Аборт
Пришла как-то к старцу некая семейная пара.
— Отче, — говорит супруга, — я ожидаю ребенка, а у нас уж и так четверо детей; коли пятый родится — не проживём. Благословите сделать аборт.
— Вижу, живётся вам не просто, — отвечает старец, — что ж, благословляю вас убить своего ребёнка. Только убивайте старшую дочь, ей ведь уже пятнадцать лет: чай, пожила уже на свете, кое-что повидала, а тот кроха и лучика солнечного ещё не видел, несправедливым будет лишать его этой возможности.
В ужасе женщина закрыла лицо руками и зарыдала.
Бесстрастие камня
Однажды авва Аммон пошёл к авве Антонию. Они занялись беседою о душевной пользе. После беседы авва Антоний предсказал Аммону, что тот преуспеет в страхе Божием.
Произнеся это пророчество, Антоний вывел Аммона из кельи и, показав на камень, сказал:
— Нанеси оскорбление этому камню и ударь его.
Тогда авва Антоний спросил его:
— Дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень?
— Так и ты, — сказал ему авва Антоний, — достигнешь в подобную меру бесстрастия.
Пророчество аввы Антония впоследствии исполнилось.
Ближайший путь к Богу
Ученик как-то сказал своему старцу:
— Отче, я не могу больше выносить, чтобы что-нибудь отвлекало меня. Как найти мне ближайший путь к Богу?
— Где путь труднее, там ты и иди; бери то, что бросает мир; и что делает мир, ты не делай. Иди противно миру во всех вещах, и тогда ты придёшь к Нему ближайшим путём!
Болезни
Один старец сказал: «Существуют болезни, которые незачем лечить, ибо только они способны предохранить от других, гораздо худших».
Брать и давать
Братья спросили святого Антония:
— Если кто скажет: «Я ничего не буду брать у братьев, и сам ничего не буду им давать, — для меня достаточно моего», — хорошо это или плохо?
— Дети мои! Кто таков, тот жесток сердцем, и душа у него — душа льва. Его должно считать отчуждённым от сообщества всех добрых людей.
Быть как ангел
Брат Иоанн думал: «Я хочу быть похожим на ангелов. Они ничего не делают, кроме созерцания великолепия Бога». И в ту же ночь он оставил монастырь в Сцете и отправился в пустыню.
Неделю спустя он вернулся в монастырь. Брат в воротах услышал его стук, и спросил, кто это.
— Это Брат Иоанн. Я голоден.
— Этого не может быть, — сказал привратник. — Брат Иоанн в пустыне, он превращает себя в ангела. Он больше не чувствует голод, и ему больше не нужно работать, чтобы прокормить себя.
— Прости мою гордость, — сказал брат Иоанн. — Ангелы помогают людям. Это их работа, и вот почему они созерцают великолепие Бога. Я могу созерцать то же великолепие в моей ежедневной работе.
После этих слов смиренности брат открыл ворота.
В мастерской часовщика
Отец с сыном зашли к часовщику. У него по стенам мастерской висело множество часов с фигурками людей и животных. Там были медведи, зайчики, петушки и кукушки. Всё это пощёлкивало, щебетало, куковало, поводило глазами, размахивало руками и ногами. Мальчик удивлённо спросил:
— Нет, сынок, — улыбнулся отец. — Здесь только один часовщик живой.
В парикмахерской
Один человек пришёл в парикмахерскую. Во время стрижки и бритья заговорили с парикмахером о Боге.
— Что бы вы мне ни говорили, а я не верю, что Бог есть.
— Почему? — спросил клиент.
— Достаточно выйти на улицу, чтобы убедиться, что Бога нет. Вот скажите, если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети? Если бы он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает всё это.
Клиент задумался. Когда парикмахер закончил работу, клиент щедро расплатился. Выйдя из парикмахерской, он увидел на улице заросшего и небритого человека. Тогда клиент вернулся в парикмахерскую, пригласил парикмахера к окну и, показывая пальцем на бродягу, сказал:
— Парикмахеров не существует! — вежливо приподнял шляпу и вышел.
