Рисуем чернилами №0: Выбор материалов и инструментов

Рисуем чернилами №0: Выбор материалов и инструментов Рисунок ручкой, Рисование, Графика, Обучение, Ручка, Перьевая ручка, Линер, Шариковая ручка, Длиннопост

За последнее время мне довольно много раз задавали вопросы на эту тему, поэтому...

Для начала стоит сказать, что рисование в графике является скорее стилизацией или даже просто осознанным выбором инструментов для рисования. Т.е. это сейчас будет не обучение "как правильно передать пропорции" или "как выстроить композицию" (что в намного бОльшей степени влияет на качество рисунка), а описание чисто технических особенностей рисования чернилами.

И как театр начинается с вешалки, так и мы сначала обсудим что лучше использовать.

Инструментарий и комментарии из личного опыта


Линер

+: дешевые; бывают многоразовыми (copic multiliner sp); толщина линии в большей степени зависит от выбранного линера, чем от особенностей использования; лёгкие и практичные (не текут, рисуют в любом положении); как правило используются пигментные чернила.

-: в основном одноразовые; качество не всегда пропорционально цене; нет возможности менять чернила не меняя инструмента; номера линеров не привязаны к каким-либо конкретным величинам.

Нюанс: номер линера указывает лишь на толщину онного у данного конкретного производителя (0,03 - просто "самый тонкий", а 1,0 - "самый толстый"). При этом толщина линии у линеров с одинаковыми номерами но разных производителей будет разная.

Итог: идеальный выбор для новичков при минимальных вложениях и минимальном обслуживании.


Перьевая ручка

+: приятная и мягкая линия, возможность варьирования толщины линии не только за счёт нажима но и за счёт расположения ручки (перевернул и получил ещё более тонкую линию), многоразовость (можно потратиться на хорошую ручку, что потом окупится), возможность использования различных чернил, различные типы используемых картриджей (от конвертера до пилотовских одноразовых картриджей).

-: хорошие ручки стоят Дорого; может пересохнуть, если долго не использовать; при заправке руки почти всегда нет-нет да изгваздаются в чернилах; некоторые ручки склонны к протеканию; подача чернила "самотёком" - при отрицательном наклоне может прерваться подача чернил к перу.

Итог: не рекомендую новичкам. Но если понравилось и готовы потратить время на освоение инструмента - вам воздастся.


Перо

+: богатый выбор перьев, ручек и чернил; возможность собственноручно что-то поменять или изготовить; очень медленный, неспешный и вдумчивый темп рисования; сильное варьирование толщины линии от нажатия (при использовании мягких перьев)

-: хорошие перья и держатели будут стоить дорого (потому что это будет обязательно кастом или мелкосерийное производство); темп рисования подходит только для усидчивых и терпеливых людей; невозможность использования в дороге или на природе; использование требует определённого навыка; очень высокая возможность испачкаться и испачкать работу.

Итог: очень специфический инструмент, требующий большой тренировки и осознанного подхода. Если коротко - сложно, муторно и оно того не стоит.


Изограф/рапидограф

+: многоразовые; широкий выбор толщин линий при абсолютно чётких характеристиках (номер = толщина линии в мм); высокое качество изготовления и гарантийный сервис; возможность использования различных чернил; пигментные чернила для изографов не стоят как крыло самолёта и их не обязательно заказывать "из-за бугра"; возможность заменить только пишущий узел, а не покупать весь изограф/рапидограф; возможность полной разборки для обслуживания/ремонта.

-: дорого (кроме поделок китайских братьев, но то даже называть изографом не стоит); специфические ощущения от самых тонких изографов; высокая вероятность изгваздаться в чернилах при заправке; заправка часто требует дополнительного инструментария (шприца, к примеру); пересыхает при долгом отстутствии использования и требует промывки (либо с полным разбором, либо нет); прекращение поступления чернил при минимальнейшем отрицательном наклоне.

Нюанс: изограф в виду конструкции легко перезаправляется и может варьировать свою толщину линии в зависимости от нажатия, рапидограф - нет. Изограф дороже, а рапидограф дешевле.

