. Стоит это, говорят, до 20000 руб. за 200 километров пути.


Аренда вездеходов типа Петровича обойдется в 40000 руб. в сутки (путешествие на Перевал Дятлова займет примерно 3 дня).


Вертолетная однодневная прогулка до Мань-Пупунера через перевал Дятлова стоит от 45000 руб. за человека.


Примерно столько же стоит туристическое место во внедорожнике Red Off-road Expedition, за 4-дневную экспедицию.


Место для внедоржника в группе экспедиции на перевал обойдется примерно в 30000 руб.


Можно поехать и самому, при наличии достаточного опыта, но, если вы новичок-одиночка, надо иметь ввиду - тут есть броды, в которых можно утопить машину, курумник, на котором можно порвать полуоси, медведи, которые периодически шалят и разоряют туристические стоянки.


Можно поехать за мистикой, за историей, за приключениями, за природой.. В этих суровых местах, думается, каждый найдет что-то свое.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост
Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

Кстати, существует проект строительства хорошей дороги на превал Дятлова - как знать, может, в будущем эти места станут доступными большему числу людей.

Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост
Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост
Жизнь Перевала Дятлова Экспедиция, Перевал Дятлова, Автопутешествие, Туризм, Redoffroad, Offroad, 4х4, Бездорожье, Северный Урал, Длиннопост

В статье использованы фотографии членов экспедиции Red Off-road Expedition на Перевал Дятлова в 2017, 2019, 2021 году

Показать полностью 25

Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке

В прошедшие выходные Red Off-road провел рейд выходного дня на Северный Урал. В приключении случилось все, что может случится на зимнем оффроаде: 10-сантиметровый лед на лужах, болотина в колеях, плотный снег..

Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост

Целью рейда выходного дня была гора Конжаковский камень и тестирование нового УАЗ Патриот с АКПП в нормальных бездорожных условиях.

Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост

Конжак - одна из самых высоких вершин Урала, и самая высокая в Свердловской области. Дорога на Конжак - наверно, одна из самых красивых дорог на Урале. Она проходит по траверсу гор, почти по вершинам, с невероятными видами в любое время года, если повезёт с погодой.


На самой горе ведётся разработка - добыча руды Оливин, из которой добывают дунит, для обогащения металлов и выплавки форм. Именно поэтому здесь есть дорога, в летнее время проходимая и для легкового транспорта. Сейчас же ее ещё не расчистили, что позволило наглядно сравнить УАЗы Патриоты с АКПП и МКПП.

Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост
Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост

До подъема на Конжак мы пришли со стороны Павды, и если на самой горе мы вспоминали снежную битву в Киргизии год назад, то эта лесная дорога оказалась ледовым побоищем, где ледокольный флот из УАЗов Патриот и тойот пробивался сквозь ледяные торосы лесной зоны Северного Урала 🙂

Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост

День первый: Ледовое побоище. Хорошей идеей было забыть свою машину дома (-:


В этих краях два дня назад сутки лил дождь, потом валил снег, потом температура резко упала до -23. Нас ждал первоклассный оффроад: 10-сантиметровая корка льда на лужах, тёплая болотина под настом, и горы снега.

Автомобиль проваливается под лёд, лёд толстый и не даёт проехать ни вперёд, ни назад. Объезжаешь лужу - падаешь в болотину. И то и другое вкусно, интересно и неполезно! Весь день три атомных уазика и 2 ядерных тойоты крошили снег, тропили снег, взбивали болотную жижу и сносили деревья с тропы.

Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост
Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост

Несмотря на оптимистичные прогнозы заночевать в лесу, нам всё-таки удалось добраться до базы под Конжаком. На следующий день нас ждал несложный подъем на сам Конжак..

Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост

День второй: ‘быстренько по простой дороге на Конжак, и домой’.

Быстренько прошли полдороги, где прошла гусянка. А дальше оказалось, что Конжак полностью покрыт снегом. Очень много плотного снега, который надо пробивать и натаптывать. Пробивали и натаптывали почти до точки невозврата (-: Нам навстречу с вершины уже выдвинулся экскаватор! Ещё часа 3 (на 3,5 км) и мы бы с ним встретились. Но, нас ждал непростой спуск и 650 км до дома, поэтому мы вынуждены были развернуться, и оставить посещение вершины на следующий раз.

Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост
Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост
Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост
Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост

Под Конжаком, в пешей доступности (20ки) есть пара баз, а в соседнем Карпинске - доставка на вершину на вахтовке - для тех, кто приехал сюда пешком, но пешком подниматься не хочет (-: Вахтовка доставит вас до разработки, откуда всего 2,5 км пешком до этой самой высокой вершины области. Виды тут невероятные!
Кстати, всего  в 300 км отсюда находится тот самый Перевал Дятлова; недалеко отсюда расположена гора Качканар и единственный в регионе буддистский храм, который скоро закроется; в Невьянске живет знаменитая падающая башня, а в Верхней Пышме - огромнейший музей военной техники.
Так что, эти места достойны отдельного вдумчивого посещения.

Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост
Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост

А мы попутно снимали фильм про приключения стандартного УАЗ Патриот с АКПП. Видео выйдет на YouTube канале Дорогидороги !

Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост
Северный Урал: внедорожные приключения на Конжаке Конжак, Redoffroad, Offroad, Автопутешествие, Путешествие по России, Горы, Туризм, Длиннопост
Показать полностью 16

Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях

Перевал Дятлова, Экспедиционный проект RED OFF-ROAD EXPEDITION, август 2019.


На маршрут вышла команда Red Off-Road Expedition в составе 5 автомобилей УАЗ Патриот и 1 Nissan Patrol Y62.

На кадрах - прохождение глубокого брода с сильным течением реки Северная Тошемка.

Отрывки из дневника экспедиции:


"Северная Тошемка оказалась не проходима своим ходом независимо от подготовки машин. Шишига поплыла. Камаз вахта держался молодцом и перетащил группу Евгения и еще группу из Нягани.

...

Но ночью опять начался сильный ливень с грозой и уровень начал повышаться.

...

14 августа реки разлились настолько, что перестали ходить Уралы."

Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост

Маршрут на Перевал Дятлова в этом году - не легкая прогулка. Реки серьезно поднялись; печальная предыстория такова, что на этих вспучившихся реках произошла трагедия, здесь погибло несколько человек.

До последнего момента проведение проекта было под вопросом.

Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост

Как обычно, в проектах Red Off-Road, даже таких сложных, принимают участие стандартные автомобили. И в этот раз в экспедиции принимают участие УАЗы Патриот, где у 3 автомобилей из 5 - стандартного размера колеса. Два автомобиля были без шноркелей.

Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост
Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост

В общем, в проекте шли несколько автомобилей на колесах стандартного размера; среди них - абсолютно стандартные УАЗы Патриот без внедорожной подготовки, кроме колес Cordiant Off-road (На УАЗ Патриот 2019 модельного года не установлен не только шноркель, но и нет любых защит. Сложный, мокрый внедорожный маршрут был пройден только с небольшой "травмой" декоративного порога).

Шел Ниссан Патруль Y62, который до проекта рассматривался как кроссовер.. За неделю до старта Мердан поменял колеса на 35-е, заклеил автомобиль пленкой, вывел сапуны и прикрутил на скотч гофру.. Патруль, на который делали ставки, что он не жилец, по своим ходовым качеством оказался шишигой (-:

Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост

Экспедиция проходила при поддержке компании Кордиант, производителя колёс, известного на рынке шинного бизнеса в России. В проекте тестировались колеса Cordiant Off-road. Что сказать - колеса вернулись все! несмотря на то, что маршрут этот - убийца колес. Кордиант автомобиль прошел маршрут уверенно, чему мы, безусловно, очень рады (есть с чем сравнить - есть печальный опыт - в предыдущих экспедициях на перевал случалось, что авто пробивал все 4 колеса и ждал эвакуации в лесу..).

Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост
Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост

В общем, участники в этот раз - из Москвы, Энгельса, Тюмени, Екатеринбурга и Челябинска - оказались парнями смелыми и отчаянными. Как и руководитель экспедиции, Евгений Шаталов, в очередной раз сбежавший в проект из больницы, из-под капельницы, с суровым диагнозом - острый панкреатит.

Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост
Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост

Ну а участники прошли мощную внедорожную школу в суровейших условиях плохой погоды, размытых дорог, отсутствия связи.

Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост

Вы знаете, как это - внизу вода, наверху вода, в реке вода, в машине вода, в штанах вода, в палатке вода? И дорога такая что по чайной ложке в час.. и мошка, и нет цивилизации и связи.. То что надо современному человеку для полной перезагрузки (-:

Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост

Готовим полноценное кино об экспедиции. Подробности будут на сайте, ютюбах, фб, вк Red Off-road Expedition.

Перевал Дятлова 2019 на внедорожниках-амфибиях Перевал Дятлова, Cordiant, Бездорожье, УАЗ, Offroad, Автопутешествие, Видео, Длиннопост

В общем, путешествуйте!

Это улучшает сон, аппетит, цвет лица, размер бицепса и груди, ЧСВ ну и тд (-:

Показать полностью 12
Отличная работа, все прочитано!