Великое несчастье
Авва Моисей, обходя пустыню, столкнулся с кочевым племенем, которое справляло пышные похороны. Посреди стойбища, на огромном костре лежало тело вождя племени в богатых одеждах.
— Какой веры был ваш вождь? — спросил старец.
— Увы, — отвечали ему, — он был неверующим
— Поистине великое несчастье, — сказал тогда авва Моисей, — быть так роскошно одетым и не иметь, куда пойти!
Вера в чудеса
Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает?
— Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут — к добрым людям они приходят сами.
«Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога.» (3Ин.11).
Весь словно лицо
Некто, увидев в разгар зимы нищего, который, не имея на себе ничего, кроме рубахи, чувствовал себя всё же не хуже, чем тот, кто был закутан по самые уши в куний мех, спросил его:
— Как ты можешь терпеть такой холод?
— Ну, а вы, сударь? — ответил тот. — Ведь и у вас тоже лицо ничем не прикрыто. Вот так и я — весь словно лицо.
Визит Бога
Жил в одном селении сапожник. Жил он праведно, имел веру сильную. И вот перед одним из великих церковных праздников сапожник занемог. Опечалился он, что не сможет попасть в храм, Как вдруг, накануне самого праздника, приснилось ему, как будто чей-то голос, совсем тихий и кроткий говорит: «Раз ты не сможешь прийти ко мне, я приду к тебе в этот день».
Проснулся сапожник и обрадовался: «Неужто сам Господь ко мне пожалует?» — думал он.
Всё утро он наводил порядок и чистоту у себя дома, готовил праздничные угощения — как мог, так и готовился к приходу желанного Гостя. И вот, во время подготовки он увидел за окном рыдающего мальчика. Подозвав его к себе, сапожник спросил:
— У меня сегодня порвались последние ботинки и мне не в чем ходить. А живём мы в семье бедно, а потому новые купить не сможем…
Тогда сапожник успокоил мальчика и сказал:
— Давай мне свои ботинки, я починю тебе их.
Через короткое время мальчик, весь сияющий от счастья, стоял в отремонтированных ботинках. Проводив его, сапожник продолжил своё дело.
Наступил вечер. И вот, приходит к нему бедная женщина и говорит:
— Прости меня, пожалуйста! Я отдала тебе в ремонт свои сапоги, а заплатить тебе мне нечем… Но ходить без сапог теперь нельзя — холода наступили…
Сапожник только улыбнулся и сказал:
— Готовы твои сапоги. Носи и не снашивай! — И отдал их женщине, так ничего не потребовав.
Наступала ночь. Давно закончив все свои дела, сапожник сидел у окна и ждал обещавшего прийти к нему Гостя. Дело уже близилось ко сну, когда сапожник, приуныв от бесплодного ожидания, стал стелить себе постель. И тут в дверь постучали.
Открыв, сапожник увидел перед собой путника. Тот сказал:
— Пусти меня к себе переночевать. Я весь день в пути, но податься мне не к кому: никто к себе на ночь не пускает…
Сжалился сапожник над ним и пустил к себе в дом. Дав отдохнуть путнику с дороги, сапожник уложил его спать на свою постель, а сам постелил себе на полу. И вот, отходя ко сну, он думал про себя:
— Наверное, я оказался недостоин Гостя, потому что он так и не явился ко мне сегодня… Видимо, он не удостоил меня чести справить с ним этот великий праздничный день, — с такими невесёлыми мыслями и уснул сапожник.
И вот снова снится ему, как всё тот же тихий голос говорит ему:
— Я сегодня приходил к тебе трижды, и каждый раз ты меня радушно принимал.
Визит к богатому коллекционеру
Жил один богатый коллекционер древних статуй, которых у него было великое множество. Они стояли по аллеям его красивого парка. Знакомые направили к богачу одного молодого студента с рекомендацией от местного Исторического общества.