Итог: дорого-богато и не всегда оправдано. Самые главные плюсы в его многоразовости и ремонтопригодности, если для вас это не играет роли - не стоит париться.


Ручка-кисть

+: бывают как многоразовые, так и одноразовые; бывают как для чернил, так и для красок; самое приятное ощущение от проведения линии; незаменимы при необходимости закрасить большую площадь; широчайший выбор толщины линии.

-: сложные в освоении и требуют специфической техники рисования; склонны к протеканию при встряхивании; очень большой расход чернил; очень чувствительны к состоянию кисти, в большинстве своём не ремонтопригодны.

Итог: наличие в наборе просто необходимо, а использование в качестве основного инструмента несёт в себе как плюсы в виде пластичности и многофункциональности, так и минусы в виде определённой сложности в освоении.


Шариковая ручка

+: дешевизна и доступность; бывает как одноразовой, так и многоразовой; есть возможность использовать в очень специфической технике рисования; относительная простота создания полутонов; рисует при любом наклоне.

-: водорастворимые чернила; специфическая техника использования, нигде более не встречающаяся; как правило низкое качество изготовления; малое количество чернил в стержне.

Итог: подойдет если либо нет денег, либо нет под рукой для чего-то более нормального. Ну или это осознанный выбор для рисования в этой самой одной специфической технике.


Гелевая ручка

+: дешевизна и доступность; бывает как одноразовой, так и многоразовой; цветные чернила более яркие и насыщенные, чем у шариковой ручки; рисует при любом наклоне; чернила чуть более стойки к выцветанию, чем у шариковой ручки.

-: водорастворимые чернила; чернила могут очень долго сохнуть; как правило довольно низкое качество изготовления.

Итог: более доступный и простой аналог линеру со своими недостатками. Хороший вариант для обучения ибо в начале пути понадобится очень много чернил.



На этом с ручками закончили. Есть ещё капиллярные ручки и роллеры, которые я не рассматривал ибо особо не пользовался онными.

Бумага

Самое главное - не стоит использовать тетрадные страницы "в клеточку", "в линеечку" и т.д.. Потому что в дальнейшем вам может быть довольно сложно перейти на обычную бумагу (можете теряться перед большим белым пространством), а также ваши даже хорошо сделанные рисунки будут выглядеть... не презентабельно. Идеальный вариант для начала - пачка офисной бумаги формата А4 в 1000 листов. Успеете натренироваться вдоволь.

Почему А4? Потому что в начале своего пути в графике он и не избыточен как А3, и не слишком мал как А5. Золотая середина, так сказать.

По поводу плотности бумаги. Обычная офисная бумага идёт плотностью 80гр/м2 и будет далеко не самой гладкой по текстуре. Чернила в большинстве случаев будут проступать на обратную сторону, так что вам может понадобиться подкладывать какой-то один специальнообученный лист, чтобы не отмывать стол от своих же чернил. И ещё по этой же причине не пытайтесь рисовать на листах с дух сторон.

Следующей бумагой, которую я бы посоветовал выбрать - это 200гр/м2 с максимально гладкой текстурой. Чернила за неё схватятся обязательно, и даже самые тонкие изографы не будут её царапать. Также такая бумага будет хороша для использования спиртовых маркеров (это если вам захочется добавить цвета в ваши работы). Словом советую использовать её уже не для чисто тренировочных работ, а для чего-то более конкретного (но да, к ней тоже придётся привыкнуть).

Более текстурированная бумага нужна для красок, мела, графита, карандаша и т.д..

Скетчбуки

Только для рисования вне дома. Почему так? Рисовать вам придётся много, а скетчбуки одновременно и избыточны по качеству бумаги, и недостаточны по количеству страниц. Плюс вам надо будет организовать максимально прямой угол между вашим глазом и поверхностью, на которой рисуете, во избежание любых искажений, а со скетчбуком этого довольно сложно добиться. Так что сойдёт даже самый дешёвый настольный мольберт да не менее дешёвая основа в виде двп с рамкой (при руках из плеч и наличии свободного времени можно даже самому всё сделать). Плюс ещё пару крокодилов для фиксации бумаги (а на поздних этапах - малярный скотч). Только стоит учитывать, что в отличии от рисования кисточкой, вам придётся оказывать на поверхность куда большее давление, так что желательно, чтобы эта самая поверхность не шаталась.

