За последнее время мне довольно много раз задавали вопросы на эту тему, поэтому...
Для начала стоит сказать, что рисование в графике является скорее стилизацией или даже просто осознанным выбором инструментов для рисования. Т.е. это сейчас будет не обучение "как правильно передать пропорции" или "как выстроить композицию" (что в намного бОльшей степени влияет на качество рисунка), а описание чисто технических особенностей рисования чернилами.
И как театр начинается с вешалки, так и мы сначала обсудим что лучше использовать.
Инструментарий и комментарии из личного опыта
Линер
+: дешевые; бывают многоразовыми (copic multiliner sp); толщина линии в большей степени зависит от выбранного линера, чем от особенностей использования; лёгкие и практичные (не текут, рисуют в любом положении); как правило используются пигментные чернила.
-: в основном одноразовые; качество не всегда пропорционально цене; нет возможности менять чернила не меняя инструмента; номера линеров не привязаны к каким-либо конкретным величинам.
Нюанс: номер линера указывает лишь на толщину онного у данного конкретного производителя (0,03 - просто "самый тонкий", а 1,0 - "самый толстый"). При этом толщина линии у линеров с одинаковыми номерами но разных производителей будет разная.
Итог: идеальный выбор для новичков при минимальных вложениях и минимальном обслуживании.
Перьевая ручка
+: приятная и мягкая линия, возможность варьирования толщины линии не только за счёт нажима но и за счёт расположения ручки (перевернул и получил ещё более тонкую линию), многоразовость (можно потратиться на хорошую ручку, что потом окупится), возможность использования различных чернил, различные типы используемых картриджей (от конвертера до пилотовских одноразовых картриджей).
-: хорошие ручки стоят Дорого; может пересохнуть, если долго не использовать; при заправке руки почти всегда нет-нет да изгваздаются в чернилах; некоторые ручки склонны к протеканию; подача чернила "самотёком" - при отрицательном наклоне может прерваться подача чернил к перу.
Итог: не рекомендую новичкам. Но если понравилось и готовы потратить время на освоение инструмента - вам воздастся.
Перо
+: богатый выбор перьев, ручек и чернил; возможность собственноручно что-то поменять или изготовить; очень медленный, неспешный и вдумчивый темп рисования; сильное варьирование толщины линии от нажатия (при использовании мягких перьев)
-: хорошие перья и держатели будут стоить дорого (потому что это будет обязательно кастом или мелкосерийное производство); темп рисования подходит только для усидчивых и терпеливых людей; невозможность использования в дороге или на природе; использование требует определённого навыка; очень высокая возможность испачкаться и испачкать работу.
Итог: очень специфический инструмент, требующий большой тренировки и осознанного подхода. Если коротко - сложно, муторно и оно того не стоит.
Изограф/рапидограф
+: многоразовые; широкий выбор толщин линий при абсолютно чётких характеристиках (номер = толщина линии в мм); высокое качество изготовления и гарантийный сервис; возможность использования различных чернил; пигментные чернила для изографов не стоят как крыло самолёта и их не обязательно заказывать "из-за бугра"; возможность заменить только пишущий узел, а не покупать весь изограф/рапидограф; возможность полной разборки для обслуживания/ремонта.
-: дорого (кроме поделок китайских братьев, но то даже называть изографом не стоит); специфические ощущения от самых тонких изографов; высокая вероятность изгваздаться в чернилах при заправке; заправка часто требует дополнительного инструментария (шприца, к примеру); пересыхает при долгом отстутствии использования и требует промывки (либо с полным разбором, либо нет); прекращение поступления чернил при минимальнейшем отрицательном наклоне.
Нюанс: изограф в виду конструкции легко перезаправляется и может варьировать свою толщину линии в зависимости от нажатия, рапидограф - нет. Изограф дороже, а рапидограф дешевле.
Итог: дорого-богато и не всегда оправдано. Самые главные плюсы в его многоразовости и ремонтопригодности, если для вас это не играет роли - не стоит париться.
Ручка-кисть
+: бывают как многоразовые, так и одноразовые; бывают как для чернил, так и для красок; самое приятное ощущение от проведения линии; незаменимы при необходимости закрасить большую площадь; широчайший выбор толщины линии.
-: сложные в освоении и требуют специфической техники рисования; склонны к протеканию при встряхивании; очень большой расход чернил; очень чувствительны к состоянию кисти, в большинстве своём не ремонтопригодны.
Итог: наличие в наборе просто необходимо, а использование в качестве основного инструмента несёт в себе как плюсы в виде пластичности и многофункциональности, так и минусы в виде определённой сложности в освоении.