Управляющий доложил хозяину о прибытии гостя, встретил его и повел по дорожкам парка к дому. Охваченный любопытством, студент останавливался возле каждой статуи и восторженно вздыхал. В конце концов управляющий не выдержал:
— Господин, вас, собственно, кому представить: статуям или их владельцу?
«Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1Ин.2:16).
Внешнее и внутреннее
Один царь, разъезжая по своему царству со своими придворными, встретил двух нищих старцев в изорванных одеждах. Он тотчас же остановился, вышел из колесницы, поклонился им до земли и поцеловал их.
Придворные оскорбились таким поступком царя, унижающим, по их пониманию, царское достоинство. Прямо же выказать своё неудовольствие не решились. Объяснить царю неприличие его поступка взялся его родной брат. Царь выслушал и пообещал дать ему ответ.
Город этот имел такой обычай. К гражданину, приговорённому к смертной казни, накануне посылался герольд с трубой и начинал перед окнами его дома трубить.
Царь вечером того же дня, когда имел объяснение с братом, послал трубача к окнам его дома. Тот, конечно, опечалился и всю ночь провёл без сна.
Наутро пошёл он вместе со своей женой в царский дворец. Царь принял его в своих внутренних покоях и сказал:
— Неразумный! Ты испугался проповедника моей воли, хотя не сделал против меня ничего, достойного смертной казни. Как же тебе можно было учить меня, когда я отдал предпочтение нищим — проповедникам Божьим, которые громогласнее всякой трубы проповедуют мне о смерти и о страшном пришествии моего Владыки, пред которым я без числа согрешаю? Так, нынче обличая своё безумие, — заключил царь, — устрашился ты.
Но так как брат выказал своё неудовольствие царю по совету придворных вельмож, то царь и их не оставил без обличения. Он приказал устроить четыре ящика, два из них позолотить снаружи, а внутрь положить смердящих костей; другие же обмазать смолой и сажей, внутрь положить драгоценные камни.
Приготовив это, царь позвал вельмож и, указывая ящики, спросил их:
— Какие ящики лучше: вызолоченные или обмазанные смолой?
Вельможи указали на первые. Царь приказал раскрыть те и другие. Дело объяснилось. Тогда царь сказал вельможам:
— Знайте же, что нужно обращать внимание на внутреннее и сокровенное, а не на внешнее. Вы обиделись, когда я поклонился плохо одетым нищим. А я видел очами разума, что они честны и благородны душою.
Воробей
Две маленькие сестрички, прослушав библейскую историю об изгнании Адама и Евы из рая, сказали папе:
— Папа, если бы мы с Леной были в раю, то ни за что бы не съели плод познания добра и зла. Ведь Бог не разрешил его трогать, правда, папа?
— Правда, — улыбнулся отец и уложил детей спать.
На утро папа встал раньше всех, поймал во дворе воробья и посадил его в непрозрачную кастрюльку. Разбудив девочек, он показал им кастрюльку, которую поставил на подоконник отрытого окна в кухне и сказал:
— Пожалуйста, не снимайте крышку с этой кастрюльки, пока я не приду с работы. Когда я вернусь, то сам покажу вам сюрприз, который там находится. Если будете послушны, куплю вам новую игру.
Папа ушёл с мамой на работу, а ребятишки остались дома одни. Всеми силами пытались они себя отвлечь от кастрюльки, стоящей на кухне. Они давно переиграли во все игры, какие знали, но любопытство не давало им покоя — очень хотелось заглянуть в кастрюльку. В конце концов, старшенькая Маша уговорила сестричку Лену, которая ещё боялась, что папа будет ругаться, заглянуть в кастрюльку.
— Мы только одним глазком глянем и закроем, — сказала она. Папа даже не узнает.
Но как только Леночка приподняла крышку, воробьишка вылетел в окно. Испугавшись, девочки захлопнули пустую уже кастрюльку. Вечером вернулся папа, и, увидев, что кастрюлька пуста, сказал:
— Ну что, маленькие Евы, — не выдержали, выпустили птичку. Вот так и Ева не удержалась, чтобы не попробовать плод познания добра и зла.