В остальном же выбор скетчбука - сугубо личное дело. Кому-то удобны на кольцах, кому-то на пружине. Кому-то удобны портретные, кому-то альбомные. Кому-то обязательно необходимо ляссе и резинка, а кто-то и без этого прекрасно обойдётся. Тут понимание того, что подходит именно вам, придёт только с опытом.

Чернила

Основные два вида - пигментные и обычные/водорастворимые.

Пигментные - сохнут быстро, водой не размываются, после высыхания пальцем не размазываются, выцветают существенно медленней, чем обычные чернила. Но стоят дороже (а порой очень сильно дороже).

Обычные чернила - можно купить в любых канцтоварах. Стоят копейки но размываются водой (что можно по-идее использовать) и весьма бодро выцветают на солнце.

Какие использовать в начале свое обучения? Да самые простые! Ибо в начале прогресс у любого новичка просто летит как паровоз, а значит и начальные работы крайне быстро утратят свою актуальность.


На это всё по материалам и инструментам. Если вы продрались через эту стену текста, то я прям горд за вас - вы молодцы) В следующих частях поговорим уже чисто о способах штриховки, работе с линиями и т.д..


Мой инстаграм: instagram.com/moonkey_ink_art

Моя телега: t.me/foundry_art

Лига Художников

45.2K поста33.5K подписчиков

Правила сообщества

0. БЕЗ ГРУБОСТИ И ХЕЙТА. Зовите @admoders на грубость без аргументов, не оставайтесь в стороне.

Давайте жить дружно! И конструктивно описывать недостатки.
1. Созданные вами работы — основа сообщества. Чаще всего это цифровые, традиционные рисунки, или на ткани / иных носителях.


2. Слабые работы часто отклоняем, ибо они провоцируют негатив у зрителей.

Для начинающих/неопытных есть Младшая Академия.

3. Зрители должны видеть рисунок без лишних манипуляций. Просим выкладывать картинки в хорошем качестве; не под углом или наклоном; на одном изображении только один рисунок; хотя бы в разрешении 700px; работы крупным планом в кадре.

4. Воздержитесь от публикации недоделок отдельным постом. Этап или фрагмент рисунка можно показать с законченной работой.


5. ТЕМАТИКА СООБЩЕСТВА

- Мы приветствуем: традиционные рисунки, цифровые рисунки, рисунки на ткани и иных материалах, процессы создания, уроки, мастер-классы, полезности для художников.

- Мы отклоняем: посты без ваших работ; слабые работы; некачественные фото; заказы, вопросы, объявления; фотоарты, раскраски, обводки; 3D-графику; скульптуру; комиксы...

- Ваш пост может подойти в одно из этих сообществ.



ВАЖНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ читайте по ссылке =)

1. Законченную работу рекомендуем показывать первой же картинкой.

2. Избегайте рекламных призывов вида "Подпишись, репостни, переходи по ссылке", чтобы не провоцировать раздражение читателей.

3. Укажите оригинального автора, если у вас копия чужой работы или срисовка фото.

Или напишите про копию / срисовку в посте.

Иначе зрители принимают пост за плагиат / воровство.



ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПИКАБУ (про весь сайт, а не одно соо)

1. Посты-повторы запрещены. Публикуйте одну работу один раз.
Если это сделали раньше вас, можно выложить её с тегом "повтор".

2. Эротика разрешена в NSFW-сообществах.

3. Торговля разрешена в спец. соо Лавка Пикабу.

- Нарушением будут продажи / коммерция / обсуждение цен вне "Лавки Пикабу".

- Автор может оставить свои контакты в посте и профиле.