Шариковая ручка
+: дешевизна и доступность; бывает как одноразовой, так и многоразовой; есть возможность использовать в очень специфической технике рисования; относительная простота создания полутонов; рисует при любом наклоне.
-: водорастворимые чернила; специфическая техника использования, нигде более не встречающаяся; как правило низкое качество изготовления; малое количество чернил в стержне.
Итог: подойдет если либо нет денег, либо нет под рукой для чего-то более нормального. Ну или это осознанный выбор для рисования в этой самой одной специфической технике.
Гелевая ручка
+: дешевизна и доступность; бывает как одноразовой, так и многоразовой; цветные чернила более яркие и насыщенные, чем у шариковой ручки; рисует при любом наклоне; чернила чуть более стойки к выцветанию, чем у шариковой ручки.
-: водорастворимые чернила; чернила могут очень долго сохнуть; как правило довольно низкое качество изготовления.
Итог: более доступный и простой аналог линеру со своими недостатками. Хороший вариант для обучения ибо в начале пути понадобится очень много чернил.
На этом с ручками закончили. Есть ещё капиллярные ручки и роллеры, которые я не рассматривал ибо особо не пользовался онными.
Бумага
Самое главное - не стоит использовать тетрадные страницы "в клеточку", "в линеечку" и т.д.. Потому что в дальнейшем вам может быть довольно сложно перейти на обычную бумагу (можете теряться перед большим белым пространством), а также ваши даже хорошо сделанные рисунки будут выглядеть... не презентабельно. Идеальный вариант для начала - пачка офисной бумаги формата А4 в 1000 листов. Успеете натренироваться вдоволь.
Почему А4? Потому что в начале своего пути в графике он и не избыточен как А3, и не слишком мал как А5. Золотая середина, так сказать.
По поводу плотности бумаги. Обычная офисная бумага идёт плотностью 80гр/м2 и будет далеко не самой гладкой по текстуре. Чернила в большинстве случаев будут проступать на обратную сторону, так что вам может понадобиться подкладывать какой-то один специальнообученный лист, чтобы не отмывать стол от своих же чернил. И ещё по этой же причине не пытайтесь рисовать на листах с дух сторон.
Следующей бумагой, которую я бы посоветовал выбрать - это 200гр/м2 с максимально гладкой текстурой. Чернила за неё схватятся обязательно, и даже самые тонкие изографы не будут её царапать. Также такая бумага будет хороша для использования спиртовых маркеров (это если вам захочется добавить цвета в ваши работы). Словом советую использовать её уже не для чисто тренировочных работ, а для чего-то более конкретного (но да, к ней тоже придётся привыкнуть).
Более текстурированная бумага нужна для красок, мела, графита, карандаша и т.д..
Скетчбуки
Только для рисования вне дома. Почему так? Рисовать вам придётся много, а скетчбуки одновременно и избыточны по качеству бумаги, и недостаточны по количеству страниц. Плюс вам надо будет организовать максимально прямой угол между вашим глазом и поверхностью, на которой рисуете, во избежание любых искажений, а со скетчбуком этого довольно сложно добиться. Так что сойдёт даже самый дешёвый настольный мольберт да не менее дешёвая основа в виде двп с рамкой (при руках из плеч и наличии свободного времени можно даже самому всё сделать). Плюс ещё пару крокодилов для фиксации бумаги (а на поздних этапах - малярный скотч). Только стоит учитывать, что в отличии от рисования кисточкой, вам придётся оказывать на поверхность куда большее давление, так что желательно, чтобы эта самая поверхность не шаталась.
В остальном же выбор скетчбука - сугубо личное дело. Кому-то удобны на кольцах, кому-то на пружине. Кому-то удобны портретные, кому-то альбомные. Кому-то обязательно необходимо ляссе и резинка, а кто-то и без этого прекрасно обойдётся. Тут понимание того, что подходит именно вам, придёт только с опытом.
Чернила
Основные два вида - пигментные и обычные/водорастворимые.
Пигментные - сохнут быстро, водой не размываются, после высыхания пальцем не размазываются, выцветают существенно медленней, чем обычные чернила. Но стоят дороже (а порой очень сильно дороже).
Обычные чернила - можно купить в любых канцтоварах. Стоят копейки но размываются водой (что можно по-идее использовать) и весьма бодро выцветают на солнце.
Какие использовать в начале свое обучения? Да самые простые! Ибо в начале прогресс у любого новичка просто летит как паровоз, а значит и начальные работы крайне быстро утратят свою актуальность.
На это всё по материалам и инструментам. Если вы продрались через эту стену текста, то я прям горд за вас - вы молодцы) В следующих частях поговорим уже чисто о способах штриховки, работе с линиями и т.д..
Мой инстаграм: instagram.com/moonkey_ink_art
Моя телега: t.me/foundry_art