— Папа, что это было за дерево такое, и почему с него нельзя было кушать, — спросила Маша.
— Дерево было обычным, и плоды съедобными, но, нарушив запрет Бога, первые люди сами как бы выбрали зло вместо добра, потому, что всякое зло начинается с непослушания, а с послушания всё доброе, чему бы научил Бог первых людей, когда б они были послушны. Этот воробушек был для вас сегодня деревом добра и зла, и вы тоже не послушались меня. Испытание Адама и Евы оказалось вам не по силам.
Всадник, фермер и бедняк
Один старец ушёл в отшельники и на протяжении десяти лет молил Бога об одном: узнать, почему на Земле одни рождаются и становятся богатыми, а другие — бедными. Особенно когда чаще всего творчески одарённые люди — бедняки, а богатые — самые незаурядные личности, которые просто родились в удачной семье. Почему творится такая несправедливость?
И вот, Бог смилостивился и послал к нему Ангела. Ангел сказал:
— Я не буду ничего объяснять. Для начала просто закрой глаза.
Старец закрыл глаза, и когда открыл их, очутился на дереве, в дупле. Ангел продолжил:
— Здесь ты пробудешь три дня. Наблюдай за происходящим.
На первый день проскакал всадник на вороном коне, в блестящих латах. Около дерева от седла случайно отвязался мешок и шлёпнулся на землю. На второй день подошёл к дереву фермер, развернул скатерть, уставил её едой и начал было есть, но вдруг заметил мешок. Он увидел, что в мешке золото, ужасно обрадовался и побежал с мешком дальше, оставив обед под деревом. На третий день проходил бедный странник, увидел еду и набросился на неё с жадностью. Не успел он докончить трапезу, как вернулся всадник на вороном коне и стал требовать вернуть свои деньги. Стал его мучить, а потом убил, поняв, что это бесполезно. И тут монах не выдержал и начал кричать от гнева:
— Ты же обещал мне дать ответы на мои вопросы, но я увидел ещё одну сцену несправедливости!
— Подожди — ответил ему Ангел. — Я сейчас тебе растолкую смысл увиденного. Тот всадник — это богач. Он объезжал свои владения и собирал подати. У него ещё полно таких же мешков, какой он потерял. Просто жадность не давала остановиться. Других ценностей, кроме злата, у него нет. Тот фермер обанкротился и заложил своё имущество. Вчера был последний день возврата денег, и если бы он не нашёл этот мешок он бы остался без всего и попал бы в тюрьму. Но он откупился найденным золотом и спас себя и семью. Тот бедный странник в молодости, по пьянке, убил человека. После этого он мучился всю свою жизнь, раздал имущество бедным и молил Бога о мученической смерти, дабы искупить свой грех. Вчера его желание исполнилось, и теперь он не просто искупил свой грех, но стал ещё и Святым Мучеником. Всадника же, убившего его, теперь будут преследовать кошмары. Он раскается и начнёт помогать бедным.
Сыновья
Собрались у колодца три женщины. Две из них стали наперебой хвалить своих сыновей. Одна говорит, что её сын красивее всех, сильнее всех и умнее всех. Другая — про своего то же самое. А третья стоит рядом и помалкивает. Две первые её спрашивают, почему она молчит. А она говорит, что сын у неё обычный, ничего особенного.
Пошли женщины с тяжёлыми вёдрами домой. А навстречу им сыновья идут.
Сын первой прыгает через голову, ходит на руках, бросает тяжёлые камни. А мать радуется, смотрите, мол, какой он у меня. Сын второй стал посреди дороги и поёт, как соловей, и пляшет. А мать довольна. А сын третьей подбежал к матери, взял ведро и понёс домой.
Проходил мимо старик. Две женщины подбежали к нему и просят рассудить, чей же сын лучше. А старик отвечает:
— А где же ваши сыновья, я видел только одного. — И показал на того, кто понёс ведра.